Распоряжение ОАО РЖД от 02.09.2009 N 1837р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 сентября 2009 г. N 1837р
О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛ И УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ОАО «РЖД»
В целях своевременного внедрения в процесс подготовки рабочих кадров современных педагогических технологий и сведений о технических инновациях ОАО «РЖД»:
1. Утвердить основные положения создания единой системы непрерывного обучения и развития педагогических коллективов технических школ и учебных центров ОАО «РЖД» согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
2. Утвердить план мероприятий по созданию единой системы непрерывного обучения и развития педагогических коллективов технических школ и учебных центров ОАО «РЖД» в 2009 г. согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента управления персоналом Васину Л.И.
Вице-президент
ОАО «РЖД»
Д.С. Шаханов
Приложение N 1
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 02.09.2009 г. N 1837р
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛ И УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ОАО «РЖД»
1. Текущее состояние подготовки педагогических коллективов
Используемая до настоящего времени организационная форма и технологии обучения не позволяют обеспечить единые стандарты и требуемое качество квалификации педагогических коллективов технических школ и учебных центров.
К основным недостаткам реализуемого в настоящее время процесса обучения и развития педагогических коллективов относятся:
— мероприятия по обучению и развитию педагогических коллективов не регламентированы нормативными документами компании;
— ориентация на внешние учебные центры не позволяет обеспечить требуемое качество подготовки в соответствии с актуальными потребностями компании, оптимизировать расходы на обучение;
— отсутствует единая методическая база обучения и система контроля приобретенных знаний и умений;
— отсутствует методика входного контроля знаний и соответствия курсов повышения квалификации исходному уровню подготовки и потребности, что приводит к низкой эффективности обучения;
— дистанционные технологии обучения не используются, что не позволяет оптимизировать затраты и расширить объемы обучения.
Эффективность существующей организации обучения работников технических школ и учебных центров, с точки зрения достижения основной цели — требуемое качество подготовки рабочих кадров, может быть существенно повышена путем создания единой системы непрерывного обучения и развития педагогических коллективов технических школ и учебных центров (далее — Система).
Под Системой понимается централизованное и регулярное осуществление следующих процессов: оценка и анализ потребности в обучении, планирование обучающих мероприятий, проведение обучения, совершенствование учебно-методических материалов, оценка эффективности обучения.
2. Цель построения Системы — обеспечить высокое качество подготовки рабочих кадров путем обучения и развития педагогических коллективов технических школ и учебных центров (далее ТШ и УЦ) в соответствии с актуальными и перспективными потребностями ОАО «РЖД». Для достижения цели в Системе централизованно и с единых позиций взаимодействуют следующие элементы:
Оценка и анализ потребности в развитии:
— профессионально важных качеств (далее ПВК) руководителей и специалистов ТШ и УЦ;
— профессионально-технических знаний (далее ПТЗ) целевых групп;
— показателей качества учебно-методического процесса.
Планирование обучающих мероприятий:
— развитие ПВК руководителей и специалистов ТШ и УЦ;
— развитие ПТЗ целевых групп.
Проведение обучения:
— проведения обучающих мероприятий мастерами-преподавателями;
— проведения обучающих мероприятий с привлечением внутренних и внешних экспертов;
— организация передачи лучшего опыта по совершенствованию учебно-методического процесса между экспертами ТШ и УЦ.
Совершенствование учебно-методических материалов:
— актуализация учебных программ и программ производственной практики в соответствии с изменениями требований к качеству подготовки рабочих кадров;
— совершенствование учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, в соответствии с изменениями учебных программ и программ производственной практики.
Оценка эффективности обучения:
— контроль полученных знаний и навыков;
— анализ соответствия требованиям компании и отрасли.
Целевыми аудиториями действия системы являются следующие сотрудники технических школ и учебных центров: начальники (63 чел), заместители начальников (88 чел.), методисты (27 чел.), преподаватели (724 чел.), мастера производственного обучения (47 чел.).
3. Принципы создания Системы
— Непрерывность процесса обучения и развития всех целевых аудиторий.
— Внутреннее использование («учить учителей») — учебно-методические материалы и компетенции передаются внутренним специалистам ОАО «РЖД» (учителям-наставникам из числа штатных сотрудников ЦКЦР, ТШ и УЦ) с целью наращивания компетенций и инновационных разработок внутри компании.
— Опережающий характер — информация о технических и методологических инновациях, перспективных знаниях и компетенциях в соответствии со стратегией развития компании, прежде всего, поступает в систему повышения квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ.
— Адресность и индивидуальный подход — систематическое определение потребности в обучении и развитии строится на основе результатов регулярной оценки. По результатам оценки формируются индивидуальные планы развития сотрудников.
— Вовлеченность педагогических коллективов, руководителей и экспертов из числа сотрудников Департаментов и служб филиалов ОАО «РЖД» как субъектов реализации всех мер в сфере повышения качества подготовки рабочих кадров.
— Единство методик и содержания учебных программ — централизованное и плановое создание и развитие методической.
— Использование современных технологий обучения в оптимальном сочетании очных и заочных (основанных на дистанционных технологиях) форм.
— Использование мониторинга уровня развития профессионально важных качеств и знаний на протяжении всего периода профессиональной деятельности для совершенствования Системы.
— Оптимальные инвестиции — четкая финансовая политика при работе с поставщиками услуг; контроль соотношения затрат ресурсов и требуемого качества программ обучения и развития за счет:
— обучения в больших группах;
— использования дистанционного формата обучения;
— совершенствования учебно-методических материалов силами специалистов ТШ и УЦ в процессе их обучения.
4. Этапы построения Системы в 2009 — 2011 гг.
Механизм построения системы непрерывного повышения квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ ОАО «РЖД» предполагает следующие основные проекты:
— «Разработка перечня ПВК и ПТЗ целевых групп»;
— «Разработка методики оценки ПВК и ПТЗ целевых групп»;
— «Проведение оценки ПВК и ПТЗ целевых групп»;
— «Разработка программ развития ПВК и ПТЗ целевых групп»;
— «Отбор и подготовка учителей-наставников»;
— «Проведение программ развития ПВК и ПТЗ целевых групп».
Реализация данных проектов предполагается в несколько этапов.
Результаты первого этапа, реализуемого в 2009 году:
— разработка нормативных документов к системе непрерывного повышения квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ.
— разработка 6 профилей успеха ПВК для 6 целевых групп;
— разработка методики оценки и отбор учителей-наставников (17 чел.);
— проведение пилотного обучения 100 штатных преподавателей ТШ и УЦ (в рамках проведения отбора учителей-наставников);
— разработка программ развития ПВК целевых групп необходимых для передачи учителям-наставникам (72 часовой очный курс и 72 часовой дистанционный курс для каждой целевой аудитории);
— разработка методики оценки ПВК преподавателей, методистов, мастеров производственного обучения ТШ и УЦ, что позволит проводить регулярный контроль квалификации данных целевых аудиторий.
Результаты второго этапа, реализуемого в 2010 году:
— подготовка учителей-наставников для самостоятельной работы по повышению и поддержанию квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ;
— проведение обучения ключевых сотрудников ТШ и УЦ из 5 целевых групп по разработанным программам (в очном и дистанционном форматах — по 72 часа каждый);
— внедрение процесса регулярной оценки и развития ПВК целевых групп педагогических коллективов ТШ и УЦ с участием учителей-наставников;
— разработка профилей успеха и методики оценки ПТЗ целевых групп;
— разработка программы развития ПТЗ целевых групп;
— совершенствование учебно-методические материалов по программам профессиональной подготовки рабочих силами педагогических коллективов ТШ и УЦ.
Результаты третьего этапа, реализуемого в 2011 году:
— внедрение и реализация процессов регулярной оценки и развития ПТЗ и ПВК целевых групп;
— внедрение и реализация процессов актуализации учебно-методических материалов по программам профессиональной подготовки рабочих (по основным профессиям) силами педагогических коллективов ТШ и УЦ;
— внедрение и реализация механизмов регулярного контроля показателей эффективности функционирования системы непрерывного повышения квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ ОАО «РЖД».
