Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 02.08.2011 N 1701р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 2 августа 2011 г. N 1701р


О СОЗДАНИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ «ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ»

(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 21.10.2011 N 2276р)

В целях формирования технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт»:

1. Образовать рабочую группу в составе двух подгрупп.

Подгруппа N 1 по формированию, разработке проекта реализации и механизмов функционирования технологической платформы на среднесрочную перспективу, обеспечивающих скорость железнодорожного сообщения до 400 км/ч (вопросы управления движением).

Андреев                    — первый заместитель начальника Департамента

Владимир Евгеньевич          технической политики (руководитель подгруппы N 1)

Корчагин                   — начальник Центра инновационного развития — филиала

Александр Дмитриевич         ОАО «РЖД» (заместитель руководителя подгруппы N 1)

Безродный                  — главный инженер ПКТБ ЦШ

Борис Федорович

(по согласованию)

Бояров                     — старший научный сотрудник Института статистических

Артур Дмитриевич             исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа

(по согласованию)            экономики»

Вохмянин                   — первый заместитель начальника Департамента

Вадим Эдуардович             информатизации и корпоративных процессов управления

Зайцев                     — профессор кафедры экономика транспорта

Анатолий Александрович       ФГБОУ ВПО ПГУПС

(Включен Распоряжением ОАО «РЖД» от 21.10.2011 N 2276р)

Каркищенко                 — руководитель Центра перспективных фундаментальных и

Александр Николаевич         прикладных исследований ОАО «НИИАС»

(по согласованию)

Казиев                     — главный инженер Управления автоматики и телемеханики

Гурам Дмитриевич             Центральной дирекции инфраструктуры

Котлов                     — начальник технического управления ОАО «Скоростные

Юрий Леонидович              магистрали»

(по согласованию)

Кротова                    — руководитель проектов

Мария Константиновна         ООО «ДБ Интернациональ ГмбХ»

(Включена Распоряжением ОАО «РЖД» от 21.10.2011 N 2276р)

Матюшин                    — вице-президент НП «ОПЖТ»

Владимир Алексеевич

(по согласованию)

Назаров                    — заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»

Олег Николаевич

(по согласованию)

Розенберг                  — первый заместитель генерального директора ОАО

Ефим Наумович                «НИИАС»

(по согласованию)

Слюняев                    — главный инженер Центральной станции связи — филиала

Александр Николаевич         ОАО «РЖД»

Утин                       — заместитель начальника Центра инновационного

Андрей Никитович             развития — филиала ОАО «РЖД»

Шипулин                    — главный инженер Центральной дирекции управления

Николай Павлович             движением — филиала ОАО «РЖД»

Яговкин                    — начальник отдела Департамента технической политики

Андрей Николаевич

Подгруппа N 2 по формированию, разработке проекта реализации и механизмов функционирования технологической платформы на долгосрочную перспективу, позволяющих повысить скорость железнодорожных сообщений до 1000 км/ч.

Андреев                  — первый заместитель начальника Департамента

Владимир Евгеньевич        технической политики (руководитель подгруппы N 2)

Корчагин                 — начальник Центра инновационного развития — филиала

Александр Дмитриевич       ОАО «РЖД» (заместитель руководителя подгруппы N 2)

Безродный                — главный инженер ПКТБ ЦШ

Борис Федорович

(по согласованию)

Галенко                  — генеральный директор ОАО ИНЦ «ТЭМП», член

Андрей Александрович       корреспондент Академии электротехнических наук

(по согласованию)          Российской Федерации

Зайцев                   — профессор кафедры экономика транспорта

Анатолий Александрович     ФГБОУ ВПО ПГУПС

(Включен Распоряжением ОАО «РЖД» от 21.10.2011 N 2276р)

Казиев                   — главный инженер Управления автоматики и телемеханики

Гурам Дмитриевич           Центральной дирекции инфраструктуры

Каркищенко               — руководитель Центра перспективных фундаментальных и

Александр Николаевич       прикладных исследований ОАО «НИИАС»

(по согласованию)

Котлов                   — начальник технического управления ОАО «Скоростные

Юрий Леонидович            магистрали»

(по согласованию)

Краснов                  — генеральный директор ОАО «Московские монорельсовые

Игорь Владимирович         дороги»

(по согласованию)

Кротова                  — руководитель проектов

Мария Константиновна       ООО «ДБ Интернациональ ГмбХ»

(Включена Распоряжением ОАО «РЖД» от 21.10.2011 N 2276р)

Круглов                  — профессор, д.т.н., проректор по научной работе

Валерий Михайлович         Московского государственного университета путей

(по согласованию)          сообщения

Матюшин                  — вице-президент НП «ОПЖТ»

Владимир Алексеевич

(по согласованию)

Назаров                  — заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»

Олег Николаевич

(по согласованию)

Носков                   — директор научно-исследовательского и испытательного

Владимир Николаевич        центра «Криотрансэнерго»

(по согласованию)

Розенберг                — первый заместитель генерального директора ОАО

Ефим Наумович              «НИИАС»

(по согласованию)

Рольф Эпштайн            — директор по работе с глобальным клиентом ОАО «РЖД»

(по согласованию)          ООО «Сименс»

Савенков                 — заместитель начальника Управления пути и сооружений

Евгений Николаевич         по скоростному движению

Утин                     — заместитель начальника Центра инновационного

Андрей Никитович           развития — филиала ОАО «РЖД»

Флегонтов                — директор научно-исследовательского центра

Николай Степанович         «Криотрансэнерго»

(по согласованию)

Хананов                  — главный инженер Управления электрификации и

Вячеслав Васильевич        электроснабжения Центральной дирекции

инфраструктуры

Чернин                   — заместитель начальника Департамента технической

Марк Абрамович             политики

Шилкин                   — заместитель директора ПКБ ЦТ

Виталий Петрович

(по согласованию)

Яговкин                  — начальник отдела Департамента технической политики

Андрей Николаевич

2. Членам Подгруппы N 1 и Подгруппы N 2 в срок до 01 сентября 2011 г. представить руководителю подгруппы предложения по перечню работ (с указанием ориентировочных сроков выполнения работ и ориентировочных объемов финансирования), направленных на развитие основных групп технологий в среднесрочной и долгосрочной перспективах соответственно.

При подготовке предложений руководствоваться материалами заявки ОАО «РЖД» на технологическую платформу «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт» (прилагаются).

3. Начальнику технического управления ОАО «Скоростные магистрали» Котлову Ю.М. (по согласованию) при формировании указанного перечня работ предусмотреть увязку мероприятий, направленных на развитие основных групп технологий в среднесрочной перспективе, с планом реализации ВСЖМ 1.

4. Руководителю Подгруппы N 1 и Подгруппы N 2 Андрееву В.Е. в срок до 01 ноября 2011г. представить проект технического задания на формирование технологической платформы на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

5. Общее руководство рабочей группой оставляю за собой.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

В.А.Гапанович



Приложение

к распоряжению ОАО «РЖД»

от 2 августа 2011 г. N 1701р




ЗАЯВКА



о включении в перечень технологических платформ, утверждаемых Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям

Настоящая заявка подготовлена в соответствии с пунктом 10 Порядка формирования перечня технологических платформ, утвержденных решением протокола заседания Правительственной комиссией по высоким технологиям инновациям от 3 августа 2010 г. N 4, и содержит следующим сведения по следующим основным разделам:




1. Название технологической платформы

Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт.




2. Обоснование, краткое описание предполагаемых задач и основных результатов создания технологической платформы

Развитие транспортных, авиационных и космических систем является одним из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденных указом Президента Российской Федерации N Пр-843 от 21.05.2006. Способствовать успешной реализации указанного направления призваны технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления, а также технологии создания и управления новыми видами транспортных систем, содержащихся в перечне критических технологий, утвержденном указом Президента Российской Федерации N Пр-842 от 21.05.2006.

Крайне важная роль отводится развитию высокоскоростного железнодорожного транспорта, что определено стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и указом Президента Российской Федерации N 321 от 16.03.2010.

Развитие высокоскоростных железнодорожных перевозок обеспечит улучшение транспортных связей, создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути, что позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения также обеспечит сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.

Комплексный подход к управлению всеми системами и процессами на железнодорожном, в том числе высокоскоростном, транспорте, определил тенденцию развития железнодорожной отрасли, проявлением которой стало развитие интеллектуальных железнодорожных транспортных систем.

Приоритетность развития высокоскоростного интеллектуального железнодорожного транспорта определяется необходимостью выравнивания уровня развития регионов страны, дифференцированной динамикой транспортной подвижности населения в различных регионах страны и интенсивностью межрегиональных транспортных связей.

Настоящая технологическая платформа необходима с точки зрения глобальных, международных и национальных долгосрочных вызовов в области научно-технологического и социально-экономического развития, так как соответствующие программы приняты в рамках Международного союза железных дорог (МСЖД), финансируются ведущими странами в качестве основы для принципиального прорыва в области совершенствования транспортных систем. Только в США данные программы на государственном уровне ежегодно поддерживаются субсидиями на уровне 20-30 млрд. долларов. Такая особенность глобального вызова связана с тем, что именно транспорт создает предпосылки научно-технического развития и совершенствования технологии практически во всех смежных отраслях от машиностроения до интеллектуальных вычислительных систем с одновременным совершенствованием элементной базы, методологии программирования, а также методов и инструментов для сертификации таких высоко ответственных изделий.

Глобальные вызовы: глобализация экономики (создание продуктов, конкурентоспособных на глобальных рынках), повышение мобильности населения (уменьшение потерь времени на переезды и стимулирование активности и мобильности населения), экология и окружающая среда (технологии «зеленого» строительства, отсутствие вредных выбросов, снижение шумовой нагрузки на людей), повышение требований к транспортной безопасности.

Международные вызовы: создание международной интеллектуальной транспортной инфраструктуры (использование общих информационных ресурсов, международные транспортные коридоры), обеспечение совместимой технологии перевозок (технические требования, стандартизация, подтверждение соответствия), интеграционные экономические процессы.

Национальные вызовы: повышение конкурентоспособности железнодорожного сектора (повышение качества, эффективности перевозок, сокращение негативного воздействия на окружающую среду, разгрузка автомобильных дорог), создание новых технологий, конкурентоспособных на международных рынках (новое производство, новые отрасли экономики, ликвидация отставания промышленности от мирового уровня), формирование нового высокотехнологичного рынка услуг, экономическое развитие территорий в регионах реализации проекта (создание новых рабочих мест, туризм, производство), создание технологий, «дружественных» малоподвижным группам населения (инвалиды, люди с ограниченными физическими возможностями), в целом повышение требований к стандартам услуг.

Технологические барьеры: отсутствие отечественных базовых технологий производства в машиностроении, соответствующих мировому уровню, низкое качество производства, отсутствие отечественных разработок и их производства, отсутствие специализированных испытательных полигонов для высокоскоростного транспорта, отсутствие квалифицированных кадров (особенно в области современных методов проектирования подвижного состава).

К основным задачам, решаемым в рамках технологической платформы, относятся:

интеграция современных машиностроительных, информационных и телекоммуникационных технологий и средств автоматизации в транспортную инфраструктуру, транспортные средства для повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, обеспечения надлежащего уровня комфорта и качества транспортных услуг;

разработка комплекса технических регламентов и национальных стандартов с учетом мирового опыта проектирования, строительства и эксплуатации скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта, позволяющих осуществлять перевозочный процесс в соответствии с мировым уровнем;

разработка и реализация системы финансового обеспечения проектов с учетом возможного использования различных источников инвестиций, определение роли и форм участия государства и частных инвесторов в реализации проектов скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей;

реализация проектов создания инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенной для обеспечения высокоскоростного железнодорожного движения;

разработка и производство технических средств нового поколения для высокоскоростных магистралей, включая инфраструктуру и подвижной состав;

подготовка кадров для обеспечения скоростного и высокоскоростного движения.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 24.09.2013 N 2041р




3. Группы технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы

Основными группами технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, являются:

Технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления:

технологии создания интеллектуальных систем управления и информационного обеспечения на железнодорожном транспорте;

создание систем контроля местоположения, параметров движения и состояния подвижных транспортных средств с их автоматической идентификацией на основе применения спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS, наземных комплексов с использованием RFID-технологий, средств цифровой связи со стандартизованными технологиями идентификации, навигации и позиционирования, телематического мониторинга и видеонаблюдения транспортных средств и грузов.

Технологии создания новых транспортных систем и управления ими:

создание газотурбинных локомотивов мощностью до 10000 кВт;

разработка основ создания новых транспортных систем на основе магнитной левитации;

разработка интеллектуальных логистических систем управления перевозочным процессом для высокоскоростного железнодорожного транспорта в увязке с другими транспортными системами, в том числе для обеспечения энергоэффективного управления движением;

создание «интеллектуального» поезда со встроенной системой автоведения и самодиагностики;

спутниковые технологии для навигационной поддержки и мониторинга состоянии железнодорожной инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;

создание специализированных высокоэффективных машин и оборудования для строительства, содержания и ремонта объектов инфраструктуры, обеспечивающих высокоскоростное движение;

Нанотехнологии и технологии создания наноматериалов:

создание новых высокопрочных и износостойких экологически чистых материалов для объектов инфраструктуры (шпалы, георешетки, защитные покрытия мостовых конструкций, контактный провод, шумозащитные материалы и другая продукция) и подвижного состава (детали кузова, интерьера пассажирских вагонов, защитные покрытия деталей подвижного состава).

Создание энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии в сфере железнодорожного транспорта:

автоматизированная система комплексного учета топливно-энергетических ресурсов железной дороги, автоматизированная система контроля расхода топлива и технологических параметров для специального подвижного состава, водородная энергетика, система автоведения поездов, реализующая энергооптимальные графики движения поездов, создание интеллектуальных вокзальных комплексов, позволяющих максимально увеличить эффективность функционирования инженерных систем вокзала, обеспечивающих потребление энергоресурсов.

Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации:

создание единого информационно-коммуникационного пространства транспорта с обеспечением информационной защиты;

разработка интеллектуальных многоуровневых систем обеспечения комплексной безопасности, включая технологическую, транспортную и информационную.

Технологии производства программного обеспечения:

разработка методов математического имитационного моделирования с учетом особенностей организации высокоскоростного движения;

разработка методов выявления предельных состояний элементов подвижного состава с прогнозированием их ресурса по времени;

создание информационных технологий поддержки жизненного цикла продукции на всех этапах создания и эксплуатации технических средств;

разработка и внедрение технологии управления ресурсами, рисками на этапах жизненного цикла на основе анализа надежности на железнодорожном транспорте;

создание высокоточных цифровых моделей пути и иных объектов инфраструктуры с технологиями 3D-моделирования.

Технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф:

разработка новых моделей и методов мониторинга и прогноза состояния железнодорожных путей и полосы отвода;

технологии комплексирования разнородной и разновременной информации для мониторинга состояния железнодорожных объектов;

разработка технологии планирования развития инфраструктуры железнодорожного транспорта на основе спутникового мониторинга климатических и геодинамических процессов;

создание технологии защиты объектов железнодорожного транспорта на основе оценки рисков катастроф;

развитие физических основ для создания сенсоров для систем спутникового мониторинга потенциально опасных воздействий на объекты железнодорожного транспорта.

Новые материалы:

разработка сталей для производства рельсов с ресурсом до 1,5 млрд. ткм брутто;

разработка сталей для производства пружинных рельсовых скреплений с ресурсом до 1,5 млрд. ткм брутто;

технология промышленного производства рельсов длиною 100 м;

создание низколегированных магнием и бронзовых контактных проводов повышенной механической прочности и износостойкости.




4. Перечень секторов экономики, на которые предполагается воздействие технологий, развиваемых в рамках технологической платформы

Сектора (отрасли) экономики, на которые, будет воздействовать технологическая платформа:

транспорт и связь;

транспортное машиностроение;

электротехническая промышленность;

металлургическая промышленность;

приборостроение;

химическая промышленность;

электронная промышленность;

космос;

строительство.




5. Информация о координаторе технологической платформы, а также перечень основных предприятий и организаций, привлеченных к участию в создании технологической платформы

Координатором программы является ОАО «РЖД».

Для реализации технологической платформы будут привлечены отраслевые научно-исследовательские организации, а также организации академии наук, государственные корпорации, профильные ВУЗы. В процесс производства высокотехнологических изделий будут вовлечены российские предприятия, добившиеся необходимых уровней качества, соответствующих Международному

стандарту железнодорожной промышленности (IRIS). Особое внимание будет уделено созданию совместных предприятий (СП) с зарубежными партнерами при условии передачи ими в пользование СП на территории России передовых технологий.

Государственные органы, институты развития, компании с государственным участием и иные организации, которые могут быть привлечены для реализации технологической платформы:

Государственные органы исполнительной власти и организации:

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Министерство образования и науки Российской Федерации;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Федеральное космическое агентство;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Российский фонд фундаментальных исследований;

Российский фонд технологического развития;

Российская академия наук.

Государственные корпорации:

ПС «Роснанотех»;

ПС «Ростехнологии».

Научные, образовательные и иные организации:

ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева», Москва;

Государственный научный центр Российской Федерации — федеральное государственное унитарное предприятие «Исследовательский центр имени М.В.Келдыша», Москва;

Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), Саров;

ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе, Санкт-Петербург;

Центральный аэрогидродинамический институт, Жуковский;

Институт машиноведения РАН, Москва;

Институт проблем информатики РАН, Москва;

Институт проблем передачи информации РАН, Москва;

Институт проблем управления РАН, Москва;

Институт системного программирования РАН, Москва;

Институт систем обработки изображений РАН, Самара;

Институт проблем транспорта РАН, Москва;

Институт космических исследований РАН, Москва;

Институт общей физики РАН, Москва;

Институт прикладной математики имени Келдыша РАН, Москва;

Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Н.В.Пушкова РАН, Москва;

Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН, Санкт-Петербург;

ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте», Москва;

ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта», Москва;

ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава», Коломна;

Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники», включающее 106 организаций-членов Партнерства;

ОАО «Научно-исследовательский институт космического приборостроения», Москва;

ЗАО «ИнтехГеоТранс», Москва; ЗАО «Аэрокосмические технологии», Москва;

ОАО «Научно-исследовательский институт технологии контроля и диагностики железнодорожного транспорта», Омск;

ОАО «Научно-производственная корпорация «РЕКОД», Москва;

ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», Красногорск;

ОАО «Торжокский вагоностроительный завод»;

ОАО «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения»;

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), Хабаровск;

Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС);

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ);

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС);

Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС);

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС);

Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС);

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), Новосибирск;

Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Екатеринбург;

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК);

Московский государственный технический университет им. Баумана;

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий и оптики.




6. Описание перспектив использования новых технологий в экономике

Развитие рынка высокоскоростных пассажирских перевозок (межрегиональных, междугородных, международных).

Развитие рынка информационных услуг пассажирам.

Предоставление новых логистических услуг для пассажиров.

Развитие туризма, в т.ч. международного.

Расширение рынка рабочей силы на основе увеличения подвижности населения.

Развитие спутниковых и IT-технологий.

Развитие энергосберегающих технологий.

Развитие наноиндустрии.

Использование групп технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, позволит:

— снизить совокупные транспортные издержки экономики за счет повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта;

— обеспечить снижение ресурсных и энергетических затрат;

— снизить экологическую нагрузку на окружающую среду;

— ликвидировать отставание и повысить конкурентоспособность на мировых рынках технических средств железнодорожного транспорта.

Реализация высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте и его интеллектуализация также позволят:

— сократить потребности в подвижном составе;

— обеспечить улучшение транспортных связей;

— привести уровень качества и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами;

— привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток;

— повысить защищенность объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры от воздействия различного рода угроз;

— способствовать развитию промышленного комплекса, поставляющего продукцию для железнодорожного транспорта;

— повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.

Социально-экономический эффект от внедрения данных систем прогнозируется в:

обеспечении высоконадежного функционирования транспортной системы и решения проблемы доступности пригородных зон, а также решения проблем скоростного межрегионального сообщения и повышения мобильности населения;

развитии телекоммуникационных технологий в регионах;

оживлении экономики в регионах реализации проекта, развитие смежных отраслей;

создании новых рабочих мест в сфере железнодорожного транспорта и в смежных отраслях;

снижении уровня загрязнения окружающей среды;

повышении культуры и образованности населения.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 05.10.2007 N 1950р




7. Информация о готовности к созданию технологической платформы

Проблемы организации высокоскоростного и интеллектуального транспорта прошли широкое обсуждение в железнодорожной отрасли и научном сообществе (международные конференции «Интеллектуальный транспорт — 2009 и 2010», конференция по высокоскоростному наземному транспорту, Международный транспортный форум и др.).

Определен перечень технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы.

Определены организации, предприятия и бизнес структуры, привлекаемые к созданию технологической платформы.

Предполагается широкое привлечение к работам в рамках технологической платформы научных и конструкторско-технологических коллективов организаций Российской академии наук и высших учебных заведений.

Организация высокоскоростного железнодорожного движения поддержана указом N 321 от 16.03.2010 Президента РФ «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ».

О государственной поддержке создания интеллектуального транспорта говорится в резолюции международной конференции «Интеллектуальный транспорт — 2010», проведенной в рамках проекта Партии «Единая Россия» — «Инфраструктура России» при официальной поддержке Комитета ГД РФ по транспорту, что нашло отражение в поручении Комитету ГД РФ по транспорту обеспечить координацию положений разрабатываемого Закона об ИТС и Концепции ФЦП «ИТС России до 2020 года».

Развитие технологической платформы невозможно без соответствующего прорыва, в первую очередь, в части научного задела, что позволит переориентировать специалистов ряда оборонных предприятий на решение данных сложных и комплексных задач, имеющих сугубо гражданское применение.

При этом особенности реализации технологической платформы позволяют говорить именно о возможности оперативного применения научных заделов в производстве, поскольку сама структура транспорта, и в первую очередь железнодорожного, обладает уникальными свойствами жесткой централизации и возможности сохранения в ней единой технологии с получением в кратчайшие сроки достоверных результатов на пилотных объектах, а затем соответствующего планирования и контроля внедрения достигнутых результатов на больших территориальных проектах.

Уже сегодня следует говорить о таких технологиях как быстродействующие вычислительные комплексы для решения задач диспетчеризации управления в рамках интеллектуального транспорта, развития цифровых систем связи и спутниковой навигации с переходом этих элементов в состояние просто комплектующих изделий практически во всех технических системах. Создания новых высоконадежных материалов для подвижного состава и объектов инфраструктуры для обеспечения возможности перехода к высокопроизводительному обслуживанию этих объектов и минимизации затрат за счет увеличения их живучести и возможности прогнозирования на основе специальных математических моделей допустимого риска.

Именно в области железнодорожного транспорта переход на интеллектуальный транспорт следует считать целесообразным, поскольку именно сегодня по этим направлениям имеется опережающий задел по сравнению с основными зарубежными конкурентами. Только в области внедрения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте более 12 тыс. подвижных объектов оснащены системой ГЛОНАСС/GPS, а также все системы управления обеспечения безопасности в России, в том числе и на высокоскоростных поездах российские. Разработка этих систем соответствует международным стандартам по безопасности и в области самого развития этих стандартов ОАО «РЖД» находится на передовом уровне.

Вместе с тем, разделение совместных научных проектов на отдельные части, и создание совместных научных продуктов сегодня является очевидной перспективой развития технологической платформы.

В настоящее время заключен ряд соглашений о сотрудничестве с зарубежными и отечественными организациями, исследовательскими институтами, финансовыми институтами, в числе которых: Ассоциация американских железных дорог, SWARCO (Австрия), «Кнор-Бремзе Систем» (Германия), АО «Татровагонка» (Словакия), SKF (Швеция), Siemens (Германия), Европейский банк реконструкции и развития, «ЕвразХолдинг», ГК «Роснанотех», ГК «Ростехнологии», Синара Транспортные машины, ОАО «КУМЗ» и ОАО «ПГК», ОАО «ТМХ», Российский фонд фундаментальных исследований, Российская академия наук, Центральный аэрогидродинамический институт, ФГУ «32 ГНИИИ Минобороны России».




8. Краткое описание ключевых направлений совершенствования государственного регулирования в целях обеспечения развития технологий, поддерживаемых в рамках технологической платформы

Участие Российской Федерации в развитии железнодорожного транспорта может реализоваться путем:

предоставления средств федерального бюджета в рамках долгосрочных целевых программ;

предоставления средств федерального бюджета на участие в инвестиционных проектах на условиях частно-государственного партнерства;

введения инвестиционной составляющей в грузовых тарифах ОАО «РЖД» для реализации инфраструктурных проектов;

установления на отдельных участках новых линий тарифов, обеспечивающих возврат вложенных в их строительство средств;

принятия иных форм государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом для строительства высокоскоростных магистралей возможна разработка специального механизма финансирования на условиях частно-государственного партнерства.

К основным задачам по развитию скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения в России относятся:

разработка комплекса технических регламентов и национальных стандартов с учетом мирового опыта проектирования, строительства и эксплуатации скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта;

разработка и реализация системы финансового обеспечения проектов с учетом возможного использования различных источников инвестиций, определение роли и форм участия государства и частных инвесторов в реализации проектов скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей;

разработка и производство технических средств нового поколения для скоростных и высокоскоростных магистралей, включая инфраструктуру и подвижной состав;

подготовка кадров для обеспечения скоростного и высокоскоростного движения.




9. Описание основных мероприятий по созданию и обеспечению деятельности технологической платформы на ближайшие 5-7 лет и план действий на ближайший год

Основные направления технологической платформы соответствуют стратегии инновационного развития ОАО «РЖД» и на пилотных проектах отрабатываются с получением необходимых показателей по эффективности и безопасности. Ряд проектов осуществляется ОАО «РЖД» совместно с зарубежными фирмами. В целом планирование данной работы предусматривает в 2011 г. разработку проекта реализации технологической платформы, формирование механизмов ее функционирования и обеспечение ее организационного развития.

Безусловно, при этом необходимо расширять круг участников, в том числе с привлечением заинтересованных организаций других отраслей и видов транспорта, а также международных организаций для стандартизации и унификации применяемых технических и технологических решений.

Следующий этап в течение 2012-2015 гг. должен предусматривать получение необходимых оценочных результатов для расширения количества пилотных зон, а также завершения в рамках этих пилотных зон внедрения элементов интеллектуального железнодорожного транспорта с целью построения законченных технологических цепочек, позволяющих осуществлять их дальнейшее тиражирование.

С 2015 г. должны быть созданы условия для формирования соответствующих международных проектов, а также решение задач локализации производства в России необходимого количества прорывных технологий с соответствующей организацией подготовки персонала в рамках единых государственных федеральных целевых программ.

Данные элементы технологической платформы, перечисленные выше, не только самостоятельно формируют целые новые стратегические направления развития в области машиностроения, автоматики, информатики, связи, но и требуют совершенствование таких структурных элементов, как развитие фундаментальных и прикладных математических теорий, обосновывающих реализацию указанных задач, совершенствование структуры производства для применения высоконадежных элементов микроэлектроники с повышенными показателями быстродействия, интеграции и надежности, а также создание более совершенных систем идентификации объектов, в том числе совершенствование и развитие систем спутниковой связи, спутниковой навигации и других элементов беспроводного управления объектами.

План действия на ближайший год:


N

Выполняемые работы

Результаты

1.

Привлечение к участию в ТП максимально

широкого круга заинтересованных сторон, в

том числе:

1.1.

Создание рабочей группы по формированию

технологической платформы (далее — РГ).

1.2.

Подготовка перечня предприятий и

организаций в предметной области —

потенциальных участников ТП.

Перечень предприятий и организаций

1.3.

Подготовка комплекта информационных

материалов о ТП (далее — Информационные

материалы).

Комплект информационных материалов

о ТП для рассылки потенциальным

участникам ТП

1.4.

Рассылка Информационных материалов

потенциальным участникам ТП.

1.5.

Проведение информационного семинара

«Перспективы формирования ТП».

Регистрационный лист участников

семинара

Презентации к информационным

докладам

1.6.

Разработка и подписание соглашения о

сотрудничестве между участниками ТП.

2.

Выработка и реализация управленческих

решений, обеспечивающих функционирование

ТП, в том числе урегулирование

взаимоотношений участников.

3.

Разработка и согласование предложений по

системе управления технологической

платформой.

4.

Определение различных возможных

источников финансирования

функционирования ТП, в том числе:

4.1.

Разработка предложений по использованию

различных механизмов государственной

финансовой поддержки научно-

технологического развития (целевые

программы, институты развития, фонды и

др.).

4.2.

Проведение серии обсуждений (семинаров)

с участием представителей бизнеса и

органов власти, направленных на

согласование наиболее эффективных

механизмов финансирования

функционирования ТП, в том числе в

рамках частно-государственного

партнерства.

5.

Разработка предложений по формированию

нормативной правовой базы

функционирования ТП.

Предложения по формированию

нормативной правовой базы

функционирования ТП

Основные мероприятия по обеспечению деятельности технологической платформы на ближайшие 5-7 лет будут осуществлены в соответствии со Стратегией инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности