Реле и приборы релейного действия
Принцип действия реле и их классификация
Наиболее распространенными
элементами систем
железнодорожной автоматики и
телемеханики
являются реле и
приборы релейного действия,
при помощи которых осуществляются
процессы автоматического управления,
регулирования и контроля движения
поездов.
Основным отличием реле
и приборов релейного действия от других
элементов автоматики и телемеханики
является скачкообразное изменение
выходной величины у
при плавном изменении входной величины
х
(рис.
3.1). При
изменении входной величины от нуля до
хср
выходная величина
у
остается постоянной и равной нулю (или
близкой к нулю). После достижения входной
величиной значения хср
(срабатывания) скачкообразно изменяется
выходная величина от нуля до у1.
При дальнейшем изменении входной
величины выходная величина не
изменяется и остается равной у1.
При уменьшении входной величины до хо
(отпускания) выходная величина
скачкообразно уменьшается до нуля и
остается неизменной.
Рис. 3.1. Характеристика
реле
В устройствах
железнодорожной автоматики и телемеханики,
как правило, применяют реле и приборы
релейного действия, в которых входными
и выходными являются электрические
величины (ток и напряжение).
Если скачкообразное изменение тока в
выходной цепи достигается физическим
размыканием цепи, то такой элемент
называют
контактным реле,
или просто реле.
Если скачкообразное изменение тока в
выходной цепи обусловливается изменением
внутреннего состояния элемента
(внутреннего сопротивления, проводимости,
индуктивности и т. п.) без физического
размыкания цепи, то такой элемент
называют прибором
релейного действия,
или бесконтактным
реле.
Рис. 3.2. Схема электромагнитного реле
Основной частью реле
(рис.
3.2) является
электромагнит
— наиболее простой преобразователь
электрического сигнала в механическое
перемещение.
Электромагнит состоит из обмотки 1
с сердечником 2,
ярма 3
и подвижной части 4,
называемой якорем.
Якорь воздействует на исполнительный
орган — контакты 5.
При прохождении
тока по обмотке возникает магнитный
поток; магнитные силовые линии замыкаются
через воздушный зазор, пронизывают
якорь, который под действием электромагнитных
сил притягивается, замыкая контакты.
Это явление называется срабатыванием
(возбуждением) реле.
При выключении тока якорь под действием
силы тяжести (собственного веса) или
сил реакции контактных пружин возвращается
в исходное состояние, размыкая контакты.
Это явление называется отпусканием
(обесточиванием) реле.
Для условного обозначения
состояний элементов автоматики и
телемеханики, в том числе и реле, применяют
двоичную систему счисления:
возбужденное состояние
реле обозначают символом
1, обесточенное — символом 0.
Контактные реле.
Достоинства:
Контактные реле получили наибольшее
распространение в эксплуатируемых
устройствах железнодорожной автоматики
и телемеханики благодаря их простоте
и надежности работы.
К их достоинствам следует отнести:
-
возможность одновременного
независимого переключения нескольких
выходных цепей
постоянного и переменного тока, что
обусловлено наличием раздельных групп
контактов у этих элементов. При этом
выходные цепи оказываются гальванически
не связанными одна с другой и с входной
цепью. -
малые потери мощности
в контактном переходе, -
практически бесконечное
отношение сопротивлений контакта
в разомкнутом и замкнутом состояниях, -
независимость от
воздействия электрических и магнитных
полей, высокая электрическая прочность
Недостатки:
контактные реле имеют относительно
большие размеры и массу, небольшой срок
службы, особенно при работе в импульсном
режиме, недостаточное быстродействие,
обусловленное наличием механических
перемещений при работе реле.
Бесконтактные
приборы
Указанные недостатки в основном могут
быть устранены применением бесконтактных
реле, у которых отсутствуют подвижные
трущиеся элементы. В связи с бурным
развитием электроники
бесконтактные приборы получают все
более широкое внедрение. Бесконтактные
приборы обладают большим быстродействием,
имеют малые размеры и массу, менее
подвержены воздействию вибрации,
наблюдающейся при проследовании
подвижного состава.
Вместе с тем бесконтактные
приборы релейного действия
имеют и существенные недостатки, которые
связаны с трудностью построения
бесконтактных элементов, отвечающих
одному из основных требований к
устройствам СЦБ — исключению
опасных положений
при повреждении отдельных элементов
схем. При использовании бесконтактных
реле возникает трудность одновременного
коммутирования нескольких выходных
цепей, гальванически не связанных друг
с другом. Указанные недостатки
ограничивают область применения
бесконтактных реле в устройствах
железнодорожной автоматики и телемеханики,
поэтому в ответственных исполнительных
цепях, а также при необходимости
коммутации нескольких гальванически
не связанных выходных цепей сохраняются,
как правило, контактные
реле, которые непрерывно совершенствуются.
В перспективе наиболее
приемлемым следует признать оптимальное
сочетание контактных и бесконтактных
приборов.
Классификация
и основные характеристики контактных
реле.
По надежности действия
реле подразделяются на
I и низшие классы надежности.
К реле
I класса надежности
относятся реле, у которых возврат
якоря при
выключении тока в обмотках обеспечивается
с максимальной гарантией и осуществляется
под действием
собственного веса (силы тяжести).
Реле I класса надежности имеют также
следующие дополнительные свойства,
обеспечивающие высокую надежность их
действия:
-
несвариваемость
фронтовых контактов,
замыкающих наиболее ответственные
цепи при возбужденном состоянии реле;
для этого фронтовые контакты изготовляют
из графита с примесью серебра, а остальные
контакты — из серебра; -
надежное
контактное нажатие
и сравнительно большие межконтактные
расстояния (нажатие на фронтовые
контакты не менее 0,3 Н, на тыловые —
не менее 0,15 Н), зазор между контактами
при крайних положениях якоря должен
быть не менее 1,3 мм; -
исключение
залипания якоря
при выключении тока в обмотке реле, что
обеспечивается наличием антимагнитных
штифтов на якоре.
Реле I класса надежности
применяют во всех системах автоматики
и телемеханики без
дополнительного схемного контроля
отпускания якоря.
У реле
низших классов надежности
возврат якоря при выключении тока в
обмотках реле может обеспечиваться как
под действием собственного веса, так и
под действием сил реакции контактных
пружин. Эти реле, как правило, используют
в схемах, не связанных непосредственно
с обеспечением безопасности движения
поездов При использовании этих реле в
ответственных цепях (дешифраторы
автоблокировки и АЛС, путевые реле
импульсных рельсовых цепей и др.)
предусматривают обязательный
схемный контроль притяжения и отпускания
якоря реле при
непрерывной импульсной работе. Если же
эти реле работают в ответственных цепях
с непрерывным питанием, то применяют
их дублирование (параллельное
или последовательное включение обмоток
реле и последовательное включение
контактов).
По принципу действия
реле подразделяют на следующие типы:
электромагнитные,
в основу действия которых положено
свойство электромагнита притягивать
якорь и переключать связанные с ним
контакты при протекании по обмотке
тока. Электромагнитные реле получили
наиболее широкое распространение в
железнодорожной и промышленной автоматике
и телемеханике;
индукционные
(двухэлементные), работающие от
взаимодействия переменного магнитного
потока одного элемента и тока,
индуцируемого в легком подвижном
секторе переменным магнитным потоком
другого элемента. Индукционные реле
работают только от переменного тока;
электротермические,
основанные на явлении расширения тел
при нагревании; чаще всего в
электротермических реле применяют
биметаллические пластины, изгибающиеся
при нагревании, и замыкающие контакты,
связанные с биметаллическими пластинами.
По роду питающего
тока реле
подразделяются на реле постоянного,
переменного и постоянно-переменного
тока.
Реле постоянного тока
подразделяются на нейтральные,
поляризованные
и комбинированные.
В зависимости от
времени срабатывания
реле делятся на быстродействующие
— с временем срабатывания на притяжение
и отпускание до 0,03 с; нормальнодействующие
— с временем срабатывания до 0,3 с;
медленнодействующие
— с временем срабатывания до 1,5 с;
временные
(реле выдержки времени) — с временем
срабатывания свыше 1,5 с.
Реле имеет два
состояния —
рабочее (возбужденное) и нерабочее
(обесточенное). В рабочем состоянии реле
возбуждено током, якорь его притянут,
верхние, нормально разомкнутые (фронтовые)
контакты замкнуты. В нерабочем
положении через обмотку реле ток не
протекает (или он ниже тока отпускания),
якорь находится в отпущенном положении,
при этом замыкаются нижние, нормально
замкнутые (тыловые), контакты.
Напряжение и ток, при
которых якорь притягивается до упора
и замыкаются фронтовые контакты, называют
напряжением и током срабатывания,
а напряжение и ток, при котором происходит
отпускание якоря,– напряжением (током)
отпускания.
Номинальное рабочее напряжение всегда
несколько выше напряжения срабатывания
(обычно в 1,5 раза).
Отношение напряжения
(тока) отпускания Uo
к напряжению (току) срабатывания Ucp
характеризует коэффициент
возврата реле
или
.
Для
большинства реле, используемых в
устройствах СЦБ, коэффициент возврата
находится в пределах от
0,25 до 0,5.
В устройствах
автоблокировки
реле рассчитаны
на номинальное
рабочее напряжение 12 В, а в станционных
устройствах, как правило, — на
24 В.
На железных дорогах
применяют реле трех видов: малогабаритные
штепсельные реле
(НМШ, АНШ, ОМШ, АШ), предшествующие им
большие штепсельные
реле (НШ, КШ) и наиболее ранние нештепсельные
реле, соединение
контактов которых с внешними монтажными
проводами осуществляется болтовыми
соединениями (HP,
KP
и др.).
При проектировании и
новом строительстве
устройств предусматривают использование
малогабаритных
штепсельных реле,
которые изготовляются двух типов: в
защитном кожухе (колпаке) для установки
в релейных шкафах и на стативах, и
открытые (без кожуха) для установки в
релейных блоках электрической
централизации.
Применяемые в устройствах
железнодорожной автоматики и телемеханики
реле имеют специальную
маркировку
(условное наименование),
состоящую из букв и цифр, занимающих
определенное место в обозначении.
Первая буква или
сочетание двух первых букв в обозначении
указывают на физический принцип действия
реле: Н
— нейтральное, П
— поляризованное, К
— комбинированное, СК
— самоудерживающее комбинированное,
И
— импульсное, ДС
— индукционное переменного тока
(двухэлементное секторное).
Буква М,
стоящая на втором месте в условном
обозначении штепсельных реле, указывает
на малогабаритное исполнение реле в
отличие от ранее выпускавшихся
больших штепсельных реле, в которых
буква М отсутствует. Буква М отсутствует
также у малогабаритных реле автоблокировки,
у которых буква А
означает, что это реле автоблокировки
малогабаритное.
У пусковых реле в
условном наименовании имеется буква
П,
а у реле с выпрямителями — буква В.
Конструкция реле,
которая характеризуется в основном
видом электрического контактного
соединения с другими приборами,
обозначается буквой Ш
(штепсельное) или Р
(реле с разборным болтовым соединением).
Условные буквенные
обозначения некоторых типов реле
расшифровываются следующим образом:
НМШ — нейтральное малогабаритное
штепсельное; НМПШ — нейтральное
малогабаритное пусковое штепсельное;
ИМВШ — импульсное малогабаритное
штепсельное с выпрямителем; НШ —
нейтральное штепсельное (большое);
НПР—нейтральное пусковое с болтовым
соединением (нештепсельное);
ДСШ—двухэлементное секторное штепсельное.
У медленнодействующих
на отпускание реле в обозначении имеется
дополнительная буква М,
а у реле с замедлением на срабатывание,
достигаемым с помощью термоэлемента,
— буква Т,
например НМШМ — нейтральное малогабаритное
штепсельное медленнодействующее;
НМШТ — нейтральное малогабаритное
штепсельное с термоэлементом; НРТ —
нейтральное с болтовым соединением и
термоэлементом.
