Распоряжение ОАО РЖД от 21.07.2008 N 1519р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июля 2008 г. N 1519р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ ЭНЕРГОДИСПЕТЧЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВАМИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
В целях совершенствования организации и управления хозяйством электрификации и электроснабжения:
1. Утвердить временные нормативы численности энергодиспетчеров в условиях централизации управления устройствами электроснабжения Забайкальской железной дороги.
2. Начальнику Забайкальской железной дороги Тимофееву С.И. при утверждении штатного расписания службы электрификации и электроснабжения в условиях централизации управления устройствами электроснабжения железной дороги определять организационную структуру и численность энергодиспетчеров в соответствии с временными нормативами численности, утвержденными настоящим распоряжением.
3. В типовом штатном расписании службы электрификации и электроснабжения железной дороги — филиала ОАО «РЖД», утвержденном распоряжением ОАО «РЖД» от 24 мая 2006 г. N 1042р, текст сноски заменить текстом следующего содержания:
«*» В службе электрификации и электроснабжения Забайкальской железной дороги численность энергодиспетчеров определяется в соответствии с действующими нормативами численности, в связи с чем указанные штатные единицы энергодиспетчеров для службы электрификации и электроснабжения Забайкальской железной дороги не учитываются».
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов
Приложение
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 21.07. 2008 г. N 1519р
ВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ЭНЕРГОДИСПЕТЧЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВАМИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
АРМ — автоматизированное рабочее место совместно с системой телемеханики АСТМУ энергодиспетчера — комплекс программных и аппаратных средств для автоматизированного оперативно-диспетчерского управления устройствами электроснабжения;
АГО-9 — отчетно-статистическая форма в хозяйстве электрификации и электроснабжения;
ЭЧ — дистанция электроснабжения;
ЭЧЦ — энергодиспетчерский пункт;
ЭЧК — район контактной сети дистанции электроснабжения;
ЭЧС — район электроснабжения дистанции электроснабжения;
ЭЧЭ — тяговая подстанция дистанции электроснабжения;
РРУ — ремонтно-ревизионный участок дистанции электроснабжения;
ТП — трансформаторная подстанция;
ПС — пост секционирования контактной сети;
ППС — пункт параллельного соединения контактной сети;
АТП — автотрансформаторный пункт;
ТУ — телеуправление устройствами электроснабжения;
СЗА — степень загрязнения атмосферы.
Временные нормативы численности, вошедшие в сборник, разработаны аналитически-расчетным методом в соответствии с Положением о системе нормирования труда в ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 3 июля 2006 г. N 1350р.
Настоящие нормативы предназначены для определения явочной численности работников энергодиспетчерского аппарата при централизации энергодиспетчерского управления в условиях организации их работы по управлению устройствами электроснабжения из единого центра Забайкальской железной дороги (далее по тексту — единый энергодиспетчерский центр).
При разработке сборника учтен опыт работы единого энергодиспетчерского центра Забайкальской железной дороги и использованы следующие технологические, инструктивные и нормативные материалы:
— Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог ЦЭ-936, 2003г.;
— Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог ЦЭ-868, 2002г.;
— Типовой проект организации труда на тяговой подстанции, 2002г.;
— Типовой проект организации труда в ремонтно-ревизионном участке, 2002г.;
Организация труда энергодиспетчерской группы дистанции электроснабжения железной дороги (типовой проект), 2002г.;
— Типовой проект организации труда работников района контактной сети, 2002г.;
— Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, 2003г.;
— Инструкция по безопасности для электромонтеров контактной сети ЦЭ-761,2000г.;
— Правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ЦЭ-750, 2000г.;
— Инструкция по обеспечению надежности работы устройств электроснабжения железных дорог в зимних условиях, 1999г.;
— Инструкция по оперативному обслуживанию тяговых подстанций электрифицированных железных дорог, 1992г.;
— Инструкция дежурному района электроснабжения железных дорог, 1998г., ЦЭ-549;
— Инструкция энергодиспетчеру дистанции электроснабжения железных дорог, 1999 г., ЦЭ-684;
— Нормы времени и нормативы численности на текущий ремонт и межремонтные испытания оборудования тяговых и трансформаторных подстанций железных дорог, 2007г.;
— Регламент работы дежурного станции стыкования и района контактной сети электрифицированных железных дорог ЦЭЭ-2, 2001г.;
— Порядок применения коэффициента перевода явочной численности в списочную N РА-2400 от 7.03.07г.
Нормативы численности разработаны для рабочих мест, организационно-технические условия которых соответствуют действующим правилам безопасности, санитарным и техническим нормам, технолого-нормативным документам хозяйства электрификации и электроснабжения, с учетом наиболее полного и рационального использования рабочего времени.
Численность энергодиспетчерского аппарата устанавливается в зависимости от объемов работ (количество обслуживаемых объектов, устройств и т.п.), который определяется по наличию технических средств контактной сети, тяговых подстанций и районов электроснабжения, учитываемых в отчетно-статистических формах (АГО-9 и др.).
Для сменных энергодиспетчеров железной дороги и энергодиспетчеров применяется коэффициент сменности (Ксм), который определяется по формуле:
24 * 365
Ксм = ———
Тг
где: 24 — продолжительность рабочего времени в сутки, установленная правилами внутреннего трудового распорядка, и соответствующая требованиям статей 103 и 108 Трудового Кодекса Российской Федерации;
365 — количество дней в году, в течение которых обеспечивается оперативная работа по управлению устройствами электроснабжения;
Тг — годовая норма рабочих часов.
Порядок применения и определения коэффициента перевода явочной численности в списочную установлен «Порядком применения коэффициента перевода явочной численности в списочную» от 7 марта 2007 г. NРА-2400.
Наименование должностей руководителей и специалистов в настоящем сборнике приняты в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих. Применение должностного наименования «старший» возможно при условии, когда работник наряду с выполнением обязанностей по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
При внедрении в едином энергодиспетчерском центре или в дистанциях электроснабжения более совершенных, чем это предусмотрено в данном сборнике, методов организации производства, повышающих производительность труда работников энергодиспетчерского аппарата, следует разрабатывать и вводить в установленном порядке местные, более прогрессивные нормативы численности, соответствующие более высокой производительности труда.
Введение сборника нормативов численности производится администрацией структурного подразделения ОАО «РЖД», в штате которого содержится энергодиспетчерский аппарат, с учетом мнения выборного профсоюзного органа. О введении нормативов численности работники должны быть оповещены не позднее, чем за два месяца (в соответствии со ст. 162 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Нормативы численности разработаны с учетом рациональной организации управления работой единого энергодиспетчерского центра и оптимального распределения функций между работниками в соответствии с характеристиками выполняемых ими работ. Структурная схема организации работы по управлению устройствами электроснабжения при централизации оперативного управления приведена на рис.1.
Численность работников энергодиспетчерского аппарата при централизации энергодиспетчерского управления определяется по формуле:
Чедцу = Чэжд + Чэ
где: Чэжд — численность энергодиспетчеров железной дороги;
Чэ — численность энергодиспетчеров.
3.1. Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги
Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование должности |
Норматив численности, чел. |
Энергодиспетчер железной дороги |
1 на единый |
Энергодиспетчер железной дороги |
1 на единый |
Энергодиспетчер железной дороги |
1 на единый |
Энергодиспетчер железной дороги |
1 в смену на единый |
Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги (по оперативной) учитывают трудоемкость следующих выполняемых ими работ:
— руководство оперативной работой дорожных энергодиспетчеров и организация работы энерго диспетчерского персонала в границах дороги;
— согласование схемы нормального и аварийного питания контактной сети, линий автоблокировки и внешнего электроснабжения с их последующей корректировкой и контролем;
— разработка инструкции о взаимоотношениях с диспетчерами энергосистем, границах ответственности между объектами электрификации и энергетики железной дороги и энергосистем;
— организация работы энергодиспетчера железной дороги (по «окнам») по вопросам предоставления и использования технологических и аварийных «окон»;
— взаимодействие с энергодиспетчером железной дороги (по эксплуатационной работе) по вопросам работы устройств электроснабжения;
— решение с энергосистемами вопросов оперативного руководства устройствами электроснабжения железнодорожных потребителей в границах железной дороги;
согласование временных изменений схем внешнего энергоснабжения для выполнения плановых и неотложных работ, контроль своевременного восстановления нормальных схем;
— контроль учета предоставления и использования технологических «окон» в движении поездов для производства работ на контактной сети и в устройствах электроснабжения;
— учет случаев повреждений и браков в работе, задержек поездов по вине хозяйства электрификации и электроснабжения, нарушений трудовой дисциплины;
— участие в проведении технических ревизий структурных подразделений хозяйства электрификации и электроснабжения в границах железной дороги;
— разработка мероприятий по улучшению оперативного руководства хозяйством электрификации и электроснабжения и ускорению восстановления повреждений;
— организация обучения и периодической проверки знаний энергодиспетчерами должностных инструкций и правил;
— изучение и внедрение передового опыта в практику работы энергодиспетчеров.
Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги (по эксплуатационной работе) учитывают трудоемкость следующих выполняемых ими работ:
— разработка графиков дежурств и выезда энергодиспетчеров железной дороги (сменных) и энергодиспетчеров на линейные объекты, контроль их выполнения;
— организация взаимодействия энергодиспетчеров с дежурным аппаратом службы автоматики и телемеханики и Дирекции связи;
— своевременная разработка, пересмотр и корректировка местных инструкций, связанных с оперативным управлением электрохозяйством дороги, подготовка предложений по оптимизации схем питания и секционирования;
— своевременное информирование энергодиспетчерского аппарата и оказание содействия в подготовке к работе в изменяющихся условиях: сложные метеоусловия, гроза, снегопад, изменения объемов движения поездов и пр.;
— контроль ведения установленных форм диспетчерской документации и отчетности, подготовка оперативных справок и данных по заданиям руководства службы электрификации и электроснабжения железной дороги и Департамента электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД»;
— организация технической учебы и проведение дней охраны труда;
— контроль своевременного выезда руководителей дистанций электроснабжения на расследование случаев нарушений и их участия в организации ликвидации повреждений;
— проведение анализа работы устройств электроснабжения;
— контроль за подготовкой хозяйства электроснабжения к работе в зимних условиях и в грозовой период;
— контроль выполнения приказов и указаний руководства по вопросам эксплуатации устройств электроснабжения;
— расследование всех нарушений нормальной работы устройств электроснабжения с выявлением характера, объема и причин, вызвавших повреждения;
— контроль правильности отнесения случаев отказов и браков в поездной маневровой работе и задержек поездов на хозяйство электрификации и электроснабжения;
— контроль изменений в схеме питания и секционирования контактной сети, линий электроснабжения устройств СЦБ и тяговых подстанций, внесение соответствующих изменений.
Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги (по «окнам») учитывают трудоемкость следующих выполняемых ими работ:
— взаимодействие и контроль выполнения приказов и указаний энергодиспетчера железной дороги (по оперативной и эксплуатационной работе) по вопросам предоставления и использования технологических и аварийных «окон»;
— внесение поступивших заявок на работу в технологические «окна» в программу по предоставлению «окон»;
— рассмотрение совместно с отделом планирования «окон» службы перевозок возможности предоставления «окон» по заявкам;
— составление планов предоставления «окон», согласование их с отделом планирования «окон» службы перевозок и руководством железной дороги;
— участие в разработке нормативно-технологических документов по предоставлению «окон», доведение их до руководства дистанций электроснабжения;
— составление анализа по предоставлению и использованию технологических «окон»;
— рассмотрение и согласование порядка обеспечения сложных, больших по длительности работ, связанных с отключением устройств электроснабжения;
— контроль разработки вариантных графиков;
— контроль и, при необходимости, корректировка действий энергодиспетчеров в вопросах обеспечения безопасности движения поездов и правил охраны труда при предоставлении «окон»;
— организация предоставления аварийных «окон».
Нормативы численности энергодиспетчеров железной дороги (сменных) учитывают трудоемкость следующих выполняемых ими работ в течение смены:
— руководство работой энергодиспетчеров;
— взаимодействие с дежурным аппаратом Департамента электрификации и электроснабжения;
— оказание содействия в локализации и ликвидации аварийных режимов и отказов в системе тягового электроснабжения и электроснабжения не тяговых потребителей;
— организация пропуска аварийно-восстановительных средств и принятие оптимальных вариантов по организации пропуска поездов с дежурным аппаратом службы перевозок;
— оказание помощи в восстановительных работах дистанциям электроснабжения рабочей силой и восстановительными средствами, материалами и резервными передвижными установками с других дистанций электроснабжения;
— контроль правильности выдачи предупреждений на проследование поездов с опущенным токоприемником поврежденных участков и введения ограничений на пропуск поездов в связи с изменениями режимов электроснабжения тяговых подстанций и пропускной способности контактной сети;
— принятие мер по своевременной отмене предупреждений ограничений в движении поездов;
— содействие во взаимоотношениях диспетчеров энергосистем и энергодиспетчерами по всем вопросам, связанным с изменениями в схемах внешнего электроснабжения;
— участие в планировании, рассмотрении и согласовании совместно с отделом планирования службы перевозок работ, связанных с перерывом в движении поездов и отключением в устройствах электроснабжения;
— содействие во взаимодействии энергодиспетчеров на границах железных дорог и отделений железных дорог.
3.2. Нормативы численности энергодиспетчеров
Нормативы численности энергодиспетчеров разработаны по укрупненным нормативам, оценивающим затраты труда энергодиспетчера за сутки по каждому подразделению и в целом по участку. Укрупненные нормативы представляют собой совокупность нормативов времени по операциям, сгруппированным по соответствующим комплексам задач, выполняемых энергодиспетчером в процессе работы.
Для каждого диспетчерского круга учтены трудозатраты, независимые от числа подразделений: прием и сдача смены, изучение входящей документации, проверка работы системы ТУ-ТС совместно с телемехаником, участие энергодиспетчера один раз в месяц в дне охраны труда и два раза в месяц в дне технической учебы, ежегодное прохождение энергодиспетчером медицинского осмотра.
По каждому подразделению (ЭЧК, ЭЧС, ЭЧЭ) учтены трудозатраты на:
— проведение циркулярного приказа,
— оформление и проверка заявок на работу,
— согласование работ с поездным диспетчером, дежурным по станции,
— регистрация работ по распоряжению,
— обеспечение работ,
— прием и передача телефонограмм,
— сбор и анализ информации, оперативные переговоры, текущая работа по распоряжениям администрации,
— подготовка и передача оперативной и текущей информации главному энергодиспетчеру службы электроснабжения и электрификации,
— оформление дополнительной документации,
— организация аварийно-восстановительных работ,
— обновление и пополнение базы данных АРМ,
— сбор и оформление расхода электроэнергии (для ЭЧЭ),
— выезд в подразделение один раз в два года.
Нормативы численности позволяют определить расчетный контингент как на фактические объемы работы энергодиспетчерского круга при сложившейся системе управления, так и на перспективу с учетом планируемых «окон», обеспечений работ других служб, изменений в технологии организации работы, в техническом оснащении и в границах диспетчерских участков.
Нормативами численности учтено время на отдых и личные надобности при организации работы с наиболее полным и рациональным использованием рабочего времени по каждому приведенному в таблице 2 подразделению и обслуживаемому объекту.
Нормативная численность энергодиспетчеров определяется в зависимости от объема работы энергодиспетчера по формуле:
13
__
Ч4 => (n1…13 * с1…13 + (n14*14 +n15*c15)/Драб.
—
где n1..13 — количество обслуживаемых объектов (позиции 1-13 таблицы 2);
с1… 15 — норматив численности энергодиспетчеров на один обслуживаемый объект (измеритель);
n14 — планируемое количество «окон» в расчетном году на дистанции электроснабжения;
n15 — планируемое количество обеспечений работ других служб в расчетном году на дистанции электроснабжения;
Драб. — количество рабочих дней в расчетном году.
Таблица 2
N |
Наименование обслуживаемого |
Изме- |
Норматив численности |
1 |
Диспетчерский круг |
1 круг |
0,552 |
2 |
Район контактной сети |
1 ЭЧК |
0,239 |
3 |
Район электроснабжения |
1 ЭЧС |
0,218 |
4 |
Район контактной сети |
1 ЭЧК |
0,402 |
5 |
Тяговая подстанция с дежурным |
1 ЭЧЭ |
0,21 |
6 |
Тяговая подстанция двух родов |
1 ЭЧЭ |
0,372 |
7 |
Тяговая подстанция без дежурного |
1 ЭЧЭ |
0,18 |
8 |
Трансформаторная подстанция |
1 ТП |
0,21 |
9 |
Трансформаторная подстанция |
1 ТП |
0,18 |
10 |
ПС, ППС, АТП, ПГСС |
1 пункт |
0,004 |
11 |
Распределительные |
1 сеть |
0,034 |
12 |
Граница с другими ЭЧ |
1 граница |
0,03 |
13 |
Линия электроснабжения |
10 км |
0,004 |
14 |
«Окно» |
1 «окно» |
0,145 |
15 |
«Обеспечение» |
1″обесп.» |
0,14 |
Примечания:
1. Нормативы численности энергодиспетчеров учитывают оснащение энергодиспетчерских кругов АРМ ЭЧЦ, разработанными и внедренными на местном уровне (аппаратно-программный комплекс ЦП ТУ «Тракт-Лиена»).
2. К нормативам численности энергодиспетчеров на обслуживание тяговой подстанции (ЭЧЭ), обеспечивающей транзит электроэнергии, применяется коэффициент 1,14, учитывающий дополнительные трудозатраты на оперативные переключения и согласования.
3. К нормативам численности энергодиспетчеров на обслуживание тяговой подстанции (ЭЧЭ), участвующей в переносе раздела энергосистем, применяется коэффициент 1,01, учитывающий местную специфику.
При прохождении обслуживаемого энергодиспетчером участка в районе со сложными климатическими условиями увеличивается повторяемость его операций на оформление и проверку заявок, обеспечение работ по нарядам и распоряжениям, согласование работ с поездным диспетчером, организацию аварийно-восстановительных работ. Поэтому при расчете численности энергодиспетчеров (не включая старших) следует учитывать коэффициентами, приведенными в таблице 3, наличие в регионе следующих климатических факторов (таблица 4):
I температурный район;
IV-V ветровой район;
II1-V гололедный район;
VI-VII район по степени загрязнения атмосферы (СЗА).
Таблица 3
Наличие
климатического |
Коэффициент, учитывающий условия |
|||
ЭЧК |
ЭЧС |
ЭЧЭ, ТП |
ПС, ППС, |
|
один фактор |
1,05 |
1,04 |
— |
— |
два фактора и более |
1,09 |
1,08 |
1,03 |
1,07 |
Таблица 4
Климатические условия железной дороги (дистанций электроснабжения)
N ЭЧ |
Название ЭЧ |
Районы |
|||
Температур |
Ветровые |
Гололедные |
СЗА |
||
|
Забайкальская ж.д. |
||||
1 |
Чита |
I |
II |
II |
IV |
2 |
Могоча |
I |
III |
III |
IV |
3 |
Сковородино |
III |
I |
II |
IV |
4 |
Свободный |
I |
III |
III |
IV |
5 |
Борзя |
I |
III |
IV |
IV |
6 |
Хилок |
III |
I |
II |
IV |
7 |
Шилка |
I |
II |
II |
IV |
9 |
Магдагачи |
I |
II |
II |
IV |
10 |
Ерофей Павлович |
I |
II |
II |
IV |
11 |
Чернышевск |
I |
II |
II |
IV |
Примечание: Данные по климатическим районам следует уточнять в дорожных геофизических станциях. При определении района по степени загрязнения атмосферы следует руководствоваться Инструкцией по выбору изоляции электроустановок (РД 34.51.101-90. Союзтехэнерго, Москва 1990г.).
Пример расчета численности персонала диспетчерского аппарата приведен в таблице 5.