Распоряжение ОАО РЖД от 27.02.2009 N 415р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 февраля 2009 г. N 415р
ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВОМ В ОАО «РЖД»
В целях бесперебойного обеспечения структурных подразделений железных дорог и дирекций по ремонту пути дизельным топливом и оптимизации его запасов на топливных складах дирекций материально-технического снабжения и в структурных подразделениях железных дорог:
1. Утвердить прилагаемую Методику разработки оптимальных технологических схем снабжения дизельным топливом в ОАО «РЖД» (далее — Методика).
2. Главным инженерам железных дорог и дирекций по ремонту пути разработать до 20 марта 2009 г. оптимальные схемы экипировки подвижного и специального подвижного состава в соответствии с Методикой и представить их для обобщения в Росжелдорснаб.
3. И.о. генерального директора ВНИИЖТа Шенфельду К.П. (по согласованию) и директору Росжелдорснаба Шаханову Д.С. совместно с департаментами локомотивного хозяйства, пути и сооружений, а также с Управлением планирования и нормирования материально-технических ресурсов разработать на основе предложений железных дорог и дирекций по ремонту пути и представить до 1 мая 2009 г. на утверждение технологическую схему снабжения структурных подразделений железных дорог и дирекций по ремонту пути дизельным топливом.
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на директора Росжелдорснаба Шаханова Д.С.
Старший вице-президент
ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 27.02.2009 г. N 415р
МЕТОДИКА
РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ ОПТИМАЛЬНОГО СНАБЖЕНИЯ ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВОМ И МАСЛАМИ В ОАО «РЖД»
1.1. Методика разработки технологических схем оптимального снабжения дизельным топливом и маслами подвижного состава (далее — методика) подготовлена в соответствии с решением совещания у старшего вице-президента ОАО «РЖД» Гапановича В.А. (протокол совещания от 18.11.2008 г. N ВГ-525/пр).
1.2. Методика предназначена для использования рабочими группами железных дорог (далее — рабочие группы) и определяет единые принципы, структуру и последовательность действий при разработке технологических схем оптимального снабжения дизельным топливом и маслами подвижного состава (далее — оптимальные схемы экипировки).
1.3. Разработка оптимальных схем экипировки предполагает формирование на каждой железной дороге системы базисных и вспомогательных топливных складов.
Оптимальные схемы экипировки будут являться технической основой Программы оптимизации топливных складов по количеству, мощности (технико-эксплуатационным характеристикам) и дислокации (далее — Программа оптимизации).
1.4. В Программе оптимизации разрабатываются следующие основные группы мероприятий:
1) организация системы базисных и вспомогательных топливных складов — оптимальные схемы экипировки;
2) ликвидация и/или консервация части малодеятельных и неэффективных топливных складов — оценка расходов, а также программа работ и мероприятий титульного списка инвестиционного проекта;
3) реконструкция базисных и вспомогательных топливных складов — оценка расходов, а также программа работ и мероприятий титульного списка инвестиционного проекта, в том числе по вариантам:
а) реконструкция существующей мощности склада и технологии экипировки;
б) реконструкция с усилением мощности склада без изменения технологии экипировки;
в) реконструкция существующей мощности склада с изменением технологии экипировки;
г) реконструкция с усилением мощности склада и изменением технологии экипировки.
Реконструкция топливных складов — комплекс технических мероприятий и работ капитального строительства, направленных на изменение технико-эксплуатационных и экономических характеристик топливных складов, в том числе:
а) техническое перевооружение топливных складов;
б) изменения конструкции зданий и сооружений;
в) изменения конструкции резервуарных парков, технологических трубопроводов, приемного, перекачивающего и отпускного оборудования;
г) изменения конструкции инженерных систем;
д) ограждение, защита и благоустройство территорий и другие мероприятия и работы.
Мощность склада — производственная мощность склада, которая характеризуется объемом возможной экипировки подвижного состава топливом и смазочными материалами в тоннах в сутки (объем отпуска в сутки).
Технология экипировки — способ организации экипировки подвижного состава, в том числе по вариантам:
а) в пунктах (на постах) экипировки локомотивных депо;
б) на постах экипировки железнодорожных станций;
в) на постах экипировки других структурных подразделений;
г) с помощью автоцистерн, оборудованных узлами учета отпуска топлива.