Цифра после указанных
букв характеризует контактную систему
реле. У штепсельных
реле цифра 1
указывает на наличие восьми
контактных групп
на переключение 8 фт
(ф — фронтовой,
т
— тыловой контакты); цифра 2 обозначает
четырехконтактные
реле (4 фт);
цифра 3 указывает
на наличие у реле двух контактных
групп на переключение и двух фронтовых
контактов (2 фт,
2 ф);
цифра 4 обозначает
четыре полных тройника и четыре фронтовые
контакта (4 фт,
4 ф); цифра
5 указывает на наличие двух
тройников на переключение и двух тыловых
контактов (2 фт,
2 т).
У реле типа HP
цифра 1 указывает на наличие шести групп
контактов, цифра 2 и цифра 3 — на
наличие двух групп контактов. У некоторых
типов реле (ДСШ, ИМШ и др.) цифры,
характеризующие контактную систему,
не ставят.
Второе число, которое
пишется через черточку, указывает
на значение общего сопротивления
обмоток постоянному току при
последовательном включении обмотки
(НМШ 1-1800, АНШ2-1600, НР2-2000).
Если обмотки включают
раздельно или они имеют различное
сопротивление, то его значение
указывают дробью: в числителе указывают
сопротивление первой катушки (расположенной
ближе к основанию у штепсельных реле и
левой — у реле типа HP),
а в знаменателе — второй.
Полные номенклатуры
некоторых типов реле расшифровываются
так:
НМШ 1-1800 — нейтральное
малогабаритное штепсельное реле с
восемью контактными группами и общим
сопротивлением обмоток, включенных
последовательно, 1800 Ом;
НМПШ2-400 — нейтральное
малогабаритное пусковое штепсельное
реле с четырьмя контактными группами
на переключение и сопротивлением обмоток
400 Ом;
НМПШ3-0,2/220 — нейтральное
малогабаритное пусковое штепсельное
реле с контактной системой 2 фт,
2 ф
и сопротивлением обмоток 0,2 и 220 Ом;
НРВ1-250 — нейтральное
с выпрямителем и болтовым соединением
контактов, шестиконтактное, сопротивление
обмоток постоянному току — 250 Ом.
Рассмотренная выше
система обозначений выдерживается не
для всех типов реле. Например, у огневых
и аварийных реле первая буква указывает
на назначение реле: ОМШ-40 — огневое
малогабаритное штепсельное четырехконтактное
с сопротивлением обмоток 40 Ом; АШ2-110/220
— аварийное штепсельное четырехконтактное
на номинальное напряжение 110 и 220 В.
У нейтрального реле
типа РЭЛ буквы в обозначении указывают:
реле электромагнитное разработки
Ленинградского электромеханического
завода.
Реле в защитном кожухе
изготовляют для работы при температуре
окружающей среды от -50 до +60 °С и
относительной влажности до 90 % (при
температуре +20 °С), а открытые реле,
предназначенные для установки в
релейных блоках, — при температуре
окружающей среды от +5 до +35 °С и
относительной влажности до 80% (при
температуре +20°С).
Условные графические
обозначения реле в электрических схемах
приведены в табл.
3.1.
Таблица 3.1
Вопросы
для самоконтроля : Принцип
действия реле и их классификация
1)
Поясните принцип действия прибора
релейного действия (рис.
3.1).
2) Объясните
работу электромагнитного реле (рис.
3.2).
3) Достоинства
и недостатки контактных реле.
4) Перечислите
свойства, которыми должно обладать реле
I
класса надежности.
5) Классификация
реле по принципу действия.
6) Классификация
реле по времени срабатывания.
7) Что понимают
под величиной коэффициент возврата
реле.
8) Какая информация
содержится в маркировке реле.
9) Что означают
первые буквы маркировки (Н, К, СК, П, ДС,
А, И).
