Распоряжение ОАО РЖД от 12.11.2008 N 2376р
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
12 ноября 2008 г. N 2376р
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Об эффективности использования автономной системы
прогрева маневрового тепловоза «Гольфстрим»
В целях обеспечения работоспособности автономной системы прогрева маневрового тепловоза «Гольфстрим», внедряемой по инвестиционному проекту «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» (далее — система прогрева), в течение всего жизненного цикла и эффективного ее использования:
1. Утвердить прилагаемые методику расчета экономии дизельного топлива и дизельного масла от использования автономной системы прогрева (далее — Методика), формы отчетов об эффективности системы прогрева и порядок их формирования.
2. Установить порядок представления, начиная с отчета за ноябрь 2008 г., железными дорогами ежемесячно до 10 числа месяца, последующего за отчетным, в Департамент локомотивного хозяйства, Департамент технической политики и Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов отчетов об эффективности системы прогрева по прилагаемой форме.
3. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Машталеру Ю.А. обеспечить внесение до 1 июля 2009 г. в установленном порядке необходимых изменений в правила по техническому обслуживанию и ремонту тепловозов, оборудованных системой прогрева.
4. Начальникам железных дорог обеспечить:
эксплуатацию тепловозов, оборудованных системой прогрева, на участках работы с максимальными непроизводительными энергозатратами при простое в «горячем» состоянии;
назначение в локомотивных депо ответственных лиц за эксплуатацию и оценку эффективности использования системы прогрева. Контроль за эффективностью использования системы прогрева в целом по железной дороге возложить на дорожный топливно-энергетический центр;
введение в технологию технического обслуживания и ремонта тепловозов, оборудованных системой прогрева, регламентных работ, предусмотренных технической документацией на эту систему;
утверждение, при необходимости, норм расхода дизельного топлива для тепловозов по сериям при простое в «горячем» состоянии с учетом сезонности их эксплуатации на основе контрольных замеров;
дополнение положений о премировании машинистов за экономию топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов разделом по мотивации использования системы прогрева;
включение в бюджеты железных дорог расходов, связанных с проведением сервисного обслуживания системы прогрева в послегарантийный период.
5. Генеральному директору ООО «УК «Дэлвэй менеджмент» Третьякову А.А. (по согласованию) направить до 1 декабря 2008 г. в Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства проектную и конструкторскую документацию на систему прогрева.
6. Директору Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства Сидоруку A.M. на основе технических предложений ООО «УК «Дэлвэй менеджмент» разработать и представить до 1 февраля 2009 г. в Департамент локомотивного хозяйства на утверждение проектную и конструкторскую документацию по установке системы прогрева на маневровый тепловоз серии ТЭМ 2 и по внесению монтажа системы прогрева в общую схему тепловоза данной серии при проведении среднего и капитального ремонта.
7. Директору Проектно-конструкторско-технологического бюро Симанженкову О.В. на основании утвержденной Департаментом локомотивного хозяйства документации, указанной в пункте 6 настоящего распоряжения, внести до 1 июля 2009 г. изменения в ремонтные руководства по среднему и капитальному ремонтам, а также разработать и утвердить в установленном порядке нормы расхода материалов при монтаже системы прогрева при проведении ремонта тепловозов в объеме ТР-3, СР и КР.
8. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Машталеру Ю.А. разработать совместно с ООО «УК «Дэлвэй менеджмент» и утвердить до 25 декабря 2008 г. условия комплектации при передаче тепловозов, оборудованных системой прогрева, в ремонт.
9. Генеральному директору ООО «УК «Дэлвэй менеджмент» Третьякову А.А. (по согласованию) подготовить и направить до 1 декабря 2008 г. в Департамент технической политики согласованные с Департаментом локомотивного хозяйства предложения по организации сервисного обслуживания тепловозов, оборудованных системой прогрева, в послегарантийный период.
10. Директору ОАО»НИИТКД» Головашу А.Н. (по согласованию) и генеральному директору ООО «АВП-Технология» Донскому А.Л. (по согласованию), генеральному директору ООО «ТехноВИС» Кузовкову А.Н. (по согласованию) обеспечить совместно с ООО «УК «Дэлвэй менеджмент» на основе программного обеспечения АРМов АПК «Борт», систем РПРТ и АСК-ВИС в автоматическом режиме оценку эффективности использования системы прогрева по утвержденным настоящим распоряжениям формам и в соответствии с Методикой.
11. Начальникам Департамента локомотивного хозяйства Машталеру Ю.А. и Управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов Звереву А.В. разработать и представить до 15 декабря 2008 г. на утверждение единые требования к автономной системе прогрева тепловоза.
12. Начальнику Управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов Звереву А.В.:
разработать и представить до 20 декабря 2008 г. на утверждение рекомендации о мотивации машинистов по использованию систем прогрева тепловозов;
обеспечить обобщение данных по эффективности использования систем прогрева с ежемесячным докладом.
Старший вице-президент
ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович
Приложение N 1
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 12.11.2008 г. N 2376р
Методика
расчета экономии дизельного топлива и дизельного
масла от использования автономной системы
прогрева тепловоза «Гольфстрим»
I. Общие положения
1. Настоящая Методика предназначена для расчета экономии дизельного топлива и дизельного масла от использования автономной системы прогрева тепловоз «Гольфстрим» (далее — система прогрева).
2. Настоящей Методикой предусматривается, что блоки подогрева охлаждающей жидкости и дизельного масла системы прогрева (далее — подогреватели) работают только при заглушенном дизеле тепловоза, а воздушный отопитель кабины машиниста — в любое время, при необходимости.
3. Среднее значение расхода дизельного топлива воздушным отопителем кабины машиниста принято на основе паспортных данных по его мощности (1,0 — 3,5 кВт) и максимального расхода топлива (0,36 кг/ч): в осенне-весенний периоды — 0,1 кг/час, в зимний период — 0,24 кг/ч.
4. Удельный расход дизельного масла тепловозом конкретной серии принимается по данным статистической отчетности ТХО-11 соответствующего локомотивного депо.
II. Расчет экономии дизельного топлива и дизельного масла
от использования системы прогрева
5. Величина экономии дизельного топлива в натуральном выражении (кг) от использования системы прогрева определяется по формуле:
Эm = Вm1 — Вm2 — Вm3, (1)
где Вm1 — расчетное значение расхода дизельного топлива при простое тепловоза в «горячем» состоянии с незаглушенным дизелем за время работы системы прогрева в течение смены, кг;
Вm2 — расчетное значение расхода дизельного топлива обоими подогревателями системы прогрева за смену, кг;
Вm3 — расчетное значение расхода дизельного топлива воздушным отопителем кабины машиниста за смену, кг.
6. Расчетное значение расхода дизельного топлива при простое тепловоза в «горячем» состоянии за время работы системы подогрева в течение смены определяется по формуле:
Вm1 = в(гор.m) * Т сn, (2)
где в(гор.m) — удельный расход дизельного топлива тепловозом при простое в «горячем» состоянии. Определяется только за время работы тепловоза с незаглушенным дизелем, кг/ч;
Т сn — суммарное время работы системы прогрева за смену, не учитывающее время работы воздушного отопителя кабины машиниста, ч.
При этом удельный расход дизельного топлива тепловозом при простое в «горячем» состоянии либо рассчитывается АРМом системы регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учета дизельного топлива (АПК «Борт», система РПРТ, АСК ВИС и др., далее — система регистрации параметров), либо принимается по установленной норме расхода топлива с учетом сезонности на основе контрольных замеров.
7. Расчетное значение расхода дизельного топлива обоими подогревателями системы прогрева за смену определяется по формуле:
Вm2 = в(n) * (T1n + T2n), (3)
где в(n) — часовой расход дизельного топлива одним подогревателем системы прогрева (3,5 кг/ч);
T1n, T2n — суммарное время работы соответственно первого и второго подогревателя системы прогрева за смену, ч.
8. Расчетное значение расхода дизельного топлива воздушным отопителем кабины машиниста за смену определяется по формуле:
Вm3 = в(во) * Т во, (4)
где в(во) — среднее (по сезонам) значение удельного расхода дизельного топлива воздушным отопителем кабины машиниста, кг/ч;
Т во — суммарное время работы воздушного отопителя кабины машиниста за смену, ч.
9. Величина относительной экономии дизельного топлива (%) от использования системы прогрева определяется по формуле:
Эm
Дэльта Эm = ——- * 100, (5)
Вф + Эm
где Вф — фактический расход дизельного топлива тепловозом за смену, кг.
