Распоряжение ОАО РЖД от 23.09.2009 N 1978Р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. N 1978р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ ОАО «РЖД»
В целях установления в ОАО «РЖД» единого порядка технической эксплуатации, технического обслуживания и ремонта устройств поездной радиосвязи, работающих в диапазонах гектометровых, метровых и дециметровых волн:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2010 г. прилагаемые Правила технической эксплуатации поездной радиосвязи ОАО «РЖД» (далее — Правила).
2. Начальникам железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» обеспечить:
а) изучение и проверку знания требований, изложенных в настоящих Правилах, причастными работниками;
б) техническую эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт устройств поездной радиосвязи осуществлять в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от «23» сентября 2009 г. N 1978р
ПРАВИЛА
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ ОАО «РЖД»
1. Общие положения
Правила эксплуатации поездной радиосвязи ОАО «РЖД» (далее — Правила) определяют порядок эксплуатации и технического обслуживания устройств поездной радиосвязи, работающих в диапазонах гектометровых, метровых и дециметровых волн.
Настоящие Правила являются обязательными к применению подразделениями ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и другими структурными подразделениями ОАО «РЖД», использующими устройства поездной радиосвязи и обеспечивающими их техническое обслуживание.
Применение настоящих Правил сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
Эксплуатация и техническое обслуживание устройств поездной радиосвязи, организованная на цифровых системах радиосвязи, определяется другими нормативными документами.
Применяемые в настоящих Правилах термины и понятия означают:
зона неустойчивой связи — зона, в которой поездная радиосвязь неустойчивая, с перерывами, требующая переспросов и повторений, либо зона, в которой уровень сигнала от стационарных радиостанций ниже допустимого значения;
зона отсутствия связи — зона, в которой радиосвязь невозможна ни с одной стационарной радиостанцией;
зонная сеть поездной радиосвязи — сеть радиосвязи, предназначенная для управления движением в пределах железнодорожных станций и на подходах к ним;
линейная сеть поездной радиосвязи — сеть диспетчерской радиосвязи, которая должна обеспечивать непрерывную радиосвязь поездного диспетчера с машинистом тягового подвижного состава (ТПС), моторвагонного подвижного состава (МВПС) и специального самоходного подвижного состава (ССПС) в пределах всего диспетчерского участка (круга);
поездная радиосвязь (ПРС) — радиосвязь, предназначенная для оперативного управления движением поездов. Обеспечивает обмен информацией между машинистами ТПС, МВПС, ССПС и диспетчерскими центрами, дежурными по станциям, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другими абонентами, связанными с поездной работой и оснащенными соответствующими техническими средствами поездной радиосвязи;
радиостанция локомотивная (возимая) (РВ) — радиостанция, установленная на подвижном объекте железнодорожного транспорта и предназначенная для ведения переговоров машинистов ТПС, МВПС, ССПС между собой, а также с лицами, участвующими в выполнении технологических процессов и управлении движением поездов;
радиостанция носимая — радиостанция, имеющая автономный источник питания, переносимая персоналом, предназначенная для работы персонала во время движения или остановки;
радиостанция стационарная — радиостанция, предназначенная для работы в сетях поездной радиосвязи, устанавливаемая в служебных помещениях железнодорожных станций, постов электрической централизации и других объектах, и находящаяся во время работы постоянно на одном месте;
помещение связи — помещение в здании железнодорожной станции, поста электрической централизации или другого объекта железнодорожной инфраструктуры, в котором размещается аппаратура железнодорожной электросвязи;
тастатурный набор — набор информации в виде последовательного ряда цифр или буквенных обозначений с помощью соответствующих кнопок, собранных в кнопочное поле (тастатуру);
устройство коммутации электропитания — устройство, входящее в состав стационарных радиостанций и предназначенное для переключения первичной сети электропитания с основной на резервную и обратно;
цветные цепи воздушных линий связи — провода из цветного металла, подвешенные на опорах воздушных линий связи для аппаратуры высокочастотного телефонирования и дополнительно используемые для организации канала поездной радиосвязи гектометрового диапазона вдоль пути следования подвижных объектов железнодорожного транспорта.
В настоящих Правилах применяются следующие обозначения и сокращения:
ГМВ — гектометровый диапазон волн;
ДСП — дежурный по станции;
ДМВ — дециметровый диапазон волн;
ДРС — дополнительная радиостанция;
ПРС-Д — дуплексная поездная радиосвязь;
КП — контрольный пункт радиосвязи;
КРП — контрольно-ремонтный пункт радиосвязи;
ВЛ — линия электропередачи напряжением 6,10 или 35 кВ;
ДПР — линия электропередачи напряжением 25 кВ;
ТНЦ — локомотивный диспетчер;
ТЧ — локомотивное, моторвагонное депо;
ТЧМ — машинист поездного локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного подвижного состава;
MВ — метровый диапазон волн;
МВПС — моторвагонный подвижной состав;
ПП — питающий провод;
ДНЦ — поездной диспетчер;
ПРС — поездная радиосвязь;
ПРС-С — симплексная поездная радиосвязь;
ССПС — специальный самоходный подвижной состав;
ТПС — тяговый подвижной состав;
ТО — техническое обслуживание;
ТР — текущий ремонт;
УДУ-PC — устройство дистанционного- управления стационарными радиостанциями;
ЭЧЦ — энергодиспетчер.
Эксплуатация радиостанций ПРС разрешается только после их регистрации в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Порядок регистрации определен Правилами регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.04 N 539, и изменениями к ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2007 г. N 476 и от 13.10.2008 г. N 761.
Свидетельство о регистрации радиоэлектронного средства является документом, разрешающим эксплуатацию радиостанций и оформляемым в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 20 августа 2007 г. N 94.
Регистрация радиостанций в ОАО «РЖД» возложена на Центральную станцию связи — филиал ОАО «РЖД».
Свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств должны храниться на правах документов строгой отчетности у начальников подразделений, на балансе которых находятся данные радиостанции.
Копии свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств, принадлежащих подразделениям и предприятиям железных дорог, других филиалов ОАО «РЖД» должны передаваться и храниться в дирекциях связи — структурных подразделениях Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД» (далее — дирекции связи).
В сетях ПРС должны использоваться аппаратура и устройства, разрешенные к применению на территории Российской Федерации.
Работники ОАО «РЖД», занимающиеся эксплуатацией и техническим обслуживанием устройств ПРС должны знать настоящие Правила. Кроме того, на рабочих местах, где эксплуатируется радиостанции ПРС, должны быть выписки из настоящих Правил и местные инструкции о правилах пользования радиостанциями ПРС. Местные инструкции составляются начальниками участков связи и утверждаются начальниками региональных центров связи и начальниками подразделений, работники которых пользуются радиостанциями ПРС. Местные инструкции разрабатываются на основе заводских инструкций по эксплуатации радиосредств и их технических описаний. Они должны содержать минимальный объем сведений, необходимых для установления соединения и ведения переговоров с абонентами сети ПРС, а также сведения о простейших отказах радиостанций.
Порядок учета и анализа нарушений нормальной работы устройств ПРС определяется положением «Об организации в ОАО «РЖД» служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах-филиалах ОАО «РЖД» от 07.07.05 г. N 620.
Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается наг руководителей подразделений, занимающихся эксплуатацией и техническим обслуживанием устройств ПРС.
2. Назначение поездной радиосвязи. Основные положения технической эксплуатации и технического обслуживания
2.1. ПРС должна применяться в случаях, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными МПС Российской Федерации 26 мая 2000 г. ЦРБ-756 (далее — ПТЭ), Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС Российской Федерации 16 октября 2000 г. N ЦД-790 и соответствовать требованиям, предъявляемыми ПТЭ и другим нормативным документам федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы эксплуатации поездной радиосвязи.