10) О чем
говорит наличие буквы «В» в маркировке.
11) О чем
говорит наличие буквы «М» в маркировке.
12) Какую
информацию несет цифровая маркировка.
13)
Обозначение обмоток реле в электрических
схемах.
Элементы магнитных систем реле.
Магнитная система
реле должна обеспечивать его срабатывание
при малой потребляемой мощности и
небольших размерах.
Якорь.
При выключении тока должно обеспечиваться
надежное отпускание якоря, поэтому для
изготовления магнитных систем реле
(сердечников, ярма и якоря) применяют
магнитомягкие
материалы:
электротехнические
стали и сплавы на основе железа с другими
металами: никелевые сплавы, кобальтовые
сплавы и др.
Электротехнические
стали являются наиболее дешевыми
магнитными элементами, поэтому их
широко применяют при изготовлении
магнитных реле.
Эти материалы:
-
обеспечивают большой
магнитный поток при малой напряженности
поля, создаваемый катушкой; -
малой потерей энергии
на перемагничивание; -
хорошей износоустойчивостью
с целью сохранения магнитных свойств.
В магнитных элементах
реле систем железнодорожной автоматики,
обеспечивающих безопасность движения
поездов, особенно
нежелательным
является наличие остаточной
индукции (намагничивания),
так как это ухудшает стабильность
параметров реле, снижает коэффициент
возврата, увеличивает время отпускания
якоря и, что
особенно опасно,
может привести к залипанию его.
Для исключения
залипания якоря
на нем устанавливают упорный штифт из
немагнитного материала (обычно
бронзы),
гарантирующий минимальный воздушный
зазор между якорем и сердечником.
Магнитные элементы
реле переменного
тока изготовляют
из отдельных пластин электротехнических
сталей толщиной 0,35—0,50 мм с повышенным
содержанием кремния для снижения потерь
на вихревые токи.
Постоянные магниты
поляризованных и комбинированных реле
изготовляют из магнитотвердых
материалов,
обладающих высокой остаточной индукцией.
Постоянные магниты обычно делают из
сплавов железа с вольфрамом, хромом,
кобальтом или никелем. Одним из лучших
магнитных сплавов является альникосплав,
содержащий алюминий, никель и кобальт.
Работа
реле (притяжения,
отпускания якоря и переключения
контактов) во
многом определяется тяговой
и механической
(нагрузочной) характеристиками реле.
Тяговой
характеристикой
называют зависимость электромагнитного
усилия от воздушного зазора между якорем
и сердечником. Это усилие при уменьшении
воздушного зазора
и неизменных намагничивающих силах
непрерывно возрастает. При увеличении
намагничивающих сил катушки электромагнитное
усилие Fэ
возрастает.
Механической
характеристикой
называют зависимость противодействующего
усилия от размера зазора между якорем
и сердечником. Механическая характеристика
реле может быть получена измерением
усилия Fм
на якоре в различных его положениях
(обмотка реле при измерениях должна
быть выключена). Механическая
характеристика реле зависит от типа и
конструкции реле, так как механические
усилия различных реле отличаются.
Срабатывание реле
будет обеспечено лишь в том случае, если
тяговая характеристика находится
выше механической. Естественно, что
реле отпустит якорь в том случае, если
тяговая характеристика при намагничивающих
силах отпускания будет ниже механической
характеристики.
Вопросы
для самоконтроля по пункту:
Элементы
магнитных систем
-
Применение магнито-мягких
материалов для изготовления реле. -
Применение магнито-твердых
материалов для изготовления реле. -
Что называют тяговой
характеристикой (рис.
3.3). -
Что называют механической
характеристикой (рис.
3.3).
Контактная система реле
Наиболее ответственными
элементами, определяющими надежность
действия и срок службы, являются контакты,
которые переключают электрические
цепи.
Особенно высокие
требования предъявляют к контактам
реле, работающим в импульсном режиме:
трансмиттерные и импульсные реле кодовой
автоблокировки производят около 50 млн.
переключений в год.
От надежности работы
реле зависит действие автоблокировки,
бесперебойность и безопасность
движения поездов, поэтому контакты реле
должны удовлетворять ряду технических
требований, чтобы обеспечивать
надежное переключение электрических
цепей.
Основными параметрами
контактов являются:
-
переходное
сопротивление, -
контактное
нажатие,
-
коммутируемая
мощность (напряжение, ток) -
температура
нагрева.
Переходное сопротивление
должно быть небольшим, поэтому контакты
в большинстве случаев изготовляют
из металлов, обладающих высокой
электрической проводимостью (серебро,
платина, золото, красная медь, а также
некоторые сплавы и металлокерамические
композиции).
Наилучшими свойствами
обладает серебро: переходное сопротивление
контактов из серебра сохраняется низким
(не более 0,03 Ом) даже после окисления,
поскольку проводимость окиси серебра
равна проводимости чистого серебра.
Контакты большей части
реле железнодорожной автоматики и
телемеханики, за исключением фронтовых
контактов реле I класса надежности,
изготовляют из серебра. Так как фронтовые
контакты реле I класса надежности
замыкают ответственные цепи, то должна
исключаться
возможность сваривания
этих контактов, поэтому для изготовления
фронтовых контактов применяют графит
с серебряным наполнителем (графито-серебряная
композиция), а
общие и тыловые контакты делают
серебряными. Переходное сопротивление
контактов графит-серебро составляет
не более 0,25 Ом. Графито-серебряные
контакты необходимо проверять на
равномерное вкрапление серебра. При
скоплении серебра на поверхности не
исключается возможность сваривания
контактов.
Для изготовления
усиленных контактов реле (трансмиттерных,
аварийных, пусковых) применяют
металлокерамические сплавы, в частности
металлокерамический
сплав марки СрКд86-14,
содержащий 86% серебра и 14% кадмия.
Переходное сопротивление таких контактов
по техническим условиям должно быть не
более 0,15 Ом.
Контакты в виде наклепок
укрепляют на упругих пружинах. При
срабатывании якорь реле перемещает
подвижную пружину (общий контакт) до
соприкосновения с неподвижной (фронтовой
контакт). Поверхности
соприкосновения (контакты)
прижимаются друг к другу с определенным
усилием, называемым контактным
нажатием. Чтобы
обеспечить длительную надежную работу
контактных пружин, они не должны
иметь остаточных деформаций. С целью
обеспечения надежности замыкания цепи
некоторые контактные пружины на
концах разрезают, образуя два или три
лепестка, на каждый из которых помещают
контактирующий материал.
Для обеспечения
надежного
размыкания цепи
между поверхностями контактов в
разомкнутом состоянии делают зазор 1—5
мм. Для большинства реле железнодорожной
автоматики и телемеханики он
равен 1,3 мм.
Надежная работа
контактов обеспечивается созданием
соответствующего контактного
нажатия. Контактное
нажатие фронтовых контактов для большей
части реле должно быть не менее 0,3 Н,
тыловых—0,15 Н. Для некоторых специальных
типов реле предусматривают другие
значения контактного нажатия.
Коммутируемая мощность
(напряжение, ток). Контактная
система реле, как правило, рассчитана
на переключение электрических цепей
постоянного тока при нагрузке 2
А напряжением 24 В и переменного тока
при нагрузке 0,5 А напряжением 220
В.
В ряде случаев требуется
переключение более мощных цепей
(рельсовые цепи, пусковые цепи стрелочных
электроприводов, переключение цепей
питания).
Неблагоприятным
режимом работы контактов
является переключение (разрыв) цепи
постоянного тока, в особенности при
индуктивной нагрузке, так как при этом
создаются условия для возникновения и
поддержания дуги. В цепях переменного
тока дуга гаснет при прохождении
мгновенного значения тока через нуль,
поэтому при прочих равных условиях те
же контакты в цепях переменного тока
могут коммутировать в два-три раза
большую мощность.
