Распоряжение ОАО РЖД от 01.08.2005 N 1173р
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
1 августа 2005 г. |
N 1173р |
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О крушении грузового поезда N 2909 на
перегоне Зубцов — Аристово Октябрьской железной дороги
15 июня 2005 г. в 19 часов 07 минут на 220 км ПК 4 перегона Зубцов — Аристово однопутного неэлектрифицированного участка Ржев — Шаховская Московского отделения Октябрьской железной дороги в грузовом поезде N 2909 (вес 5106 т, 60 вагонов) при скорости 69 км/час допущен сход 31 груженого вагона, начиная с 12 от головы поезда вагона N 51474922.
В результате схода вагонов ОАО «РЖД» нанесен значительный материальный ущерб: повреждено 625 метров пути, 25 вагонов повреждены до степени исключения из инвентаря, один вагон — в объеме капитального ремонта и 5 вагонов — в объеме текущего отцепочного ремонта, утеряно 862,1 т топочного мазута, загрязнено около 2 га земли.
При проведении служебного расследования установлено, что тепловоз N 2ТЭ116 N 484 приписки депо Великие Луки Октябрьской железной дороги эксплуатируется в технически исправном состоянии. Нарушений режима ведения поезда и управления автотормозами со стороны локомотивной бригады допущено не было. Нарушение плана формирования поезда нет.
Первый сошедший вагон N 51474922 принадлежности железной дороги Эстонии, построен 25 февраля 2002 г. на заводе «Азовмаш». Деповской ремонт выполнен 19 декабря 2004 г. в вагонном депо Валга Эстонской железной дороги. Последнее техническое обслуживание проведено на станции Стенькино-2 Московской железной дороги. При комиссионной проверке технического состояния указанного вагона и проведении натурного обмера отступлений по эксплуатационным характеристикам не выявлено.
Путь на месте схода класса 1В2, бесстыковой, левая кривая радиусом 633 м, длина кривой — 647 м, возвышение наружного рельса — 100 мм, подъем — 9,3 тысячных, рельсы типа Р65, изготовлены на Тагильском металлургическом заводе, объемнозакаленные, шпалы железобетонные, балласт — щебень. Последний капитальный ремонт пути был выполнен в 2001 году, предыдущий производился в 1985 году. Земляное полотно на данном участке, построенное в 1899 году содержалось в исправном состоянии, постоянно обеспечивало бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями и действующими нагрузками.
Грузонапряженность участка 34,1 млн т/км брутто в год. Пропущенный тоннаж на 1 января 2005 г. составил 95,9 млн т брутто. Установленная скорость движения пассажирских поездов — 90 км/час, грузовых — 80 км/час.
Согласно обработанным результатам проходов путеизмерительных вагонов путь на 220 км в течение 6 месяцев 2005 года содержался в стабильном, технически-исправном состоянии. При последней проверке путеобследовательской станцией ПС-004, проведенной 10 июня 2005 г., путь на 220 км перегона Зубцов — Аристове оценен в 40 баллов с оценкой хорошо.
На основании учетных данных на 220 к дефектных рельсов нет, боковой износ упорной нити кривой составляет 8 мм. При проверке 3 июня 2005 г. дефектоскопом АВИКОН МР N 4707 и 9 июня 2005 г. вагоном-дефектоскопом ПС-310 и на основании расшифровки дефектограмм дефектов рельсов не выявлено.
В ходе комплексного инженерно-геологического и геофизического обследования участка земляного полотна в месте схода вагонов установлено, что с 1 по 15 июня 2005 г. в Ржевском районе Тверской области количество выпавших осадков составило 90 мм при месячной норме 77 мм, а с 13 по 15 июня — 85 мм осадков, вследствие чего при интенсивном увлажнении мелкодисперсная фракция, находящаяся в нижнем слое балластной призмы, под воздействием вибродинамических нагрузок от подвижного состава перешла в текучее состояние и была вымыта атмосферными осадками. В результате этого переувлажненный балластный слой потерял несущую способность, что спровоцировало резкую двухстороннюю локальную просадку с понижением внутренней рельсовой нити до 205 мм и смещение пути до 150 мм внутрь кривой и стало причиной схода вагонов в грузовом поезде N 2909. Данный вывод подтверждается заключением института «Ленгипротранс».
Усугубляющим фактором переувлажнения и потери несущей способности подбалластного слоя явился несанкционированный сброс воды из пруда в деревне Зуево в период выпадения обильных атмосферных осадков в сторону железнодорожного пути, с выходом на 220 км пикет 3 перегона Зубцов-Аристово.
В соответствии с приказом МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте» указанный случай классифицируется как крушение.
Для устранения последствий схода вагонов в грузовом поезде N 2909 были задействованы восстановительные поезда Октябрьской и Московской железных дорог, движение поездов было восстановлено 17 июня 2005 г. в 15 часов 50 минут.
Длительность проведения восстановительных работ была обусловлена как сложными условиями на месте схода — сильно увлажненным грунтом, ограниченными,возможностями для использования грузоподъемных кранов и тяговых средств, так и необходимостью минимизировать загрязнение окружающей среды.
После выполнения первоочередных мероприятий по локализации вылившегося на землю мазута и установке боновых заграждений на реке Гостижа произведена перекачка 692,75 т мазута из поднятых с места крушения цистерн. Собрано с водной и земной поверхности 65,35 т мазутноводной смеси. С места крушения вырезано и вывезено более 6 тыс. куб. м нефтезагрязненных грунтов. С береговой линии рек Вазузы и Волги собраны и вывезены замазученные трава и грунт в объеме 350 куб. м. На обработку территории, загрязненной мазутом, использовано 53 т сорбента. Вертолетами МЧС России обработаны специальным раствором в количестве 87 т акватории рек Вазузы и Волги общей площадью 30 тыс. кв. м.
В результате проведенных природоохранных мероприятий экологическая обстановка на месте крушения нормализована. Загрязнений подземных водных горизонтов и колодезной воды мазутом не обнаружено. Земли сельскохозяйственного назначения не загрязнены, люди не пострадали.
Анализ хода выполнения природоохранных мероприятий показал, что для повышения эффективности работ по ликвидации разливов нефтепродуктов необходимо принять дополнительные меры по оснащению железных дорог специальными техническими средствами и обустройствами.
Проведен разбор положения состояния безопасности движения поездов в текущем году, как на Московском отделении, так и на Октябрьской железной дороге в целом, в результате которого выявлено ухудшение безопасности движения поездов.
Также установлено, что в результате недостаточного контроля со стороны заместителя начальника службы пути Октябрьской железной дороги Корпусова С.В. на ряде участков Октябрьской железной дороги на низком уровне организована совместная работа с органами местного самоуправления, владельцами водоемов, прудов и других сооружений по их периодическому осмотру, неудовлетворительное содержание которых может вызвать насыщение водой и размыв земляного железнодорожного полотна.
В целях стабилизации положения с обеспечением безопасности движения поездов:
1. Начальникам железных дорог и начальникам отделений железных дорог:
а) довести до сведения причастных работников обстоятельства и причины крушения грузового поезда N 2909 на перегоне Зубцов-Аристово Московского отделения Октябрьской железной дороги;
б) в ходе проведения комиссионных осмотров под председательством начальников железных дорог и начальников отделений железных дорог проверять каждое деформирующееся больное место земляного полотна визуально, в соответствии с утвержденным руководителем осмотра графиком, при необходимости организовывать инструментальную проверку с привлечением специалистов;
в) организовать в III квартале 2005 г. в дистанциях пути проверку укомплектования специализированных бригад по текущему содержанию и ремонту земляного полотна согласно штатному расписанию и наличия в этих бригадах мастеров. По результатам проверки при необходимости принять соответствующие меры;
г) поручить начальникам вагонов-путеизмерителей и их заместителям при проверках пути вагонами-путеизмерителями в местах деформирующегося земляного полотна анализировать выявленные отступления на таких участках и в случае роста параметров неисправностей немедленно информировать руководителей дистанций пути, отделов пути отделений дороги, службы пути железной дороги для принятия неотложных мер по обеспечению безопасного пропуска поездов. Анализ проводить по результатам обработки данных, полученных в ходе проверок вагонами-путеизмерителями, не менее чем за 3 последних месяца.
2. Вице-президенту — начальнику Департамента пути и сооружений Иванову С.Ю.:
а) разработать и представить на утверждение в установленном порядке в IV квартале 2005 г. проект программы усиления земляного полотна и его обустройств на железных дорогах ОАО «РЖД» на период до 2010 года;
б) в целях выявления деформирующихся, потенциально опасных участков земляного полотна включить в программу НИОКР на второе полугодие 2005 г. разработку методики оценки стабильности земляного полотна по показаниям вагонов-путеизмерителей;
в) укомплектовать в III квартале 2005 г. отдел инженерных сооружений Департамента пути и сооружений согласно штатному расписанию.
3. Утвердить прилагаемые дополнительные организационные и технические мероприятия, направленные на предотвращение схода подвижного состава и ликвидацию его последствий, в том числе экологических.
4. В связи с ухудшением состояния безопасности движения поездов в текущем году на Московском отделении Октябрьской железной дороги вице-президенту Сазонову В.Н. и начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В. организовать в 10-дневный срок проведение проверки обеспечения безопасности движения поездов на этом отделении железной дороги и по результатам указанной проверки до 15 августа 2005 г. представить в ОАО «РЖД» предложения по улучшению ситуации и целесообразности дальнейшего пребывания Шипулина Н.П. в должности начальника Московского отделения Октябрьской железной дороги.
5. За низкий уровень организации взаимодействия на ряде участков Октябрьской железной дороги с органами местного самоуправления и владельцами водоемов по периодическому осмотру состояния и содержанию прудов, водоемов и других сооружений на участках, прилегающих к полосе отвода железной дороги, объявить выговор заместителю начальника службы пути Октябрьской железной дороги Корпусову С.В.
6. За ухудшение состояния безопасности движения поездов на Октябрьской железной дороге в текущем году, плохую организацию взаимодействия с органами МЧС России при ликвидации последствий крушения грузового поезда N 2909 предупредить начальника Октябрьской железной дороги Степова В.В.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Иванова С.Ю.
Президент ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
Утверждены
распоряжением ОАО «РЖД»
от 01.08.2005 г. N 1173р
Дополнительные организационные и технические
мероприятия, направленные на предотвращение схода подвижного
состава и ликвидацию его последствий, в том числе экологических.
N |
Содержание мероприятий |
Срок |
Ответст- |
Приме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Проведение внеочередного осмотра |
Август |
НЗП |
|
2. |
Организация внеочередного осмотра |
1 сентября |
НОД |
|
3. |
Разработка и внедрение ВНИИАС, |
III кварта |
ВНИИАС |
|
4. |
Проведение внеочередного |
20 августа |
НОДП |
|
деформации земляного |
||||
полотна |
||||
10. |
Усиление существующих мобильных |
2006 г. |
Н |
|
11. |
Оборудование на каждом отделении |
2006 г. |
НГ |
|
12. |
Создание в установленном порядке на |
2006 г. |
Н |
|
13. |
Обеспечение железных дорог |
1 октября |
НГ |
|
14. |
Обеспечение железных дорог боновыми |
2006 г. |
Н |
|
15. |
Оснащение производственных |
постоянно |
ЦРБ |
|
16. |
Организация на базе |
2006 г. |
ЦРБ |