Распоряжение ОАО РЖД от 19.03.2009 N 556р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 марта 2009 г. N 556р
ОБ УСИЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 05.05.2009 N 940р)
По состоянию на 1 января 2008 г. на сети железных дорог эксплуатируется более 66 тыс. км бесстыкового пути. Проведенной в 2008 году ревизией состояния бесстыкового пути на Забайкальской железной дороге выявлено 8640 несоответствий требованиям Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути (далее — ТУ2000), в том числе по смещению плетей относительно маячных шпал — 867, недостаточной величине крутящего момента клеммных и закладных болтов — 1262, температуре закрепления — 323, длинам рубок и величине зазоров в уравнительных пролетах — 138, недостаточной ширине плеча балластной призмы — 275, по наличию перекошенных шпал и смещению подкладок относительно оси — 1815, маркировке рельсовых плетей, оборудованию маячных шпал — 685. На плетях имеется более 3000 мест, требующих восстановления сваркой. Как следствие, из 2034 пар плетей, эксплуатируемых на дороге, на 484 парах требовалась разрядка температурных напряжений.
Установлено, что основными причинами вышеуказанных недостатков явилось некачественное проведение ремонтов пути, и в первую очередь, в части соблюдения технологии укладки и разрядки температурных напряжений в плетях. Зачастую укладка путевой решетки на инвентарных рельсах велась с отступлениями от проекта, с «заводинами» и многорадиусными кривыми. При существующей технологии, как правило, укладка рельсовых плетей производилась без предварительной выправки пути с инвентарными рельсами выправочными машинами, что впоследствии, после проведения выправочных работ путевыми машинами, приводило к изменению температурного режима закрепления рельсовых плетей.
Дистанциями пути в процессе эксплуатации после выправки пути путевыми машинами сдвижки пути не контролировалась. После сдачи отремонтированных километров дистанциями пути не соблюдались требования по содержанию скреплений на бесстыковом пути, из-за чего наблюдался повышенный выход из строя подрельсовых прокладок и нашпальной резины.
В большинстве случаев усилие затяжки закладных болтов при сборке путевой решетки на базах ПМС, и клеммных болтов, при смене инвентарных рельсов плетями бесстыкового пути, не соответствовало нормативным требованиям.
Несоблюдение этих условий привело к тому, что в осенне-зимний и весенне-летний период в уравнительных пролетах производилась массовая замена рельсов на удлиненные или укороченные, в зависимости от сезона. Как следствие, на 1200 км пути потребовалось проведение работ по закреплению клеммных и закладных болтов. На дороге имели место случаи эксплуатации бесстыкового пути с недостаточной величиной плеча балластной призмы.
В результате допущенных отступлений от требований ТУ-2000 рельсовые плети бесстыкового пути «теряли» истинную температуру закрепления, что в процессе дальнейшей эксплуатации становилось причиной несоблюдения требований безопасности при производстве путевых работ.
Из-за несоблюдения условий подбора инвентарных рельсов по износу, в стыках имели место горизонтальные и вертикальные ступеньки, а также просадки, что еще до замены их плетями приводило к появлению выплесков, которые оставались в пути после укладки плетей бесстыкового пути, и приводило к появлению дополнительных напряжений в плетях после выправки пути.
Большинство мест временного восстановления плетей расположены в местах сварных стыков, что свидетельствует о неудовлетворительной сварке рельсов на рельсосварочных предприятиях. Сварные стыки и плети в РСП не маркируются. В Журналах учета службы температурного режима рельсовых плетей (далее — Журнал) не отражаются сведения о способе сварки плетей (в пути или внутри колеи).
При работе путевых машин не соблюдалась технология работ по выправке в плане и профиле, не производилась привязка пути к реперам и не контролировались величины сдвижек, в ряде случаев нарушался пункт 4.4.2. ТУ-2000.
Имеющиеся на дороге гайковерты используются неэффективно, при значительном объеме работы по закреплению клеммных и закладных болтов, работа их осуществляется в одну смену. Большой объем работ по закреплению болтов производится вручную.
Записи о температуре рельсов на температурных постах ведутся небрежно с ошибками и исправлениями, иногда информация температурных постов недостоверна.
На дороге не соблюдались установленные Техническими условиями на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути (далее — ЦПТ-53) сроки проведения промежуточных видов ремонта пути.
В ходе проверки выявлены факты, когда после допущенного крушения и схода вагонов в пассажирском поезде руководители игнорировали требования обеспечения безопасности движения и нарушали технологию работ. При высокой температуре производится выправка пути с вывешиванием на домкраты.
Дорожные мастера и бригадиры пути при выполнении работы не имеют при себе выписок из Журнала или выписки не соответствуют фактическому состоянию в пути, отсутствуют термометры для измерения температуры в рельсах.
На Забайкальской железной дороге с начала эксплуатации бесстыкового пути техническая документация в дистанциях пути велась с нарушениями требований ТУ-2000 по содержанию и форме заполнения, в результате чего при проведении ревизии и отсутствии данных о длинах рубок, плетей и зазоров в уравнительных пролетах не предоставлялось возможным установить при каких условиях и при какой температуре были закреплены рельсовые плети. В некоторых случаях в Журналах записывались работы, которые не влияют на изменение температурного режима рельсовых плетей, при этом не были внесены записи о работе машин, влияющих на этот показатель.
Как следствие руководителями службы и дистанций пути принималось решение о перезакреплении плетей.
Вышеизложенные недостатки имеют место и на других железных дорогах.
В целях исключения выбросов бесстыкового пути и обеспечения безопасности движения поездов:
1. Начальнику Центральной Дирекции по ремонту пути Блинову B.C., начальникам дирекций по ремонту пути, начальникам путевых машинных станций:
1.1. работы по укладке путевой решетки производить в строгом соответствии с проектно-сметной документацией, и в первую очередь, в части соблюдения параметров кривых (радиусов, величины возвышения, длин переходных кривых). При этом особое внимание обращать на кривые, у которых по проекту параметры изменились в сравнении с теми, по которым путь эксплуатировался до ремонта;
1.2. максимально сократить сроки между укладкой рельсошпальной решетки и сменой инвентарных рельсов плетями бесстыкового пути;
1.3. в целях недопущения расстройств пути в плане и профиле осуществлять подборку инвентарных рельсов при сборке рельсошпальной решетки на базах в строгом соответствии с требованиями пункта 2.3.3. ЦПТ-53;
1.4. до укладки рельсовых плетей в обязательном порядке производить выправку пути по инвентарным рельсам с применением машин ВПР-02, уделяя особое внимание соответствию кривых проектным параметрам. При этом толщина слоя очищенного (нового) щебня должна быть не менее 30 см. На заключительном этапе работ при укладке плетей бесстыкового пути обеспечивать закрепление клеммных и закладных болтов машинами ПМГ, СДГ или ключами КШГ.
1.5. при выполнении других видов ремонта параметры кривых устанавливать по проекту и данным последнего прохода путеизмерительного вагона ЦНИИ-4;
1.6. обеспечить на базах сборки рельсошпальной решетки нормативную затяжку закладных болтов и клеммных болтов при сдаче отремонтированных участков пути, с усилием не менее 150 Н*м (15 кгс*м) с проверкой величины динамометрическим ключом;
1.7. механизированное закрепление уложенных рельсовых плетей производить с применением машин и механизмов ПМГ, СДГ, КШГ и т.д. от первого стыка по направлению укладки с усилием затяжки клеммных болтов 200 Н*м (20 кгс*м). При скреплении АРС монорегулятор устанавливать в 3-ю позицию. При ручной затяжке закрепление рельсовой плети производить от ее середины в обе стороны. Степень затяжки контролировать в день проведения работ по замене инвентарных рельсов рельсовыми плетями динамометрическими ключами;
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 05.05.2009 N 940р)
1.8. укладку и закрепление рельсовых плетей производить в оптимальном температурном интервале в соответствии с таблицей 3.1. раздела 3.4. ТУ-2000. При невозможности укладки плетей бесстыкового пути в оптимальном температурном интервале, до проведения работ по разрядке температурных напряжений или принудительного ввода с применением гидравлического натяжителя (далее — ГНУ) устанавливать наблюдения за состоянием бесстыкового пути;
1.9. перезакрепление рельсовых плетей с применением ГНУ при вводе бесстыкового пути в оптимальную температуру закрепления должно производиться с обязательным соблюдением следующих требований:
— работы, при длине плетей свыше 649 м, выполняются полуплетями и согласно требований распоряжения ОАО «РЖД» от 13.08.2008 N 1712р;
— руководство работами осуществляют лично первые руководители ПМС, ПЧ (либо лица, исполняющие их обязанности), в исключительных случаях и только по согласованию с заместителем начальника железной дороги по путевому хозяйству, руководство работами может быть возложено на заместителей начальника дистанций пути и путевых машинных станций;
— технический надзор при производстве указанных работ путевыми машинными станциями должен осуществляться работниками дистанции пути по должности не ниже заместителя начальника дистанции (главного инженера);
— по окончании работ в дополнение к ранее нанесенной маркировке плети согласно ТУ-2000 после температуры закрепления наносить в обязательном порядке сокращенное наименование способа работ, в том числе: Е — в естественных условиях, ГНУ — с применением гидравлических натяжителей, Н — с применением нагревательных установок;
— при сдаче в эксплуатацию в дополнение к типовой исполнительной документации на каждую такую короткую рельсовую плеть, в обязательном порядке, должен прикладываться акт контрольной проверки момента затяжки клеммных, закладных и стыковых болтов, положения прокладок-амортизаторов и т.д. согласно п.4.3.1. ТУ-2000.
Акт подписывают лично первые руководители ПМС и ПЧ или лица их замещающие.
— у каждого дорожного мастера и бригадира дистанции пути, обслуживающих плети, закрепленные при оптимальной температуре с применением ГНУ, перечни подобных плетей должны быть вклеены в книги формы ПУ-28.
(Пункт 1.9. дан в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 05.05.2009 N 940р)
1.10. установить порядок, при котором, при несоблюдении хотя бы одного из выше перечисленных пунктов во всех случаях должно производиться перезакрепление рельсовых плетей, с установлением окончательной температуры закрепления, которая заносится в Журнал. Разрядка напряжений рельсовых плетей или их принудительный ввод с применением гидронатяжителей должна проводиться с вывешиванием плети на катучие (поддерживающие) ролики на протяжении ее всей длины с интервалом на каждой 15-ой шпале;
1.11. при укладке рельсовых плетей длиной в переделах блок-участка, согласно ТУ-2000 плети укладываются без устройства уравнительных пролетов и свариваются после укладки их в путь. В исключительных случаях, когда не представляется возможным произвести их сварку из-за низких температур, между плетями укладывается уравнительный рельс длиной 8,0 м и производится закрепление клеммных, закладных и стыковых болтов с нормативными усилиями затяжки. В случае укладки плетей при отрицательных температурах между рельсовыми плетями устраивается уравнительный пролет в соответствии с проектом. Окончательная сварка плетей длиной в блок-участок производится с наступлением оптимального температурного интервала с соблюдением требований ТУ-2000;
1.12. в целях исключения случаев нарушения положений настоящего распоряжения руководство работами по смене инвентарных рельсов рельсовыми плетями возложить лично на начальников путевых машинных станций и начальников дистанций пути, либо лиц, исполняющих их обязанности.
2. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., заместителям начальников железных дорог по пути, начальникам служб пути, начальникам дистанций пути:
2.1. проанализировать результаты ревизии бесстыкового пути с учетом рекомендаций от 23 июля 2008 г. N 11762 и ТУ-2000, направленных на железные дороги;
2.2. по результатам ревизии утвердить программу приведения бесстыкового пути в 2009 году в соответствие с требованиями ТУ-2000.
Материалы ревизии по установленной форме представить на рассмотрение при защите паспортов дистанций пути;
2.3. считать на сети железных дорог главной задачей при эксплуатации бесстыкового пути обеспечение контроля за усилием затяжки гаек клеммных и закладных болтов, продольными подвижками (угоном) плетей, увеличением длин рельсовых плетей до величины блок-участков и перегонов и ликвидацией мест временного восстановления плетей;
2.4. при выдаче задания на проектирование реконструкции верхнего строения и капитального ремонта пути детально анализировать параметры состояния кривых и изменение их производить в исключительных случаях, при планируемом повышении скоростей движения и ликвидации многорадиусных кривых. Установить контроль за соблюдением данного положения путевыми машинными станциями при укладке пути;
2.5. обеспечить контроль за соответствием выполнения требований, изложенных в первом разделе настоящего указания, с фиксацией температуры закрепления рельсовых плетей и состоянием пути по проходу путеизмерительного вагона по участкам пути с инвентарными рельсами;
2.6. в период проведения работ по смене инвентарных рельсов плетями бесстыкового пути обеспечивать присутствие достаточного количества работников дистанции пути для контроля за усилиями затяжки клеммных болтов. Обеспечить от дистанции пути руководство на работах по укладке решетки и рельсовых плетей лично начальника дистанции пути, или лица, исполняющего его обязанности;
2.7. в месячный срок после поступления настоящего распоряжения провести технические занятия с практическим показом по аналогу обучения начальников служб пути с руководителями дистанций пути, а начальникам дистанций пути с дорожными и старшими дорожными мастерами (начальниками участков), на которых изучить разъяснения к ТУ-2000 и вопросы, связанные с ревизией бесстыкового пути;
2.8. после проведения ревизии бесстыкового пути в дистанциях пути завести новые журналы учета службы и температурного режима рельсовых плетей и паспорта-карты бесстыкового пути на длинные плети, которые обязаны вестись дорожными мастерами и техническим отделом дистанций пути;
2.9. в целях сохранения рельсовых плетей при замене рельсов в уравнительных пролетах не допускать обрезку концов плетей, за исключением случаев обрезки их по дефектности или сварке плетей в. блок участок или перегон;
2.10. обеспечивать смазку и подтягивание клеммных и закладных болтов ежегодно в осенний период на участках с грузонапряженностью до 25 млн.т. км брутто/км в год, и дважды в год (в весенний и осенний период) на участках с большей грузонапряженностью.
3. В целях обеспечения соблюдения установленных параметров рельсовой колеи при сборке путевой решетки, а также усилий затяжки гаек закладных болтов установить порядок приемки путевой решетки, собираемой на звеносборочных базах специалистами эксплуатирующих подразделений путевого хозяйства.
Начальникам служб пути приказами по дороге определить порядок участия опытных специалистов дистанций пути в приемке рельсошпалыгой решетки на базах путевых машинных станций.
4. Начальникам железных дорог рассмотреть вопрос использования комплексов технических средств многофункциональных (КТСМ) для учета и контроля температурного режима плетей бесстыкового пути с изданием приказа по железной дороге, устанавливающим порядок передачи информации заинтересованным службам.
5. Директору ПТКБ ЦП Рабчуку С.А. в месячный срок переработать технологический процесс производства работ по укладке плетей бесстыкового пути в соответствии с требованиями настоящего распоряжения.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента пути и сооружений Киреевнина А.Б. и начальника центральной Дирекции по ремонту пути Блинова B.C.
Вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Б.Воробьев