Электрические схемы электровоза
Электрическая схема электровоза включает схемы силовой и вспомогательных цепей, а также схему цепей управления. К силовой схеме относятся цепи тяговых электродвигателей, к вспомогательной — цепи вспомогательных машин и электрических печей. Эти цепи называют также высоковольтными цепями электровоза. К цепям управления относятся все цепи, питаемые от источника питания постоянного тока напряжением 50 В.
Несмотря на то что высоковольтные цепи секций Л и Б в основном идентичны, различие в действиях цепей и отдельной аппаратуры секций двух-, трехсекционного (формирования Л+Л+Б и Л+Б-4-Б) и двух двухсекционных электровозов ВЛ11, управляемых по системе многих единиц, обусловливается положениями соединительных пластин (табл. 8 и 9), порядком подсоединения проводов к высоковольтным зажимам межсекционных соединений, положениями реверсоров в секциях А и Б (если реверсор в секции А установлен в положение Вперед, то в секции Б он должен быть установлен в положение Назад и наоборот), осуществлением питания последовательно соединенных тяговых электродвигателей всех секций во всех возможных вариантах формирования электровозов через быстродействующий выключатель БВ головной секции А.
Пути протекания тока в режиме тяги по силовым цепям секций двух- и трехсекционного электровозов при последовательно-параллельном и параллельном соединениях тяговых электродвигателей не отличаются между собой, поэтому приведены только схемы одной секции Л (рис. 145*, 146).
Путь протекания тока по силовым цепям трехсекционного электровоза формирования Л + Б+Б при последовательном соединении тяговых электродвигателей на рис. 147* показан жирными линиями.
Схемы цепей управления секций Л и Б отличаются следующим: нагревательный элемент ЭН2 санузла и его выключатель В9 установлены только в секции А; электроплитка ЭН1 и ее выключатель В12 — только в секции Б. Поэтому элементы схемы изображены применительно к головной секции А, а там, где необходимо отра-
* Рисунки, отмеченные знаком *, помещены на вкладках.
зить взаимную работу аппаратов двух секций, приводятся электрические цепи и другой секции.
На принципиальной схеме цепей управления (рис. 148*) и развертках электрических аппаратов (рис. 149*) главные и вспомогательные контакты аппаратов изображены в соответствии с положениями: рукояток контроллера КтМ (главной, тормозной и ре-версивно-селективной) — 0; реверсора ПкР — для движения электровоза Вперед кабиной секции А; группового переключателя ПкГ- С-СП; тормозного переключателя ПкТ — М; переключателя последовательного соединения ПкС — СП-П; переключателей тяговых электродвигателей ПкД1, ПкД2 — Нормальный; переключателя вентиляторов ПкВ — Высокая скорость; кнопочных выключателей БлКн5-БлКн9 — Выключено; кнопочного выключателя БлКн7 — Включено. Последовательность замыкания главных контактов коммутационных аппаратов силовой цепи должна соответствовать табл. 10. Порядок маркировки проводов электрических схем электровозов ВЛ11 следующий:
001 199 силовые цени, 201-299 — вспомогательные цепи;,
301-399 — цепи управления, подключенные к панели управления, генератору управления, аккумуляторной батарее;
401 -499 цепи управления токоприемниками и аппаратами защиты (БВ, РДф1, РДф2, ПБЗ и т. д.);
SOI-699 цепи управления тяговыми электродвигателями;
701 799 — цепи управления вспомогательными машинами, отоплением, нагревателями, звуковыми сигналами, песочницами, разгрузочным устройством и тормозами;
801 -899 цепи сигнализации, низковольтных измерительных приборов, радиостанции;
901-999 цепи освещения; Э1, Э2 и т. д. ~ межсекционные низковольтные провода (с буквой «Э» перед номерами) ;
100-900 (кратные 100) —«земля».
Для схемы панели управления, локомотивной сигнализации и радиостанции применена самостоятельная маркировка элементов и проводов.
Перечень аппаратов и машин и их условные обозначения электровоза ВЛ11 даны в прил. 1. Наиболее существенные изменения, внесенные в схемы электровоза ВЛ11 по № 270 включительно, даны в прил. 2.
Устройство блокировки тормозов АБТ, пневматические выключатели управления ВУП1-ВУПЗ; датчик пневматический ДПЭ, кран машиниста КрМ, клапан электроблокировочный КЭБ, клапаны электропневматические КЭП1-КЭП5, регулятор давления РгД1 условно отнесены к элементам пневматической схемы.