Усиленные контакты
изготовляют из металлокерамических
сплавов, между контактами предусматривают
увеличенное расстояние, а также
обеспечивают большее контактное нажатие.
Контакты аварийных
реле рассчитаны на переключение
электрических цепей переменного
тока напряжением 220 В при токе до 15 А.
Контакты некоторых пусковых реле,
предназначенные для коммутирования
больших токов, имеют магниты дугогашения
(магнитное дутье), при этом используют
принцип возникновения силы, действующей
на проводник с током (дуга), расположенный
в магнитном поле, создаваемом постоянным
магнитом.
В соответствии с
действующими техническими условиями
на реле железнодорожной автоматики и
телемеханики температура
нагрева контактов
допускается не
более 100 °С по отношению к температуре
окружающей среды.
Повышение температуры контактов сверх
допустимых норм приводит к
увеличению сопротивления контактного
перехода, что в
свою очередь вызывает дальнейший нагрев
контактов. Таким образом, процесс может
стать необратимым и приведет
к разрушению контактов.
В момент размыкания
цепи, содержащей индуктивность,
поверхность соприкосновения контактов
резко уменьшается, что приводит к
быстрому возрастанию сопротивления и
материал в точках соприкосновения
плавится, между расходящимися контактами
появляется жидкий мостик, который
разрывается при дальнейшем увеличении
расстояния между контактами. После
этого происходит газовый разряд,
сопровождаемый появлением искры. В
мощных цепях может возникнуть дуга.
Искрение вызывает
эрозию контактов,
которая связана с плавлением, распылением
и переносом материала с контакта на
контакт. Это
приводит к изменению формы контактов,
их быстрому износу и возможности
сваривания. Кроме
того, при искрении и дугообразовании
происходит окисление контактов при
высоких температурах, это приводит
к образованию непроводящих пленок и к
временному или устойчивому нарушению
контакта.
Степень эрозии контактов
зависит от тока и напряжения коммутируемой
цепи, индуктивности и емкости цепи,
материала контактов, состояния их
поверхности, вибрации, условий окружающей
среды и ряда других факторов: чем
ниже твердость и температура плавления
металла, тем при меньших значениях
напряжения и тока начинается
искрообразование. Для большинства
реле при токе переключения 0,5—1 А
напряжение, при котором создаются
условия возникновения искры, составляют
около 300 В. В цепях с индуктивной нагрузкой
возможно сильное
искрение контактов,
вызываемое э.д.с. самоиндукции, стремящейся
сохранить ток такого же значения, который
протекал по цепи до момента ее
размыкания. При этом напряжение,
возникающее при размыкании контакта,
может в десятки и даже сотни раз превышать
напряжение источника питания, и хотя
его действие весьма кратковременно,
оно вызывает искровой разряд между
размыкаемыми контактами.
При использовании в
схемах совместно с реле полупроводниковых
приборов под
действием импульсов перенапряжения
может нарушиться нормальное действие
бесконтактных схем или произойти их
повреждение (пробой).
Для уменьшения искры
и увеличения срока службы контактов
применяют специальные меры: искрогасящие
схемы, особые конструкции контактов
из тугоплавких металлов и сплавов,
магниты дугогашения
и др.
Наиболее широкое
распространение получили искрогасящие
схемы, содержащие резисторы и конденсаторы,
подключаемые
параллельно контакту или нагрузке
(обмотке реле).
Искрогасящий элемент выбирают с таким
расчетом, чтобы напряжение на контактах
при размыкании не превышало напряжения
зажигания искрового разряда Uз
300
В.
На схеме (рис.
3.4, а) контакт
K шунтируется резистором r.
В этой схеме ток, обусловленный э.д.с.
самоиндукции, замыкается через резистор
r.
Так как в первый момент после размыкания
контакта K ток за счет э. д. с. самоиндукции
равен
,
то максимальное напряжение на контакте
где
— напряжение источника питания;
R
— сопротивление
нагрузки, например сопротивление обмотки
включаемого реле.
