Распоряжение ОАО РЖД от 29.07.2009 N 1591Р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 июля 2009 г. N 1591р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕГЛАМЕНТА ПЕРЕГОВОРОВ И ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД, ДИСПЕТЧЕРСКОГО АППАРАТА И ДЕЖУРНЫХ ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ СКОРОСТНОГО И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА УЧАСТКЕ БУСЛОВСКАЯ — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ- МОСКВА — НИЖНИЙ НОВГОРОД
В целях обеспечения безопасности движения поездов и оптимизации излишних переговоров между машинистом скоростного и высокоскоростного поезда и поездным диспетчером (дежурным по станции):
1. Утвердить и ввести в действие настоящим распоряжением прилагаемый Регламент переговоров и действий работников локомотивных бригад, диспетчерского аппарата и дежурных по станциям для скоростного и высокоскоростного движения поездов на участке Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород.
2. Начальникам железных дорог ОАО «РЖД»: Октябрьской, Московской, Горьковской довести настоящий Регламент до причастных работников и обеспечить его исполнение.
3. Регламент переговоров и действий работников локомотивных бригад, диспетчерского аппарата и дежурных по станции для высокоскоростного движения от 10.10.2006 N ЦТ-ЦД-16/3 считать утратившим силу для скоростного и высокоскоростного движения поездов на участке Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород.
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович
УТВЕРЖДЕН:
распоряжением ОАО «РЖД»
29.07.2009 г. N 1591р
РЕГЛАМЕНТ
ПЕРЕГОВОРОВ И ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД, ДИСПЕТЧЕРСКОГО АППАРАТА И ДЕЖУРНЫХ ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ СКОРОСТНОГО И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА УЧАСТКЕ БУСЛОВСКАЯ — САНКТ — ПЕТЕРБУРГ — МОСКВА — НИЖНИЙ НОВГОРОД
1.1. Настоящий регламент переговоров и действий работников (далее — Регламент) устанавливает порядок переговоров между машинистом и помощником машиниста скоростных и высокоскоростных поездов, а также порядок переговоров машиниста и помощника машиниста по поездной радиосвязи с работниками хозяйства перевозок во время движения по участкам и железнодорожным станциям железной дороги.
1.2. Настоящий Регламент обязателен для исполнения всеми работниками локомотивных бригад и хозяйства перевозок.
1.3. Все переговоры с машинистами скоростных и высокоскоростных поездов, как правило, должны вестись по каналу радиосвязи «ТЕТРА». При отсутствии на поезде поездной радиосвязи стандарта «ТЕТРА» или ее неисправности (отсутствия на железной дороге) все переговоры ведутся по поездной радиосвязи KB (2,130 МГц) диапазона. Переговоры на скорости движения поездов выше 200 км/час должны производиться по поездной радиосвязи стандарта «ТЕТРА».
1.4. Действия регламента N 876р от 23.09.2003 г., утвержденного первым вице-президентом ОАО «РЖД» Морозовым В.Н. на локомотивные бригады, работников хозяйства перевозок, при обслуживании поездов в скоростном и высокоскоростном режиме не распространяются.
1.5. Регламент переговоров и действий работников локомотивных бригад, диспетчерского аппарата и дежурных по станции для высокоскоростного движения от 10.10.2006 г. N ЦТ-ЦД-16/3 считать утратившим силу.
II. Регламент переговоров по поездной радиосвязи.
При ведении переговоров по поездной радиосвязи, лица, указанные в пункте 1.1. настоящего Регламента, обязаны соблюдать следующие формы обращения и последовательность их передачи:
2.1. Вызов требуемого абонента: «Дежурный по станции (название станции)». Если вызываемый абонент не ответил, следует повторить вызов.
В тех случаях, когда необходимо обратить внимание всех абонентов, находящихся в зоне действия вызывающей радиостанции, передают: «Внимание, все!» (1).
______________________________
(1) Вызов абонентов по форме, начинающихся со слов «Внимание все! …….» передается по поездной радиосвязи, последовательно для каждого, исходя из оперативной поездной обстановки (ДНЦ, ДСП, ЛОК).
2.2. Ответ вызываемого абонента: «Я, дежурный по станции (название станции, фамилия), слушаю»; «Я, поездной диспетчер, (фамилия), слушаю»; «Я, машинист поезда (фамилия номер), слушаю». Во всех случаях абоненты обязаны называть свои должности и фамилии.
2.3. Вызывающий абонент называет себя: «Я, машинист поезда (номер….), фамилия…… » и далее следует текст сообщения, вопроса или приказа.
2.4. При следовании поезда на запрещающий сигнал входного, маршрутного или выходного светофора ДСП (ДНЦ) должен заблаговременно вызвать машиниста по поездной радиосвязи и передать ему сообщение об изменении порядка приема и пропуска поезда по станции.
2.5. В случае возникновения нештатной ситуации машинист (помощник машиниста) обязан начинать передачу сообщений по поездной радиосвязи словами: «Внимание, все!» (сообщение при необходимости повторяется несколько раз). При получении указанного сообщения машинисты всех поездов (локомотивов), находящихся в зоне действия поездной радиосвязи, ДНЦ и ДСП обязаны прекратить переговоры по радиосвязи, внимательно выслушать сообщение и, при необходимости, принять меры к обеспечению безопасности движения поездов. Для исключения искажения информации о возникшей аварийной либо нестандартной ситуации, переговоры по поездной радиосвязи обязаны осуществлять только машинист, передавший сообщение и поездной диспетчер данного диспетчерского участка.
При скорости движения поезда выше 200 км/час передача сообщений машиниста о нештатной ситуации, переданных по каналу радиосвязи «ТЕТРА», адресованное машинистам всех поездов (локомотивов) должно быть продублировано поездным диспетчером.
2.6. При обнаружении неисправности тормозов в поезде машинист или помощник машиниста обязаны сообщить об этом по поездной радиосвязи ДНЦ, ДСП станций, ограничивающих перегон, и машинистам других поездов, находящихся на перегоне по следующей форме: «Внимание, все! Я, машинист (фамилия) поезда (номер), следую по перегону … километру …, вышли из строя тормоза. Примите меры» (вызов по каналу поездной радиосвязи действует 12-15 секунд, после чего его нужно повторять до получения ответа от ДНЦ или ДСП).
2.7. При остановке поезда в связи с падением давления в тормозной магистрали машинист обязан немедленно передать сообщение по поездной радиосвязи KB (2,130 МГц) диапазона по следующей форме:
«Внимание, все! Я, машинист (фамилия) поезда (номер) остановился по падению давления в тормозной магистрали на … километре четного (нечетного) пути перегона …, сведений о нарушении габарита не имею. Будьте бдительны!».
2.8. При остановке поезда в связи со сходом железнодорожного подвижного состава с рельсов машинист обязан немедленно передать сообщение по поездной радиосвязи KB (2,130 МГц) диапазона по следующей форме:
«Внимание, все! Я, машинист (фамилия) поезда (номер). На … километре четного (нечетного) пути перегона … нарушен габарит вследствие схода подвижного состава. Будьте бдительны!».
2.9. Сообщения в случаях, указанных в пунктах 2.7. и 2.8. настоящего Регламента, должны передаваться машинистам поездов, находящихся на перегоне, ДНЦ и ДСП станций, ограничивающих перегон, до получения от них подтверждения восприятия сообщения.
2.10. Машинист и помощник машиниста обязаны сообщать по поездной радиосвязи ДНЦ или ДСП о случаях обнаружения посторонних предметов на верхнем строении пути, повреждения сооружений или устройств железнодорожного транспорта, нахождения посторонних лиц на путях или вблизи железнодорожного полотна.
Примечание редакции.
Нумерация пунктов дана в соответствии с оригиналом документа.
2.12. Регламент переговоров дежурного по станции (ДСП), поездного диспетчера (ДНЦ) с машинистом (ТЧМ) при приеме, отправлении и пропуске скоростного или высокоскоростного поезда.
Действие раздела III настоящего Регламента не распространяется на машинистов, работающих без помощника машиниста с 1 июля 2012 г. (См. пункт 4 распоряжения ОАО «РЖД» от 25 октября 2011 г. N 2293р)
III. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста.
3.1. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста скоростного или высокоскоростного поезда (при обслуживании поезда электропоездом ЭР-200 или ВСП «САПСАН»).
3.1.1. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста при отправлении скоростного или высокоскоростного поезда с начальной станции.
3.1.1.1. Перед отправлением поезда со станции при разрешающем показании выходного (маршрутного) светофора машинист и помощник машиниста обязаны выполнить регламент «Минута готовности». Во время выполнения регламента «Минута готовности» помощник машиниста обязан доложить машинисту следующую информацию:
о времени проверки тормозов перед отправлением;
о включении поездной радиостанции;
о блокировании автоматических дверей и получения подтверждающего сигнала от КБСУ (для ВСП «САПСАН»),
о наличии необходимых для следования поезда документов;
о наличии поездных документов, бланка предупреждений на следование со скоростным поездом. Машинист должен проверить наличие бланка предупреждений у помощника машиниста;
о показании блока индикации КЛУБ-У;
о показании выходного (маршрутного) светофора с пути отправления;
об установленной скорости следования по маршруту отправления _____км/час.
Машинист, убедившись в правильности доклада помощника машиниста, подтверждает полученную от помощника машиниста информацию. Машинист приводит в движение поезд только после убеждения в разрешающем показании выходного (маршрутного) с пути отправления, отсутствии сигналов остановки, подаваемых с пути, а также получения разрешения от начальника поезда.
3.1.1.2. После приведения поезда в движение помощник машиниста обязан, с помощью камер обратного вида, проверить и доложить машинисту о состоянии поезда.
3.1.1.3. Машинист обязан доложить помощнику машиниста о правильном приготовлении маршрута следования поезда по некодированным путям станции в пределах видимости по следующей форме: «Маршрут приготовлен правильно с … пути на … путь (или в пределах видимости)». Помощник машиниста, обязан повторить: «Понятно, маршрут приготовлен правильно». Помощник машиниста обязан доложить машинисту показание выходного (маршрутного) светофора при его проследовании (за 10 — 15 метров до выходного (маршрутного) светофора) по следующей форме: «Маршрутный (выходной) сигнал с …пути (называет показание сигнала)». Машинист, убедившись в показании выходного (маршрутного) светофора, обязан ответить «Вижу, выходной (маршрутный) с …пути (называет показание сигнала)».
3.1.1.4. Перед проследованием выходного светофора начальной станции помощник машиниста обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости.
3.1.2. Регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста скоростного или высокоскоростного поезда в пути следования.
3.1.2.1. При подъезде к входному светофору промежуточной станции (в зоне видимости), помощник машиниста обязан доложить о показании входного светофора, скорости следования по станции. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан ее повторить.
3.1.2.2. В пути следования помощник машиниста обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами (кроме проходных светофоров, сигнализирующих зеленым огнем), показаниях блока индикации КЛУБ-У (при отсутствии видимости напольного светофора), а также об изменениях показаний блока индикации КЛУБ-У, сигналах остановки, подаваемых с пути, сигналах ограждения мест производства работ. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан ее повторить.
3.1.2.3. Помощник машиниста обязан предупреждать машиниста о
приближении:
к местам проверки действия тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;
к месту действия предупреждения об ограничении скорости (у желтого щита, при отсутствии за 2,5 км);
за 1 км до наличия нейтральной вставки, а также секционного изолятора токораздела железных дорог.
3.1.2.4. При следовании поезда по кривым участкам пути машинист и помощник машиниста обязаны с помощью камер обратного вида осматривать поезд, доклад о состоянии поезда производится только помощником машиниста в случаях, если имеются замечания.
3.1.2.5. На двухпутных и многопутных участках железной дороги локомотивная бригада обязана осматривать встречный поезд, если имеются замечания, обнаруженные в проследовавшем поезде или нарушения, угрожающие безопасности движения, — по радиосвязи сообщить об этом машинисту проследовавшего поезда, дежурному по станции (далее — ДСП) или поездному диспетчеру (далее — ДНЦ).
3.1.2.6. При дублировании показаний светофоров помощник машиниста обязан называть их назначение (проходной, предупредительный, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на станциях и многопутных участках — также принадлежность по номеру пути. Машинист повторяет только показание светофора.
3.1.2.7. При приближении к светофору с показанием, требующим снижения скорости, помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования.
3.1.2.8. При проследовании станции машинист и помощник машиниста обязаны следить за свободностью пути и показанием выходного (маршрутного) светофора, обмениваться между собой информацией о показаниях светофоров и скорости движения по следующей форме: «Выходной светофор с (номер пути) пути — (называет показание светофора), скорость по перегону … км/час».
3.1.2.9. При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора помощник машиниста обязан проверить положение рукоятки задатчика тяги (далее контролера машиниста), напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/час за 400-500 метров до светофора с запрещающим показанием. Помощник машиниста обязан наблюдать за показанием светофора и свободностью пути, не вставая со своего рабочего места. При этом машинист и помощник машиниста при каждой подаче прибором безопасности сигнала обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и обеспечить остановку поезда перед этим светофором. В случае невыполнения машинистом настоящего Регламента при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда помощник машиниста обязан самостоятельно остановить ВСП «САПСАН», нажатием на кнопку «СТОП-КРАН».
3.1.2.10. Помощнику машиниста в целях исключения случаев невыполнения настоящего Регламента запрещается покидать кабину управления электропоезда в следующих случаях:
при проследовании станции;
при приближении к сигналам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;
при приближении к переезду;
при горящем белом огне на блоке индикации КЛУБ-У;
при следовании по не кодированным путям;
при проверке действия тормозов в пути следования;
при приближении к местам действия предупреждений;
при проследовании станций стыкования родов тока;
при ограниченной видимости при неблагоприятных метеоусловиях;
с выключенными устройствами КЛУБ-У.
3.1.2.11. В случае приема поезда на станцию и отправления со станции при запрещающем показании светофора или погасшем основном огне светофора по одному из разрешений, установленных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790 (далее — ИДП), машинист обязан докладывать помощнику машиниста о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда.
3.1.2.12. В случае, если в пути следования скоростного поезда имелась длительная стоянка (более 20 минут) и поезд был принят по запрещающему показанию сигнала, то перед началом движения локомотивная бригада обязана выполнить регламент «Минута готовности» точно также как и перед отправлением с начальной станции.
3.1.2.13 В случае, если ВСП «САПСАН» следует в режиме «АВТОВЕДЕНИЯ», то локомотивная бригада осуществляет контрольные функции, обмениваясь только информацией о показаниях путевых сигналов (светофоров) уменьшения скорости. В случае отклонения параметров следования поезда локомотивной бригадой производиться обмен информацией и переход на ручной режим следования, с выполнением регламента основных переговоров.
3.1.3. Регламент переговоров машиниста и помощника машиниста.
4. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста скоростного поезда (на локомотивной тяге).
4.1. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста при отправлении поезда с железнодорожной станции.
4.1.1. Перед отправлением поезда с железнодорожной станции (далее — станция) при разрешающем показании выходного (маршрутного) светофора машинист и помощник машиниста обязаны выполнить регламент «Минута готовности» в виде диалога, при котором помощник машиниста задает машинисту вопросы о состоянии и показании приборов локомотива, наличии необходимых для следования поезда документов. Во время выполнения регламента «Минута готовности» машинист и помощник машиниста обязаны проверить и доложить друг другу:
о наличии поездных документов и бланка предупреждений. Машинист должен проверить наличие бланка предупреждений у помощника машиниста;
о включении приборов безопасности и радиостанции поездной радиосвязи;
о положении ручного тормоза;
о наличии справки формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами, времени стоянки от последнего опробования тормозов;
о соответствии номера хвостового вагона поездным документам (кроме моторвагонного подвижного состава (МВПС) и резервного локомотива);
о положении ручки крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях ___ кгс/см;
о показании блока индикации КЛУБ;
о показании выходного (маршрутного) светофора с пути отправления;
об установленной скорости следования по маршруту отправления ___км/час.
Машинист, убедившись в соответствии разрешающих показаний выходного (маршрутного) и блока индикации КЛУБ с пути отправления, и при отсутствии сигналов остановки, подаваемых с пути и поезда, приводит поезд в движение.
4.1.2. После приведения поезда в движение машинист и помощник машиниста обязаны, поочередно с помощью зеркал обратного вида, проверить и доложить друг другу об отсутствии сигналов остановки, а также о состоянии поезда. При подаче сигнала остановки немедленно остановить поезд.
4.1.3. Помощник машиниста обязан доложить машинисту о правильном приготовлении маршрута следования поезда по некодированным путям станции в пределах видимости по следующей форме: «Маршрут приготовлен правильно с … пути на … путь». Машинист, убедившись в правильном приготовлении маршрута, обязан повторить: «Вижу, маршрут приготовлен правильно». Помощник машиниста обязан доложить машинисту показание выходного (маршрутного) светофора при его проследовании (за 10-15 метров до выходного (маршрутного) светофора) по следующей форме: «Маршрутный (выходной) сигнал с __ пути (называет показание сигнала)». Машинист, убедившись в показании выходного (маршрутного) светофора, обязан ответить «Вижу, выходной (маршрутный) с __ пути (называет показание сигнала)».
4.2. Регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста в пути следования.
4.2.1. После проследования поездом выходного сигнала станции помощник машиниста обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости.
4.2.2. В пути следования выходного сигнала станции, помощник машиниста обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами (кроме проходных светофоров при автоблокировке, сигнализирующих зеленым огнем), показаниях блока индикации КЛУБ (при отсутствии видимости напольного светофора, кроме зеленого огня на блоке индикации КЛУБ), а также об изменениях показаний блока индикации КЛУБ, сигналах остановки, подаваемых с пути и поезда, сигналах ограждения мест производства работ. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан кратко повторить ее.
4.2.3. Помощник машиниста обязан предупреждать машиниста о приближении:
к местам проверки действия тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;
к железнодорожным переездам;
к местам действия предупреждения об ограничении скорости (за 1,5-2 км), дефектоскопным тележкам, лейтерам, модеронам.
4.2.4. При следовании поезда в местах, установленных местными инструкциями, машинист и помощник машиниста обязаны с помощью зеркал обратного вида осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости.
4.2.5. При дублировании показаний светофоров помощник машиниста обязан называть их назначение (проходной, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на станциях и многопутных участках — также принадлежность по номеру пути. Машинист повторяет только показание сигнала.
4.2.6. При приближении к светофору с показанием, требующим снижения скорости, помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования и фактическую скорость. Машинист, убедившись в правильности информации, кратко повторяет ее и, в случае превышения фактической скорости движения поезда над установленной, принимает меры к снижению скорости движения поезда с учетом обеспечения проследования светофора с установленной скоростью.
4.2.7. При приближении локомотива к входному светофору станции помощник машиниста в пределах его видимости обязан доложить машинисту о показании входного светофора, установленную скорость движения по станции и фактическую скорость. Машинист, убедившись в правильности информации, кратко повторяет ее и, в случае превышения фактической скорости движения поезда над установленной скоростью, принимает меры к снижению скорости движения поезда с учетом обеспечения проследования входного стрелочного перевода со скоростью, не превышающей установленную скорость.
4.2.8. При проследовании станции машинист и помощник машиниста обязаны следить за свободностью пути и показанием выходного (маршрутного) светофора, помощник машиниста докладывать о скорости движения по следующей форме: выходной светофор с (номер пути) пути — (называет показание светофора), скорость __ км/час». Машинист в краткой форме повторяет, например: «зеленый, 100».
4.2.9. При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора помощник машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста и проверить положение контроллера машиниста и ручки крана машиниста, давление в тормозной и напорной магистралях, напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/час за 400-500 метров до светофора с запрещающим показанием. При этом помощник машиниста через каждые 30-40 секунд обязан докладывать о приближении к светофору с запрещающим показанием и фактической скорости. В случае невыполнения машинистом настоящего Регламента при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда помощник машиниста обязан остановить поезд (локомотив). Машинист кратко повторяет информацию, например «вижу красный, готов к остановке»
4.2.10. При приближении поезда к переезду, помощник машиниста в приделах видимости обязан доложить машинисту о его свободности. Машинист, убедившись в правильности полученной информации, обязан кратко повторить ее.
4.2.11. В случае приема поезда на станцию и отправления со станции при запрещающем показании светофора или погасшем основном огне светофора по одному из разрешений, установленных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790 (далее — ИДП), помощник машиниста обязан докладывать машинисту о положении стрелочных переводов станции по маршруту следования поезда.
4.3. Регламент переговоров машиниста и помощника машиниста.