На электровозе применена неавтоматическая, косвенно-дистанционная система управления, позволяющая управлять двух-трехсекционными и двумя двухсекционными электровозами с одного поста управления в режимах тяги и рекуперативного торможения (см. рис. 148*). Управление электровозом осуществляется контроллером машиниста КгМ и кнопочными выключателями БлКн5- БлКн9. Межсекционное соединение цепей управления выполнено съемными кабелями со штепсельными разъемами.
Основные операции по управлению электровозом: включение и отключение линейных контакторов, набор и сброс реостатных позиций, изменение соединений тяговых электродвигателей (установка переключателей режимных и групповых в соответствующие положения), изменение направления движения электровоза, ослабление возбуждения тяговых электродвигателей, перевод тяговых электродвигателей на независимое возбуждение перед началом рекуперативного торможения, регулирование режима рекуперативного торможения, разбор цепей рекуперации и восстановление реле РТ37, —— осуществляются тремя рукоятками контроллера машиниста КтМ.
Реверсивпо-еелектнвпая рукоятка контроллера машиниста КтМ имеет восемь фиксированных положений:
О ■- пулевое (соответствует отключенному состоянию цепей тяговых электродвигателей) ;
M для пуска и разгона электровоза на последовательно-параллельном и параллельном соединениях тяговых электродвигателей при движении Вперед и Назад в тяговом режиме;
МС — для пуска и разгона электровоза на последовательном соединении тиговых электродвигателей при движении Вперед 11 Назад в тяговом режиме;
П, СП и С дли рекуперативного торможения при движении электровоза Вперед на параллельном, последовательно-параллельном и последовательном соединениях тяговых электродвигателей.
Тормозная рукоятка контроллера машиниста КгМ служит для включения и регулирования рекуперативного торможения, а также осуществления ослабления возбуждения тяговых электродвигателей в режиме тяги и имеет следующие фиксированные позиции:
О — пулевая (соответствует полному возбуждению тяговых электродвигателей) ;
02 — подготовительная для подключения обмоток возбуждения тяговых электродвигателей на независимое питание от генератора преобразователя с целью осуществления режима рекуперации;
1…..15 для регулирования режима рекуперативного торможения; OBI — ОВ4 — ослабления возбуждения.
Главная рукоятка контроллера машиниста КтМ имеет 38 фиксированных позиций: 0 — нулевую и 37 регулировочных, две из которых (21-я и 37-я) ходовые (безреостатные).
Рсверсивно-сслективный, тормозной и главный валы контроллера машиниста КтМ взаимно сблокированы для предотвращения ошибочных действий машиниста при управлении электровозом. При пулевом положении всех рукояток контроллера машиниста ре-версинпо-селективная рукоятка разблокирована, а при установке ее в положение Вперед или Назад M тягового режима разблокируется главная рукоятка, и ее можно перевести па любую позицию.
При этом селективно-реверсивная рукоятка блокируется. При установке реверсивно-селективной рукоятки в положение МС главную рукоятку можно перевести только до 21-й позиции.
На 21-й и 37-й позициях главной рукоятки разблокируется тормозная рукоятка, что позволяет включать ослабление возбуждения тяговых электродвигателей, при этом передвижение главной рукоятки невозможно.
В любом рекуперативном (тормозном) положении реверсивно-селективной рукоятки (П, СП, С) вначале разблокируется тормозная рукоятка и ее можно установить на 02-ю позицию, после чего реверсивно-селективная рукоятка блокируется. При этом главную рукоятку можно перевести до 21-й позиции, однако для перемещения тормозной рукоятки с 02-й позиции до 15-й достаточно главную рукоятку установить на 1-ю позицию.
Обратный сброс тормозной рукоятки возможен до 1-й позиции включительно, затем главная рукоятка должна быть установлена на нулевую позицию, после чего разблокируется тормозная рукоятка и ее также можно установить на нулевую позицию.
Поскольку цепи управления секций двух- и трехсекционного электровозов или двух двухсекционных, управляемых по системе многих единиц, электрически соединяются между собой межсекционными проводами, то переключения соответствующих аппаратов происходят одновременно на всех секциях. Отсчет порядкового номера секции для измерительных приборов, световой сигнализации и работы оборудования производить от головной секции, из которой осуществляют управление электровозом.