Чтобы напряжение на
контакте не превышало 300 В, сопротивление
искрогасящего резистора:
При отключении реле
НМШ1-1800 от источника питания 24 В
сопротивление резистора r
не должно превышать 22 500 Ом. Эффект
искрогашения тем лучше, чем меньше r.
Однако при малом r
теряется управляемость контакта, так
как при разомкнутом контакте ток
проходит через управляемый прибор
(обычно другое реле), который может
остаться возбужденным при размыкании
контакта. Кроме того, при разомкнутом
контакте непроизвольно расходуется
электроэнергия.
Рис. 3.4. Схемы
искрогашения
В схеме (рис.
3.4, б) контакт
шунтируется конденсатором С. При
размыкании цепи энергия вместо пробоя
воздушного промежутка расходуется на
заряд конденсатора. Однако при очередном
замыкании контакта конденсатор
разряжается через малое сопротивление
контакта, что ухудшает условия работы
последнего, особенно при частых
переключениях. При пробое конденсатора
С
теряется управляемость схемы.
Эти недостатки схемы
в основном устраняются включением
последовательно с конденсатором
резистора r
(рис.
3.4, в). Такую
схему применяют наиболее часто, причем
в практических схемах емкость конденсатора
С
равна 0,25—4 мкФ, а сопротивление резистора
r
— 30—200 Ом. При пробое конденсатора в
данном случае также теряется управляемость
схемы, поэтому в ответственных схемах
ее не применяют.
В схеме (рис.
3.4, г) контакт
шунтируется нелинейным резистором
(варистором) r.
При рабочем напряжении цепи сопротивление
этого резистора велико и практически
не оказывает влияния на режим работы
цепи. В момент размыкания контакта и
увеличения напряжения за счет э.д.с.
самоиндукции сопротивление нелинейного
резистора резко уменьшается, ограничивая
перенапряжение на контактах.
Эффект искрогашения
достигается также включением рассмотренных
искрогасительных цепей параллельно
нагрузке (рис.
3.4, д, е. ж, з).
В схеме (см.
рис. 3.4, д)
резистор подключают параллельно нагрузке
(например, обмотке реле). В момент
размыкания контакта К
ток, обусловленный э.д.с. самоиндукции,
замыкается через резистор r.
Чтобы напряжение на контакте Uк
не превышало 300 В, сопротивление
резистора
Подключение резистора
r
параллельно нагрузке повышает потребление
энергии от источника питания. Однако,
если резистор по сравнению с нагрузкой
имеет высокое сопротивление, то этот
недостаток не играет существенной роли.
В тех случаях, когда нежелательно иметь
дополнительный расход энергии,
последовательно с резистором включают
диод VD
(рис.
3.4, и). Эта
схема практически является равноценной
схеме рис.
3.4, з. Диод
включают по отношению к источнику
питания во встречном направлении, его
обратное сопротивление велико и потерь
энергии почти нет. При размыкании
контакта возникающая э.д.с. самоиндукции
имеет обратное направление, ток
замыкается через диод. Для исключения
короткого замыкания при пробое диода
последовательно с ним включают резистор.
Включение диода для искрогашения
вызывает замедление на отпускание
управляемого реле, поэтому применение
диода недопустимо, если появление
замедления изменяет режим работы схемы.
При включении резистора
(см.
рис. 3.3, д)
замедление на отпускание якоря также
увеличивается, хотя и в меньшей степени.
При
с замедлением,
обусловленным подключением резистора,
можно практически не считаться. На
временные параметры
управляемого прибора (реле) оказывают
влияние в той или иной степени и схемы
искрогашения (см.
рис. 3.4, е, ж, з).
Вопросы
для самоконтроля по пункту: Контактная
система реле
1)
Основные параметры контактов.
2)
Материалы, из которых изготавливаются
контакты реле, обоснуйте выбор этих
материалов.
3)
Перечислите факторы, приводящие к
разрушению контактов, поясните причину
их появления.
4)
Перечислите способы увеличения срока
службы контактов.
5) Опишите
принцип действия искрогасительных схем
(рис.
3.4).
Схемы
искрогашения