Распоряжение ОАО РЖД от 30.12.2010 N 2795р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2010 г. N 2795р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УКАЗАНИЙ О КЛАССИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОАО «РЖД»
В целях установления критериев (нормативных показателей функционирования) и классификации работ по восстановлению инженерных сооружений ОАО «РЖД», правомерного учета затрат по их восстановлению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2011 г. прилагаемые Указания о классификации работ по восстановлению инженерных сооружений ОАО «РЖД» (далее — Указания).
2. Вице-президенту Воробьеву В.Б., начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б. планировать работы по восстановлению инженерных сооружений ОАО «РЖД» в соответствии с требованиями Указаний.
3. Начальникам железных дорог, руководителям причастных структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» обеспечить контроль за оформлением первичной документации в соответствии с Указаниями.
4. Считать утратившим силу с 1 января 2011 г. распоряжение ОАО «РЖД» от 18 июня 2007 г. N 1114р «Об утверждении перечня работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту инженерных сооружений на железных дорогах».
5. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б. до 1 февраля 2011 г. подготовить в соответствии с требованиями настоящих Указаний изменения в следующие нормативные документы ОАО «РЖД»:
распоряжение ОАО «РЖД» от 30 января 2009 г. N 182р «О внесении изменений в действующие и утверждении новых нормативных документов, определяющих показатели функционирования, виды и характеристики ремонтов и межремонтные сроки объектов основных средств»;
распоряжение ОАО «РЖД» от 30 октября 2009 г. N 2211р «Об утверждении и введение в действие Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги».
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.
Первый вице-президент ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 30.12.2010 N 2795р
УКАЗАНИЯ
О КЛАССИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОАО «РЖД».
Настоящие указания подготовлены в соответствии с требованиями Методических указаний по бухгалтерскому и налоговому учету затрат на восстановление объектов основных средств ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 27 июня 2007 г. N 1224р, в целях установления критериев (нормативных показателей функционирования) для классификации работ по восстановлению инженерных сооружений ОАО «РЖД», правомерного учета затрат по их восстановлению и исключения налоговых рисков и финансовых потерь ОАО «РЖД».
1.1. Текущее содержание и текущий ремонт инженерных сооружений:
включает комплекс работ по предупреждению появления неисправностей в сооружениях и устранение уже появившихся повреждений на ранней стадии их развития;
не изменяет основные технические и эксплуатационные характеристики объекта, не меняет сущности объекта основных средств и не создает новых производственных мощностей,
1.2. Капитальный ремонт инженерных сооружений:
включает комплекс работ, направленных на восстановление основных технических и эксплуатационных показателей сооружений и утраченных за период эксплуатации степени надежности и способности пропускать поездные нагрузки при обеспечении безопасности движения поездов без ограничений скоростей;
имеет целью устранение повреждений и неисправностей сооружений, восстановление его несущей способности, замену наиболее изнашиваемых элементов сооружения (кроме замены частей сооружения, имеющих наибольший срок службы, как например, фундаменты опор и опоры), в том числе на более современные, если заменяемые элементы и конструкции в настоящее время сняты с производства, восстановление отсутствующих элементов, предусмотренных нормативными документами;
не изменяет основные технические и эксплуатационные характеристики объекта, не меняет сущности объекта основных средств и не создает новых производственных мощностей.
Затраты на проведение капитального ремонта по объекту — не капитализируемые и не увеличивают первоначальную стоимость объектов основных средств.
1.3. Реконструкция инженерных сооружений:
включает комплекс работ по переустройству инженерных сооружений, повышающий технический уровень, улучшающий первоначальные основные технические и эксплуатационные характеристики объекта основных средств, вплоть до изменения сущности объекта, продлевающий срок полезного использования объекта и осуществляемый в соответствии с утвержденным проектом реконструкции основных средств; имеет целью достижение качественно новых, более высоких технических показателей перевозочного процесса, включающих, в первую очередь, увеличение осевых и погонных нагрузок, весовой нормы поезда, скоростей движения поездов, а также более высокую степень надежности и бесперебойности движения поездов.
Затраты на проведение реконструкции — капитализируемые и увеличивают стоимость объектов основных средств.
1.4. Затраты на проведение восстановительных работ по объекту, срок полезного использования которого истек, должны быть капитализированы. При этом производится продление срока полезного использования объекта.
Затраты на проведение работ по текущему содержанию объекта, срок полезного использования которого истек, не капитализируются.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта приносит экономические выгоды (доход) организации.
1.5. Нормативный срок службы инженерного сооружения — календарная продолжительность эксплуатации, установленная нормативными документами.
Если нормативный срок службы инженерного сооружения превышает его срок полезного использования, установленный в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 N 1 и документами ОАО «РЖД», то затраты при проведении работ по капитальному ремонту в отношении объектов основных средств с истекшим сроком полезного использования, по результатам которых не продлевается нормативный срок службы, относятся к некапитализируемым затратам.
1.6. Критериями для классификации работ по восстановлению инженерных сооружений являются их основные технические и эксплуатационные характеристики, подлежащие анализу.
Технические и эксплуатационные характеристики искусственного сооружения указаны в техническом паспорте дистанции пути формы АГУ-4.
1.7. Основанием для планирования работ на инженерных сооружениях являются дефектные ведомости фактического состояния объектов основных средств, составляемые по материалам обследований и соответствующие технические заключения.
2. Основные технические и эксплуатационные характеристики инженерных сооружений, подлежащие анализу для классификации работ по восстановлению инженерных сооружений.
2.1.1. Железнодорожные мосты, путепроводы и виадуки: полная длина сооружения;
расчетная схема сооружения;
материал пролетных строений (металл, железобетон);
количество железнодорожных путей;
грузоподъемность сооружения;
тип фундаментов опор.
2.1.2. Пешеходные мосты:
полная длина моста с учетом сходов;
расчетная схема моста;
материал пролетных строений (металл, железобетон, композит);
ширина пешеходного прохода;
количество и расположение сходов;
ширина сходов;
тип фундаментов опор;
инженерные обустройства, предусмотренные проектом (освещение, кабельная канализация, обустройства для малоподвижных групп населения).
2.1.3. Пешеходные тоннели:
полная длина тоннеля с учетом сходов;
количество и расположение сходов;
ширина пешеходного прохода и сходов.
инженерные обустройства, предусмотренные проектом (освещение,
кабельная канализация, водоотведение, обустройства для малоподвижных групп населения);
количество и площадь служебных помещений.
2.1. 4. Железнодорожные тоннели и галереи:
полная длина;
материал обделки (чугун, железобетон);
габарит пропускаемого подвижного состава;
инженерные системы, предусмотренные проектом (освещение, кабельная канализация, водоотведение, вентиляция, дымоудаление, пожаротушение);
количество и площадь служебных помещений.
2.1.5. Водопропускные трубы и поперечные лотки:
полная длина*;
———————————
*- допускается при капитальном ремонте увеличение длины водопропускной трубы не более, чем на 25% при производстве работ по восстановлению несущей способности высоких насыпей устройством контрбанкета, если при этом не требуется усиление самой водопропускной трубы.
количество отверстий;
материал тела трубы (металл, дерево, камень, кирпич, бетон, железобетон);
водопропускная способность сооружения (подлежит пересчету при разработке проекта).
2.1.6. Автодорожные путепроводы:
полная длина путепровода;
габарит проезда;
расчетная схема путепровода;
материал пролетных строений (железобетон, металл);
грузоподъемность сооружения;
тип фундаментов опор.
2.1.7. Фильтрующие насыпи: длина фильтрующей насыпи.
2.1.8. Селеспуски, акведуки: длина;
ширина и высота лотка;
тип фундаментов опор;
наличие (отсутствие) подходной эстакады.
материал пролетных строений (металл, бетон, железобетон, камень);
2.1.9. Регуляционные и струенаправляющие сооружения, учитываемые в качестве самостоятельного объекта основных средств:
длина;
объем;
материал.
2.2. Земляное полотно и его обустройства.
2.2.1. Земляное полотно в целом
— высота насыпи, глубина выемки, ширина основной площадки.
2.2.2. 3ащитные поддерживающие и укрепительные сооружения, учитываемые в качестве самостоятельного объекта основных средств:
а) подпорные стенки:
длина и высота, объем;
материал (камень, кирпич, железобетон, бетон);
б) одевающие стенки:
площадь поверхности, объем;
в) улавливающие стенки:
длина и высота, объем;
ширина пазухи;
материал (камень, кирпич, железобетон, бетон);
г) лавинозащитные сооружения (заборы):
длина;
материал (дерево, металл, синтетика).
2.2.3. Противоразмывные и берегоукрепительные сооружения, учитываемые в качестве самостоятельного объекта основных средств:
а) волноотбойные стенки:
длина и высота, объем;
материал (камень, железобетон, бетон);
б) буны, волноломы, траверсы, дамбы;
длина;
материал (камень, железобетон, бетон);
объем;
2.2.4. Водоотводы
а) продольные водоотводные лотки:
длина лотков;
водопропускная способность (проверяется расчетом);
материал лотков (железобетон, композит);
б) дренажи и штольни глубокого заложения:
длина;
глубина заложения;
материал конструкции;
количество смотровых колодцев,
водопропускная способность;
в) канализация и лотки на станциях, коллекторы:
суммарная длина системы водоотведения;
количество смотровых колодцев;
глубина заложения,
водопропускная способность;
е) быстротоки, перепады:
длина;
материал (камень, бетон, железобетон);
количество водобойных колодцев.
Изменения, улучшающие первоначальные основные технические и эксплуатационные характеристики сооружения по одному или более параметрам, из перечисленных в настоящем разделе, являются основанием для классификации выполненных работ и отнесения расходов на реконструкцию сооружения — объекта основных средств.
Если в результате выполненных работ не произошло изменения (улучшения) ни одной из вышеперечисленных характеристик, то такие работы следует квалифицировать как капитальный ремонт.
Искусственные сооружения по прочности, надежности, устойчивости, экономичности обслуживания и срокам службы должны удовлетворять действующим техническим требованиям и обеспечивать пропуск обращающихся нагрузок с установленными скоростями движения.
3.1. Номенклатура работ по текущему содержанию искусственных сооружений:
— выправка повреждений на элементах металлических пролетных строений;
— постановка накладок на элементах металлических пролетных строений;
— замена отдельных дефектных заклепок высокопрочными болтами;
— окраска отдельных мест пролетных строений (не более 25% площади);
— выправка перекоса и угона катков опорных частей;
— ремонт футляров опорных частей;
— очистка и натирка опорных частей;
— ремонт мостовых брусьев;
— одиночная смена мостовых и мауэрлатных брусьев;
— смена не более 25% охранных брусьев(охранных уголков);
— смена не более 25% мостового и пешеходного настила;
— очистка и смазка уравнительных приборов и рельсовых замков;
— замена лапчатых болтов;
— подтягивание и смазка лапчатых и прочих болтов;
— исправление резьбы на болтах;
— ремонт отдельных мест каменного мощения конусов;
— содержание деревянных лестниц на откосах конусов;
— ремонт металлических перил;
— ремонт сливов подферменных площадок;
— содержание и ремонт противопожарного инвентаря;
— заделка трещин в кладке опор;
— расшивка швов облицовки;
— ремонт отдельных мест поврежденной штукатурки опор (не более 25% оштукатуренной поверхности);
— расчистка швов кладки опор;
— заделка отколов, раковин, пустот и восстановление защитного слоя железобетонных и бетонных поверхностей сооружений;
— ремонт деревянных щитов;
— замена сгнивших или сломанных элементов деревянных мостов и деревянных водопропускных труб;
— противогнилостные мероприятия на деревянных сооружениях;
— ремонт поверхности железобетонных и бетонных труб;
— заделка швов между секциями водопропускных труб;
— расчистка и расшивка швов в каменных и бетонных трубах;
— заделка вывалов и перекладка отдельных камней облицовки тоннелей и каменных труб;
— замена деревянных ступеней, поперечин, ремонт деревянного настила на пешеходных металлических мостах;
— ремонт железобетонных и металлических ступеней, заделка выбоин и ремонт отдельных мест асфальтового покрытия на пешеходных и автодорожных мостах (не более 25% от объема).
3.3 Классификация основных видов работ по капитальному ремонту и реконструкции искусственных сооружений
Примечание редакции.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с оригиналом документа.
Таблица 1
N |
Вид сооружения |
Наименование работ |
|
Капитальный ремонт |
Реконструкция, |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Железнодорожные |
Замена более 25% противоугонных |
|
1.2 |
Металлические |
Замена дефектных металлических |
Замена дефектных |
1.3 |
Железобетонные, |
Замена дефектных пролетных |
Замена дефектных |
1.4 |
Каменные, |
Частичная перекладка каменных и |
Усиление, расширение |
2. |
Пешеходные мосты |
Ремонт покрытия (кроме |
Уширение прохожей части |
3. |
Пешеходные |
Ремонт и замена ступеней. |
Уширение прохожей части |
4 |
Железнодорожные |
Частичная перекладка обделки |
Замена более 25% |
5 |
Водопропускные |
Ремонт оголовков и лотков труб |
Удлинение труб более |
6. |
Автодорожные |
Замена дефектных балок пролетных |
Замена более 25% балок |
7 |
Фильтрующие |
Восстановление каменной |
Замена фильтрующих |
8 |
Каменные, бетонные |
Перекладка кладки (не более 25% |
Переустройство |
9 |
Укрепления |
Замена двойного и одиночного |
Устройство новых и |
10 |
Эксплуатационные |
Ремонт и восстановление в |
Сооружение перед мостами |
Примечание 1: Данный вид работ в указанном объеме проводится в отношении одного из составляющих (настил, брусья, контруголки и т.п.) элемента (мостовое полотно) сооружения (мост) и не приводит к изменению служебного и технологического назначения сооружения в целом, не придает сооружению новых качеств и не повышает его технико-экономических показателей.
Примечание 2: В соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации мосты с пролетными строениями длиной более 100 м относятся к уникальным объектам, проектная документация по которым требует обязательного прохождения государственной экспертизы. Работы по замене пролетных строений длиной более 100 м во всех случаях следует относить к реконструкции.
Примечание 3: Бездонные короба служат для формирования и удержания балластной призмы, не являются элементом моста и их применение не изменяет его полную паспортную длину.
Примечание 4: Работы по новому строительству искусственных сооружений взамен старых (изношенных) с разборкой (демонтажем) последних не могут быть классифицированы как реконструкция существующего объекта основных средств.
4. Земляное полотно и его обустройства
4.1 Лотки, дренажи, штольни, барражные стенки, берегозащитные сооружения (буны, волноломы, волноотбойные стенки и т.п.) подпорные, улавливающие, одевающие стенки, бермы, контрбанкеты и другие поддерживающие и защитные сооружения, если они изначально не выделены как самостоятельные сооружения, относятся к обустройствам земляного полотна, обеспечивающим его прочность и устойчивость.
Классификация работ по их ремонту, усилению и переустройству для устранения деформаций, повышения несущей способности и эксплуатационной надежности земляного полотна определяется проектом капитального ремонта или реконструкции земляного полотна, комплексом которого они учтены.
4.2. В случае, если перечисленные в п. 4.1. обустройства земляного полотна являются самостоятельными объектами основных средств, классификация производимых на этих сооружениях работ определяется в соответствии с п. 4.4. (табл. 2).
4.3. Номенклатура работ по текущему содержанию земляного полотна:
— срезка и планировка отдельных неровностей и застойных мест на обочинах земляного полотна;
— устранение мелких неисправностей в виде трещин, впадин, на откосах земляного полотна, могущих привести к деформациям откосов;
— очистка от снега откосов малоустойчивых и больных насыпей и выемок (до начала таяния);
— очистка кюветов, нагорных канав, банкетных и других водоотводных канав, лотков и сооружений, устранение перемычек в водоотводных сооружениях с целью обеспечения нормального поверхностного стока;
— исправление отдельных нарушений одерновки и других видов крепления дна и откосов водоотводных сооружений, своевременная подготовка земляного полотна и его обустройств к безопасному пропуску весенних вод и ливневых паводков;
— ликвидация наледей в водоотводных сооружениях;
— постоянное наблюдение за состоянием и работой дренажных сооружений со своевременной очисткой отстойников смотровых колодцев, устья и выпусков дренажей, ливневой канализации и отводных канав;
— утепление на зиму лотков, смотровых колодцев и выпусков дренажей;
— наблюдение за исправной работой вентиляции в штольнях и вентиляционных прорезей.
Кроме того, на горно-обвальных, размывных, оползневых, селевых и других сложных участках выполняются работы по специальному перечню, применительно к местным условиям.
4.4 Классификация основных видов работ по капитальному ремонту и реконструкции земляного полотна и его обустройств
Таблица 2
N |
Вид сооружения |
Наименование работ |
|
Капитальный ремонт |
Реконструкция, |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Земляное полотно |
Устранение балластных корыт, |
Устройство участков |
2. |
Защитные, |
Ремонта и восстановление |
Устройство новых и |
3. |
Противоразмывные и |
Ремонт регуляционных и |
Устройство новых и |
4. |
Продольные |
Восстановление и ремонт |
Переустройство лотков с |
5. |
Дренажи и штольни |
Восстановление и ремонт |
Устройство новых |
6. |
Канализация и |
Восстановление и все виды |
Сооружение новой или |
Работы по устранению деформаций земляного полотна могут выполняться как в комплексе работ по капитальному ремонту земляного полотна, так и по титулу реконструкции (модернизации) железнодорожного пути, как это предусматривается соответствующими проектными решениями.
В ходе реконструкции инженерного сооружения все виды работ по их восстановлению классифицируются как реконструкция объекта основных средств.
4.4. Обследовательские работы
Обследования, а при необходимости, испытания инженерных сооружений производятся мостоиспытательными станциями, инженерно-геологическими базами, путеобследовательскими станциями по земляному полотну, проектно- изыскательскими и научно-исследовательскими организациями, а также другими организациями, имеющими лицензии на выполнение данного вида работ, для определения фактического состояния сооружений и для принятия решения о проведении работ по обеспечению их безопасной эксплуатации.
Привлечение научно-исследовательских, а также других организаций, имеющих лицензии на выполнение обследований железнодорожных инженерных сооружений производится по согласованию с Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД».
Проектно-сметная документация на капитальный ремонт или реконструкцию инженерных сооружений составляется проектной организацией на основании предварительно выполненного технического обследования.
По материалам технического обследования составляется заключение о состоянии инженерных сооружений, определяются номенклатура и объемы необходимых работ по их восстановлению или усилению, а также классификация этих работ — капитальный ремонт или реконструкция, что должно быть отражено в техническом задании на проектирование.
Затраты на проведение обследовательских работ, выполненные до принятия решения ОАО «РЖД» на проведение работ по восстановлению инженерных сооружений, являются расходами по обычным видам деятельности.