Письмо ОАО РЖД от 16.08.2007 N ВБ-9096
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
16 августа 2007 г. |
N ВБ-9096 |
Департаменту пути и
сооружений ОАО «РЖД»
Директору ВНИИЖТ
А.Е. Семечкину
Директору ПТКБ ЦП
С.А.Рабчуку
Начальникам железных
дорог
Заместителям начальников
железных дорог по
хозяйству пути
Начальникам Дирекций по
ремонту пути
О рекомендациях сетевого совещания по
повышению эффективности и качества
работы рельсосварочных предприятий
В июне 2007 г. на Восточно-Сибирской железной дороге в г. Иркутск с руководителями путевого хозяйства проведено сетевое совещание по повышению эффективности и качества работы рельсосварочных предприятий.
В работе совещания приняли участие руководители и специалисты Департамента пути и сооружений, ПТКБ ЦП, Дирекций по ремонту пути, рельсосварочных предприятий железных дорог, ВНИИЖТ, ВШ-ЖТИ, предприятий-изготовителей и сервисного обслуживания оборудования для рельсосварочного производства.
Участники региональных совещаний провели анализ результатов работы рельсосварочных предприятий за 5 месяцев текущего года, выявили недостатки и наметили меры по повышения качества и эффективности работы рельсосварочных предприятий в 2007 г., ознакомились с передовыми достижениями в организации и технологии работ.
В целях распространения передового опыта по повышению эффективности и качества работы рельсосварочных предприятий примите к исполнению рекомендации региональных совещаний.
Вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Б. Воробьев
РЕКОМЕНДАЦИИ
участников сетевого совещания
по повышению эффективности и качества работы
рельсосварочных предприятий.
Сетевое совещание проводилось 19-21 июня 2007 г. в г. Иркутске
Восточно-Сибирской железной дороги.
В работе сетевого совещания приняли участие руководители и специалисты Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД», ПТКБ ЦП, Служб пути, Дирекций по ремонту пути, рельсосварочных предприятий железных дорог, ВНИИЖТ, ВНИКТИ и представители предприятий-изготовителей и сервисного обслуживания оборудования для рельсосварочного производства.
Устойчивая работа путевого хозяйства сети железных дорог России в решающей степени зависит от своевременного и качественного проведения работ по ремонту железнодорожного пути в установленные сроки. Сварка плетей бесстыкового пути из новых и старогодных рельсов является одним из основных факторов, влияющих на своевременное окончание капитального ремонта пути и сдачу отремонтированных километров в постоянную эксплуатацию.
Участники совещания провели анализ результатов работы рельсосварочных предприятий за 5 месяцев 2007 года, выявили недостатки и ознакомились с передовыми достижениями в технологии и организации работ.
Отмечено, что на развитие предприятий в 2007 году планируется направить 346,72 млн. рублей.
Рельсосварочные предприятия продолжают оснащаться новыми сварочными машинами типа МСР-6301А, МСР-8001, К-1000, прессами для испытания сварных стыков ПМС-320, индукционными нагревательными комплексами УИН-001-100/РТ-С, УИН-001-100/РТ-П для нормализации металла сварных швов, дефектоскопами нового поколения с регистрацией параметров.
Но, к сожалению процесс обновления идет очень медленно. Гораздо более быстрыми темпами идет процесс старения оборудования и техники. По состоянию на начало этого года износ основных фондов рельсосварочных предприятий по сравнению с прошлым годам увеличился до 35 %. Износ основного технологического оборудования составляет 40,3 %.
Результаты работы за 5 месяцев текущего года выглядят следующим образом:
— выполнение задания по сварке плетей бесстыкового пути из новых рельсов составило 101 % (при плане 1811 сварено 1831 км пути);
— из старогодных рельсов — 95 % (при плане 483 сварено 458,4 км пути);
— выполнение задания по сварке стыков в пути машинами ПРСМ составило 98 % (при плане 13250 сварено 12932 стыка).
Стабильно в течение указанного периода отработали РСП Горьковской, Куйбышевской и Приволжской железных дорог. Причинами невыполнения плана по сварке являются: в стационарных условиях — отсутствие необходимого количества рельсовозного состава при сварке бесстыкового пути из новых рельсов и отсутствия необходимого количества сырья, при сварке бесстыкового пути из старогодных рельсов, а в пути — не предоставления запланированного количества «окон».
