Распоряжение ОАО РЖД от 25.02.2010 N 390р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 февраля 2010 г. N 390р
О ВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ОЦЕНКЕ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ ВАГОНАМИ ГЕОМЕТРИИ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ 1067 ММ
В целях приведения действующих на Сахалинской железкой дороге нормативов по оценке состояния рельсовой колеи до уровня, позволяющего обеспечить безопасность движения поездов при реальных затратах на содержание железнодорожного пути:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2010 г. прилагаемые «Временные технические указания по оценке путеизмерительными вагонами с БАС геометрии рельсовой колеи шириной 1067 мм для Сахалинской железной дороги» (далее — Временные технические указания).
2. Генеральному директору ЗАО НПЦ ИНФОТРАНС Архангельскому С.В. (по согласованию) до 15 марта 2010 г. доработать программное обеспечение вагона-путеизмерителя с БАС для колеи 1067 мм в соответствии с Временными техническими указаниями.
3. Заместителю начальника Сахалинской железной дороги Степлевичу В.А., до 31 марта 2010 г.:
а) провести по измененному программному обеспечению оценку геометрии рельсовой колеи на Сахалинской железной дороге в режиме постобработки;
б) совместно с ЗАО НПЦ ИНФОТРАНС (по согласованию) провести анализ результатов оценки состояния рельсовой колеи по измененному программному обеспечению и, при необходимости, откорректировать его;
в) на период до приведения кривых в соответствие с нормативом непогашенного ускорения 0,5 м/с , но не свыше 2 лет с момента утверждения настоящих Временных технических указаний, приказом начальника дороги не оценивать «неудовлетворительно» километры с кривыми, в которых превышается норматив непогашенного ускорения 0,5 м/кв.с.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Департамента пути и сооружений Конакова В.П.
Вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Б.Воробьев
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 25.02.2010 г. N 390р
ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ ВАГОНАМИ С БАС ГЕОМЕТРИИ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ ШИРИНОЙ 1067 ММ ДЛЯ САХАЛИНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ — ФИЛИАЛА ОАО «РЖД»
Настоящие Временные технические указания по оценке путеизмерительными вагонами с БАС геометрии рельсовой колеи шириной 1067 мм предназначены для железнодорожных путей Сахалинской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», на которых установлены максимальные допускаемые скорости движения поездов: пассажирских — 100 км/ч; грузовых — 80 км/ч.
Временные технические указания устанавливают:
— порядок оценки геометрических параметров рельсовой колеи в зависимости от установленных приказом начальника Сахалинской железной дороги скоростей движения поездов;
— меры по обеспечению безопасности движения поездов при обнаружении неисправностей в содержании рельсовой колеи; сроки выполнения работ по устранению выявленных отступлений.
2. Регламентация параметров рельсовой колеи, контролируемых путеизмерительным вагоном
2.1. Путеизмерительным вагоном с БАС контролируются, расшифровываются и оцениваются следующие параметры рельсовой колеи:
— ширина колеи;
— положение рельсовых нитей по уровню;
— просадки рельсовых нитей;
— положение пути в плане.
2.2. Оценка отступлений от номинальных значений параметров, контролируемых путеизмерительным вагоном, производится по четырем степеням, регламентированным в зависимости от установленных скоростей движения поездов по принципу: чем выше установленные скорости движения поездов, тем меньше регламентированные величины отступлений.
2.3. Величины отступлений по степеням (для I-III степеней — по верхней границе) по всем контролируемым параметрам в зависимости от установленных скоростей движения поездов приведены в табл. 1, 2, 3.
К I степени относятся отступления, не требующие выполнения работ по их устранению, поэтому они не учитываются при расшифровке путеизмерительных лент. Установленные скорости движения поездов при таких отступлениях не уменьшаются.
Ко II степени относятся отступления, также не требующие уменьшения скорости движения, но оказывающие влияние на плавность движения подвижного состава и интенсивность расстройства пути, особенно при частом повторении таких отступлений на километре. Они служат показателем необходимости проведения профилактических работ по выправке пути, поэтому учитываются при расшифровке путеизмерительных лент, а результаты расшифровки используются при планировании работ. Исключение составляют периодически повторяющиеся просадки II степени (три и более подряд на длине до 25 м), могущие вызвать
Величины степеней отступлений по ширине колеи
Установленная скорость движения поездов (числитель — пассажирские; км/ч |
Степень |
Уширение колеи |
Сужение колеи |
||||||
1067 |
1073 |
1087 |
1093 |
1067 |
1073 |
1087 |
1093 |
||
61-100/61-80 |
I |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
II |
14 |
14 |
12 |
— |
6 |
8 |
10 |
12 |
|
III |
24 |
20 |
— |
— |
8 |
10 |
12 |
16 |
|
IV |
более |
более |
более |
более |
более |
более |
более |
более |
|
26-60 |
I |
10 |
10 |
10 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
II |
20 |
16 |
12 |
— |
6 |
8 |
10 |
12 |
|
III |
28 |
22 |
— |
— |
8 |
10 |
12 |
16 |
|
IV |
более |
более |
более |
более |
более |
более |
более |
более |
|
25 и менее |
I |
12 |
12 |
12 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
II |
24 |
18 |
— |
— |
6 |
10 |
12 |
16 |
|
III |
32 |
26 |
— |
— |
8 |
12 |
14 |
18 |
|
Закрывается |
IV |
более |
более |
более |
более |
более |
более |
более |
более |
Примечание:
При наличии в кривых радиусом 1200 м и менее бокового износа головки рельсов, величина отклонения по уширению, не требующая устранения, может быть повышена на величину фактического износа, если вагон-путеизмеритель оборудован аппаратурой по изменению бокового износа головки рельсов, но не более, чем на 15 мм (тип Р65) и 12 мм (Р50), при этом уширение колеи должно быть не более 3-й степени. На вагонах-путеизмерителях, не оборудованных устройством измерения износа головки рельсов поправка ширины колеи в кривых радиусом 1200 м и менее определяется по данным фактических измерений износа (натурных или другим путеизмерителем) по формуле: средняя величина износа в круговой кривой +1,5 СКО износа.
Величины степеней отступлений по уровню,
перекосам и просадкам
Установленная скорость |
Степень |
Величина отступления, мм |
||
Уровень |
Перекос |
Просадка |
||
81-100/71-80 |
I |
8 |
10 |
10 |
II |
15 |
14 |
16 |
|
III |
20 |
16 |
22 |
|
IV |
более 20 |
более 16 |
более 22 |
|
61-80/61-70 |
I |
8 |
10 |
10 |
II |
18 |
16 |
18 |
|
III |
23 |
18 |
24 |
|
IV |
более 23 |
более 18 |
более 24 |
|
41-60 |
I |
10 |
12 |
12 |
II |
25 |
20 |
25 |
|
III |
30 |
25 |
30 |
|
IV |
более 30 |
более 25 |
более 30 |
|
16-40 |
I |
12 |
14 |
15 |
II |
30 |
25 |
30 |
|
III |
35 |
30 |
35 |
|
IV |
более 35 |
более 30 |
более 35 |
|
15 |
I |
15 |
16 |
18 |
II |
35 |
30 |
35 |
|
III |
40 |
40 |
40 |
|
Закрывается движение |
IV |
более 40 |
более 40 |
более 40 |
Величины степеней отступлений в плане
Установленная скорость |
Степень |
Разность смежных стрел, мм, |
|
до 20 м |
более 20 до 40 м |
||
81-100/71-80 |
I |
10 |
15 |
II |
20 |
30 |
|
III |
30 |
35 |
|
IV |
более 30 |
более 35 |
|
61-80/61-70 |
I |
10 |
15 |
II |
23 |
33 |
|
III |
33 |
38 |
|
IV |
более 33 |
более 38 |
|
41-60 |
I |
15 |
25 |
II |
35 |
40 |
|
III |
40 |
50 |
|
IV |
более 40 |
более 50 |
|
16-40 |
I |
20 |
30 |
II |
40 |
50 |
|
III |
50 |
65 |
|
IV |
более 50 |
более 65 |
|
15 |
I |
25 |
35 |
II |
50 |
65 |
|
III |
65 |
90 |
|
Закрывается движение |
IV |
более 65 |
более 90 |
резонансные колебания подвижного состава. Поэтому такие просадки устраняются в первую очередь (не позднее 3 дней после выявления).
К III степени относятся отступления, которые при неустранении после обнаружения, могут за период до очередной проверки пути достичь величин, существенно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути, а некоторые из них могут даже перерасти в отступления, требующие уменьшения установленной скорости движения поездов. Поэтому такие отступления устраняются в первоочередном порядке.
К IV степени относятся отступления, вызывающие увеличение динамических воздействий на путь до величин, которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениями режима ведения или торможения поезда могут привести к сходу с рельсов подвижного состава при установленных скоростях движения поездов. Поэтому при обнаружении отступлений IV степени при данном интервале установленных скоростей движения, скорость должна быть уменьшена. При этом в зависимости от фактической величины отступления скорость может быть уменьшена на одну или более ступеней скоростей по табл. 1, 2, 3.
2.4. Номинальная ширина рельсовой колеи на прямых и кривых участках, измеряемая на уровне 13 мм от поверхности катания колеса по рельсу, устанавливается в соответствии с табл. 4.
