КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ ХОЛДИНГА «РЖД» ЗА РУБЕЖОМ (часть 17) от 2 октября 2012 г. N 281
В случае использования смешанного ценообразования Заказчик принимает на себя риск цены, а компания холдинга «РЖД» — остальные стандартные подрядные риски. Заказчик может объективно участвовать в ходе разработки проекта.
В случае формирования цены по алгоритму «затраты плюс вознаграждение» Заказчик руководит проектированием, принимает технические и конструктивные решения, а компания холдинга «РЖД» реализует принятые решения в соглашениях. Заказчик несет риск цены, сроков и технических характеристик объекта, а компания холдинга «РЖД» — только риск качества работ. Такая схема предпочтительна для компании холдинга «РЖД» в случае, если Заказчик в дальнейшем планирует эксплуатацию объекта собственными силами. Схема, как правило, реализуется в проектах реконструкции, расширения и модернизации объектов инфраструктуры.
Политический риск
Политический риск выражается через действия правительства или общественности страны реализации проекта, затрагивающие интересы реализации внешнеэкономических проектов в данной стране, в частности:
— изменение законов или иных нормативных правовых актов;
— экспроприация собственности;
— введение регулирования, противоречащего коммерческим договоренностям текущего проекта;
— возможность доступа проектной компании к правосудию;
— наличие у Заказчика права или полномочий принимать на себя обязательства, связанные с проектом.
Меры минимизации:
— учет интересов государства, на территории которого реализуется проект, и интересов других политических участников (путем проведения презентаций, межправительственных встреч для формирования лояльности политических сил к проекту);
— участие местных субподрядчиков, поставщиков оборудования;
— страхование политических рисков, привлечение многостороннего кредитного агентства.
Заказчик может принять на себя определенную часть политического риска (дефолт, изменения законодательства или проволочек по вине органов власти), будучи единственной стороной, которая в состоянии повлиять на его возникновение и смягчить последствия.
Правовой и регулятивный риск
Регулятивный риск представляет собой совокупность всех решений административного характера на национальном или международном уровне, влекущих за собой экономические и финансовые потери для компании в стране реализации проекта. Среди ключевых факторов правового риска выделяются:
— полномочия Заказчика по реализации проекта;
— правила закупок, которые разрешат соглашения по проекту;
— доступ к правосудию (в идеале к международному арбитражному суду), рациональный механизм и существующая практика исполнения решений суда, принятых не в пользу государства;
— земельное законодательство и вопросы приобретения земли;
— налоговое законодательство и правила ведения бухгалтерского учета.
Меры минимизации и механизм распределения правового риска аналогичен политическому риску.