Распоряжение ОАО РЖД от 26.03.2008 N 595р
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
26 марта 2008 г. N 595р
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О случае схода вагона в грузовом поезде N 2523 на перегоне
Ояш — Мошково Новосибирского отделения
Западно-Сибирской железной дороги
6 февраля 2008 г. на перегоне Ояш — Мошково в грузовом поезде N 2523 при скорости 58 км/час допущен сход с рельсов 30-го с головы состава груженого вагона N 59611376 (груз — алюминий, 64 тонны) с нарушением габарита четного пути и повреждением 2-х вагонов встречного пассажирского поезда N 76 сообщением Москва — Тында (N 083 47312 — выбиты оконные стекла; N 083 47338 — повреждены тамбур, тормозная магистраль и гидравлические гасители колебаний тележек), люди не пострадали.
Причиной схода с рельсов вагона N 59611376 стал излом левого колеса третьей колесной пары N 005 41456 на семь фрагментов.
29 февраля 2008 г. на разборе в ОАО «РЖД» установлено, что вагон N 59611376 — крытый, является собственностью предприятия «Ханса Лизинг» (Россия), построен 29 сентября 2002 г. Крюковским вагоностроительным заводом, деповской ремонт проходил 29 марта 2007 г. в ремонтном вагонном депо Волховстрой — структурном подразделении Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов. Пробег вагона на момент излома колеса составил 49 000 км при норме 160 000 км.
В период гарантийной эксплуатации после планового ремонта вагон N 59611376 дважды поступал на текущий отцепочный ремонт: 10 сентября 2007 г. в эксплуатационное вагонное депо Вихоревка Восточно-Сибирской железной дороги по неисправности буксового узла и 7 января 2008 г. в эксплуатационное вагонное депо Инская Западно-Сибирской железной дороги.
Колесная пара N 005 41456 сформирована в октябре 1996 года Тамбовским вагоностроительным заводом, полное освидетельствование проходила 4 сентября 2007 г. в ремонтном вагонном депо Вихоревка Восточно-Сибирской дирекции по ремонту грузовых вагонов — структурном подразделении Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов.
Изломавшееся колесо N 325495 изготовлено в 1996 году на Выксунском металлургическом заводе (клеймо 18), входило в состав плавки N 05336.
На всех частях изломавшегося колеса на поверхности катания выявлены выщербины глубиной до 3 мм, относящиеся к браковочным по длине и по трещинам, идущим вглубь обода колеса, в соответствии с требованиями пункта 4.1.Л «Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар», утвержденной МПС России 31 декабря 1976 г. N ЦВ/3429, указания МПС России от 1 сентября 2003 г. N Н-924у «Об ужесточении требований к колесным парам грузовых вагонов в эксплуатации в зимних условиях», а также пункта 3.2.1 «Инструкции осмотрщику вагонов», утвержденной МПС России 10 декабря 1996 г. N ЦВ-ЦЛ-408. Остаточная толщина обода в месте выщербины составила 20 мм при норме не менее 22 мм, толщина гребня на правом диске изломавшейся колесной пары составила 23,5 мм при норме не менее 24 мм.
Согласно техническому заключению ВНИИЖТ на основании проведенных металлографических исследований изломавшихся частей колеса излом произошел в результате возникновения двух усталостных трещин в приободной зоне диска длиной 295 и 375 мм, которые развивались параллельно поверхности катания с последующим выходом в обод колеса и отколом его фрагментов. Возникновение усталостных трещины в диске колеса вызвано действием повышенных напряжений из-за наличия неровностей на поверхности катания колеса в виде выщербин, концентраторов напряжений в виде шероховатостей на поверхности диска колеса, а так же из-за малой толщины обода и накопления усталостных повреждений металлом диска колеса за длительный срок службы (12 лет).
Расчет динамики развития усталостной трещины, проведенный ВНИИЖТ, свидетельствует о том, что пробег колеса до возникновения критической трещины в приободной зоне диска длиной 375 мм составил 43,3 тыс.км, что подтверждает то, что при проведении полного освидетельствования колесной паре в ремонтном вагонном депо Вихоревка Восточно-Сибирской дирекции по ремонту грузовых вагонов в сентябре 2007 года трещина в диске колеса отсутствовала.
По заключению ВНИИЖТ усталостные трещины в диске колеса должны были выявить методом остукивания при текущем ремонте вагона в эксплуатационном вагонном депо Инская Западно-Сибирской железной дороги и, более того, при его осмотре на пункте технического обслуживания станции Боготол Красноярской железной дороги, от которого до места излома колеса поезд проследовал 431 км. Гарантийное плечо проследования поезда Боготол — Инская
Вагон N 59611376 грузился на станции Багульная Восточно-Сибирской железной дороги назначением на станцию Новый порт Октябрьской железной дороги.
С 29 января 2008 г. после поступления на Восточно-Сибирскую железную дорогу вагон на указанной дороге 7 раз проходил техническое обслуживание в поездах. На Западно-Сибирской железной дороге после проведенного 7 января 2008 г. текущего отцепочного ремонта техническое обслуживание вагона проводилось 24 раза. Однако, из-за неудовлетворительной организации контроля за соблюдением нормативных требований по обеспечению безопасности движения поездов, низкой технологической дисциплины работников пунктов технического обслуживания Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорог, наличие трещины диска колеса выявлено не было.
Начальники служб вагонного хозяйства Красноярской железной дороги Злотников О.В., Западно-Сибирской железной дороги Лосев Д.Н., Восточно-Сибирской железной дороги Ибятов Р.А. ослабили контроль за качеством технического обслуживания грузовых вагонов, не принимают эффективные мер по повышению уровня технологической дисциплины в коллективах структурных подразделений при выполнении методики обнаружения дефектных колесных пар.
Начальник службы вагонного хозяйства Западно-Сибирской железной дороги Лосев Д.Н. в нарушение обязательств, предусмотренных пунктами 3.1.1., 3.1.2. трудового договора от 10 августа 2004 г., ослабил контроль за выполнением технологии выявления трещин в элементах колесных пар на пунктах текущего отцепочного ремонта. Снизил требовательность к начальникам эксплуатационных вагонных депо в части выполнения ими должностных обязанностей по обеспечению безопасности движения поездов.
На Западно-Сибирской железной дороге разбор случая излома колеса проведен на низком уровне. В представленных в ОАО «РЖД» материалах расследования случая нарушения безопасности движения отсутствуют результаты регистрации геометрических параметров колесных пар вагона N 59611376 при проследовании им комплекса технических измерений колесных пар «КТИ». Не установлена причина образования выщербины на поверхности катания колесной пары N 005 41456, автотормозное оборудование вагона N 59611376 не испытано. Не рассмотрены организация работ и фактическое исполнение нормативных требований «Руководства по текущему отцепочному ремонту», утвержденного МПС России 2 сентября 1997 г. N РД 32 ЦВ-056-97, при проведении 7 января 2008 г. ремонта 25 грузовых вагонов на пункте текущего отцепочного ремонта станции Инская.
Первый заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов Западно-Сибирской железной дороги Зеркалов Л.А. в нарушение обязательств, предусмотренных пунктами 9.1. трудового договора от 16 января 2006 г., ослабил контроль за проведением руководителями службы вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и специалистами ревизорского аппарата дороги профилактической работы по повышению уровня безопасности движения поездов, не обеспечил качественное проведение расследования причин пропуска в эксплуатации дефектной колесной пары.
В ходе разбора отмечено, что расчетно-экспериментальная оценка динамики разрушения колеса, проведенная ВНИИЖТ, выполнена без учета суммарной длины образовавших усталостных трещин. В связи с этим, расчетные значения количества циклов нагружений на изломавшееся колесо сильно занижены и искажают значение фактического пробега колесной пары, что, в свою очередь, не позволяет установить все структурные подразделения, допустившие пропуск трещины в колесе.
На основании изложенного по результатам рассмотрения причин и обстоятельств данного случая нарушения безопасности движения:
1. Случай схода вагона N 59611376 в грузовом поезде N 2523, допущенный 6 февраля 2008 г. на перегоне Ояш — Мошково Новосибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги по причине излома колеса колесной пары N 005 41456 учесть по ответственности за эксплуатационным вагонным депо Боготол Красноярской железной дороги.
2. Начальникам железных дорог, отделений железных дорог, дирекций по ремонту грузовых вагонов ознакомить с обстоятельствами и причинами случая схода вагона N 59611376 в грузовом поезде N 2523, допущенного на перегоне Ояш — Мошково Западно-Сибирской железной дороги по причине излома колеса, всех причастных работников, связанных с движением поездов, под роспись.
3. Начальникам железных дорог обеспечить выплату мотивационного вознаграждения работникам структурных подразделений за обнаружение трудновыявляемых дефектов и неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, в соответствии с Приложением 1 к «Временному типовому положению о дополнительном мотивационном вознаграждении отдельных работников филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» за личные достижения по улучшению деятельности ОАО «РЖД», утвержденному на заседании правления ОАО «РЖД» 18-19 декабря 2007 г., протокол N 42.
4. Начальнику Департамента вагонного хозяйства Бочкареву Н.А., подготовить необходимый пакет документов по вопросу реконструкции и оснащения необходимым оборудованием пунктов текущего отцепочного ремонта вагонов железных дорог на 2009-2011 гг. и представить в Департамент инвестиционной деятельности для последующего рассмотрения в соответствии с установленным в ОАО «РЖД» порядком.
5. Начальнику Департамента вагонного хозяйства Бочкареву Н.А. в месячный срок провести анализ укомплектованности штата пунктов текущего отцепочного ремонта вагонов в соответствии с объемами выполняемых работ.
6. Начальнику Департамента технической политики Шабалину Н.Г. при корректировке плана НТР 2008 года предусмотреть выполнение работ по разработке методики расчета динамики разрушения колеса.
7. Директору ОАО ВНИИЖТ Семечкину А.Е. (по согласованию) в месячный срок представить предложения по изменению норматива минимально допустимой в эксплуатации толщины обода колеса колесной пары грузового вагона.
8. Директору ОАО ВНИИЖТ Семечкину А.Е. (по согласованию), директору ПКБ ЦВ Соколовскому М.С. до 1 июня 2008 г. подготовить предложения по разработке напольного устройства для контроля внутренних дефектов в цельнокатаных колесах на ходу поезда.
9. Согласиться с приказом начальника Красноярской железной дороги от 26 февраля 2008 г. N 110 в части привлечения к дисциплинарной ответственности начальника службы вагонного хозяйства Злотникова О.В., а так же с приказом начальника Восточно-Сибирской железной дороги от 27 февраля 2008 г. N 95/Н в части привлечения к дисциплинарной ответственности начальника службы вагонного хозяйства Ибятов Р.А.
10. За ослабление контроля за выполнением технологии выявления трещин в элементах колесных пар на пунктах текущего отцепочного ремонта, снижение требовательности к начальникам эксплуатационных вагонных депо в части выполнения ими должностных обязанностей по обеспечению безопасности движения поездов объявить выговор начальнику службы вагонного хозяйства Западно-Сибирской железной дороги Лосеву Д.Н.
11. За ослабление контроля за проведением руководителями службы вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и специалистами ревизорского аппарата дороги профилактической работы по повышению уровня безопасности движения поездов, а также не обеспечение качественного расследования причин пропуска в эксплуатации дефектной колесной пары, объявить выговор первому заместителю главного ревизора по безопасности движения поездов Западно-Сибирской железной дороги Зеркалову Л.А.
12. Указать заместителю начальника Западно-Сибирской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Гиричу А.Н. на неудовлетворительное качество текущего отцепочного ремонта вагонов на станции Инская, а также на низкий спрос с руководителей службы вагонного хозяйства за выполнение в структурных подразделениях технологии выявления трещин в элементах колесных пар.
13. За ослабление требовательности к руководителям службы вагонного хозяйства, начальникам эксплуатационных вагонных депо по выполнению ими требований, предусмотренных нормативными правовыми актами МПС России и нормативными документами ОАО «РЖД» по вопросам обеспечению безопасности движения поездов, заместитель начальника Красноярской железной дороги — главный ревизор по безопасности движения поездов Коротовский В.А. заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности, но, учитывая личные заверения повысить спрос с указанных руководителей за обеспечение ими безопасности движения в вагонном хозяйстве, предупредить о том, что если им не будут приняты эффективные меры по организации контроля за качеством технического обслуживания грузовых вагонов, будет рассмотрен вопрос о его привлечении к дисциплинарной ответственности.
14. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на вице-президента ОАО «РЖД» Гапановича В.А.
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов