Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 03.11.2010 N 2266р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 3 ноября 2010 г. N 2266р




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ «НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ»

В целях совершенствования корпоративных требований к процессам неразрушающего контроля, направленных на повышение качества и безопасности боковых рам, надрессорных балок, корпусов автосцепок и тяговых хомутов, предназначенных для обращения на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД»:

1. Утвердить и ввести в действие с 3 ноября 2010 г. прилагаемую редакцию общих требований «Неразрушающий контроль при изготовлении литых деталей грузовых вагонов» (далее — Общие требования).

2. Руководителям подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» принять к руководству Общие требования для использования при разработке технических заданий, СТО по неразрушающему контролю на литые детали грузовых вагонов, а также при согласовании технологических инструкций и методик по проведению неразрушающего контроля организаций и предприятий-изготовителей.

3. Рекомендовать руководителям организаций и предприятий-изготовителей литых деталей грузовых вагонов, привести в соответствие с Общими требованиями и представить на согласование в ОАО «РЖД» заводские технологические инструкции по проведению неразрушающего контроля литых деталей в срок до 1 декабря 2010 г.

4. Начальнику Центра технического аудита Танееву С.Н. обеспечить контроль за исполнением Общих требований по неразрушающему контролю производителями при изготовлении литых деталей грузовых вагонов.

5. Признать утратившими силу распоряжение ОАО «РЖД» от 25.03.2010 г. N 589р «О введении в действие технических требований «Неразрушающий контроль при изготовлении литых деталей грузовых вагонов» и технологическую инструкцию N 707-2007 «Неразрушающий контроль в условиях заводов изготовителей литых деталей вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Рама боковая, балка надрессорная, корпус автосцепки, тяговый хомут», утвержденную от 28.06.2007 г.

Старший вице-президент

ОАО «РЖД»

В.А.Гапанович

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением ОАО «РЖД»

от 03.11.2010 г. N 2266р




НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ



ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ



Общие требования

Дата введения — 03-11-2010 г.

1. РАЗРАБОТАНЫ Центром технического аудита — структурным подразделением ОАО «РЖД».

2. ВНЕСЕНЫ Центром технического аудита ОАО «РЖД»

3. УТВЕРЖДЕНЫ 3 ноября 2010 г., старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Гапановичем В.А.

4. ВВЕДЕНЫ взамен Технических требований «Неразрушающий контроль при изготовлении литых деталей грузовых вагонов» распоряжением от 3 ноября 2010 г. N 2266р.



1 Область применения

1.1 Настоящие требования распространяются на приемочный неразрушающий контроль литых деталей грузовых вагонов: рама боковая, балка надрессорная по ОСТ 32.183-2001 и ТТ ЦВ 32-695-2006, корпус автосцепки и тяговый хомут по ГОСТ 22703 и СТО РЖД 1.05.003-2006.

1.2 Регламентируемые настоящими требованиями условия, порядок проведения и оформления результатов контроля неразрушающими методами относятся к вновь изготовленным в заводских условиях литым деталям грузовых вагонов.

1.3 Настоящие требования являются обязательными для всех предприятий и организаций, изготавливающих боковые рамы, надрессорные балки, корпуса автосцепок и тяговые хомуты, которые выпускаются ими в обращение на инфраструктуре ж.д. транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД».

1.4 Исполнение настоящих требований является обязательным для оценки соответствия при проведении аккредитации лабораторий НК на предприятиях, изготавливающих литые детали грузовых вагонов.

1.5 Требования в обязательном порядке используются при разработке технологических инструкций по проведению НК литых деталей, а также предусматривается их применение в технологических процессах изготовления литых деталей и при проведении периодических испытаний.

1.6 Настоящие требования применяются для обеспечения надежности и достоверности применяемых изготовителями методов неразрушающего контроля и оценки стабильности технологии изготовления по результатам производственного контроля.

1.7 Исполнение настоящих требований является определяющим критерием оценки соответствия при проведении приемочного контроля и принятия решения о пригодности к использованию литых деталей.



2 Нормативные документы

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 3.1502-85 Единая система технологической документации. Формы и правила оформления документов на технический контроль.

ГОСТ 22703-91 Детали литые автосцепного устройства подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия.

ГОСТ 30489-97 (EN 473-92) Квалификация и сертификация персонала в области неразрушающего контроля. Общие требования.

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ОСТ 32.183-2001 Тележки двухосные грузовых вагонов колеи 1520 мм. Детали литые. Рама боковая и балка надрессорная. Технические условия.

СТО РЖД 1.05.003-2006 Детали литые автосцепного устройства подвижного состава ОАО «РЖД». Общие технические условия.

СТО РЖД 1.11.006-2010 Система неразрушающего контроля в ОАО «РЖД». Порядок разработки и ввода в эксплуатацию средств неразрушающего контроля.

ТТ ЦВ-32-695-2006 Детали литые из низколегированной стали для вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Рама боковая и балка надрессорная. Технические требования.

ПР 32.82-2000 Метрологическое обеспечение. Система автоматизированного ведения отраслевого реестра средств измерений, допущенных к применению в отрасли. Порядок ведения реестра.

ПР 32.140-99 Правила по метрологии. Метрологическое обеспечение стандартных образцов предприятий отрасли. Порядок разработки, аттестации, утверждения и регистрации.

ПР 32.113-98 Правила сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта.

ПР 32.151-2000 Правила по аккредитации. Система аккредитации лабораторий неразрушающего контроля на федеральном железнодорожном транспорте. Правила и порядок проведения аккредитации лабораторий неразрушающего контроля.

П САЛНК 01 Положение о системе аккредитации лабораторий неразрушающего контроля на федеральном железнодорожном транспорте.

П САЛНК 04 Система аккредитации лабораторий неразрушающего контроля на федеральном железнодорожном транспорте. Общие и специальные требования к лабораториям неразрушающего контроля.



3 Термины и сокращения

3.1 Определения основных терминов по ГОСТ Р ИСО 9000

3.2 Используемые сокращения:

НК — неразрушающий контроль;

СОН — стандартный образец предприятия;

СО — стандартный образец;

ТА — технологическая инструкция;

Т/О — термическая обработка;



4 Общие положения

4.1 Требования по гармонизации стандартов и верификации достоверности КН

4.1.1 Настоящие требования применяются в гармонизации с требованиями государственных стандартов, общих положений и руководящих документов по организации и проведению неразрушающего контроля.

4.1.2 Настоящие требования могут изменяться только в сторону повышения надежности и достоверности выявления литейных дефектов.

4.1.3 Контроль неразрушающими методами должен осуществляться по технической документации (технологической инструкции и операционной или технологической карте контроля) завода-изготовителя, разработанной на основе государственных стандартов и отраслевых руководящих документов с учетом особенностей технологического процесса изготовления отливок.

4.1.4 Технологические инструкции изготовителей по проведению КН литых деталей грузовых вагонов, согласовываются с Центром технического аудита и Департаментом технической политики ОАО «РЖД» в установленном порядке с предоставлением объективных свидетельств надежности и достоверности используемых методов КН по выявлению литейных дефектов.

4.1.5 Вновь разработанные технологические инструкции заводов-изготовителей должны проходить экспертизу на соответствие требованиям стандартов по КН литых деталей в НИИ Мостов или ВНИИЖТ, или других научно-исследовательских институтах по согласованию с Департаментом технической политики ОАО «РЖД».

4.1.6 Изготовители обязаны верифицировать достоверность НК порезкой отливки, забракованной по результатам контроля неразрушающими методами. Допускается для верификации использовать изломы, срезы и макротемплеты полученные при проведении периодических испытаний.

4.1.7 Результаты верификации должны подтверждать гарантированное выявление литейных дефектов в отливках применяемыми методами НК по технологическим решениям в соответствии с пунктом 4.2.6 настоящих требований.

4.1.8 Периодичность верификации достоверности НК определяется начальником лаборатории НК по результатам анализа выявленных дефектов каждым применяемым методом, а также данных, полученных при проведении периодических испытаний.

4.1.9 При порезке дефектных участков определяется характер дефектов (трещина, утяжина, газовая, песчаная или усадочная раковина и т.д.), их геометрические размеры. Сравниваются реальные размеры дефектов с основными измеряемыми характеристиками, полученными при НК, а также значениями параметров средств контроля по выявленным дефектам.

4.1.10 Выявленные методами НК поверхностные дефекты должны подтверждаться результатами металлографического исследования на микроскопе, внутренние дефекты — визуальным осмотром поверхностей среза. В зависимости от характера дефекта, поверхность среза дополнительно должна подвергаться магнитопорошковому контролю по методике указанной в ТИ.



4.1.11 Оценка достоверности и надежности применяемых методов и средств НК определяется по результатам порезки. В случае отсутствия на срезе дефектов, выявленных НК, или наличия в образцах дефектов, не выявленных НК, результаты верификации признаются неудовлетворительными.



4.1.12 Результаты верификации используют для корректировки:

— технологических режимов НК;

— настройки чувствительности средств контроля;

— схемы контроля, обеспечивающей наилучшие условия выявления литейных дефектов.

В случае невозможности проведения корректировки режима НК, настройки дефектоскопа и схемы контроля на выявление литейных дефектов, метод и/или средство контроля признается ненадежным, а результаты контроля недостоверными.

4.1.13 Необходимый объем порезки дефектных участков для признания достоверности НК по каждому применяемому методу и средствам контроля определяется начальником лаборатории НК.

4.1.14 Исключение (замена) используемых методов и средств НК или корректировка технологических режимов НК осуществляется на основании неудовлетворительных результатов полученных при порезках в соответствии с пунктами 4.1.11 и 4.1.12 настоящих требований. Внесение изменений в технологическую инструкцию должно быть согласовано с ОАО «РЖД» в установленном порядке.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 27.05.2008 N 1127р

4.2 Объем контроля и виды дефектов

4.2.1 Необходимый объем НК на наличие поверхностных и внутренних дефектов, включая участки исправления дефектов, для корпуса автосцепного устройства и тягового хомута устанавливаются в соответствии с требованиями к отливкам по ГОСТ 22703 и СТО РЖД 1.05.003.

4.2.2 Объем контроля хвостовика корпуса автосцепного устройства на наличие поверхностных дефектов должен включать поверхность отверстия под клин.

4.2.3 Неразрушающий контроль на наличие поверхностных и внутренних дефектов, включая участки исправления дефектов, должен проводиться на каждой отливке в зонах «А» и «Б» для боковой рамы и в зоне «А» для надрессорной балки, указанных в приложении В и ГОСТ 32.183.

4.2.4 Объем контроля должен учитывать места разделки под сварку и исправления литейных дефектов зачисткой, а так же места после исправления дефектов сваркой в зонах доступных для НК.

4.2.5 Зоны контроля толщины стенки отливок и их периодичность измерения должны быть указаны в ТИ завода-изготовителя. В зоне радиуса R55 внутреннего и наружного угла буксового проема боковой рамы измерение толщины стенки проводится на каждой детали.



4.2.6 В соответствии с требованиями к дефектам согласно ОСТ 32.183, ТТ ЦВ-32-695, ГОСТ 22703, СТО РЖД 1.05.003. устанавливаются следующие виды выявленных литейных дефектов в зависимости от технологических решений: допустимые без исправления, допустимые с последующим исправлением, недопустимые.

4.2.7 Основными измеряемыми характеристиками выявленных дефектов является:

— для поверхностных дефектов: длина;

— для внутренних дефектов: глубина залегания; условный размер или эквивалентная площадь (диаметр).

4.3 Лаборатория НК и организация процесса контроля

4.3.1 Лаборатория НК литых деталей вагонов, должна быть аккредитована в соответствии с ПР 32.151 «Правила по аккредитации.

Система аккредитации лабораторий неразрушающего контроля на федеральном железнодорожном транспорте. Правила и порядок проведения аккредитации лабораторий неразрушающего контроля».

4.3.2 При аккредитации лаборатории НК должны быть представлены объективные свидетельства в получении достоверных сведений о качестве конкретных объектов контроля в соответствии с пунктом 4 ПР 32.151.

4.3.3 Лаборатория должна располагать нормативными и техническими документами на методы НК, а также специалистами, обладающими соответствующей ГОСТ 30489 (EN 473) квалификацией по применяемым методам неразрушающего контроля.

4.3.4 Лаборатория НК должна быть оснащена средствами контроля в необходимом количестве и обеспечена возможностью верификации достоверности НК при порезках отливок и металлографических исследованиях.

4.3.5 В лаборатории НК должно быть не менее двух штатных специалистов из числа инженерно-технических работников, имеющих соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необходимые для выполнения задач лаборатории.

4.3.6 Специалисты лаборатории НК осуществляют сбор, анализ и хранение результатов НК, а также разрабатывают технологическую документацию по проведению контроля, проводят техническое обслуживание средств НК, представляют ежемесячный анализ и результаты НК заинтересованным подразделениям предприятия для оценки стабильности технологии и разработки мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции.



4.3.7 Специалистами лаборатории НК проводится проверка результатов контроля дефектоскопистов, выполняющих НК литых деталей, для подтверждения или уточнения размеров и местоположения выявленных дефектов с оформлением в журнал результатов проверки. Периодичность проведения устанавливается начальником лаборатории на основе анализа результатов НК.

4.3.8 На основе анализа статистики отбраковок входным контролем и замены по литейным дефектам при плановых видах ремонта грузовых вагонов специалисты лаборатории НК разрабатывают и внедряют мероприятия по повышению достоверности контроля и выявляемости литейных дефектов.

4.4 Персонал НК и рабочее место контроля

4.4.1 К проведению НК допускается персонал предприятия-изготовителя, прошедший специальное теоретическое обучение и практическую подготовку, не имеющий противопоказаний по здоровью и зрению в соответствии с ПР 32.113 «Правила сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта».

4.4.2 Специалисты лаборатории НК, обеспечивающие организацию работ по проведению контроля на участках НК, должны быть сертифицированы на уровень квалификации не ниже II по ГОСТ 30489 (EN 473) и иметь действующее квалификационное удостоверение (сертификат) по форме ПР 32.113.

4.4.3 Дефектоскописты, выполняющие НК литых деталей, должны быть сертифицированы на I или II уровень квалификации по ГОСТ 30489 (EN 473) и иметь действующее квалификационное удостоверение (сертификат) по форме ПР 32.113.

4.4.4 Заключение по результатам контроля о соответствии объекта контроля требованиям нормативно-технической документации осуществляет персонал, сертифицированный на уровень квалификации не ниже II по применяемым методам НК.

4.4.5 Персонал НК должен выполнять работы в соответствии с квалификационным уровнем теми методами и тех объектов, которые указаны в квалификационном удостоверении (сертификате).

4.4.6 Персонал по проведению НК литых деталей грузовых вагонов обязан знать технологию осуществления НК, требования по настройке средств НК, браковочные критерии на отливку, правила документирования результатов НК.

4.4.7 Не реже одного раза в год заводской комиссией в составе главного инженера или заместителя директора по качеству, начальника лаборатории КН, инженера по охране труда и технике безопасности, инженера по подготовке кадров должна проводиться проверка соответствия квалификационным требованиям персонала, выполняющего КН литых деталей.

4.4.8 При перерыве в практической работе персонала выполняющего НК литых деталей свыше 6 месяцев, проводится внеочередная проверка заводской комиссией. При перерыве в работе более одного года, персонал подлежит повторной сертификации в соответствии с пунктом 9.4. ПР 32.113.

4.4.9 На рабочем месте НК предусматриваются средства обработки результатов контроля, их документирование и выдаче заключений для последующих технологических операций изготовления литых деталей или окончательного заключения о пригодности.

4.4.10 На рабочем месте НК должны быть технологические или операционные карты контроля, журнал учета результатов контроля, инструкция по технике безопасности, образцы шероховатости подготовки поверхности, средства измерения, средства визуального осмотра дефектов, цветные маркеры (карандаш, мел, краскоотметчик и т.п.) для выделения дефектных мест.

4.4.11 Общая освещенность участка контроля должна быть не менее 500 лк, освещенность контролируемой поверхности — в соответствии с установленными требованиями государственных стандартов на каждый метод.

4.4.12 Рабочее место и расположение объекта контроля должно обеспечивать свободный доступ к зонам НК. Запрещается загромождать проходы на участке НК посторонними предметами.

4.4.13 При контроле с использованием дефектоскопических материалов (магнитопорошковый, капиллярный и т.п.) для исключения регистрации ложных индикаций участки НК должны быть оснащены дефектограммами с видами индикаторных рисунков характерных дефектов. Обнаруженные индикации дефектов в сомнительных случаях подвергаются повторной проверке.

4.4.14 НК должен проводиться по операционным (ГОСТ 3,1502) или технологическим картам, разработанным и утвержденным заводом-изготовителем.

4.4.15 В операционной или технологической карте указываются основные данные технологической инструкции завода-изготовителя, необходимые для проведения НК конкретной детали.

4.4.16 На рабочем месте НК размещаются наглядные пособия и данные из эксплуатации:

— с изображением трещин и изломов литых деталей из-за невыявленных литейных дефектов;

— статистика отбраковок входным контролем у потребителя;

— статистика замены по литейным дефектам в текущем и при плановых видах ремонта грузовых вагонов.



5 Требования к средствам НК

5.1 Допускаются к использованию дефектоскопы, автоматизированные и механизированные дефектоскопные установки, обеспечивающие выявление дефектов по пункту 4.2.6.

5.2 Применяемые средства неразрушающего контроля должны быть сертифицированы Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, внесены в реестр средств измерений, оборудования и методик выполнения измерений, допущенных к применению в ОАО «РЖД» в соответствии с СТО РЖД 1.11.006

5.3 Средства НК должны быть укомплектованы эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601.



5.4 Средства измерения, включая преобразователи, подлежат метрологическому обслуживанию в установленном порядке по методике, содержащейся в эксплуатационной документации, в соответствии с утвержденным графиком и должны иметь действующее свидетельство о поверке (калибровке). Метрологическая аттестация по их техническим характеристикам осуществляется с периодичностью указанной в паспорте.

5.5 Используемые стационарные дефектоскопы, автоматизированные и механизированные дефектоскопные установки должны подвергаться техническому обслуживанию с периодичностью 1 раз в 6 месяцев с регистрацией в журнале работоспособности средств НК или в акте проверки фактических параметров, полученных в ходе проверки, подтверждающих исправность и работоспособность дефектоскопа (установки).

5.6 Средства НК с автоматической регистрацией результатов контроля должны позволять проверить правильность настройки дефектоскопа на браковочный уровень и принятые технологические решения по выявленным дефектам, а также определить метод и средство контроля, проконтролированный объем детали, местоположения обнаруженных дефектов, персонал осуществивший контроль, пост НК, где проводился контроль.

5.7 Используемые средства НК и дефектоскопические материалы должны обеспечивать гарантированное выявление поверхностных и внутренних литейных дефектов по установленным технологическим решениям.

5.8 Преобразователи должны быть снабжены, при необходимости, специальными приспособлениями и оснасткой, обеспечивающей стабильность контакта при контроле участков с криволинейной формой.

5.9 Толщина стенки литых деталей должна определяться с относительной погрешностью не более 10%.

5.10 Стандартные образцы и СОП должны быть утверждены, зарегистрированы, аттестованы в установленном нормативными и руководящими документами порядке. Метрологическая аттестация и обслуживание по пункту 5.4.

5.11 В стандартных образцах и СОП должны быть искусственные или естественные дефекты, размеры которых соответствуют принятому уровню чувствительности. СОП с естественными дефектами применяется в случаях, если настройка и проверка работоспособности дефектоскопов на СОП с искусственными дефектами не предусмотрена государственным стандартом на метод НК.

5.12 СОП для контроля поверхностных дефектов изготавливается с качеством поверхности аналогичной поверхности контролируемой детали. Допускается использование его в качестве образца шероховатости.

5.13 СОП для контроля внутренних дефектов изготавливается из металла той же марки и той же структуры стали. Не допускаются естественные дефекты, обнаруживаемые методами ультразвукового контроля. Шероховатость поверхности СОП должна быть в соответствии с требованиями государственных стандартов на применяемый метод.

5.14 Применяются дефектоскопические материалы, усиливающие визуальное выявление дефектов за счет специальной подготовки поверхности перед контролем или проявления светоколористических свойств, в том числе, при специальном освещении.

5.15 В процессе хранения, приготовления и нанесения на литые детали дефектоскопических материалов должно быть исключено воздействие факторов, которые могут оказывать влияние на их выявляющую способность.

5.16 Применяются только сертифицированные индикаторы с идентификацией номера партии, даты выпуска и в пределах гарантийного срока хранения и использования.

5.17 Показатели дисперсности, контрастности и оптических характеристик дефектоскопических материалов по истечению гарантийного срока хранения должны проверяться в специализированных лабораториях.

5.18 Применяемые дефектоскопические материалы не должны ухудшать светоколористических свойств, а их собственная люминесценция не должна искажать результаты контроля.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 15.12.2008 N 2683р



6 Требования к методам НК

6.1 Основанием к введению на предприятии метода НК для контроля конкретного изделия является наличие данных, подтверждающих надежность обнаружения дефектов. Эти данные могут быть получены в результате предварительных экспериментальных исследований, проведенных специализированными и отраслевыми институтами с участием заводов-изготовителей, или в результате практического применения метода НК другим предприятием для контроля аналогичных по всем параметрам объекта контроля.

6.1.1 Методы НК выбираются изготовителем литых деталей в зависимости от характера, местоположения (поверхностный или внутренний) и размеров дефектов, подлежащих выявлению, на основании удовлетворительных результатов по пунктам 4.1.11 и 4.1.12.

6.1.2 При выборе метода НК должны учитываться конструктивные особенности отливки, конфигурация и шероховатость поверхности, ориентация дефектов подлежащих выявлению.

6.2 Применяемая схема контроля должна обеспечивать наилучшие условия выявления дефектов.

6.3 Способы нанесение дефектоскопических материалов на контролируемую поверхность должны обеспечивать над дефектами четкие индикаторные рисунки.

6.4 Допускается применение автоматического цифрового видео контроля с программным обеспечением обработки результатов контроля и документирования.



7 Требования по подготовке к проведению НК литых деталей



7.1 Состояние литых деталей

7.1.1 Отливки должны поступать на контроль с удаленной литниковой системой, очищенными от пригара, окалины и брызг металла. Температура отливок перед контролем должна быть в диапазоне от +5 Град.С до +40 Град.С. Способ измерения температуры деталей должен быть указан в технологической инструкции.

7.1.2 Подвергаемая НК поверхность не должна иметь заусенцев, остатков окалины, масляных загрязнений, препятствующих проведению контроля. В местах проведения ультразвуковой толщинометрии не допускаются вмятины и неровности.

7.1.3 Шероховатость поверхности литых деталей в зонах НК перед проведением контроля должна соответствовать требованиям стандартов на применяемые методы и средства контроля.

7.1.4 Детали перед началом НК дополнительно очищают от пыли и других загрязнений обдувом сжатым воздухом или другими способами, обеспечивающими удаление загрязнений с отливок.

7.2 Подготовка средств НК

7.2.1 Подготовка средств контроля к работе проводится перед началом НК и после замены средств контроля, включая преобразователи. Подготовка должна содержать внешний осмотр, проверку работоспособности, настройку средств контроля, оценку пригодности к проведению контроля.

7.2.2 Проверка работоспособности дефектоскопов и выявляющей способности дефектоскопических материалов проводится ежесменно перед началом контроля на СО и СОП с оценкой пригодности к проведению контроля по методике, указанной в технологической инструкции.

7.2.3 Калибровка, настройка и проверка работоспособности автоматизированных установок (комплексов) должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации ежесменно перед началом контроля на СОП (натурный образец литой детали) с искусственными моделями дефектов, соответствующих как по видам, так и по размерам дефектам, подлежащим выявлению.

7.2.4 Проведение мероприятий по подготовке средств НК к работе документируется с указанием даты, времени проведения, идентификацией дефектоскопа, СОП, установленных при настройке параметров контроля, фамилии специалиста, проводившего проверку, и заключения по результатам проверки с подписью уполномоченного работника, проконтролировавшего проведение подготовки средств НК к работе.



8 Требования к порядку проведения НК

8.1 Детали для проведения контроля подаются на специально оборудованные посты НК. Запрещается проведение НК в местах не обеспеченных необходимыми условиями для контроля.

8.2 Сопроводительные документы на отливку должны предусматривать регистрацию контрольных операций (до Т/О, после Т/О, после повторной Т/О), размеры, местоположение на детали и технологическое решение по выявленным дефектам, в том числе, несоответствующую подготовку к контролю, а также идентификацию персонала, проводившего контроль и выдавшего заключение о соответствии отливки требованиям НД.