10. Величина относительной экономии дизельного топлива (%) от использования системы прогрева на одном или нескольких тепловозах за определенный период определяется по формуле:
SUM Эmi
i
Дэльта Эm = —————— * 100, (6)
SUM (Вфi + Эmi )
i
где Вфi — фактический расход дизельного топлива тепловозом за i-ю смену или i-гo тепловоза за смену (за определенный период),кг;
Эmi — экономия дизельного топлива от использования системы прогрева на тепловозе за i-ю смену или i-гo тепловоза за смену (за определенный период), кг.
______________________________
Сокращение «SUM» обозначает знак Суммы.
11. Величина экономии дизельного масла от использования системы прогрева определяется по формуле:
Эm * в(м)
Эм = ———, (7)
100
где Эm — величина экономии дизельного топлива, кг;
в(м) — удельный расход дизельного масла тепловозом данной серии, %.
Приложение N 2
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 12.11.2008 г. N 2376р
Формы отчета
об эффективности использования автономной системы
прогрева тепловоза «Гольфстрим» и порядок их формирования
I. Общие положения
1. Отчеты об эффективности использования автономной системы прогрева тепловоза «Гольфстрим» (далее — система прогрева) формируются лицами, назначенными приказами по локомотивному депо (управлению железной дороги).
Отчеты формируется ежемесячно:
в локомотивном депо — до 5 числа месяца, следующего за отчетным, и направляются по электронной почте в соответствующий дорожный топливно-энергетический центр.
в дорожном топливно-энергетическом центре железной дороги — до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и направляются по электронной почте в Департамент локомотивного хозяйства, Департамент технической политики и Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов на согласованные адреса.
2. Для тепловозов, оборудованных системой регистрации параметров работы тепловоза и учета дизельного топлива (АПК «Борт», РПРТ, АСК ВИС и др., далее — система регистрации параметров) и блоком сопряжения с системой прогрева, отчеты по каждому тепловозу и в целом по локомотивному депо формируются автоматически при расшифровке данных системы регистрации параметров. При этом коды участков работы тепловозов: маневровая работа (далее — маневры) или «горячий» простой при депо (далее — ГПД), заносятся машинистами в систему регистрации параметров вручную в начале смены.
3. Для тепловозов, оборудованных системой регистрации параметров, но не имеющих блока сопряжения с системой прогрева, данные по номерам тепловозов и времени их работы, расходу дизельного топлива тепловозами за смену, а также по удельному его расходу при простое в «горячем» состоянии фиксируются системой регистрации параметров, и доступ к ним обеспечивается ее разработчиком через соответствующий АРМ.
Коды участков работы тепловозов заносятся машинистами в систему регистрации параметров вручную в начале смены.
Данные по времени работы системы прогрева, ее подогревателей и воздушного отопителя кабины машиниста выдаются системой прогрева в согласованной с ОАО «РЖД» форме.
Отчеты в этом случае формируются в ручном режиме.
4. Для тепловозов, не оборудованных системой регистрации параметров, данные о номерах тепловозов, времени работы системы прогрева, в том числе ее подогревателей, и воздушного отопителя кабины машиниста выдаются системой прогрева в согласованной с ОАО «РЖД» форме.
Время работы за смену на маневрах и простоя тепловозов в «горячем» состоянии определяются на основе данных лицевых счетов локомотива, формируемых в автоматизированной системе интегрированной обработки маршрутов машиниста (ИОММ).
Коды участков работы тепловозов берутся из лицевых счетов локомотива.
В качестве данных об удельном расходе дизельного топлива на «горячий» простой тепловозов принимаются нормы его расхода с учетом сезонности, установленные на основе контрольных замеров.
Отчеты в этом случае формируются в ручном режиме.
5. Величины экономии дизельного топлива (графы 10 и 16) и дизельного масла (графа 12) рассчитываются по Методике расчета экономии дизельного топлива и дизельного масла от использования автономной системы прогрева тепловоза (далее — Методика).
6. Время работы тепловозов, систем прогрева, подогревателей и воздушных отопителей кабины машиниста указывается в часах с двумя знаками после запятой (с точностью до одной минуты).
7. Расход и экономия дизельного топлива и дизельного масла указываются в натуральном выражении, в целых килограммах.
8. Снижение эксплуатационных расходов, в том числе от экономии дизельного топлива, дизельного масла и экологической платы указывается в тысячах рублей с двумя знаками после запятой.
II. Формы отчета и порядок их формирования
9. Формы отчетов об эффективности использования системы прогрева в локомотивном депо и на железной дороге представлены в табл. 1 и 2.
10. Порядок формирования отчета об эффективности использования системы прогрева в локомотивном депо:
в графе 1 указывается номер тепловоза, оборудованного системой прогрева;
в графе 2 указывается код участка работы тепловоза: маневры или ГПД;
в графе 3 указывается время работы тепловоза по кодам участков его работы;
в графе 4 указывается время работы системы прогрева, в том числе с учетом периодов автоматического отключения подогревателей при достижении верхнего уровня номинальных значений температуры охлаждающей воды и дизельного масла. При этом время работы системы прогрева не включает в себя периоды работы воздушного отопителя кабины машиниста;
в графах 5 и 6 указывается время работы горелочных устройств соответственно первого подогревателя и второго подогревателя системы прогрева;
в графе 7 указывается время работы воздушного отопителя кабины машиниста;
в графе 8 указываются данные о фактическом расходе дизельного топлива тепловозом;
в графе 9 указываются данные об удельном расходе дизельного топлива при простое тепловоза в «горячем» состоянии. Определяются только за время работы тепловоза с незаглушенным дизелем.
в графе 10 указываются данные об экономии дизельного топлива от использования системы прогрева, рассчитанные по Методике;
в графе 11 указываются данные о снижении эксплуатационных расходов за счет экономии дизельного топлива. Определяются как произведение данных графы 10 и текущей стоимости дизельного топлива по данным бухгалтерии;
в графе 12 указываются данные об экономии дизельного масла от использования системы прогрева, рассчитанные по Методике;
в графе 13 указываются данные о снижении эксплуатационных расходов за счет экономии дизельного масла. Определяются как произведение данных графы 12 и текущей стоимости дизельного масла по данным бухгалтерии;
в графе 14 указываются данные о снижении платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Определяются как произведение данных графы 10 и действующих нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 г. N 410).
в графе 15 указываются данные о снижении эксплуатационных расходов за счет экономии дизельного топлива и дизельного масла, а также за счет снижения платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Определяются как сумма граф 11, 13 и 14 настоящего отчета;
в графе 16 указываются данные об относительной экономии дизельного топлива от использования системы прогрева, рассчитанные по формуле (5) Методики;
в разделе «Итого по депо» в графах со 3 по 16 сводятся данные в целом по локомотивному депо отдельно по кодам участков работы тепловозов («Маневры» и «ГПД»), а также без разделения по кодам участков работы тепловозов («Всего»), которые определяются:
в графах с 3 по 8 и с 10 по 15 — как суммы данных соответствующих граф настоящего отчета;
в графе 9 — как средневзвешенная величина, определяемая отношением суммы произведений данных граф 4 и 9 к сумме данных графы 4 настоящего отчета;
в графе 16 — как средневзвешенная величина данных соответствующих граф настоящего отчета, определяемая по формуле (6) Методики.
11. Порядок формирования отчета об эффективности использования автономной системы прогрева тепловоза на железной дороге:
в графе 1 указываются наименования локомотивных депо, тепловозы приписки которых оборудованы системой прогрева;
в графе 2 указывается код участка работы тепловоза: маневры или ГПД;
в графах с 3 по 16 указываются соответствующие данные граф с 3 по 16 раздела «Итого по депо» отчета об эффективности использования автономной системы прогрева тепловоза в локомотивном депо.
В разделе «Итого по всем депо» в графах с 3 по 16 сводятся данные по всем локомотивным депо железной дороги, где внедрена система прогрева, отдельно по кодам участков работы тепловозов («Маневры» и «ГПД»), а также без разделения по кодам участков работы тепловозов («Всего»), которые определяются:
в графах с 3 по 8 и с 10 по 15 — как суммы данных соответствующих граф настоящего отчета;
в графе 9 — как средневзвешенная величина, определяемая отношением суммы произведений данных граф 4 и 9 к сумме данных графы 4 настоящего отчета;
в графе 16 — как средневзвешенная величина данных соответствующих граф настоящего отчета, определяемая по формуле (6) Методики.
Таблица 1. Отчет об эффективности использования автономной
системы прогрева тепловоза в локомотивном депо
за____________(месяц) 200_ г.
Таблица 2. Отчет об эффективности использования автономной
системы прогрева тепловоза на__________железной дороге
за_____________(месяц) 200_ г.