2. Классификация топливных складов
2.1. Топливные склады (далее — ТНТС) в соответствии с дислокацией (местоположением) пунктов экипировки и структурой обслуживаемого подвижного состава для целей методики подразделяются на следующие классы:
1 класс:
экипировка магистральных тепловозов (грузовое и/или пассажирское движение) и/или моторвагонного подвижного состава (дизель-поездов), маневровых тепловозов, а также магистральных тепловозов для вспомогательных видов перевозочной работы (вывозной, в подталкивании, хозяйственной), специального самоходного и несамоходного подвижного состава осуществляется в основном локомотивном депо;
2 класс:
экипировка магистральных тепловозов (грузовое и/или пассажирское движение) и/или моторвагонного подвижного состава (дизель-поездов), маневровых тепловозов, а также магистральных тепловозов для вспомогательных видов работы (вывозной, в подталкивании, хозяйственной), специального самоходного и несамоходного подвижного состава осуществляется в оборотном локомотивном депо;
3 класс:
резервные ТНТС — действующие топливные склады, которые используются для хранения топлива и масел, или не действующие топливные склады, которые находятся на консервации;
4 класс:
экипировка маневровых тепловозов, а также магистральных тепловозов для вспомогательных видов перевозочной работы (вывозной, в подталкивании, хозяйственной), специального самоходного и несамоходного подвижного состава осуществляется в основном локомотивном депо, которое переведено с тепловозной на электрическую тягу;
5 класс:
экипировка маневровых, а также магистральных тепловозов для вспомогательных видов перевозочной работы (вывозной, в подталкивании, хозяйственной), специального самоходного и несамоходного подвижного состава осуществляется в оборотном локомотивном депо, которое переведено с тепловозной на электрическую тягу;
6 класс:
экипировка маневровых, а также магистральных тепловозов для вспомогательных видов перевозочной работы (вывозной, в подталкивании, хозяйственной), специального самоходного и несамоходного подвижного состава осуществляется на железнодорожных станциях.
Базисными ТНТС для целей методики принимаются ТНТС 1 — 3 классов, которые преимущественно не подлежат оптимизации (ликвидации/консервации с передачей работы на другие ТНТС).
Вспомогательные ТНТС необходимо определять на основании анализа и оценок (по критериям) работы каждого ТНТС 4-6 классов.
3. Варианты, принципы разработки и критерии оценки схем экипировки
3.1. Возможные варианты оптимальных схем экипировки подвижного состава (тягового и не тягового):
1) экипировка подвижного состава на базисных ТНТС;
2) экипировка подвижного состава на вспомогательных ТНТС;
3) экипировка подвижного состава посредством автоцистерн. Получение топлива осуществляется на базисных ТНТС;
4) экипировка подвижного состава посредством автоцистерн. Получение топлива осуществляется на нефтебазах и АЗС сторонних организаций;
5) другие варианты.
3.2. Принципы разработки оптимальных технологических схем экипировки:
1) разработка технологических схем экипировки должна осуществляться на основании анализа характеристик и оценок деятельности каждого ТНТС;
2) оценка работы ТНТС 1-3 классов для выбора базисных ТНТС должна осуществляться на основании преимущественно технологических критериев;
3) оценка работы ТНТС 4-6 классов для выбора вспомогательных ТНТС должна осуществляться на основании преимущественно критериев экономической эффективности.
3.3. Технологические критерии оценки:
1) топография (размещение на полигоне деятельности) плеч обращения магистральных тепловозов и моторвагонного подвижного состава (дизель-поездов);
2) дислокация маневровой работы и маневровых тепловозов;
3) дислокация вспомогательных видов перевозочной работы (вывозной, в подталкивании, хозяйственной) и магистральных тепловозов для вспомогательных видов перевозочной работы;
4) дислокация специального самоходного и несамоходного подвижного состава;
5) мобилизационные и иные специальные условия;
6) программы развития перевозок и реконструкции тяги;
7) другие условия.
3.4. Структура расходов для сравнения вариантов по критериям экономической эффективности
3.4.1. Эксплуатационные расходы (экономия и/или прирост):
1) расходы на работу и содержание (производственно-хозяйственную деятельность) ТНТС (определяются в соответствии с бюджетом расходов ДМТО);
2) расходы, связанные с экипировкой подвижного состава, в том числе:
а) расходы, связанные с пробегами подвижного состава (на измеритель «лок-км»);
б) расходы, связанные с работой бригад подвижного состава (на измеритель «бригадо-час работы локомотивной бригады»);
в) расходы, связанные с тонно-километровой работой (на измеритель «т-км брутто»);
г) расходы условного топлива.
Расходы, связанные с экипировкой подвижного состава, рассчитываются на основании:
а) определения приростов («плюс» или «минус») объемов работы подвижного состава по операциям перевозочного процесса;
б) существующих дорожных единичных расходных ставок по операциям перевозочного процесса;
в) существующих региональных цен за работу автоцистерн, хранение дизельного топлива и масел;
г) определения других расходов, связанных с изменением схемы экипировки подвижного состава.
3) расходы на консервацию ТНТС (определяются в соответствии с региональными ценами на работы по консервации ТНТС).
3.4.2. Инвестиционные расходы (прирост):
1) расходы на реконструкцию ТНТС;
2) расходы на ликвидацию ТНТС.
4. Методика разработки оптимальных схем экипировки
4.1. Составляется реестр ТНТС, расположенных на полигоне деятельности железной дороги (таблица 1 методики).
4.2. В соответствии с пунктом 2.1 методики, производится классификация ТНТС на полигоне деятельности железной дороги (далее — классификация ТНТС железной дороги) (таблица 1 методики).
В таблице 1 и последующих таблицах методики объем резервуарного парка, и объем экипировки регистрируются как фактический совокупный объем по дизельному топливу и жидким маслам.
4.3. На основании классификации ТНТС железной дороги производится анализ и оценка работы ТНТС 1-3 классов по технологическим критериям:
1) разрабатывается существующий ситуационный графический план экипировки подвижного состава (далее — ситуационный план экипировки) ТНТС 1 — 3 классов железной дороги;
2) разрабатывается перспективная топология базисных ТНТС, в форме ситуационного плана экипировки на базисных ТНТС, которая учитывает изменение плеч обращения и дислокации подвижного состава для экипировки.
При этом часть ТНТС 1-3 классов может быть переведена по технологическим условиям в категорию ТНТС 3-6 классов.
Ситуационный план экипировки на базисных ТНТС должен включать следующую информацию:
а) схему расположения и железнодорожные (тарифные) расстояния между ТНТС;
б) реестр потребителей топлива и смазочных материалов каждого ТНТС;
в) прогнозы ожидаемых объемов экипировки каждого ТНТС (раздельно: дизельное топливо и смазочные материалы);
г) структуру обслуживаемого подвижного состава на каждом ТНТС;
д) объем резервуарного парка по каждому ТНТС (раздельно: дизельное топливо, топочный мазут и жидкие масла);
3) формируется перспективный реестр базисных ТНТС на основании данных таблицы 1 методики и ситуационного плана экипировки на базисных ТНТС (таблица 2 методики).
4.4. На основании классификации ТНТС железной дороги производится анализ и оценка работы ТНТС 4-6 классов по технологическим и экономическим критериям:
1) разрабатывается существующий ситуационный план экипировки ТНТС 4-6 классов железной дороги;
2) формируется реестр существующих ТНТС 4 — 6 классов (таблица 3 методики);
3) по каждому из ТНТС 4-6 классов:
а) определяется набор возможных альтернативных вариантов экипировки подвижного состава (таблица 4 методики);
б) производится анализ (оценка) эффективности по каждому из возможных вариантов схем экипировки в соответствии с пунктом 3.4 методики (таблицы 5 — 9 методики) (горизонт расчетов 10 лет).
Калькуляции эксплуатационных расходов на работу и содержание ТНТС, а также связанных с изменением схем экипировки (дополнительные пробеги, время работы, т-км работа, время работы локомотивных бригад, расход топлива подвижного состава и т.д.), производятся на основании фактических данных дирекций материально-технического снабжения и железных дорог.
Калькуляции инвестиционных расходов на реконструкцию и ликвидацию ТНТС производятся на основе действующих укрупненных расценок в капитальном строительстве с учетом экспертных оценок специалистов отделов капитального строительства железных дорог, а также специалистов нефтебаз других ведомств.
Оценки эффективности схем экипировки рассчитываются методом дисконтированных денежных потоков.
4) производятся сравнения вариантов по критерию наименьших кумулятивных (накопленных) расходов (таблица 10 методики).
В таблицах 5 — 10 на основании условных данных представлен пример расчетов по оценке вариантов экипировки ТНТС. В ячейках электронных таблиц записаны формулы для расчетов.
5) на основании данных таблицы 10 методики разрабатывается перспективная топология ТНТС 4-6 классов в форме ситуационного плана экипировки на вспомогательных ТНТС, который должен учитывать:
а) изменения плеч обращения и дислокации подвижного состава для экипировки;
6) определения вспомогательных ТНТС и альтернативных (для вариантов вспомогательных ТНТС) вариантов схем экипировки.
Ситуационный план экипировки вспомогательными ТНТС должен включать следующую информацию:
а) схему расположения и железнодорожные (тарифные) расстояния между ТНТС;
б) реестр потребителей топлива и смазочных материалов каждого ТНТС;
в) прогноз ожидаемого объема экипировки каждого ТНТС (раздельно: дизельное топливо и смазочные материалы);
г) структуру обслуживаемого подвижного состава на каждом ТНТС;
д) объем резервуарного парка по каждому ТНТС (раздельно: дизельное топливо, топочный мазут и дизельные масла);
6) формируется перспективный реестр вспомогательных ТНТС на основании данных таблицы 10 методики и ситуационного плана экипировки на вспомогательных ТНТС (таблица 11 методики).
4.5. На основании данных таблиц 2 и 11 методики производится формирование сводного реестра и классификации ТНТС железной дороги с учетом предлагаемой оптимизации (таблица 12 методики):
1) определяются новые характеристики ТНТС:
а) структура обслуживаемого подвижного состава;
б) потребители топлива и смазочных материалов;
в) ожидаемый объем экипировки;
2) формулируются проекты решений по каждому действующему ТНТС (ликвидация, или консервация, или реконструкция).
При этом принимается, что реконструкции (по вариантам в соответствии с подпунктом 3 пункта 1.4 методики) подлежат все ТНТС, которые сохраняются в качестве базисных и вспомогательных ТНТС.
4.6. На основании данных таблицы 12 методики производится разработка ситуационного плана экипировки подвижного состава железной дороги, который должен включать следующую информацию:
а) схему расположения и железнодорожные (тарифные) расстояния между ТНТС;
б) реестр потребителей топлива и смазочных материалов каждого ТНТС;
в) прогноз ожидаемого объема экипировки каждого ТНТС (раздельно: дизельное топливо и смазочные материалы);
г) структуру обслуживаемого подвижного состава на каждом ТНТС;
д) объем резервуарного парка по каждому ТНТС (раздельно: дизельное топливо, топочный мазут и дизельные масла);
е) технологические схемы экипировки с помощью автоцистерн и/или другие варианты схем экипировки.
Алгоритм разработки оптимальных схем экипировки в соответствии с методикой представлен на рис. 1 методики.
5. Представление материалов рабочими группами
5.1. Для рассмотрения и организации утверждения установленным порядком материалов рабочих групп по оптимальным схемам экипировки (далее — материалы рабочих групп) создается центральная рабочая группа в составе должностных лиц Росжелдорснаба, ВНИИЖТ, ЦТ, ЦП, ЦУНР (далее — центральная рабочая группа).
5.2. Материалы рабочих групп оформляются в документальном и электронном виде дирекциями материально-технического обеспечения Росжелдорснаба и направляются в Росжелдорснаб для представления центральной рабочей группе.
5.3. В центральную рабочую группу направляются следующие материалы рабочих групп:
1) таблицы 1 — 12 методики;
2) ситуационный план экипировки;
3) комментарии (в произвольной форме).
Таблица 12 методики подписывается начальниками локомотивной службы и службы пути и сооружений, утверждается главным инженером железной дороги.
5.4. Материалы рабочих групп относятся к категории коммерческой тайны и требуют соответствующего порядка обращения.
Таблица 1. Реестр, характеристика и классификация ТНТС
Таблица 2. Реестр и характеристика ТНТС 1-3
Таблица 3. Реестр и характеристика ТНТС 4-6
Таблица 4. Перечень возможных вариантов экипировки на ТНТС 4-6 классов по технологическим критериям
Таблица 5. Анализ эффективности (расходов) вариантов экипировки для ТНТС
Таблица 6. Анализ эффективности (расходов) вариантов экипировки для ТНТС
Таблица 7. Анализ эффективности (расходов) вариантов экипировки для ТНТС
Таблица 8. Анализ эффективности (расходов) вариантов экипировки для ТНТС
Таблица 9. Анализ эффективности (расходов) вариантов экипировки для ТНТС
Таблица 10. Сравнение оценок денежных потоков по вариантам экипировки для ТНТС
Таблица 11. Реестр и характеристика вспомогательных ТНТС с учетом оптимизации
Таблица 12. Реестр и характеристика ТНТС с учетом оптимизации