Номинальная ширина рельсовой колеи
План пути |
Ширина колеи, мм |
|
Деревянные |
Железобетонные |
|
Прямые и кривые радиусом 400 м и более |
1067 |
1067 |
Кривые радиусом от 399 м до 300 м |
1073 |
— |
Кривые радиусом от 299 м до 200 м |
1087 |
— |
Кривые радиусом менее 200 м |
1093 |
— |
2.5. При несовпадении отводов возвышения наружного рельса
кривой и кривизны, измеряемых соответственно по нулевым (средним)
линиям на записи уровня и стрел, на величину Дельта L более 20 м
необходимость уменьшения установленной скорости движения поездов
по данной кривой определяется по величине непогашенного ускорения
Альфа и скорости его изменения Пси (рис. 1).
нп
Величина непогашенного ускорения в i-том сечении несовпадения отводов, м/кв.с (рис. 1а, б, в, г) определяется по формуле:
2
V
max
Альфа = _____ — 0,0086 h (1)
нпi 13 R i
i
где V — максимальная допускаемая скорость движения
max пассажирских поездов по кривой, км/ч;
h — возвышение наружного рельса переходной кривой
i в i-м сечении несовпадения отводов возвышения и
кривизны, определяемое по нулевой линии на записи
уровня в масштабе 2:1, мм;
R — радиус переходной кривой в i-м сечении несовпадения
i отводов, определяемый в таких случаях по формуле
(рис. 1 б, в)
L
k
R = R ___ (2)
i l
i
где R — радиус круговой кривой по данным дистанции пути, м;
L — длина отвода кривизны, определяемая по проекции
k нулевой линии отвода на горизонтальную прямую, м;
l — расстояние от начала отвода кривизны до i-oгo
i сечения несовпадения отводов, м;
Величина скорости изменения непогашенного ускорения м/куб.с
(рис. 1 а, г) определяется по формуле:
Дельта Альфа V
нп max
2-3
Пси = ______________________ (3)
3,6 * L
к
где Дельта Альфа — разность непогашенных ускорений на
нп длине отвода кривизны LK, м.
2-3
Если Альфа в i-ом сечении несовпадения превышает нормативное
нп
значение 0,5 м/кв.с или величина Пси на длине отвода кривизны
превышает нормативное значение 0,4 м/куб.с, то производится расчет
допускаемой скорости по формулам 1 и 3 с округлением ее в меньшую
сторону до величины, кратной 5 км/ч. По результатам расчета
принимается решение о необходимости снижения скорости и мерах по
устранению несовпадения отводов возвышения и кривизны.
При невозможности устранения несовпадения отводов из-за стесненных условий для обеспечения безопасности движения поездов ограничение скорости должно оформляться приказом начальника дороги.
Выявленные несовпадения отводов, не требующие ограничения скорости движения, устраняются в плановом порядке при проведении планово-предупредительной выправки, подъемочного или среднего ремонтов пути.
2.6. Установленная скорость уменьшается или закрывается движение поездов и километр оценивается неудовлетворительно при превышении допускаемого уклона отвода возвышения наружной рельсовой нити кривой (табл. 5).
Допускаемые уклоны отвода возвышения наружного рельса в кривых
Допускаемый уклон отвода |
Установленная скорость движения поездов |
1,2 |
100 |
1,3 |
90 |
1,7 |
80 |
2,0 |
70 |
2,3 |
60 |
2,7 |
50 |
3,0 |
40 |
3,1 |
25 |
более 3,1 |
Закрывается движение поездов |
3. Порядок оценки состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона
3.1. На путеизмерительном вагоне, оборудованном БАС, расшифровка путеизмерительных лент и оценка состояния рельсовой колеи производится автоматически по специальной программе, утвержденной Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД».
3.2. Качественная оценка состояния рельсовой колеи (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) на километре по показаниям путеизмерительного вагона определяется в зависимости от степени и количества выявленных на нем отступлений и представляется в условных баллах, а на линейном участке, дистанции пути и железной дороге она определяется, исходя из среднего количества баллов, получаемого делением общей суммы баллов по всем проверенным километрам на их количество на подразделении. При этом километры, разделенные между двумя подразделениями, оцениваются для вышестоящего подразделения как целые.
Качественная и балловая оценка километров и линейных подразделений пути производится по табл. 6.
Таблица 6
Качественная и балловая оценка состояния рельсовой колеи по
показаниям путеизмерительного вагона
Качественная оценка |
Количественные критерии качественной оценки |
||||
на километре |
на подразделении |
||||
Количество отступлений |
Балловая |
Среднее |
|||
II |
III |
IV |
|||
Отлично |
До 10 |
0 |
0 |
10 |
До 25 |
Хорошо |
11-30 |
0 |
0 |
40 |
26-80 |
Удовлетворительно |
Более 30 |
0 |
0 |
150 |
81-180 |
Удовлетворительно |
Независимо |
1-6 |
0 |
150 |
81-180 |
Неудовлетворительно |
Независимо |
Более 6 |
0 |
500 |
Более 180 |
Неудовлетворительно |
Независимо |
1 и более |
500 |
Более 180 |