Хотя конные скреперы и ковши-волокуши давно не применяются, однако на их основе развился тип современного колесного скрепера, который является незаменимой машиной на любом строительстве. Такой скрепер представляет собой прицепной агрегат к трактору и состоит из большого стального ковша, смонтированного на двух или четырех пневматических колесах с управлением для погрузки и разгрузки.
При опускании ковша, с помощью тросового, гидравлического или электрического управления передняя режущая кромка его врезается в грунт и срезает стружку грунта, которая постепенно наполняет ковш (рис. 1). После наполнения ковша машинист поднимает ковш в транспортное положение и отвозит грунт к месту разгрузки. Там машинист открывает передний щиток, а задний щиток, перемещаясь вдоль ковша на тросе, очищает его от грунта. Управление ковшом отрегулировано так, что скрепер может срезать грунт на любую глубину от легкой планировки до глубокой вырезки, укладывая грунт на месте выгрузки слоями от самых тонких до 66,0 см толщиной. Обычно грунт укладывается слоями толщиной от 20 до 30 см для обеспечения лучшего уплотнения его укаткой или лучшего перемешивания разных грунтов.
Рис. 1. Разработка грунта прицепным скрепером с ковшом емкостью 19,0 м3 на работах по сооружению новой железнодорожной линии
Емкость ковша двухколесных скреперов колеблется от 3,35 до 15,2 м3. При устройстве боковых щитков емкость ковша увеличивается. Емкость ковша четырехколесных скреперов колеблется от 2,5 до 21,0 м3. Режущая кромка ковшей имеет длину от 1,80 до 3,0 м; это обеспечивает вырезку траншеи достаточной ширины для прохода колес, чем достигается равномерная разработка грунта. В твердых грунтах, или, наоборот, в слишком слабых, где тягового усилия одного трактора для работы скрепера недостаточно, при вырезке грунта добавляют трактор-толкач.