5. Примерный порядок организации взаимодействия участников Системы
Департамент управления персоналом ОАО «РЖД» определяет основные направления создания и развития Системы.
Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала является исполнительным органом Системы и выполняет следующие функции:
планирование объемов и направлений обучения целевых аудиторий системы;
организация и оперативное управление обучением (привлечение исполнителей на конкурсной основе, организация подготовки мастеров-преподавателей, заключение договоров);
централизованное планирование и организация выполнения методических разработок;
контроль качества обучения в рамках единой методики оценки профессионально важных качеств и технических знаний целевых аудиторий, мониторинг уровня их подготовки на протяжении всего периода работы в компании.
Службы управления персоналом железных дорог обеспечивают реализацию ежегодного плана мероприятий обучения и развития педагогических коллективов ТШ и УЦ на уровне соответствующей железной дороги.
Технические школы и учебные центры реализуют утвержденный ежегодный план обучения и развития.
Порядок организации взаимодействия участников Системы в окончательном виде должен быть сформирован с учетом перехода компании к холдинговой системе управления.
6. Основные термины и определения
Профиль успеха профессионально важных качеств (ПВК) — совокупность знаний, навыков и установок, обеспечивающих необходимые условия для эффективности работника ТШ и УЦ в рамках его функциональных обязанностей.
Профиль успеха профессионально-технических знаний (ПТЗ) — совокупность специализированных технических знаний по преподаваемому предмету, необходимых преподавателю для успешного выполнения своих функциональных обязанностей.
Учителя-наставники — наставники, отобранные из числа штатных сотрудников ТШ и УЦ, ЦКЦР, в функциональные обязанности которых включается реализация обучающих курсов по повышению и поддержанию квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ.
Дистанционное обучение (ДО) — формат обучения, использующий современные информационные технологии и средства, позволяющий проводить обучение на расстоянии.
Комплект учебно-методических материалов:
— описание программы (краткое описание тематических блоков);
— сценарий программы (почасовой план ведения);
— рабочая папка участника программы;
— стимульные материалы (задания, кейсы, интерактивные упражнения);
— справочные материалы программы (текстовый информационный материал);
— презентация к программе (в формате РРТ);
— входное и выходное тестовое задание к программе;
— руководство по ведению программ обучения для учителей-наставников.
Приложение N 1
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 02.09.2009 г. N 1837р
План мероприятий по созданию системы непрерывного обучения и развития педагогических коллективов ТШ и УЦ на 2009 — 2010 гг.
N |
Наименование этапа |
Мероприятие |
Ответственный/ |
Срок |
Инвестиции |
1 |
Разработка комплекта |
Разработка положения о Системе |
ЦКадр, |
ноябрь |
— |
Разработка профилей |
Разработка модели |
ЦКЦР |
сентябрь- |
||
Итого по этапу |
0,0 |
||||
2 |
Разработка |
Разработка методики дистанционной |
ЦКЦР, |
сентябрь- |
|
Перевод методики оценки целевых |
|||||
Итого по этапу |
3 500,0 |
||||
Итого по 2009 году |
3 500,0 |
||||
3 |
Разработка учебно- |
Разработка материалов 2-х очных |
ЦКЦР, MBD Group |
январь — |
|
Разработка материалов 2-х очных |
|||||
Разработка руководств |
Разработка руководств |
||||
Разработка руководств |
|||||
Итого по этапу |
1 800,0 |
||||
4 |
Разработка учебно- |
Разработка материалов 2-х заочных |
ЦКЦР, MBD Group |
январь- |
|
Разработка материалов 2-х заочных |
|||||
Разработка материалов 2-х заочных |
|||||
Перевод материалов дистанционных |
ЦКЦР, МИИТ, |
||||
Проведение пилотных |
Проведение первого очного модуля для |
ЦКЦР, MBD Group |
июль- |
||
Проведение очной оценки |
Проведение очной оценки Мастер- |
||||
Итого по этапу |
7 992,0 |
||||
Итого по 2010 году |
9 792,0 |