8.3 Перед проведением НК проводится внешний осмотр отливок на наличие дефектов, препятствующих проведению НК по пункту 7.1 и влияющих на достоверность контроля. Не подлежат контролю неразрушающими методами отливки с несоответствующей подготовкой поверхности.

8.4 Неразрушающий контроль отливок проводится в несколько циклов, соблюдая условия совместимости и последовательности применения методов:

— до проведения Т/О: мест зачистки и разделки под сварку, для подтверждения полного удаления литейных дефектов, выявленных визуально;

— после проведения Т/О: выявление поверхностных и внутренних дефектов, мест зачистки и разделки под сварку, для подтверждения полного удаления литейных дефектов, выявленных при НК, а также мест заварки для выявления поверхностных и внутренних дефектов;

— после повторной Т/О, выявление поверхностных дефектов, мест зачистки и разделки под сварку, для подтверждения полного удаления литейных дефектов, выявленных при НК, а также мест заварки для выявления поверхностных и внутренних дефектов;

— измерение толщины стенки литых деталей.

8.5 Количество циклов определяется уровнем дефектности литых деталей и числом проведенных термообработок. Полный цикл завершается проведением измерения толщины стенок литых деталей.

8.6 С позиции завершения исправления литейных дефектов, детали передаются на последующие технологические операции после окончательного проведения НК, по результатам которого дефекты, требующие браковки или исправления, более не обнаруживаются.

8.7 Зафиксированные средствами КН срабатывания индикаторов дефекта или отложения индикаторных рисунков документируется дефектоскопистом в журнал результатов НК, В случаях сомнений в получении достоверных сведений о качестве объекта контроля дефектоскопист должен потребовать дополнительную проверку в соответствии с пунктом 4.3.7. Заключение о качестве объекта принимается по результатам повторной проверки.

8.8 При обнаружении допустимых местных утонений устанавливаются их границы для определения допустимости по площади.

8.9 В местах разделки дефектов и их исправления зачисткой абразивным инструментом, по возможности, должен проводиться контроль толщины стенки.

8.10 При проведении контроля литых деталей место расположения и, при необходимости, границы выявленных дефектов должны быть отмечены цветными маркерами (карандаш, мел, краскоотметчик и т.п.) с присвоением статуса по цвету: недопустимый дефект — красный, дефект допустимый к исправлению — желтый, дефект допустимый без исправления — белый, дефект требующий дополнительной проверки НК в процессе исправления — синий.

8.11 Детали с обнаруженными недопустимыми к исправлению литейными дефектами маркируются как окончательный брак и направляются в изолятор брака. В целях исключения случайного использования в последующих техпроцессах в согласованном с ОАО «РЖД» месте на детали наносятся хорошо видимые неустранимые повреждения



9. Требования к оценке результатов НК и их документированию

9.1 При документировании результатов НК должны быть отражены:

— дата, смена проведения контроля;

— наименование, обозначение, идентификационный номер литой детали;

— метод НК, виды, местоположения и размеры выявленных дефектов;

— оценка результатов контроля (заключение о соответствии);

— подписи персонала НК проводившего контроль и выдавшего заключение.

9.2 Оценка дефектов и определение их вида, локализации и геометрических размеров осуществляется на основе анализа показаний дефектоскопов или визуализации индикаторных рисунков.

9.3 Результаты НК документируются с указанием места расположения, геометрических размеров выявленных дефектов: длины, глубины залегания, диаметра, площади утонения, толщины стенки. Результаты контроля предъявляются для принятия дальнейших технологических решений.

9.4 Заключение о соответствии отливки требованиям НТД проводится на основе данных НК, полученных в результате контроля и включает в себя сравнение по степени допустимости выявленных литейных дефектов с требованиями ОСТ 32.183, ТТ 1ДВ-32-695, ГОСТ 22703, СТО РЖД 1.05.003 к размерам, видам и локализации дефектов.

9.5 Допускается применять сокращенные записи выявленных дефектов. Применяемые обозначения и порядок их записи должны быть согласованы с причастными подразделениями завода-изготовителя и инспекторами-приемщиками ЦТА ОАО «РЖД».

9.6 Выходные данные результатов НК являются входными данными для последующих технологических процессов изготовления литых деталей, оценки стабильности технологии и разработки мероприятий по улучшению качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности