Расположение оборудования
Оборудование, необходимое для работы электровоза, расположено в кабинах, высоковольтных камерах, машинных помещениях, на крыше, торцовых стенках и под кузовом электровоза (рис. 138). Планировка кузова и размещение оборудования в нем определены условиями обеспечения свободного доступа для осмотра, ремонта, монтажа и демонтажа, обеспечения мер безопасности и производственной санитарии обслуживающего персонала, а также правильной развески электровоза с равномерным распределением его массы как по сторонам, так и по осям. Все высоковольтное оборудование и часть аппаратуры цепей управления установлены в полностью огражденных высоковольтных камерах (ВВК), расположенных в средней части каждого из кузовов, а вспомогательные машины и другое оборудование в машинных отделениях (в концах, противоположных кабинам).
Такая планировка способствует снижению уровня шума и вибрации в кабине машиниста от работающих вспомогательных машин.
В кабинах обоих кузовов оборудование расположено одинаково (рис. 139). Со стороны машиниста в кабине электровоза расположен пульт управления, в который вмонтированы: кнопочный выключатель КУ-36, резистор к электрическим лампам, пульт управления и тумблер включения поездной диспетчерской радиосвязи, регулятор давления АК-ПБ питательной магистрали, кнопочный пост включения и проверки электрических цепей локомотивной сигнализации, блок тумблеров и конечный выключатель для отпуска тормозов локомотива. —
В верхней части пульта на панели измерительных приборов установлены сигнальные лампы, лампы подсветки приборов в ночное время, приборы контроля напряжения в контактном проводе и тока якоря и возбуждения тяговых электродвигателей, манометры контроля давления в главных и уравнительном резервуарах, в тормозной магистрали и тормозных цилиндрах.
Со стороны помощника машиниста в кабине установлены: манометр контроля давления воздуха в цепи управления, вольтметр контроля напряжения в цепи аккумуляторной батареи, сигнальная лампа, кнопочный пост подачи песка, свистка и включения фиолетового освещения, тумблеры включения красного и белого цвета вад на заднюю стен ну набайьі
Рис. 139. Расположение оборудования в кабине:
/ — ограждение печи; 2 — кнопочный выключатель КУ; 3 — держатель для бланков предупреждений; 4 теневой щиток; 5 плафон потолочный; 6 — люк (отверстие) для нодачи свежего воздуха; 7 — розетка 50 В; 8 светофор пятизначный; 9 вентилятор для обдува окон; К) — стеклоочиститель; // — светильник со светофильтром зеленого цвета; 12 — новоротный предохранительный щиток (параван); 13 рамка с фотосхемой; 14 — ящик аптечки; 15 радиостанция; 16 — громкоговоритель поездной радиосвязи; 17 — выключатель управления; 18 предохранитель; 19 — платяной шкаф; 20 — рукоятка ручного тормоза; 21 — колонка ручного тормоза; 22 ■- печь электрическая ПЭТ-1УЗ; 23 — электропневматический клапан; 24 пепельница; 25 ~~ сидение; 26 — кнопочный пост; 27 — пульт помощника машиниста; 28 — пульт управлення поездной радиосвязи; 29 — регулятор давления питательной магистрали; 30 — пульт машиниста; 31 — панель измерительных приборов; 32 — скоростемер ЗСЛ2М-І50: 33 — контроллер машиниста, 34 — кран вспомогательного тормоза; 35 — кран машиниста; 36 — рукоятка бдительно сти; 37 — кнопочный пост подачи свистка, сигнала и песка, 38 — электропневматический клапаи; 39 ■■- сигнальные лампы; 40 — вольтметр для измерения напряжения в контактной сети; 41, 43 — манометры главного и уравнительного резервуаров; 42, 46 — амперметры для контроля тока якоря и возбуждения тяговых электродвигателей; 44, 45 — манометрі.! тормозной магистрали и тормозного цилиндра буферных фонарей, обогрева окон и освещения ходовых частей, кнопочный выключатель КУ, а также розетка РЗ-8Б (50 В) постоянного тока.
На лобовой стенке кабины установлены: ь противосолнечные щитки, вентиляторы обдува лобовых окон и кабины, стеклоочистители. На стойке между лобовыми окнами установлен пятизначный светофор локомотивной сигнализации. На стойке между лобовыми и боковыми окнами (со стороны машиниста) находится скоростемер ЗСЛ2М-150. Над лобовыми окнами в средней части передней стенки для ограждения лобового прожектора предусмотрена специальная коробка, на крышке которой установлены таблички с обозначением секции. В потолке кабины вмонтированы два плафона освещения и два светильника со светофильтрами зеленого цвета.
На задней стенке кабины установлены: выключатель управления, рамки с электрическими и пневматическими фотосхемами, громкоговоритель, радиостанция, предохранитель, платяной шкаф, зеркало, аптечка и рукоятка колонки ручного тормоза.
Вдоль боковой стенки кабины со стороны машиниста установлены: рукоятка бдительности локомотивной сигнализации, электропневматический клапан локомотивной сигнализации (ЭПК), пневматический клапан песочницы, педаль пневматического клапана тифона, кнопочный пост подачи свистка, сигнала и песка, кран машиниста и кран вспомогательного тормоза, пепельница.
Вдоль боковой стенки со стороны помощника машиниста имеются: электропневматические клапаны и пепельница. Контроллер расположен перед пультом машиниста и удален от боковой стенки кабины на расстояние, позволяющее в этом пространстве находиться машинисту электровоза. Между контроллером и задней стенкой кабины имеется проход.
На рабочем месте машиниста и его помощника установлены сиденья. Отопление кабины электрическое, для этого в кабине установлены восемь электропечей ПЭТ-1УЗ, которые можно включить в группы из четырех или восьми печей одновременно. По две печи размещены под пультом машиниста и его помощника и на лобовой стенке между пультом машиниста и его помощника, а остальные, две печи на задней стенке кабины по одной в обе стороны от входной двери. Кроме того, в кабине установлены держатели для поездной документации.
Приемные катушки локомотивной сигнализации установлены под кабиной. Для обдува лобовых окон в зимних условиях и для создания комфорта обслуживающему персоналу в летнее время на лобовой стенке кабины установлены мотор-вентиляторы (с электродвигателем ДВ-75).
В высоковольтной камере (ВВК) размещена вся аппаратура силовых цепей и часть аппаратов цепей управления. От сквозного рабочего прохода ВВК ограждается блокируемым раздвижным сетчатым ограждением, от машинного помещения — глухой стенкой, от поперечного прохода — стенкой с двумя дверями в тупиковые проходы ВВК. Между ВВК и правой (по ходу электровоза) стенкой кузова предусмотрен проход для доступа к оборудованию, установленному в ВВК, при осмотрах и ремонтах.
Двери и раздвижное ограждение сблокированы механическими и пневматическими блокировками, исключающими доступ в ВВК
при поднятом токоприемнике. Двери ВВК оборудованы также ко-роткозамыкателем, исключающим возможность попадания под высокое напряжение при отказе механической и пневматической блокировок либо самопроизвольном подъеме токоприемника или падении (в случае обрыва) провода контактной сети на токове-дущие части и аппараты, установленные на крыше электровоза.
В высоковольтной камере аппаратура расположена в два этажа. На первом этаже п© обе стороны среднего прохода находятся блоки аппаратов № 1, 2. На втором по всей длине и ширине ВВК размещены блоки пусковых резисторов, индуктивных шунтов и резисторов ослабления возбуждения.
На блоке аппаратов № 1 (рис. 140) установлены пневматические и быстродействующие контакторы; тормозной, режимный, групповой переключатели и переключатели тяговых электродвигателей; реверсор; резисторы к БК, цепи возбуждения генератора, ЩС, добавочный к вольтметру; панель шунта амперметра; реле перегрузки тяговых электродвигателей, контроля защиты РП-280, рекуперации, пониженного и повышенного напряжения; блок диодов перехода; предохранители.
На блоке аппаратов № 2 (рис. 141) установлены быстродействующий выключатель, переключатель вентиляторов, счетчики электроэнергии, контакторы ослабления возбуждения и вся низковольтная аппаратура цепей управления. Под средним проходом ВВК предусмотрен кабельный желоб, покрытый сверху съемным настилом.
В машинном помещении кузова размещены мотор-вентилятор с генератором управления на валу, преобразователь, агрегат мотор-компрессора, малогабаритный компрессор для подъема токоприемника, дешифратор локомотивной сигнализации, ящик (в секции А) и готовальня ЗИПа (в секции Б), агрегат панели управления, антенна, согласующее устройство поездной радиостанции, огнетушители ОУ-5, пневматическое оборудование. В машинном помещении секции А на торцовой стенке ВВК установлены выключатели обогрева главных резервуаров, обогрева компрессора и обогрева санитарного узла, розетка 50 В и предохранитель цепи локомотивной сигнализации. В секции Б на торцовой стенке ВВК имеются те же выключатели, кроме выключателя обогрева санитарного узла.
На каркасе мотор-вентилятора установлены агрегат тормозных цилиндров (кран 1-2, фильтр контакторный Э-114, редуктор усл. № 348 с кронштейном Э-117, обратный клапан 1-2) и реле давления усл. № 304.002. На правой (по ходу электровоза) боковой стенке кузова, над мотор-компрессором размещены клапан электроблокировочный КПЭ-99, пневматический выключатель управления ПВУ-2, агрегат клапана нагружающих цилиндров, агрегат клапана срыва рекуперации, клапан электропневматический. На левой (по ходу электровоза) боковой стенке около преобразователя установлены: агрегат цепи управления, клапан песочницы; на торцовой стенке ВВК — пневматические выключатели управ-
Рис. 140. Блок аппаратов № 1;
/, 4 — электропневматнческне контакторы ПК-25; 2 — панель предохранителей: 3 — резисторы (ограничивающий и разрядный к БК): 5, 7 — электропневматические контакторы ПК-25 с блокировкой Б-ІБ-7; ПК-22 с блокировкой Б-ІБ-ІЗ. ПК-33; 8 — быстродействующий контактор БК-78Т: 9. 10 и 13 — переключатели ТК-042, ПКД-047 и пкд-047-01; // — блок аппаратов; 12 — штанга; 14 — переключатель групповой ПКГ-040: 15, 16 и /7 — электропневматнческие контакторы ПК-41 с блокировкой Б-1Б-7. ПК-41 с блокировкой Б-1Б-13. ПК-43: 18 — резистор разрядный ПП-206 к АМГ; 19 — предохранитель ПКТН-1093 : 20 — реле рекуперации: 21. 22 — реле повышенного напряжения РПН-496: 22 — реле низкого напряжения РНН-497; 23 — реле контроля защиты; 24 — резистор р-1081 к вольтметру. 2.5 — перегородки 26, 29 — электропневматические контакторы ПК-4! с блокировкой Б-1Б-7. ПК-31 с блокировкой Б-1Ь-1; 2,, 28 — резисторы ЩС-157 и к реле РПН н РНН; 30 — резистор ЩС-018 к реле рекуперации; 31 — блок диодов перехода: 32, 33 — переключатели ПКД-043-0! н ПКД-043; 34 — каркас блока аппаратов; 35 — розетка РЗ-8Б; 36 — панель заземления
Рис. 141. Блок аппаратов № 2.
1-.в _ резисторы соответственно ПП-202, ПП-202-01. ПП-202-04; ПП-223; ПП-202-07, ПП-202-06; 7 можения: 8 — счетчик электроэнергии: 9 — резистор к счетчику; 10 — датчик боксования: »
импульсов; 13 — панель; 14 — электромагнитные контакторы вспомогательных 16 «- реле промежуточное цепей управления; 17 — электромагнитные контакторы лятора; 1Ь, 19 — реле тока РТ-067 н перегрузки РТ-500: 20, 21, 27-29
счетчнк для учета энергии рекуперативного тор— панель резисторов; 12 — панель счетчика машин н электрических печей; 15 — панель заземления: (пусковые) электродвигателей преобразователей и венти-электропневматические контакторы соответственно ПК-2І с блокировкой Б-1Б-7, пк-21 с блокировкой Б-1Б-1. пк-15 с блокировкой Б-1Б-6, ПК-І7 и ПК-19; 22, 23 — резисторы ПП-22І. н ПП-І55; 24 — зажимы контактные; 25 — панель соединительных шин; 26 — кнопочный выключатель КУ-038; 30, 31 и 33 — реле дифференциальное РДЗ-ОЬЬ. времени РЭВ-294, промежуточное цепей управления; 32 — блок диодов; 34 — контакторы электромагнитные цепей управления 1КПМ-1І1-22; 35 — переключатель вентиляторов; 36 — отключатель; 37 — нзояятор: 38- каркас блока аппаратов № 2: 39 — выключатель быстродействующий
ления ПВУ-7; на торцовой стенке над дверью к переходному мостику — агрегат клапанов токоприемника; в поперечном проходе над дверью в кабину машиниста — агрегат клапанов сигналов и нагружающего цилиндра. В конце кузова рядом с дверью переходного мостика предусмотрен блокируемый люк для выхода на крышу.
В машинном отделении сквозной, тупиковый и поперечный проходы в ночное время освещаются плафонами, а ВВК — электрическими лампами. Плафоны и лампы включаются с панели пакетных выключателей, установленной на торцовой стенке ВВК со стороны кабины машиниста.
На крыше электровоза каждой секции установлен токоприемник. Непосредственно в токоприемник вмонтирован дроссель, который служит для подавления помех радиоприему, возникающих при нарушениях контакта между полозом токоприемника и контактным проводом. Там же расположен разъединитель высоковольтный, служащий для отсоединения поврежденного токоприемника, конденсаторы, главный ввод, вилитовый разрядник, лобовой прожектор и антенна радиостанции.
Монтаж цепей высоковольтной аппаратуры осуществляется медными шинами, гибкими шунтами и установленными на опорных изоляторах стальными шинами — угольниками. Кроме того, на крыше предусмотрена возможность установки на каждый электровоз соединительного токоведущего угольника (поставляемого в ЗИПе) для создания цепи высокого напряжения при подсоединении к двухсекционному электровозу третьей секции.
Под кузовом электровоза установлена аккумуляторная батарея, расположенная в двух ящиках, которые могут выдвигаться на роликах при открытых до горизонтального положения крышках. Ящик снаружи снабжен трубками для отвода газов, выделяющихся во время заряда аккумуляторов. На электровозах до ВЛ11-60 аккумуляторная батарея расположена в кузове электровоза.
На лобовой и торцовой частях кузова расположены коробки для розеток межсекционного соединения. Под кузовом симметрично в центре расположены главные резервуары, в конце кузова установлен воздухораспределитель. Кроме того, под кузовом установлены плафоны для освещения ходовой части электровоза, розетки для подачи напряжения на тяговые электродвигатели электровоза от специальной сети депо при передвижении электровоза с низкой скоростью, трубы пневматического монтажа и освещения.