2.2. Работники, по кругу обязанностей которых необходимо и имеют право пользоваться ПРС, а также осуществляющие техническую эксплуатацию и техническое обслуживание ПРС, должны быть ознакомлены с Правилами под роспись и периодически, но не реже одного раза в год, инструктироваться о порядке пользования устройствами ПРС. Ответственным за обучение и периодическую проверку знаний Правил является каждый начальник в отношении своих подчиненных.
2.3. Все радиостанции ПРС (стационарные, локомотивные и носимые), находящиеся в работе, должны быть постоянно включены, обеспечивать непрерывное действие и иметь контроль включенного состояния, носимые радиостанции должны иметь индикаторы состояния аккумуляторных батарей.
Корпуса аппаратуры ПРС должны быть закрыты и опломбированы. Перечень пломбируемых устройств поездной радиосвязи и. мест пломбирования определяется Центральной станцией связи — филиалом ОАО «РЖД» или другим структурным подразделением, определенным распоряжением ОАО «РЖД». Вскрытие стационарных радиостанций ПРС допускается производить только уполномоченными на то работниками подразделений Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД» с обязательной предварительной записью в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети, формы ДУ-46. Должно быть отмечено наличие пломб:
для локомотивных радиостанций — машинистом (водителем ССПС) при приемке-сдаче локомотива (MBПС, ССПС) в «Журнале технического состояния локомотива» формы ТУ-152;
для радиостанций, установленных в помещениях дежурных по переезду, дежурными по переезду в книге приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде» формы ГГУ-67;
для носимых радиостанций — пользователями носимых радиостанций, заканчивающих смену и вступающих на дежурство, либо лицами, ответственными за их выдачу пользователям в журнале сдачи-приема дежурств.
За целость пломб на аппаратуре ПРС несут ответственность работники, пользующиеся ими (дежурные по станциям, операторы поста централизации, дежурные стрелочного поста, машинисты локомотивов и др.).
2.4. При организации сервисного обслуживания устройств ПРС, в т.ч. методом аутсорсинга, право и порядок пломбирования и границы обслуживания устанавливаются приказом (распоряжением) Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД»
2.5. Все работники, пользующиеся устройствами ПРС, обязаны следить за их исправностью. О каждом случае неисправности устройств ПРС необходимо сообщать дежурному по станции или поездному диспетчеру (на участках с диспетчерской централизацией) и диспетчеру регионального центра связи. О каждом случае неисправности устройств поездной радиосвязи должна быть сделана запись в журнале:
формы ДУ-46 для стационарных радиостанций;
формы ТУ-152 для возимых радиостанций;
формы ПУ-67 для радиостанций, установленных на переездах;
журнале сдачи-приема дежурств для пользователей носимых радиостанций.
2.6. Каждый случай неисправности и выключения устройств ПРС во время производства работ должен рассматриваться не позднее трехсуточного срока руководителями соответствующих подразделений ОАО «РЖД», пользующихся ПРС, и руководителем соответствующего регионального центра связи для принятия необходимых мер по исключению повторяемости случаев и повышению.надежности и качества работы устройств ПРС.
2.7. Все должностные лица, эксплуатирующие устройства ПРС или связанные с их технической эксплуатацией и техническим обслуживанием, должны исключать доступ к ним посторонних лиц и использование их не по назначению.
2.8. Право эксплуатации устройств ПРС должно быть определено приказом (распоряжением) владельца инфраструктуры (начальника отделения дороги, начальника железной дороги), путем утверждения списков должностей работников подразделений железной дороги, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», допущенных к пользованию устройствами ПРС;
2.9. Участки, определяемые ОАО «РЖД», должны оборудоваться системой документированной регистрации переговоров. Порядок пользования системой документированной регистрации переговоров устанавливается «Инструкцией по пользованию системой документированной регистрации служебных переговоров в поездной и станционной работе», утвержденной ОАО «РЖД» от 28.12.2007 г. N 2463р.
2.10. Запрещается при эксплуатации ПРС:
передавать сведения, не подлежащие передаче по радиоканалу открытым текстом;
применять в сообщениях произвольные шифры, коды и сокращения;
передавать сообщения при занятом канале ПРС, кроме ситуаций, угрожающих жизни людей, безопасности движения поездов или сохранности перевозимых грузов;
беспорядочно нажимать тангенту микротелефонной трубки, кнопки на пульте управления радиосредствами;
вести переговоры, не связанные непосредственно с технологией работы и обеспечением безопасности движения.
3. Система поездной радиосвязи
3.1. Организация сетей ПРС должна осуществляться в соответствии с «Правилами организации и расчета сетей поездной радиосвязи открытого акционерного общества «Российские железные дороги»», утвержденными ОАО «РЖД» от 26 августа 2004 г. N ХЗ-7970.
3.2. Сети ПРС работают в симплексном и дуплексных режимах. Линейные сети ПРС работают в симплексном (диапазоны ГМВ или MB) или дуплексном (диапазон ДМВ) режимах, а зонные сети ПРС (диапазоны ГМВ или МБ) — в симплексном режиме.
3.3. Работа симплексных радиостанций ПРС характеризуется тремя режимами: «Передача», «Прием» и «Дежурный прием».
В режиме «Передача» радиостанция излучает высокочастотный сигнал, который может быть модулирован речью или сигналом вызова. В этот режим радиостанция переводится нажатием: тангенты микротелефонной трубки; ножной педали, одной из вызывных кнопок.
В режиме «Приема» радиостанция готова принимать сигналы от других радиостанций; громкоговоритель и телефон подключены к выходу приемника и любой сигнал (речь или вызов) будет прослушиваться. Радиостанция переводится в режим «Приема» снятием с пульта управления микротелефонной трубки (изъятием из держателя пульта управления) либо при приеме вызывного сигнала. В последнем случае громкоговоритель и телефон подключаются к выходу приемника только на определенное время (на 15 секунд), если в дальнейшем не будет снята с пульта управления микротелефонная трубка (вынута из держателя пульта).
Режим «Дежурного приема» характеризуется тем, что радиостанция готова к приему сигналов от других радиостанций, но громкоговоритель и телефон отключены от приемника. Последние подключаются к приемнику только в том случае, если радиостанция примет вызывной сигнал или будет снята микротелефонная трубка с пульта управления. Радиостанция переводится в режим «Дежурного приема» установкой микротелефонной трубки на пульт управления либо в держатель пульта управления.
4. Сети симплексной поездной радиосвязи
4.1. Симплексные сети ПРС включают в себя линейные и зонные сети, организованные в диапазонах ГМВ и MB.
4.2. Линейная симплексная сеть ПРС предназначается для связи ТЧМ локомотивов, МВПС и ССПС с поездным диспетчером в пределах всего участка, с дежурными по станциям, ограничивающим перегон, а также машинистов (локомотивных бригад) между собой. Она построена по принципу совместного использования линейного канала между распорядительной станцией и раздельными пунктами и канала радиосвязи между стационарными радиостанциями, установленными на раздельных пунктах, и радиостанциями на локомотивах. В качестве линейного канала, как правило, используется специально выделенный канал связи, организованный с помощью аналоговых или цифровых систем связи.
4.3. Зонные сети ПРС диапазона MB обеспечивают взаимный групповой вызов и ведение переговоров ТЧМ с ДСП, с ТЧМ встречных, вслед идущих и соединенных поездов, а также с абонентами, связанными с поездной работой или обеспечивающими движение поездов и оснащенными носимыми радиостанциями.
4.4. В симплексной поездной радиосвязи используется групповой взаимно-избирательный вызов, при котором ДНЦ или ДСП после посылки вызова должен дополнительно голосом назвать номер вызываемого поезда (локомотива) в соответствии с установленным регламентом переговоров, так как вызывной сигнал принимается всеми радиостанциями, находящимися в пределах действия стационарной радиостанции.
ТЧМ должен вызывать ДСП ближайшей станции посылкой вызова с последующим названием требуемой станции в соответствии с установленным регламентом переговоров. Радиосвязь ТЧМ с ДНЦ устанавливается непосредственно при посылке соответствующего вызывного сигнала либо через ДСП, который обеспечивает соединение с пульта управления своей радиостанций. Перечень станций и прилегающих перегонов, где ДНЦ должен вызываться машинистами через ДСП, должен утверждаться владельцем инфраструктуры (начальником отделения дороги, начальником железной дороги).
4.5. На протяженных перегонах, где невозможно обеспечить на всей их длине связь ТЧМ с ДНЦ и ДСП станций, ограничивающих эти перегоны, могут устанавливаться дополнительные стационарные радиостанции (ДРС), управляемые со стороны как ДСП, так и ДНЦ. Количество ДРС (1-4) зависит от протяженности перегона и определяется расчетом.
ДРС должны размещаться в местах, где имеются условия, обеспечивающие их функционирование: в помещениях закрытых раздельных пунктов железнодорожных переездов, обслуживаемых усилительных пунктов, пунктов ПОНАБ, ДИСК, КТСМ или в специально устанавливаемых контейнерах.
Управление ДРС может быть обеспечено посредством выноса пультов управления ДРС к ДСП соседней станции; устройств дистанционного управления стационарными радиостанциями (УДУ-PС); с помощью стационарных радиостанций с функциями малой распорядительной станции (режим МР), устанавливаемых на станциях, ограничивающих протяженный перегон; с помощью распорядительных станций поездной радиосвязи.
4.6. При организации линейной сети ПРС диапазона ТМВ используются направляющие линии, которыми могут служить специально подвешиваемые волноводные провода (одно- и двухпроводные волноводы); провода ДПР, ВЛ и ПП; цветные цепи воздушных линий связи.
4.7. Зонные сети машиниста поездного локомотива, МВПС, CCПC и начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда организуются в диапазоне MB.
Начальник (бригадир) пассажирского поезда при перемещении по составу или выходе на перрон может использовать для связи с машинистами поездных локомотивов и другими абонентами носимую радиостанцию, которая служит также резервом локомотивной радиостанции, установленной в служебном купе штабного вагона.
4.8. На станциях, подходы к которым оборудованы устройствами контроля схода подвижного состава (УКСПС), а также на станциях, перегонах, на которых размещена приемная аппаратура средств автоматического контроля технического подвижного состава на ходу поезда (ДИСК, КТСМ), к стационарным радиостанциям ПРС могут подключаться разрешенные к применению в ОАО «РЖД» речевые информаторы, обеспечивающие автоматическую (без участия ДСП) передачу машинистам поездов информации о наличии в составе поезда неисправных подвижных единиц. Речевым информаторам может быть представлен приоритет на пользование радиостанцией по отношению к ДСП при размещении речевых информаторов в служебном помещении ДСП. В остальных случаях порядок приоритета речевых информаторов определяется при их вводе владельцем инфраструктуры (начальником отделения железной дороги, начальником железной дороги) с внесением в техническо-распорядительный акт соответствующей железнодорожной станции.
5. Порядок пользования симплексной поездной радиосвязью. Регламент ведения переговоров
5.1. Перед началом передачи информации по каналу ПРС необходимо:
5.1.1. Убедиться в том, что радиостанция находится во включенном состоянии (по световой индикации на пульте управления радиостанцией, либо по вызывным сигналам и переговорам, которые слышны в громкоговорителе или микротелефонной трубке, снятой с пульта управления либо вынутой из держателя пульта управления);
5.1.2. Включить тот пульт управления, с которого будут вестись переговоры (касается только локомотивных радиостанций с двойным управлением); пульт управления включается соответствующей кнопкой, размещенной на его корпусе;
5.1.3. При необходимости, с помощью соответствующих органов управления (кнопок, переключателей и др.) установить требуемую рабочую частоту, группу частот.
5.2. Для вызова требуемого абонента линейной сети ПРС необходимо:
при использовании однодиапазонной радиостанции, а также двухдиапазонной радиостанции с установленным приоритетом канала ПРС (ГМВ или MB) снять с пульта управления либо вынуть с держателя пульта управления микротелефонную трубку и убедиться в свободности радиоканала (при занятом канале будут слышны переговоры, при отсутствии переговоров канал свободен). Если канал занят, то следует дождаться окончания переговоров;
при использовании двухдиапазонной радиостанции без приоритета снять с пульта управления либо вынуть из держателя пульта управления микротелефонную трубку, выбрать диапазон (а в диапазоне MB установить требуемый канал) и убедиться в свободности радиоканала в выбранном диапазоне (ГМ или MB) (при занятом канале будут слышны переговоры, при отсутствии переговоров канал свободен). Если: канал занят, то следует дождаться окончания переговоров (кроме экстренных случаев);
послать вызывной сигнал группе абонентов, в состав которой входит требуемый абонент, кратковременным нажатием соответствующей вызывной кнопки.
нажать тангенту микротелефонной трубки (ножную педаль) и голосом вызвать конкретного абонента («машинист поезда N….», «дежурный по станции …(название)» и т.д.), если в течение 15 секунд абонент не ответил, то процедуру вызова следует повторить. При отсутствии ответа от машиниста после трехкратного повторения (с интервалом) вызова, дежурный по станции должен принять меры к выяснению причины отсутствия связи. Для этого он должен обратиться с просьбой об установлении соединения с требуемым машинистом к дежурному по соседней станции, а также к машинистам поездов, находящихся на перегоне. При необходимости по команде ДНЦ может быть перекрыт входной (маршрутный, выходной) светофор этому поезду на запрещающее показание.
При вызове машиниста диспетчером и при отсутствии ответа после трехкратного повторения (с интервалами) вызова, ДНТТ, должен предпринять попытку вызова машиниста через радиостанцию соседнего раздельного пункта. Если от машиниста не будет получен ответ, то диспетчер должен поручить установить соединение с машинистом требуемого поезда дежурным по станциям или дежурному по переезду, расположенным на перегоне, занятым поездом. Если и в этом случае не будет установлена связь, то ДНЦ должен принять меры к остановке поезда для выяснения причин отсутствия связи.
5.3. Абоненты всех радиостанций, принявших тональный сигнал группового вызова (в громкоговорителе и микротелефонной трубке слышен тональный вызов, на пульте управления появляется световая индикация «Вызов»), должны обратить внимание на следующий за звуковым тональным сигналом вызов голосом. Тот абонент, которого конкретно вызывают, должен снять с пульта микротелефонную трубку и ответить на вызов. На тех радиостанциях, где микротелефонная трубка не была снята с пульта. управления, радиоканал будет прослушиваться в течение 15 секунд, после чего радиостанции перейдут в режим «Дежурный прием» и прослушивание радиоканала прекратится.
5.4. При ведении переговоров по радиоканалу необходимо:
передаваемые сообщения и приказы произносить ясно, кратко, без повышения голоса, в соответствии с установленным регламентом переговоров;
микротелефонную трубку держать так, чтобы микрофон находился напротив рта на расстоянии 3-5 см (для выносного микротелефона — 20-30 см). Тангента микротелефонной трубки, а при работе с выносным микрофоном ножная педаль, должна быть нажата при
передаче и отпущена при приеме сообщений. Нажимать тангенту необходимо на 1-2 секунд раньше начала передаваемой фразы и отпускать на 1-2 секунд позже окончания фразы;
прием сообщений в условиях сильных акустических шумов следует вести на телефон, прижимая микротелефонную трубку плотно к уху.
5.5. По окончании переговоров абоненты должны положить микротелефонные трубки на пульты управления либо вставить их в держатели пультов управления.
5.6. При вызове абонентов вначале необходимо назвать его должность и позывной его радиостанции, а при получении от него ответа вызывающий абонент обязан назвать свою должность, позывной своей радиостанции и фамилию.
Ответ вызываемого абонента должен состоять из его должности, позывного радиостанции и фамилии.
Позывной стационарной радиостанции представляет собой название раздельного пункта, на котором она установлена; позывной локомотивной радиостанции — номер поезда, который ведет данный локомотив (номер локомотива); позывной носимой радиостанции — должность работника (сигналист, стрелок военизированной охраны и др.).
Правом позывного радиостанции соединенного поезда, в состав которого входит несколько локомотивов, обладает радиостанция ведущего (головного) локомотива. Этот позывной (номер поезда) используется при связи машиниста ведущего локомотива с абонентами, находящимися вне соединенного поезда (ДСП, ДНЦ, ТЧМ других поездов и др.).
Позывные локомотивных радиостанций, предназначенные для связи внутри соединенного поезда, устанавливаются в местных инструкциях по организации обращения соединенных поездов. Эти позывные не должны совпадать с позывными встречных и вслед идущих соединенных поездов и с номерами пассажирских поездов, обращающихся на участке.
Позывные радиостанций других подвижных объектов рельсового транспорта (ССПС и др.) состоят из номера поезда, в который они включены, либо номера поезда, под которым они перемещаются по участку (номера подвижного объекта).
5.7. Для ведения переговоров по радиоканалу поездной диспетчер (ДНЦ) должен руководствоваться инструкцией по пользованию конкретным типом аппаратуры.
Примечание. Функция посылки вызывного сигнала при подключении радиостанции диспетчером к своему линейному каналу устанавливается при конфигурировании радиостанции. Посылка вызова может быть заблокирована. Тогда ДНЦ обязан после подключения требуемой радиостанции послать со своего пульта вызывной сигнал, нажав кнопку «ТЧМ».
При постоянном свечении светового индикатора на пульте ДНЦ радиостанция находится в режиме приема, и все переговоры, ведущиеся в радиоканале, прослушиваются в громкоговорителе. При свободности радиоканала ДНЦ нажимает педаль и голосом вызывает машиниста требуемого поезда. По окончании вызова голосом ДНЦ отпускает педаль и слушает ответ машиниста. При каждом нажатии педали подключенная стационарная радиостанция переходит в режим передачи, и речь ДНЦ транслируется в радиоканал. По окончании переговоров ДНЦ нажимает кнопку «Отбой», и радиостанция отключается от линейного канала. Если при подключении стационарной радиостанции ДНЦ услышит, что ДСП ведет переговоры с машинистом, то он принимает решение: разрушать имеющееся соединение (при установке приоритета ДНЦ) или сохранить его. При нажатии педали соединение разрушается, и радиостанция переходит в пользование ДНЦ. В противном случае ДНЦ нажимает «Отбой» и повторяет вызов при свободности радиоканала.
5.8. Вызов ДНЦ машинистом поездного локомотива. При приеме вызова от машиниста на пульте ДНЦ вначале загорается световая индикация с названием раздельного пункта, через радиостанцию которого поступилвызов диспетчера. Затем в громкоговорителе будет прослушиваться вызов: «Диспетчер, я машинист поезда N». Услышав вызов, диспетчер нажимает ножную педаль и отвечает: «Я диспетчер (фамилия), слушаю». Нажимать педаль необходимо на 1-2 с раньше начала передаваемой фразы и отпускать ее на 1-2 с позже окончания фразы. По окончании переговоров диспетчер должен нажать на пульте кнопку «Отбой», после чего световая индикация гаснет.
5.9. При ведении переговоров по каналу ПРС необходимо руководствоваться Регламентом переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденным МПС России от 26 сентября 2003 г. N 876р. Наряды вневедомственной охраны при сопровождении грузового поезда должны соблюдать регламент переговоров с ТЧМ, ДСП и ДНЦ, установленный соответствующими нормативными документами.
5.10. При управлении соединенным поездом или следовании по участку с подталкивающим локомотивом путем передачи по каналу ПРС речевых команд и сообщений должен выполняться регламент переговоров, установленный местными инструкциями по вождению таких поездов.
6. Сети дуплексной поездной радиосвязи
6.1. Сети ПРС-Д предназначены для обмена речевой информацией между ТЧМ и поездным, локомотивным, энергодиспетчерами, ДСП. Они организуются с использованием проводных и радиоканалов в границах диспетчерских участков в диапазоне дециметровых волн.
6.2. ПРС-Д обеспечивает взаимный вызов с применением индивидуального, группового и циркулярного вызовов и ведение переговоров между ТЧМ и поездным, локомотивным, энергодиспетчерами, ДСП.
7. Порядок эксплуатации дуплексной поездной радиосвязи
7.1. После включения локомотивной радиостанции ТЧМ должен установить на пульте управления номера поезда и локомотива и номер группы рабочих частот.
7.2. Поездной, локомотивный и энергодиспетчер вызывают ТЧМ или индивидуальным (тастатурным набором номера поезда на пульте управления), либо групповым вызовом (нажатием соответствующей кнопки на пульте управления с последующим вызовом голосом нужного ТЧМ).
7.3. При приеме локомотивной радиостанцией индивидуального или группового вызова вызываемый ТЧМ в течение 15 с должен подтвердить принятие вызова, нажав кнопку подтверждения на пульте управления радиостанции, и голосом ответить вызывающему его диспетчеру.
7.4. Если по каким-либо причинам индивидуальный вызов не принят локомотивной радиостанцией, то на пульте ДНЦ появляется индикация непрохождения вызова и вызов следует повторить.
7.5. ДНЦ может передать указание одновременно всем ТЧМ, находящимся на диспетчерском участке, послав циркулярный вызов без ограничения времени передачи.
7.6. ТЧМ вызывает диспетчера нажатием соответствующей кнопки на пульте управления радиостанции. Если при вызове ТЧМ диспетчера канал не был составлен в течение 3 с или диспетчер в течение 15 с не подтвердил прием вызова, то радиостанция переходит в «Дежурный режим». ТЧМ обязан повторить вызов.
7.7. На участках, где организована связь между ТЧМ и ДСП, для вызова ДСП ТЧМ должен нажать на пульте одну из двух кнопок «ближняя зона» или «дальняя зона».
Примечание. Кнопка «ближняя зона» используется в тех случаях, когда подвижный объект находится на участках приближения к станции.
7.8. В экстренных случаях при занятом канале связи ТЧМ должен вызвать ДНЦ, послав аварийный вызов. Для этого он должен нажать кнопку «АВ» на пульте управления локомотивной радиостанцией и голосом сообщить причину вызова.
7.9. При ведении переговоров следует придерживаться форм, указанных в 9.2-9.5.
8. Техническое обслуживание устройств поездной радиосвязи
8.1. Структура технического обслуживания радиосредств включает в себя контрольные пункты КП при локомотивных (моторвагонных) депо (далее — депо), контрольно-ремонтные пункты КРП по ремонту, регулировке и настройке аппаратуры и линейные подразделения, обслуживающие стационарные и линейные устройства.
Порядок и объем технического обслуживания систем, оборудования и элементов ПРС должен определяться графиками технологических процессов, утверждаемыми соответствующими структурными подразделениями ОАО «РЖД», ответственными за их техническое состояние, разрабатываемыми на основании утвержденных технологических карт на техническое обслуживание и руководств по эксплуатации оборудования, элементов и систем поездной радиосвязи.
Фактическое техническое состояние устройств ПРС на ТПС, МВПС, организация выполнения технологии обслуживания локомотивных устройств ПРС на контрольных пунктах проверяется комиссией, состоящей из представителей локомотивных или моторвагонных депо и региональных центров связи — структурных подразделений Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД», ежегодно по графику, утвержденному владельцем инфраструктуры (отделение железной дороги, железная дорога).
8.2. Ответственность за техническое состояние стационарных радиостанций, антенно-фидерных устройств и сооружений, вторичных источников электропитания возлагается на региональные центры связи — структурных подразделений Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД».
На локомотивные и моторовагонные депо, имеющие в своем составе КП, возлагается предрейсовое техническое обслуживание и проверка локомотивных устройств ПРС и замена блоков локомотивных радиостанций по сроку проверки и при неисправности.
Ремонт и настройка блоков локомотивных радиостанций может выполняться КРП, специализированными организациями, предприятиями-изготовителями, другими специализированными, имеющими соответствующую лицензию организациями, в том числе на принципах аутсорсинга. Техническое обслуживание распорядительных станций возлагается на персонал региональных центров связи — структурных подразделений Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД».
Для обеспечения бесперебойной и надежной работы ПРС региональные центры связи — структурные подразделения Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД», локомотивные, моторвагонные депо, структурные подразделения, филиалы ОАО «РЖД», владельцы ТПС, МВПС, ССПС должны иметь достаточный запас радиоэлектронных средств (4 — 5% от общего количества находящихся в эксплуатации) для обеспечения своевременной замены радиостанций и другого оборудования по графику технического обслуживания, ремонта и проверки, а также для замены по неисправности. Подменный фонд для локомотивных (возимых) радиостанций обеспечивает владелец подвижного состава.
8.3. На локомотивные и моторвагонные депо и структурные подразделения, филиалы ОАО «РЖД», владельцев ССПС, возлагается техническое обслуживание и установка антенн, антенных стоек, антенных снижений, проходных и орешковых изоляторов и межблочного (внешнего) электрического монтажа, выключателей, устройств первичного электропитания, помехо-подавляющих устройств, установленных на электроподвижном составе, а также деталей крепления шкафов радиостанций и пультов.
Настройка запирающих контуров помехоподавляющих устройств, установленных на электровозах переменного тока, должна проводиться в условиях КРП или сервисных центров. Внешний осмотр, съем и установка запирающих контуров на локомотиве осуществляется работниками локомотивных и моторвагонных депо.
8.4. Техническое обслуживание направляющих линий, линейных и станционных устройств для организации канала поездной радиосвязи в гектометровом диапазоне волн возлагается на региональные центры связи и дистанции электроснабжения. Порядок работ и обязанности работников при техническом обслуживании направляющих линий, линейных и стационарных устройств определен в «Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту направляющих линий, линейных и стационарных устройств поездной радиосвязи гектометрового диапазона», утвержденной от 13.07.2006 года N ЦСВТ-90.
8.5. Порядок технического обслуживания устройств документированной регистрации переговоров определяется «Инструкцией по «пользованию системой документированной регистрации служебных переговоров в поездной и станционной работе», утвержденной ОАО «РЖД» oт 28.12.2007 г. N 2463р.
8.6. Техническое обслуживание распорядительных станций ПРС, а также оборудования цифровой системы оперативно-технологической связи ОТС-Ц, выполняющее функции распорядительных станций, возлагается на региональные центры связи — структурные подразделения Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД».
8.7. Порядок технического обслуживания речевых информаторов, подключаемых к стационарным и локомотивным радиостанциям, определяется другими нормативными документами ОАО «РЖД».
8.8. Техническое обслуживание ССПС определяется Инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации специального самоходного подвижного состава железных дорог Российской Федерации, утвержденной МПС Российской Федерации от 13 февраля 2003 г. N ЦРБ-934.
Техническое обслуживание устройств ПРС на ССПС должно производиться один раз в квартал на специализированном базовом предприятии по проверке исправности, техническому обслуживанию и ремонту приборов безопасности КЛУБ, а в случае отсутствия на железной дороге данного предприятия — на КП.
Проведение ТО-1 и ТО-2 локомотивных радиостанций возлагается на КП локомотивных и моторвагонных депо или по месту дислокации ССПС. При смене дислокации, владелец ССПС должен в течение трех суток подать заявку в локомотивное или моторвагонное депо на техническое обслуживание устройств ПРС на ССПС с указанием срока последней проверки. Ремонт и регулировка радиостанций, установленных на ССПС, должна осуществляться работниками КРП или сервисных центров. Ответственность за своевременную подачу заявок на проверку и ремонт радиостанций, установленных на ССПС, несет владелец ССПС. Блоки радиостанций с ССПС снимаются (устанавливаются) владельцем ССПС в соответствии с местной инструкцией, разработанной владельцем ССПС и согласованной региональным центром связи — структурным подразделеняем Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД», или локомотивным депо, если КРП по ремонту локомотивных радиостанций находится в ведении депо. Доставка блоков радиостанций в КРП производится владельцем ССПС.
Владелец ССПС обеспечивает подменный фонд на радиостанции, ремонтные комплекты к ним (4-5% от общего количества находящегося в эксплуатации, но не менее 1 комплекта) и передает их на хранение в КРП.
8.9. Техническое обслуживание носимых радиостанций должно выполняться, как правило, сторонними специализированными организациями или сервисными центрами. Техническое обслуживание носимых радиостанций может возлагаться на региональные центры связи структурные подразделения Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД» только при наличии необходимой технологической оснастки, средств измерений, подготовленного персонала и положительного технико-экономического обоснования.
Ремонт носимых радиостанций должен производиться сторонними специализированными организациями или сервисными центрами
Периодической проверке подлежат только носимые радиостанции, участвующие в технологических процессах перевозок (машинист — помощник машиниста, машинист — бригадир поезда), по формированию, расформированию поездов (составитель — машинист, регулировщик скорости движения вагонов — машинист) и при ограждении места работ (сигналист — бригадир), требующих режима немедленной связи. Периодическая проверка остальных носимых радиостанций, применяемых в технологических процессах не требующих режима немедленной связи не производится.
Количество и перечень носимых радиостанций, участвующих в технологических процессах, требующих режима немедленной связи, должен быть определен их владельцем.
Ответственность за своевременную периодическую проверку носимых радиостанций, участвующих в технологических процессах, требующих режима немедленной связи, несет владелец радиостанций. Он же доставляет радиостанции в соответствующие КРП или сервисные центры. Владелец радиостанций обязан своевременно приобретать аккумуляторные батареи и производить их формовку, зарядку и замену.
8.10. Дежурный работник КП, ответственный за проверку радиостанций ПРС на локомотивном и моторвагонном подвижном составе, обязан:
8.10.1. На каждом локомотиве, МВПС, ССПС, проходящем через КП, ознакомиться с содержанием записей локомотивной бригады в Журнале ТУ-152 по работе радиостанции в пути следования; проверить целостность пломб и наклеек (бирок — с отметками о последней проверке в КРП или сервисном центре) на шкафу и блоках радиостанции (число пломб определяется для каждого типа радиостанций); провести проверку состояния радиостанции с помощью встроенного контроля (Тест 1), а также с помощью устройств дистанционного (предрейсового) контроля радиостанций СТОР-1М при их наличии. Для радиостанций, у которых отсутствует встроенный контроль, проверку выполнить путем установления связи с контрольной радиостанцией на КП со снятием основных параметров в соответствии с утвержденными технологическими картами проверки поездной радиосвязи, и регистрацией их в специальном журнале работника КП;
8.10.2. Принимать меры к немедленному восстановлению работоспособности радиостанций с заменой неисправных блоков, настройкой антенно-согласующих устройств и выполнять работы по заявке дежурного по депо, связанные с обслуживанием локомотивных радиостанций;
8.10.3. По заявке дежурного по депо снимать блоки и другие съемные элементы радиостанции с локомотивов и моторвагонных поездов, оставляемых в запас или направляемых в ремонт на срок более пяти суток, и передавать их на хранение в депо;
Примечание. Снятие и установка радиооборудования регистрируются в журнале технического состояния локомотива и моторвагонного поезда и в настольном журнале работника депо по проверке устройств ПРС на локомотивах (ШУ-74);
8.10.4. Устанавливать съемные элементы и блоки радиостанций на локомотивы и моторвагонные поезда при возвращении их из ремонта или отстоя;
8.10.5. Снимать блоки радиостанций для их плановой проверки и ремонта в КРП;
8.10.6. Проводить совместно с другими работниками локомотивного депо плановую проверку и настройку помехоподавляющих устройств на электроподвижном составе;
8.10.7. При получении жалоб от локомотивных бригад на нарушение связи из-за помех, принять меры по выявлению источников радиопомех из числа внутреннего электрооборудования путем оценки качества связи при включении поочередно преобразователей, зарядных агрегатов, моторкомпрессоров и др. В случае обнаружения источников помех из числа внутреннего электрооборудования сообщать об этом дежурному по депо для принятия мер по устранению причин их возникновения;
8.10.8. Проводить измерения уровня пульсаций в бортовой сети;
8.10.9. Отмечать исправность действия устройств радиосвязи постановкой штампа-справки в журвале технического состояния локомотива, моторвагонного поезда после проверки радиостанции в объеме, установленном технологическим процессом обслуживания аппаратуры радиосвязи: при каждом техническом обслуживании локомотива ТО-3 и плановых текущих ремонтах ТР-1, ТР-2, ТР-3, а также при проведении работ по устранению обнаруженных неисправностей локомотивных устройств: радиосвязи.
Примечание. Штамп-справка должна иметь прямоугольную форму размером 80 x 30 мм и содержать: сокращенное наименование дороги; условное (телеграфное) наименование депо; текст — «устройства радиосвязи проверены, исправны»; дату проверки: число, месяц, год; дату следующей проверки: число, месяц, год; условное (телеграфное) наименование должности работника депо, ответственного за проверку радиостанций ПРС на КП, подписи и фамилию.
Пример заполнения:
Штамп-справка на право пользования устройствами радиосвязи
Московская 6
Ж.Д. ____________ ТЧ — ___
Устройства радиосвязи проверены, исправны.
Петров (подпись)
Работник ТЧ ________________
2 август 2009
число__ месяц ______ год_____
Дата следующей проверки
2 октябрь 2009
число__ месяц ______ год_____
После выполнения работ ТО-2 или после отстоя локомотива свыше 48 часов, отмечать исправность действия поездной радиосвязи проставлением штампа в журнале технического состояния локомотива, моторвагонного поезда после их проверки в объеме, установленном технологией проверки поездной радиосвязи.
8.10.10. Пломбировать шкафы, в которых размещаются радиостанции (если не пломбируется блок радиооборудования радиостанции), установочные шкафы радиостанций, пульты управления и антенно-согласующие устройства;
8.10.11. Вести настольный журнал дежурного работника, ответственного за проверку радиостанций ПРС на КП по установленной форме (ШУ-74);
8.10.12. При выходе из помещения КП дежурный работник депо, ответственный за проверку радиостанций ПРС на КП, обязан поставить в известность дежурного по депо о своем местонахождении или иметь с ним связь через носимую радиостанцию.
8.10.13. Вести учет проверяемых локомотивных радиостанций (по номеру локомотива) с оценкой качества связи. Результаты проверок зарегистрировать в журнале ШУ-74. Контрольная лента (СТОР-1М) с ежедневными результатами проверки радиостанций должна быть внесена в Журнал ШУ-74 или отдельный журнал, если результаты проверок не регистрируются в базе данных ПЭВМ.
8.10.14. Журнал проверки ШУ-74 должен быть пронумерован, записи в нем должен еженедельно проверять: ответственный (назначенный) работник депо, и мастер цеха депо.
8.13. Работник, на которого возложено обслуживание стационарных и линейных устройств ПРС, обязан:
8.13.1. Проводить осмотр и проверку действия стационарных устройств радиосвязи в соответствии с утвержденной технологией обслуживания. При необходимости, проводить инструктаж лиц, пользующихся радиосвязью, о порядке и правилах обращения с устройствами ПРС; результаты осмотров и проверок действия аппаратуры ПРС, а также сведения о проведении инструктажа (тема и список присутствующих), заносить в Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (ДУ-46) или Книгу приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде (ПУ-67); при проезде по обслуживаемому участку осуществлять визуальный контроль состояния направляющих линий (волноводных проводов), принимать участие в выявлении и устранении источников радиопомех; сведения о выявленных повреждениях и неисправностях сообщать начальнику регионального центра связи рапортом, а в экстренных случаях — дежурному диспетчеру регионального центра связи и энергодиспетчеру по телефону;
8.13.2. Доставлять устройства ПРС в КРП или сервисные центры, пункты сбора для проверок, регулировок и ремонта;
8.13.3. Выполнять осмотр устройств высокочастотного возбуждения направляющих линий, осмотр и ремонт стационарных антенн и заземлений, контролируя целостность антенных фидеров; проверять антенно-согласующие устройства в соответствии с типовым технологическим процессом обслуживания и ремонта и настраивать их в случае необходимости;
8.13.4. Осуществлять техническое обслуживание линейных и стационарных устройств для организации высокочастотного канала ПРС, привлекая работников дистанций электроснабжения, в соответствии с утвержденной технологией обслуживания и ремонта.
Перечень работ по техническому обслуживанию направляющих линий, их периодичность установлены «Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту направляющих линий, линейных и стационарных устройств поездной радиосвязи гектометрового диапазона», утвержденной от 13.07.2006 г. N ЦСВТ-90. При обнаружении повреждений в направляющих линиях, а также при возникновении на элементах контактной сети и высоковольтных линий радиопомех, нарушающих работу ПРС, делать запись в журнале ДУ-46;
8.13.5. Устанавливать защитные наклейки (бирки), пломбировать установочные шкафы, антенно-согласующие устройства и другие блоки, имеющие приспособления для опломбирования;
8.13.6. Принимать меры по устранению замечаний в работе стационарных устройств ПРС, выявленных при проезде по участку вагона-лаборатории;
8.13.7. Принимать меры по устранению обнаруженных недостатков в состоянии технических средств ПРС. При невозможности самостоятельного устранения недостатков в установленные сроки ставить в известность об этом вышестоящего руководителя для принятия мер в установленном порядке.
8.14. Работник, на которого возложен контроль за работой стационарных радиостанций ПРС, обязан:
8.14.1. При наличии систем мониторинга проводить дистанционный контроль состояния стационарных радиостанций, у которых были выявлены отказы при обобщенном автоматическом контроле.
8.14.2. Проводить выборочное контрольное подключение к линейному каналу нескольких стационарных радиостанций и через них проверить установление соединений с ТЧМ, находящихся в пределах диспетчерского круга, как в прямом, так и в обратном направлениях. Периодичность и график выборочных проверок утверждается начальником дирекции связи — структурного подразделения Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД»;
8.14.3. При обнаружении отказов стационарных радиостанций ставить в известность ДНЦ и дежурного диспетчера регионального центра связи — структурного подразделения Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД».
8.15. Работники локомотивных и моторвагонных депо и предприятий, подразделений владельцев ССПС, обслуживающие локомотивные устройства ПРС, обязаны:
8.15.1. Проверять состояние аккумуляторных батарей, контролировать напряжение бортовой сети в режиме заряда, а также при опущенном токоприемнике и остановленном дизеле;
8.15.2. Обеспечить электропитание с номинальными параметрами локомотивных радиостанций, проверять крепление и состояние антенных стоек и элементов регулировки натяжения антенного канатика, регулировать его натяжение, чистить и заменять антенные изоляторы, проводить ревизию винтовых соединений антенного канатика с корпусом локомотива и проходным изолятором;
8.15.3. Проводить внешний осмотр монтажа электрических соединений, затягивать ослабшие клейменые соединения на расшивочных колодках, проводить ремонт межблочных (внешних) кабелей;
8.15.4. Проверять исправность действия устройств коммутации электропитания радиостанции, сглаживающих фильтров в цепях питания радиостанции и при необходимости проводить их ремонт или замену, обеспечивать надежное электропитание радиостанций;
8.15.5. Устранять обнаруженные при осмотре или по заявлению ТЧМ неисправности в креплении аппаратуры радиосвязи;
8.15.6. Проверять состояние помехоподавляющих устройств на электроподвижном составе и при необходимости проводить ремонт; проверять настройку помехоподавляющих устройств.
8.16. Электромеханик КРП, сервисного центра радиосвязи обязан:
8.16.1. Проводить плановую проверку, ремонт и настройку стационарных, локомотивных и носимых радиостанций, распорядительных станций и линейных устройств, запирающих и согласующих контуров в соответствии с утвержденными технологическими процессами обслуживания;
8.16.2. Вести рабочий журнал для учета выполненной работы, а также паспорта на устройства радиосвязи в которых отражать требуемые значения электрических параметров и характеристик и их значения после ремонта и регулировки блоков; на каждый блок наклеивать бирку, в которой указывать дату завершения ремонта или проверки, фамилию и роспись проверяющего; при малых размерах блоков бирку наклеивать на внутреннюю сторону дверцы шкафа радиостанции.
8.17. Старший электромеханик, начальник участка регионального центра связи — структурного подразделения Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД»:
8.17.1. Составлять планы-графики технического обслуживания стационарных радиостанций, стационарных устройств и оборудования ПРС в соответствии с утвержденными технологическими картами;
8.17.2. Обеспечивать выполнение работ» в установленные сроки; контролировать работу электромехаников, вести учет выполнения работ по техническому обслуживанию локомотивных устройств ПРС в соответствии с периодичностью и в объеме, определенном технологическими процессами обслуживания;
8.17.3. Своевременно подавать заявки на приобретение ремонтных комплектов для радиостанций (составляющих 4-5% от эксплуатационного фонда) для линейных электромехаников, обслуживающих стационарную аппаратуру и оборудование;
8.17.4. Принимать меры к своевременному устранению неисправностей радиоаппаратуры и оборудования, включая оперативную помощь в поиске дефектов в их устранению и доставке исправных блоков на линию;
8.17.5. По утвержденному графику совершать поездки на локомотивах, оборудованных ПРС, с целью проверки фактической работы и качества работы устройств ПРС;
8.17.6. На основании результатов поездок принимать меры по устранению обнаруженных недостатков;
8.17.7. Участвовать в разработке и осуществлять реализацию необходимых технических и технологических решений по обеспечению устойчивой работы ПРС;
8.17.8. Проводить паспортизацию участков ПРС, а также вносить изменения в паспорта участков, связанные с внедрением новых устройств; технический паспорт участка радиосвязи должен составляться в соответствии с Типовой технологией проверки системы поездной радиосвязи;
8.17.9. Своевременно составлять заявки на средства измерений, материалы и оборудования, необходимые для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту радиостанций в КРП;
8.17.10. Контролировать своевременное прохождение средствами измерений метрологической проверки для получения свидетельства о поверке, выдаваемого Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
8.18. Руководство локомотивного депо обязано:
8.18.1. Составлять годовые графики планового технического обслуживания локомотивных радиостанций, устройств и другого локомотивного оборудования ПРС в соответствии с утвержденными технологическими процессами обслуживания.
8.18.2. Обеспечивать выполнение работ в установленные сроки; контролировать работу работников депо; вести учет выполнения работ по техническому обслуживанию локомотивных устройств ПРС в соответствии с периодичностью и в объеме, определенном технологическими процессами обслуживания;
8.18.3. Своевременно подавать заявки на приобретение ремонтных комплектов для радиостанций (составляющих 4-5% от эксплуатационного фонда) для КП.
8.18.4. Своевременно составлять заявки на средства измерений, материалы и оборудования, необходимые для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту радиостанций в КРП и КП;
8.18.5. Контролировать своевременное прохождение средствами измерений метрологической проверки для получения свидетельства о поверке, выдаваемого Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
8.19 Работники вагонов-лабораторий дирекций связи обязаны:
8.19.1. Ежегодно разрабатывать график проведения контрольных измерений параметров технологической радиосвязи на участках железных дорог.
8.19.2. Осуществлять периодические измерения параметров систем железнодорожной радиосвязи с использованием измерительных комплексов вагонов-лабораторий в соответствии с графиком, утвержденным начальником дирекции связи.
8.19.3. Проводить систематический анализ выявленных замечаний и причин их возникновения, а также учет устранения замечаний, выявленных вагоном-лабораторией.
8.19.4. Контролировать устранение эксплуатационными подразделениями недостатков и нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных измерений с использованием программно-технических комплексов вагонов-лабораторий;
8.19.7. Своевременно производить корректировку базы данных программно-технических комплексов вагонов-лабораторий по перегонам, зонам поездной радиосвязи, станциям и искусственным сооружениям, необходимых для обеспечения качества и достоверности проведения контрольных измерений;
8.19.8. Организовывать проведение необходимых регламентных и ремонтных работ на вагонах, находящихся на балансе, технической эксплуатации, в сроки, установленные нормативными документами МПС Российской Федерации и ОАО «РЖД».
8.19.9. Проверять техническое состояние средств и систем технологической радиосвязи, а также выполнение подразделениями дирекции связи требований нормативных документов, регламентирующих вопросы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования и систем технологической радиосвязи, закрепленных за дирекцией связи — структурным подразделением Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД».
8.19.10. Участвовать в работах, направленных на модернизацию и совершенствование средств технологической радиосвязи, проводить техническое обучение обслуживающего персонала* по освоению новой техники.
8.19.11. Принимать участие в работе по поиску и обнаружению источников радиопомех и при необходимости принимать участие в устранении причин их возникновения по заявкам региональных центров связи и других подразделений Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД»;
8.19.12. Проводить выборочное обследование электроподвижного состава на создаваемый им уровень помех в канале ПРС;
8.19.13. Участвовать (при необходимости) в испытаниях ТПС, MBПС, ССПС, контактной сети и линий продольного электроснабжения на соответствие требованиям ГОСТ 29.205-91 по заявкам подразделений ОАО «РЖД».
8.20. Машинист ТПС, МВПС, ССПС обязан:
8.20.1. При приемке локомотива, МВПС проверить работоспособность локомотивной радиостанции, установив связь с дежурным работником КП, при их отсутствии проверить связь с дежурным по депо, либо с ДСП ближайшей станции;
8.20.2. В случае возникновения неисправности поездной радиосвязи в пути следования сообщить об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции с ближайшего пункта, имеющего телефонную связь (лично или через помощника машиниста, кондуктора, начальника (механика — бригадира) пассажирского поезда, проводника пассажирского вагона, руководителя работ в хозяйственном поезде) или посредством других видов связи, в т.ч. мобильной радиосвязи и следовать по приказу поездного диспетчера, передаваемому дежурным по станциям, ограничивающим перегон, до станции, где должна быть произведена замена (ремонт) устройств поездной радиосвязи без отцепки локомотива или замена локомотива или затребован вспомогательный локомотив при обслуживании локомотива пассажирского поезда одним машинистом.
8.20.3. Выключать локомотивную радиостанцию после завершения работы;
8.20.4. На электрифицированных участках, после проследования электроподвижным составом нейтральных вставок, проверять работоспособность радиостанции путем проверки индикации правильности работы радиостанции. В случае обнаружения неисправности, действовать в соответствии с 12.20.2.
8.21. Дежурный по депо, получив уведомление от ТЧМ о неисправности радиостанции на локомотиве или моторвагонном поезде, обязан немедленно сообщить об этом диспетчеру регионального центра связи, а также работнику КП, обслуживающему устройства радиосвязи, и принять меры по замене неисправной радиостанции.
8.22. Дежурному по депо запрещается выдавать локомотивы и моторвагонные поезда с неисправными устройствами радиосвязи.
8.23. Машинистам локомотивов запрещается отправляться в рейс при отсутствии в журнале технического состояния локомотива, моторвагонного поезда, ССПС штампа-справки об исправности устройств радиосвязи.
9. Ответственность за сохранность устройств поездной радиосвязи и за выполнение, правил пользования
9.1. Ответственность за сохранность аппаратуры, пломб и защитных наклеек (бирок) на аппаратуре ПРС возлагается на лиц, пользующихся радиосвязью, а именно:
в помещении диспетчерского пункта — на дежурного диспетчера (поездного, локомотивного и энергодиспетчера);
на стационарных пунктах — на дежурных по станциям, переездам;
на пунктах ПОНАБ, ДИСК, КТСМ — ответственные работники;
на локомотивах, МВПС и поездах — на локомотивную бригаду, начальника пассажирского и восстановительного поезда, руководителя ремонтного подразделения.
Эти же лица несут персональную ответственность за сохранность радиосредств во время своего дежурства (смены).
9.2. Ответственность за сохранность аппаратуры радиосвязи и целостность пломб, которая установлена на локомотивах и моторвагонных поездах, находящихся в депо, возлагается: во время проведения технического обслуживания или ремонта — на мастера комплексной бригады; во время ожидания ремонта или работы — на дежурного по депо.
9.3. Ответственность за сохранность аппаратуры системы документированной регистрации переговоров возлагается на дежурный персонал помещений, в которых установлены специализированные регистраторы переговоров, и руководителей подразделений, занимающих эти помещения.
9.4. Работники ОАО «РЖД», других предприятий и структурных подразделений пользующихся ПРС, должны принимать меры, направленные на обеспечение сохранности средств радиосвязи, исключать доступ посторонних лиц в помещения и на подвижные объекты, где размещены радиостанции, не оставлять без внимания ни один случай хищения радиосредств и их порчи.
10. Требования охраны труда (безопасности) при техническом обслуживании и эксплуатации устройств поездной радиосвязи
10.1. Общие требования.
10.1.1. Все лица, обслуживающие устройства ПРС должны знать и выполнять соответствующие требования правил и инструкций по охране труда: Типовая инструкция по охране труда для электромехаников и электромонтеров сигнализации, централизации, блокировки и связи ТОИ Р-32-ЦШ-796-00, утвержденная МПС Российской Федерации от 02.11.2000 г.; Правила техники безопасности и производственной санитарии в хозяйстве сигнализации, связи и вычислительной техники железнодорожного транспорта, утвержденные МПС СССР от 26.06.1989 г. N ЦШ-4695; Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава, утвержденная от 30 января 1998 г. МПС России. N ЦТ-535, и Типовая инструкция по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов и дизель-поездов, утвержденная от 28 декабря 1999 г. N ТОИ Р-32-ЦТ 728-99;
10.1.2. При техническом обслуживании и ремонте направляющих линий ПРС необходимо знать и выполнять Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей, утвержденные ОАО «РЖД» от 03 июля 2008 г. N ЦЭ-12176; Правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог, утвержденные МПС Российской Федерации от 05.04.2000 г. N ЦЭ-750; Инструкцию по безопасности для электромонтеров контактной сети, утвержденной МПС Российской Федерации от 15.06. 2000 г. N ЦЭ-761 и Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001 РД-153-34.0-03.150-00, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05 января 2001 г. N 3 и приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 163.
10.1.3. К обслуживанию и ремонту устройств ПРС допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обязательно предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры; вводный, первичный, повторный инструктажи на рабочих местах; прошедшие обучение безопасным методам работы и способам оказания первой помощи; проверку знаний в соответствии с действующими правилами и инструкциями по охране труда.
Лица, прошедшие проверку знаний по охране труда при эксплуатации электроустановок должны иметь соответствующую группу по электробезопасности и удостоверение установленного образца.
Порядок допуска персонала к работам определяется требованиями 1.2 «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок» ПОТ РМ-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00, утвержденными Постановлением Минтруда России от 05.01.2001 г. N 3.
Организация обучения и проверка знаний правил электробезопасности и требований охраны труда проводится в соответствии с Положением об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда -работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Распоряжение ОАО «РЖД» от 11.06.04 г. N 2529р) и Положением об организации обучения и проверки знаний по электробезопасности работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Распоряжение ОАО «РЖД» от 07.09.2004 г. N 3236).
При проверке состояния здоровья персонала следует выполнять требования Приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии».
10.2. Требования охраны труда при обслуживании аппаратуры радиосвязи, установленной на локомотивах и моторвагонном поезде.
10.2.1. Перед началом работ по осмотру, проверке, настройке антенно-согласующих устройств и замене блоков радиостанций, установленных на локомотивах и моторовагонных поездах, исполнители работ обязаны получить на это разрешение машиниста или дежурного по депо.
При нахождении локомотива в деповском ремонте требуется согласовать проведение работ со сменным мастером;
10.2.2. При обслуживании устройств радиосвязи на локомотиве запрещается: подниматься на локомотив и сходить с него во время движения; проводить осмотр антенных устройств и ремонт радиостанций во время движения локомотива; подниматься на крышу локомотива и моторвагонного поезда и выполнять там работы при нахождении их под контактной сетью; определять наличие излучаемой мощности по ощущаемому тепловому эффекту; трогать какие-либо приборы контроля и управления на локомотиве, не относящиеся к обслуживаемым устройствам; касаться токоведущих частей аппаратуры.
Работы по осмотру и ремонту антенных устройств на крыше локомотива должны выполняться только на смотровых канавах локомотивных депо с площадок повышенного уровня, имеющих перильные ограждения.
При нахождении в машинном отделении электровоза или тепловоза запрещается прикасаться к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов и работать в непосредственной близости от них, если они не защищены предохранительными сетками или щитками;
10.2.3. Осмотр и ремонт радиоаппаратуры выполняют только после снятия питающих напряжений;
10.2.4. Машинисту запрещается: подавать звуковые сигналы при нахождении электромеханика или электрослесаря на крыше локомотива или моторвагонного поезда; отвечать на вызов по радио или вести переговоры без разрешения работника, работающего с устройствами радиосвязи на локомотиве или моторвагонном поезде.
При необходимости передвижения локомотива машинист обязан предупредить об этом работающих на локомотиве.
10.3. Требования охраны труда при техническом обслуживании направляющих линий поездной радиосвязи и антенно-мачтовых сооружений.
10.3.1. Работники, выполняющие техническое обслуживание и ремонт направляющих линий, линейных и станционных устройств ПРС должны знать и выполнять требования охраны труда, изложенные в «Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту направляющих линий, линейных и стационарных устройств поездной радиосвязи гектометрового диапазона», утвержденной от 13.07.2006 года N ЦСВТ-90.
Перед началом работ на направляющих линиях необходимо снять с них напряжение и заземлить на рельс. Работы следует выполнять бригадой не менее чем из трех человек. Производитель работ (он же наблюдающий) должен иметь группу по электробезопасности IV или V, в зависимости от категории работ, а члены бригады — соответственно группу по электробезопасности III или IV;
10.3.2. Перед выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту антенно-мачтовых сооружений необходимо выключить радиостанцию и отключить коаксиальный кабель от приемопередатчика;
10.3.3. При проведении монтажных работ и установке радиоаппаратуры, связанных с подъемом на высоту одного метра и выше следует использовать исправные стремянки, переносные лестницы или подмости. Лестницы должны быть такой длины, чтобы работающий мог стоять не выше третьей ступеньки, считая сверху. Не разрешается работать на одной лестнице двум и более работникам одновременно;
10.3.4. Запрещается подниматься на антенные мачты (опоры) и проводить на них работы во время грозы или при ее приближении, при скорости ветра более 10 м/с, гололеде, сильном тумане, дожде и снегопаде, а также запрещается во время грозы касаться спусков заземления, соединяющих антенны или линейные устройства направляющих линий ПРС с заземлителями;
10.3.6. Все работы на направляющих линиях ПРС, связанные с подъемом на опоры контактной сети или ВЛ продольного электроснабжения, должны выполняться по наряду-допуску работниками дистанции электроснабжения;
10.3.7. Перед выполнением работ на одно- и двухпроводных волноводах работники должны их заземлить заземляющими штангами с обеих сторон от места работ. Порядок выполнения работ на одно- и двухпроводных волноводах устанавливается «Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту направляющих линий, линейных и стационарных устройств поездной радиосвязи гектометрового диапазона», утвержденной от 13.07.2006 г. N ЦСВТ-90.