Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 30.12.2008 N 2881р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 30 декабря 2008 г. N 2881р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО «РЖД»



«СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ. УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ»

В целях установления единых условных графических изображений в системах автоматики и телемеханики:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2009 г. стандарт СТО РЖД 1.19.005-2008 «Системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Условные графические изображения».

2. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М. обеспечить выполнение требований настоящего стандарта при утверждении технических заданий на разработку и приемке систем автоматики и телемеханики.

3. Начальникам железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» организовать изучение требований настоящего стандарта работниками причастных структурных подразделений.

4. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М. подготовить в установленном порядке обращение в Министерство транспорта Российской Федерации с предложениями о необходимости отмены ОСТ 32.111-98 «Системы железнодорожной автоматики и телемеханики. Условные графические изображения и индикация».

Вице-президент ОАО «РЖД»

В.Б.Воробьев



СТО РЖД 1.19.005-2008


СТАНДАРТ ОАО «РЖД»


СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ


УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Дата введения — 2008-02-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторско-технологическим бюро железнодорожной автоматики и телемеханики — филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД»)

2 ВНЕСЕН Департаментом автоматики и телемеханики ОАО «РЖД»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2008 г. N 2881р

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ



1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает вид условных графических изображений и индикации для устройств отображения информации в автоматизированных рабочих местах на базе микропроцессорной техники в системах железнодорожной автоматики и телемеханики.

Стандарт распространяется на системы диспетчерской централизации, диспетчерского контроля за движением поездов, микропроцессорной и релейно-процессорной централизации стрелок и светофоров, системы интервального регулирования движения поездов на перегонах, системы технического диагностирования и мониторинга и другие системы, имеющие в своем составе устройства отображения информации на базе мониторов.

Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».

Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».



2 Сокращения

В настоящем стандарте применяются следующие сокращения:

АБ — автоматическая блокировка

АБАКС — аппаратура бесконтактного автоматического контроля прижатия остряка стрелочного перевода

АПС — автоматическая переездная сигнализация

АРМ — автоматизированное рабочее место

ДК — диспетчерский контроль

ДЦ — диспетчерская централизация

КГУ — контрольно-габаритное устройство

КТСМ — комплекс технических средств модернизированный

МК — маневровая колонка

МПУ — микропроцессорные системы и устройства сигнализации, централизации и блокировки

ПТО — пункт технического обслуживания

РПБ — релейная полуавтоматическая блокировка

САУТ — система автоматического управления торможением

СН — смена направления

ТЗ — техническое задание

УГИ — условные графические изображения

УКСПС — устройство контроля схода подвижного состава



3 Общие требования

3.1 На средствах отображения МПУ должна индицироваться информация об объекте управления, состоянии его элементов, о вводимых оператором командах управления, а также дополнительная информация, необходимая для функционирования системы.

3.2 В МПУ должна отображаться информация в соответствии с ТЗ на разработку данной системы.

3.3 УГИ должны соответствовать требованиям санитарных норм СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

3.4 В УГИ должны использоваться принципы преемственности в используемых начертаниях, цветах основных состояний объектов контроля, реализованных в системах сигнализации, централизации и блокировки.

3.5 Используемые мнемоники для отображения объектов и условных знаков дополнительной информации должны ассоциироваться с их контурами (например, изображения платформы, поста централизации или подобные общепринятые изображения).

3.6 Допустима минимизация количества УГИ за счет использования одной и той же области (цветовой ячейки) объекта контроля для индикации его различных состояний.

3.7 Для отображения состояния объектов контроля символами, представляющими собой принятые сокращения названий, используют цвет этих символов.

3.8 Отображение элементов контроля должно быть привязано к плану станции, перегона, согласно их функциональному назначению.

3.9 Мнемосхема может выполняться без соблюдения масштаба, но с учетом взаимного расположения путей, стрелок и другого напольного оборудования, если это не противоречит ТЗ на разработку системы. Также допускается применение функции масштабирования с изменением уровня детализации УГИ.

3.10 Все объекты управления и контроля, а также управляющие функции, отображаемые с помощью контекстных или выпадающих меню, должны иметь однозначное воспринимаемое наименование или принятую аббревиатуру. Допускается имена объектов отображать лишь по специальной команде.

3.11 Все однотипные элементы отображения должны иметь одинаковое представление на одном АРМе, если это не противоречит ТЗ на разработку системы.

3.12 Допускается не отображать состояние объектов контроля и управления, находящихся в исправном и нормальном состоянии и не связанных с безопасностью движения.

3.13 Режим просмотра архива поездного положения должен иметь однозначно определяющее его обозначение.

3.14 Мигающая индикация используется для привлечения внимания оператора к аварийной ситуации, неисправности, важному событию или к незавершенному процессу (открытие пригласительного светофора, искусственная разделка и т.д.).

3.15 Звуковая и речевая индикация должна использоваться для Привлечения внимания оператора к следующим событиям:

а) нахождение поезда у входного светофора с запрещающим сигналом (по возможности);

б) неисправность светофора;

в) неисправность комплекта мигания;

г) потеря контроля положения стрелки более 5 с при отсутствии команды на перевод стрелки;

д) восстановление состояния контроля стрелок;

е) необеспечение системой перевода стрелки в охранное положение после размыкания маршрута, в котором она была замкнута в положении, противоположном охранному;

ж) срабатывание схемы защиты электропривода при длительном переводе стрелки (работе на фрикцию);

и) срабатывание и восстановление состояния устройств УКСПС и КГУ;

к) неисправность устройств САУТ и восстановление их исправности;

л) неисправность аккумуляторной батареи;

м) срабатывание устройств контроля изоляции и их неисправность;

н) перегорание предохранителей;

п) отключение, подключение и переключение фидеров.

При реализации функции должна быть обеспечена идентификация акустических звуковых и речевых сигналов к событию.

3.16 Цветовая палитра, используемая при создании УГИ и индикации представлена в приложении А, а перечень УГИ и индикация с учетом совместимости с системами диспетчерской централизации, диспетчерского контроля, микропроцессорной и релейно-процессорной централизации стрелок и светофоров, интервального регулирования движения поездов на перегонах, технического диагностирования и мониторинга и другие системы, имеющие в своем составе устройства отображения информации на базе мониторов, представлен в разделе 4.

3.17 Допустимыми цветами фона мнемосхемы станции, перегона или диспетчерского участка являются светло-серый и черный.

3.18 Свободность рельсовой цепи изображается линией черного цвета на светло-сером фоне или светло-серым цветом на черном фоне.

3.19 Занятость рельсовой цепи изображается линией красного цвета.

3.20 Замкнутые в маневровом маршруте стрелочно-путевая секция, путь или участок пути изображаются линией желтого цвета.

3.21 Замкнутые в поездном маршруте стрелочно-путевая секция, путь или участок пути изображаются линией зеленого цвета.

3.22 В системах ДЦ и ДК допускается изображать замкнутые в поездном или маневровом маршруте стрелочно-путевые секции, пути или участки пути, линией желтого цвета.

3.23 Блокировка объекта изображается бирюзовым цветом фона под объектом. Для светофора или стрелки фоном служит бирюзовый прямоугольник. Для стрелочно-путевой секции — жирная линия бирюзового цвета или прямоугольник. Допускается для индикации блокировки использовать символы принятых сокращений бирюзового цвета. Бирюзовый цвет может применяться только для индикации блокировки объекта.

3.24 При отсутствии информации о состоянии объекта (не приходят данные по каналу связи от объектного контроллера, центрального процессора, сервера системы), этот объект изображается пурпурным или темно-серым цветом.

3.25 Показания маневровых и поездных светофоров отображаются цветом их истинных показаний или состоянием «открыт/закрыт». Допускается не отображать запрещающие показания светофоров, кроме входных и маршрутных. Мигающие показания светофоров изображаются с помощью «лучей» вокруг соответствующей ячейки. Открытие пригласительного светофора отображается миганием его ячейки.

3.26 Надписи, объекты, пиктограммы и сообщения о состоянии «неисправность» отображаются красным цветом, в случаях, требующих вмешательства оперативного персонала — красным мигающим. Для выполнений операций АРМом, требующих подтверждения, на устройство отображения выводиться сообщение о необходимости принятия решения оператором.

3.27 УГИ стрелки должно обеспечивать однозначное восприятие ее положения. Допускается дополнительно отображать номер стрелки цветом ее положения («плюс» — зеленый, «минус» — желтый, отсутствие контроля положения — красный). Нормальное положение стрелки изображается штрихом.

3.28 Стрелка, выключенная из зависимости с сохранением пользования сигналами с установкой «макета», отображается как не имеющая контроля. Вокруг стрелки изображается желтая рамка. При наличии логического контроля в одном из положений это положение показывается.

3.29 Дополнительные состояния объектов для конкретной системы допускается отображать путем внесения дополнительных графических элементов, при сохранении перечисленных ранее для этих состояний цветов. Например, для занятой и замкнутой рельсовой цепи — красным цветом изображается занятость, а замкнутость — дополнительным элементом желтого цвета.

Интересно почитать:   Приказ ОАО РЖД от 05.06.2009 N 110



4 Перечень условных графических изображений

4.1 Отображение элементов общего назначения.

Таблица 1

4.2 Элементы путевого плана станции. Светофоры

УГИ светофора должно размещаться вблизи изолирующего стыка в пути со стороны его фактической установки. Окружность сигнальной ячейки должна быть ориентирована в сторону ограждаемого участка.

Таблица 2

4.3 Элементы путевого плана станции. Приемо-отправочный путь

Таблица 3

4.4 Элементы путевого плана станции. Участок пути

Таблица 4

4.5 Элементы путевого плана станции. Стрелочно-путевой изолированный участок

Таблица 5

4.6 Элементы путевого плана станции. Стрелка

Таблица 6

4.7 Элементы путевого плана. Блок-участок

Таблица 7

4.8 Другие объекты управления и контроля. Контроль состояния перегона АБ

Таблица 8

4.9 Другие объекты управления и контроля. Элементы обозначения устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС)

Таблица 9

4.10 Другие объекты управления и контроля. Элементы обозначения переезда

Таблица 10

4.11 Дополнительные виды информации

Таблица 11

4.12 Поездные единицы

Таблица 12



Приложение А

(обязательное)

Цветовая палитра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности