Распоряжение ОАО РЖД от 23.10.2013 N 2272р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. N 2272р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТИПА Р65 КАТЕГОРИИ Т1, ВС250Я И ВС250АВ, СВАРЕННЫЕ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕЛЬСОСВАРОЧНЫХ МАШИН ТИПА AMS 100
В целях расширения парка моделей подвесных рельсосварочных машин, допущенных к производству работ по сварке рельсов категории Т1, ВС250Я и ВС250Ав на объектах инфраструктуры:
1. Утвердить и ввести в действие с 11 ноября 2013 г. прилагаемые ТУ 0921-308-01124323-2013 «Рельсы железнодорожные типа Р65 категории Т1, ВС250Ав и ВС250Я, сваренные электроконтактным способом на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» с применением рельсосварочных машин типа AMS 100. Технические условия» (далее — Технические условия).
2. Начальникам дирекций инфраструктуры и по ремонту пути, первому заместителю генерального директора ОАО «РЖДстрой» Соловьеву С.В. (по согласованию):
а) обеспечить тиражирование и рассылку Технических условий в необходимом количестве в подведомственные структурные подразделения и предприятия (подрядные и субподрядные организации);
б) организовать до 11 ноября 2013 г. изучение и провести проверку знаний Технических условий у причастных работников;
в) установить контроль за выполнением требований Технических условий.
3. Первому заместителю генерального директора ОАО «РЖДстрой» Соловьеву С.В. (по согласованию) организовать выполнение работ по сварке рельсов машинами типа AMS 100 в строгом соответствии с требованиями Технических условий.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Управления диагностики и мониторинга инфраструктуры Конакова В.П.
Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Целько
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 23 октября 2013 г. N 2272р
РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТИПА Р65 КАТЕГОРИЙ T1, ВС250АВ и ВС250Я, СВАРЕННЫЕ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ НА ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОАО «РЖД» С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕЛЬСОСВАРОЧНЫХ МАШИН
ТИПА AMS 100
Технические условия
ТУ 0921 — 308 — 01124323 — 2013
(Вводятся впервые)
Держатель подлинника: ОАО «ВНИИЖТ»
Срок действия: до 01 января 2015 г.
1.1. Настоящие технические условия распространяются на соединение между собой железнодорожных рельсов типа Р65, категорий Т1, ВС250Я, ВС250Ав, изготовленных в соответствии с ГОСТ Р 51685-2000, ТУ 0921-239-01124323-2007, ТУ 0921-251-01124323-2008, и предназначенные для укладки в железнодорожные пути широкой колеи общего пользования, в том числе и железнодорожные пути для высокоскоростного движения.
1.2. Соединение между собой железнодорожных рельсов должно производиться контактной стыковой сваркой оплавлением в пути в составе ПРСМ, машины на комбинированном ходу, железнодорожной платформы с применением сварочного оборудования типа AMS 100 (AMS 100.0.4/350), производства Schlatter Industries AG (Швейцария).
1.3. Соединения железнодорожных рельсов, полученные методом контактной стыковой сварки оплавлением, предназначены для эксплуатации во всех климатических районах на суше (общеклиматическое исполнение) — «О».
2.1. Сварные соединения железнодорожных рельсов должны соответствовать требованиям настоящих технических условий, СТО РЖД 1.08.002-2009, Типовым технологическим процессам сварки новых, ремонта и сварки старогодных железнодорожных рельсов в рельсосварочных предприятиях сети железных дорог ОАО «РЖД», утв. ОАО «РЖД» 15.10.2010 г., «Технологии термической обработки сварных стыков рельсов в составе ПРСМ для промышленного применения (технологическая инструкция), утв. ОАО «РЖД» 21.11.2007 г., «Типовым технологическим указаниям о восстановлении электроконтактной сваркой лопнувших и дефектных рельсовых плетей бесстыкового пути», утв. ОАО «РЖД» 22.12.2008 г. либо документам их замещающим.
2.2. Требования к прокатным рельсам и сварным стыкам
2.2.1. Рельсы, предназначенные для сварки должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 51685-2000, ТУ 0921-239-01124323-2007, ТУ 0921 -251 -01124323-2008.
Запрещается сварка рельсов, не прошедших приемочного инспекционного контроля уполномоченными представителями ОАО «РЖД».
2.2.2. Рельсы, подлежащие сварке между собой в пути должны быть одного типа.
2.2.3. Сварные стыки рельсов должны иметь показатели прочности и пластичности не ниже значений, указанных в таблице 1, при положительных температурах окружающего воздуха в процессе испытаний.
2.2.4. Твердость металла головки термообработанных сварных стыков рельсов должна соответствовать твердости основного металла. Допускается снижение твердости металла головки сварных стыков рельсов относительно нижней границы прокатных рельсов на 15 %.
Таблица 1
Наименьшие приемочные значения показателей прочности и пластичности сварных рельсов типа Р65 при статическом поперечном трехточечном изгибе
Характеристика сварного соединения |
Разрушающая |
Стрела |
Подошва в растянутой зоне (погружение на головку-пролет 1м) |
||
Сварное соединение из рельсов категории Т1. |
2000 |
27 |
Сварное соединение рельса категории |
||
Сварное соединение из рельсов категории ВС250Я |
2100 |
30 |
Сварное соединение из рельсов категории ВС250Ав |
||
Сварное соединение рельса категории |
||
Головка в растянутой зоне (погружение на подошву-пролет 1м) |
||
Сварное соединение из рельсов категории T1. |
1750 |
23 |
Сварное соединение рельса категории |
||
Сварное соединение из рельсов категории ВС250Я |
1750 |
25 |
Сварное соединение из рельсов категории ВС250Ав |
||
Сварное соединение рельса категории |
2.2.5. Обработанная поверхность сварных стыков рельсов должна быть чистой, без раковин, заусенцев, трещин и расслоений.
Отклонения сварных стыков рельсов от прямолинейности по поверхности катания головки в вертикальной плоскости и по боковой рабочей грани головки в горизонтальной плоскости на длине 1 м после шлифования не должны превышать 0,3 мм, а для железнодорожных путей скоростного и высокоскоростного движения — 0,2 мм.
Прогибы вниз (седловины) в сварных стыках не допускаются.
На поверхности катания и по боковым граням головки после шлифования допускаются местные неровности размером +/- 0,2 мм.
2.3. Правила подготовки рельсов к сварке
2.3.1. Перед сваркой должно быть проверено наличие инспекторских приемочных клейм и другой маркировки рельсов.
2.3.2. Поступающие на сварку рельсы по прямолинейности в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по концевой кривизне должны отвечать требованиям ГОСТ Р 51685-2000, ТУ 0921-239-01124323-2007, ТУ 0921-251-01124323-2008.
2.3.3. Торцы готовых рельсов после обрезки должны быть перпендикулярными к продольной оси. Перекос не должен превышать 1 мм при измерении в любом направлении. Обрезку рельсов под сварку производят отрезными станками.
2.3.4. Торцы стыкуемых рельсов и контактирующие с зажимами сварочной машины поверхности на длину электродов (зажимных губок) должны быть зачищены до металлического блеска механическим способом. Зачистка должна вестись вдоль рельса. Риски и выхваты на зачищенных поверхностях не допускаются.
2.3.5. Вдавленные клейма на рельсе должны быть расположены на расстоянии не менее 100 мм от сварного шва. Выпуклые маркировочные знаки сошлифовывают на длину электродов сварочной машины.
2.4. Требования к процессам сварки рельсов
2.4.1. Сварка рельсов должна производиться стыковым способом оплавлением по режиму, утвержденному установленным порядком в ОАО «РЖД» (Приложение 1).
2.4.2. При установке свариваемых рельсов под сварку их торцы совмещают по периметру так, чтобы поверхности катания головок рельсов и боковые рабочие грани были на одном уровне. Несовпадение по высоте должно быть смещено на подошву и не должно превышать 1,2 мм. Несовпадение по ширине головки должно быть смещено в сторону нерабочей грани и не должно превышать 1 мм.
2.5. Требования к процессам механической и термической обработки сварных стыков
2.5.1. В сварных стыках выдавленный металл (грат) должны быть удалены в горячем состоянии (светло-красный цвет) механизированным способом с допуском по профилю в пределах от +0,7 мм до +2,0 мм по профилю рельсов ножами с образованием ровной срезанной поверхности без локальных выступов.
2.5.2. После удаления выдавленного металла (грата) производят механическую обработку сварных стыков по всему периметру заподлицо с основным профилем вдоль рельса абразивным инструментом с крупной (125-63) зернистостью.
После абразивной обработки стык не должен иметь острых кромок. Размеры и допуски профиля рельса должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51685-2000 для рельсов типа Р65.
Цвета побежалости после абразивной обработки не являются браком.
2.5.3. После абразивной механической обработки по периметру в обязательном порядке производят дифференцированную термическую обработку сварного стыка с применением индукционного оборудования типа УИН-001-100/РТ-П посредством нагрева всего сечения с последующим ускоренным охлаждением головки потоком воздуха по режиму, утвержденному установленным порядком в ОАО «РЖД» (Приложение 2).
Цвета побежалости после термической обработки не являются браком.
Нагрев сварных стыков для термической обработки начинают при температуре стыка не более 600 °С.
При отсутствии индукционного оборудования допускается проводить термическую обработку головки стыков, сваренных из рельсов категории Т1 методом закалки с тепла сварки по режиму, приведенному в приложении Ц СТО РЖД 1.08.002-2009.
Дифференцированная термическая обработка сварных стыков рельсов для железнодорожных путей скоростного и высокоскоростного движения является обязательной.
2.5.4. Окончательное (чистовое) шлифование по поверхности катания и боковым граням головок сварных стыков рельсов производится после термической обработки абразивными кругами чашечного типа с применением станков типа СЧР, МР5 или их аналогов до норм, указанных в п. 2.2.5 настоящих технических условий.
2.6. Комплектность учетной документации должна соответствовать требованиям п. 4.7 СТО РЖД 1.08.002-2009.
2.7. Маркировка
Сваренные стыки рельсов, отмечаются несмываемой белой краской по ГОСТ 10503 с нанесением краской двух пар вертикальных полос шириной 20 мм каждая, на шейке и верхней части подошвы рельса внутри колеи на расстоянии 250 мм с каждой стороны от середины стыка. Расстояние между полосами в паре не должно превышать 20 мм.
Каждый сварной стык должен иметь маркировочный номер, нанесенный белой несмываемой краской по ГОСТ 10503 на расстоянии не более 50 мм с правой стороны от крайней правой полосы.
Маркировочный номер сварного стыка должен состоять из пяти элементов наносимых краской в следующем порядке:
номер РСП, к которому приписана AMS 100 (при отсутствии приписки к РСП прописывают буквы AMS);
заводской номер сварочного оборудования (головки);
номер сварного стыка по сменному рапорту и книге учета утвержденных форм;
буква Т, являющаяся отметкой о проведении дифференцированной термической обработки. При отсутствии дифференцированной термической обработки прописывается буква Н.
последние две цифры года сварки стыка рельсов.
Между элементами маркировочного номера той же краской наносятся точки.
Схема нанесения краской полос и маркировочного номера на сварной стык представлена на рис. 1.
См. Рис. 1
3.1. При выполнении комплекса работ по сварке рельсов должны соблюдаться требования п. 5 СТО РЖД 1.08.002-2009.
3.2. Работы по сварке рельсов в пути с использованием машины AMS 100 выполняются на закрытом для движения поездов и маневровой работы участке пути на весь период его ремонта и сварки.
Сварку плетей или восстановление выполняют в соответствии с «Инструкцией по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути», утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 г. N 2788р, «Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ», утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 г. N 2790р, «Типовыми технологическими указаниями о восстановлении электроконтактной сваркой лопнувших и дефектных рельсовых плетей бесстыкового пути», утв. ОАО «РЖД» 22.12.2008 г.
4.1. Правила приемки сварных рельсов должны соответствовать требованиям п. 6 СТО РЖД 1.08.002-2009.
5.1. Качество сварных стыков рельсов необходимо контролировать в соответствии с требованиям п. 7 СТО РЖД 1.08.002-2009, «Инструкции по контролю качества сварки рельсов в РСП», утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2012 г. N 2728р или документов их замещающих.
5.2. Для контроля качества сварки рельсов на каждой сварочной машине типа AMS 100 сваривают по два образца на партию свариваемых рельсов из 50 стыков по режиму, принятому для данного типа машины и категорий рельсов.
В случае неудовлетворительных результатов испытаний контрольных образцов сварка партии стыков из 50 шт. запрещена.
В случае отсутствия на месте работ пресса для испытаний контрольных образцов разрешается выполнять испытания не позднее 10 суток после их сварки.
В случае неудовлетворительных результатов, полученных при испытании контрольных образцов, которое проводилось в течение 10 суток из-за отсутствия на месте работ пресса, необходимо провести вырезку и испытание двух стыков рельсов, сваренных в пути в этот период на данной сварочной машине. В случае неудовлетворительных результатов испытаний данных сварных стыков бракуется вся партия, сваренная в этот период на данной машине.
6.1. Гарантийные обязательства изготовителя должны соблюдаться в соответствии с п. 9 СТО РЖД 1.08.002-2009.
Режим контактной стыковой сварки оплавлением рельсов типа Р65 категории Т1 между собой, категории ВС250Я между собой, категории ВС250Ав между собой, категории ВС250Я с рельсом категории Т1, категории ВС250Ав с рельсом категории Т1, категории ВС250Я с рельсом категории ВС250Ав, на контактных машинах типа AMS 100
Наименование параметра* |
Значение браковочного |
Напряжение первичной обмотки |
380 — 400 |
Рабочее давление зарядки аккумулятора, МПа, не |
23 |
Скорость, мм/с |
0,2-2,7 |
Величина оплавления и форсировки, мм |
30-56 |
Величина осадки, мм |
11-20 |
Усилие осадки, кН |
450 — 1000 |
Скорость осадки, мм/с, не менее |
30 |
Наличие проскальзывания |
не допускается |
Наличие короткого замыкания на форсировке |
не допускается |
* — Все параметры, кроме рабочего давления зарядки аккумулятора фиксируются автоматической системой диагностирования сварочной машины.
Режим дифференцированной термической обработки сварного стыка рельсов типа Р65 на установках типа УИН-001-100/РТ-П
┌───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐
│ Наименование параметра │ Значение браковочного │
│ │ параметра │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┤
│ Нагрев металла сварного стыка │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┤
│ Потребляемая мощность преобразователя │ 100 │
│ частоты из сети при нагреве, кВт, не более │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ Температура нагрева*, °С │ │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категории Т1 │ 850 — 900 │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категории ВС250Я │ 850-950 │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категории ВС250Ав │ 850-950 │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категорий Т1 и ВС250Я │ 850-950 │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категорий Т1 и ВС250Ав │ 850-950 │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категорий ВС250Я и │ 850 — 950 │
│ ВС250Ав │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ Частота тока, кГц │ 2,4 — 12 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ Время нагрева**, с, не менее │ 180 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ Пауза между окончанием нагрева и началом │ 14 +/-3 │
│ охлаждения головки сварного стыка потоком воздуха, с │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┤
│ Охлаждение (закалка) металла головки сварного стыка потоком воздуха │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┤
│ Время охлаждения*, с │ │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категории Т1 │ 180-210 │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категории ВС250Я │ 80-130 │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категории ВС250Ав │ 80-130 │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категорий Т1 и ВС250Я │ 125-130 │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категорий Т1 и ВС250Ав │ 125-130 │
│ │ │
│ — для сварного стыка рельсов категорий ВС250Я и │ 80-130 │
│ ВС250Ав │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ Рабочее давление в системе подачи воздуха*, МПа │ 0,5 — 0,8 │
└───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┘
* Параметры, фиксируемые автоматической системой диагностирования.
** Время нагрева не является браковочным параметром при автоматическом контроле температуры.
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ДАНЫ ССЫЛКИ В ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
N |
Обозначение |
Наименование |
1 |
2 |
3 |
1 |
ГОСТ 10503-71 |
Краски масляные, готовые к |
2 |
ГОСТ Р 51685-2000 |
Рельсы железнодорожные. Общие технические условия. |
3 |
СТО РЖД 1.08.002-2009 |
Рельсы железнодорожные, сваренные |
4 |
ТУ 0921-251-01124323- |
Рельсы железнодорожные типа Р65 |
5 |
ТУ 0921-239-01124323- |
Рельсы железнодорожные типа Р65 |
Примечание — При пользовании настоящим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году, а также по ежегодно издаваемому указателю стандартов ОАО «РЖД». Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим документом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.