Основным показателем качества сварки рельсов в рельсосварочном производстве являются изломы сварных стыков, особенно не отработавшие установленный гарантийный срок. По состоянию на 1 июня текущего года на сети дорог допущено 12 изломов сварных стыков, в том числе 3 излома произошли в период гарантийного срока эксплуатации.
Главной причиной, влияющей на качество сварки рельсов является высокий износ технологического оборудования при отсутствии четкой системы сервисного и технологического обслуживания сварочного оборудования, не своевременного проведения ремонта и недостаточной квалификации обслуживающего персонала, недостаточное количество центров обучения сварщиков и инженерно-технических работников РСП, отсутствие программ обучения наладчиков и шлифовщиков.
Несмотря на неоднократные требования Департамента пути, руководство дирекции по ремонту пути железных дорог не планирует в необходимом объеме выделение денежных средств на ремонт, сервисное обслуживания и приобретение запасных частей для основного технологического оборудования.
Дополнительной проблемой повлиявшей на объемы и качество сварки является проблема плохой свариваемости рельсов производства ОАО «НКМК». Это произошло по причине изменения заводом технологии термического упрочнения рельсов без согласования Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» и ВНИИЖТ. В связи с этим РСП-8 Северной и РСП-29 Западно-Сибирской железных дорог, вынуждены были приостановить сварку новых рельсов, что негативно сказалось на выполнение плановых задании. В настоящее время сварка рельсов ОАО «НКМК» ведется при условии обязательной нормализации сварных стыков. Однако проблема в глобальном смысле этого слова осталась. Несмотря на гарантии, выданные руководством ОАО «НКМК» на совещании проведенном в апреле текущего года в г. Новокузнецке под председательством заместителя начальника Департамента пути и сооружении Бунина А.И. о возврате к технологии термической обработки рельсов, применяемой в 3 квартале 2006 г. и ежемесячным обменом информацией между ОАО «НКМК» и предприятиями потребителями данной продукции, ни каких действии со стороны ОАО «НКМК» не предпринято и положение со свариваемостью продолжает оставаться не стабильным.
В части выполнения рекомендаций предыдущего совещания участники совещания отмечают, что из 35 пунктов рекомендованным к исполнению по состоянию на 1 июня 2007 года, выполнено 9, в стадии выполнения находятся 7.
Исходя из высказанных замечаний и предложений, направленных на улучшение работы рельсосварочных предприятий
УЧАСТНИКИ СОВЕЩАНИЯ РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Принять все меры для безусловного выполнения в 2007 г. Решений, принятых на сетевой школе, проведенной 25-27 октября 2006 г. в г. Ярославль.
2. Начальникам рельсосварочных предприятий:
2.1. РСП продолжить работы по проведению паспортизации новых и старогодных рельсов.
2.2. До 01.10.2007 представить в ПТКБ ЦП замечания и предложения для рассмотрения и включения в Методику расчета себестоимости и норм расхода материалов на сварочно-наплавочные работы.
3. ДРП, РСП-8 Северной железной дороги, ВНИИЖТ:
3.1. РСП-8 и ВНИКТИ подготовить опытные образцы сварных плетей обработанных способом фрезерования всего периметра стыка и обработанного частично (головка и подошва) и до 01.09.2007 передать их на ЭК ВНИИЖТ для проведения стендовых и полигонных испытаний.
4. Начальникам Дирекций по ремонту пути:
4.1. До 01.10.2007 представить в ПТКБ ЦП предложения и замечания для рассмотрения и включения в Методику расчета себестоимости и норм расхода материалов на сварочно-наплавочные работы.
5. Заместителям начальников дорог по пути:
5.1. По фактам поставки на дороги металлургическими комбинатами рельсов изготовленных с отступлениями от ГОСТ незамедлительно оформлять претензионные акты с оформлением штрафных санкций согласно положения о входном контроле.
5.2. Учитывая положительный опыт РПС-29 по вварке изолирующих стыков ООО «АпАТэК-Транс» в стационаре РСП, позволяющем уменьшить объем работ при укладке рельсовых плетей в «окно» и увеличить объем перевозимых рельсовых плетей на одном составе рассмотреть возможность внедрения этого метода на РСП.
5.3. Установить порядок проверки силами ПЦД организации работы постов контроля РСП 1 раз в квартал с проведением технической учебы с операторами дефектоскопов.
5.4. Для обеспечения квалифицированного проведения неразрушающего контроля с выдачей заключения о качестве предусмотреть в каждом РСП не менее двух специалистов не разрушающего контроля второго уровня.
6. Начальникам железных дорог:
6.1. Предусмотреть в бюджете 3-4 квартала 2007 г. и в бюджете 2008 г. средства на проведения ремонта и сервисного обслуживания основного технологического оборудования, в том числе рельсосварочных машин всех типов, рельсо-фрезерных станков модели РФС6992, PRV-250, установок для нормализации сварных стыков типа УИН и др.
6.2. Н Северной для отработки обеспечения устойчивой работы по электронному учету и паспортизации рельс рассмотреть возможность введение в штатное расписание РСП-8 Северной железной дороги как базовому предприятию должности инженера АСУ и системного администратора.
6.3. При внедрении в РСП других железных дорог электронного паспорта рельсов предусмотреть в штатных расписаниях РСП должности инженера АСУ и системного администратора.
6.4. Учитывая оснащение РСП многоканальными дефектоскопами нового поколения с микропроцессорными системами обработки и регистрации данных контроля, требующими расшифровки полученных результатов проработать вопрос организации в РСП центров расшифровки дефектограмм и введении в штатное расписание контрольных постов РСП операторов дефектоскопных тележек 7-8 разряда с правом расшифровки, так как средства дефектоскопии требуют расшифровки дефектограмм в реальное время. По программе расшифровки провести обучение дефектоскопистов по курсу «Расшифровка дефектограмм» на базе ОАО «Радиоавионика».
7. ПТКБ ЦП:
7.1. До конца 2007 г. разработать Методику расчета себестоимости и нормы расхода материалов на сварочно-наплавочные работы и представить в Департамент пути и сооружений на рассмотрение, для чего:
7.1.1. До 01.09.2007 направить на предприятия проект Методики расчета затрат себестоимости выпускаемой продукции.
7.1.2. С учетом полученных от предприятий предложений и замечаний представить на утверждение в ТТЛ окончательный вариант методики в срок до 01.10.2007 года.
7.2. Учитывая сезонный характер эксплуатации машин ПРСМ, небольшой выполняемый объем работ в сезон (500-600 стыков), относительно небольшой пробег (до 9000 км в год) рассмотреть возможность увеличения срока полезного использования машины ПРСМ-3 до 35 лет, ГТРСМ-4 до 30 лет, пересмотреть межремонтные сроки.
7.3. Разработать схему установки пресса ПМС-320 на железнодорожной платформе, с соблюдением необходимых мер по обеспечению безопасности движения поездов и охраны труда.
7.4. Разработать и до 01.10.2007 представить в Департамент пути и сооружений Регламент оснащенности РСП.
7.5. Разработать и до 01.11.2007 представить в Департамент пути и сооружений комплексную программу реконструкции РСП.
8.Департаменту пути и сооружений:
8.1. В целях выполнения до конца текущего года п. 6.11.2. Решений совещания в г. Ярославль и п. 7.1. настоящих Решений создать в июле 2007 г. рабочие группы из специалистов ЦП, ПТКБ ЦП, ДРП, РСП.
8.2. До 01.01.2008 рассмотреть целесообразность создания региональных центров по сервисному обслуживанию, ремонту сварочного оборудования и оборудования для термической обработки стыков.
8.3. На основе предложений заводов-изготовителей утвердить регламент ремонта и сервисного обслуживания сварочного оборудования.
8.4. В связи с реформированием путевого хозяйства до 01.09.2007 разработать регламент взаимодействия Дирекций по ремонту пути с ПЦД служб пути, определить порядок обеспечения РСП средствами дефектоскопии, запасным частями к ним, порядок ремонта и сервисным обслуживанием.
8.5. В связи с нестабильной работой на ряде РСП установок УД-ЭМА-РСП (ВИГОР) и в связи с получением на дороги новых средств входного и выходного контроля определиться о целесообразности дальнейшей эксплуатации данных установок.
8.6. До ввода в действия новых ТУ на ремонт и использование старогодных рельсов, рассмотреть с причастными вопрос о порядке переукладки старогодных рельсовых плетей, с выдачей сертификата соответствия.
8.7. Рассмотреть возможность включения в Программу ресурсосбережения средств на приобретения оборудования для брикетирования стружки от профильной обработки старогодных рельсов на станках РФС-6992 и PRV-250.
8.8. Учитывая отрицательный опыт Приволжской железной дороги по передаче машин ПРСМ из РСП в ДПМ, запретить передачу машин ПРСМ в другие организации, рассмотреть вопрос возврата машин ПРСМ в РСП-2.
8.9. Для проведения сравнительных испытании, с целью доведения рельсосварочных машин производства ЗАО «Псковэлектросвар» и ОАО «КЗЭСО» до уровня лучших мировых стандартов, Департаменту пути и сооружений рассмотреть в 2008 г. возможность приобретения и установки на одном из РСП России сварочной машины импортного производства, наиболее адаптированной для сварке рельсов Российского производства.
8.10. Для проведения работ по электронному учету и паспортизации рельсов определить базовым предприятием РСП-8 Северной железной дороги, как имеющем собственные разработки.
8.11. Полигоном для опытного внедрения электронного паспорта рельсов определить Северную железную дорогу.
8.12. Для проведения работ и опытного внедрения электронного паспорта на предприятиях путевого хозяйства создать рабочую группу из представителей ЦП, П, ДРП, РСП-8 Северной железной дороги для проведения работ по паспортизации сварных рельсов на базе РСП-8 Северной железной дороге.
8.13. Предусмотреть в Инвестиционной программе ОАО «РЖД» на 2008 — 2010 гг. замену стационарных рельсосварочных машин, выработавших нормативный ресурс, и другого технологического оборудования.
9. ВНИИЖТ:
9.1. До 01.12.2007 представить на утверждение в Департамент пути и сооружений ТУ на ремонт и сварку старогодных рельсов.
9.2. Используя опыт Октябрьской железной дороги, разработать технологию сварки машинами ПРСМ рельсовых плетей методом подтягивания с одновременным вводом плети в температурный интервал.
9.3. Рассмотреть вопрос и до 15.07.2007 представить в Департамент пути и сооружений заключение о возможности сварки рельсов производства ОАО «НКМК» с повышенной твердостью способом алюминотермитной сварки.
9.4. Провести комплексное исследование и рассмотреть вопрос снижения нижней границы величины стрелы прогиба контрольных образцов при статическом изгибе, с гарантией обеспечения эксплуатационной надежности.
10. Департаменту пути, ВНИИЖТ, НИИ мостов провести в 2008 г. комплексные исследования возможности эксплуатации сварных стыков без шлифовки пазухи.
11. ООО «Радиоавионика»:
11.1. До конца 2007 г. предоставить для повторного испытания унифицированный комплекс МИГ-УКС для работы в РСП, при положительном результате рассмотреть вопрос о поставке данных дефектоскопов на РСП дорог.
11.2. Совместно с РСП-8 Северной ж.д. предусмотреть возможность передачи дефектограммы контроля сварного стыка МИГ-УКС в систему электронного паспорта плети.
12. ООО «Стройдеталь-сервис» разработать и согласовать с ЦП график обследования и технического обслуживания станков РФС.
13. ООО «Магнит-М» рассмотреть вопрос и представить в Департамент пути и сооружений предложения по организации учебного центра подготовки операторов и наладчиков комплексов термической обработки сварных стыков типа УИН.
14. НПП «ВИГОР»:
14.1. В 3 квартале 2007 г. разработать и утвердить в ЦП «Положение о сервисном обслуживании установок входного контроля рельсов УД-ЭМА-РСП.
14.2. Восстановить работоспособность действующих установок входного контроля рельсов на РСП проработав вопрос их модернизации с введением дополнительных каналов контроля подошвы старогодных рельсов.
15. НИИМостов разработать и до 01.09.2007 представить на рассмотрение в Департамент пути и сооружений программу подготовки для РСП специалистов дефектоскопии 2 уровня квалификации из расчета 1 специалист в смену.
16. Участники совещания отмечают практическую пользу проведенной школы передового опыта по рельсосварочному производству на Восточно-Сибирской железной дороге и рекомендуют Департаменту пути и сооружений провести очередную школу в 2008 г. на базе РСП-17 Горьковской железной дороги.
Заместитель начальника
Департамента пути
и сооружений ОАО «РЖД»
А.И. Бунин