Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 31.08.2013 N 1881р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 31 августа 2013 г. N 1881р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО «РЖД» «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОАО «РЖД»

В целях формирования в ОАО «РЖД» системы управления природоохранной деятельностью, установления единого порядка организации работ и распределения обязанностей руководителей в области управления охраной окружающей среды:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2013 г. СТО РЖД 16.001- 2011 «Система управления охраной окружающей среды в ОАО «РЖД».

2. Руководителям департаментов и управлений, железных дорог и дирекций — филиалов ОАО «РЖД» ознакомить причастных и обеспечить соблюдение требований стандарта, утвержденного настоящим распоряжением.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

В.А.Гапанович

СТО РЖД 16.001-2011




СТАНДАРТ ОАО «РЖД»


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОАО «РЖД»


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дата введения 01.09.2013



Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоСтрой»

2. ВНЕСЕН Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.08.2013 г. N 1881р

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Воспроизведение и/или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями, осуществляется в порядке установленном ОАО «РЖД»



Введение

Настоящий Стандарт «Система управления охраной окружающей среды в ОАО «РЖД», общие положения (далее — СТО) разработан в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами России, требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001, а также распорядительными документами ОАО «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД»).

На основе настоящего СТО должны быть разработаны и утверждены соответствующие процедурные нормативные документы, касающиеся системы управления охраной окружающей среды ОАО «РЖД» (далее -Система Управления ОАО «РЖД») с последующим их внедрением, направленным на повышение эффективности природоохранной деятельности ОАО «РЖД».



1 Область применения

Настоящий СТО определяет построение структуры Системы Управления ОАО «РЖД», функциональные обязанности, полномочия и ответственность работников ОАО «РЖД» в области природоохранной деятельности, а также основные требования к планированию, внедрению, функционированию, контролю и анализу со стороны руководства ОАО «РЖД» и подлежит распространению на все уровни управления ОАО «РЖД» (рекомендован к распространению ДЗО ОАО «РЖД»):

— уровень центрального аппарата ОАО «РЖД»;

— региональный уровень ОАО «РЖД»;

— линейный уровень ОАО «РЖД».



2 Нормативные ссылки

В настоящем СТО использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.



3 Термины и определения

В настоящем СТО применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 внутренний аудит: Инструмент оценки соблюдения требований, нормативов в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций для эффективного внедрения и функционирования системы экологического менеджмента.

3.2 воздействие на окружающую среду: Любое изменение в окружающей среде отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов организации

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.7].

3.3 запись: Документ, фиксирующий достигнутые результаты или содержащий свидетельство выполнения какой-либо деятельности

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.24].

3.4 критерии аудита: Совокупность требований, на соответствие которым, проводится аудит Системы Управления ОАО «РЖД».

3.5 корректирующее действие: Действие, предпринимаемое для устранения причины выявленного несоответствия

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.3].

3.6 несоответствие: Невыполнение требования

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.15].

3.7 окружающая среда: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

[Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 1].

3.8 предупреждающее действие: Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.17].

3.9 производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды: Контроль над использованием и охраной земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов, а также контроль за обращением с отходами в зоне воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности

[ГОСТ Р 14.13-2007, пункт 3.14].

3.10 процедура: Установленный способ осуществления какой-либо деятельности или процесса.

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.19].

3.11 процесс: Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, трансформирующая входные потоки в выходные потоки.

3.12 свидетельства аудита: Документы, изложения фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.

3.13 система экологического менеджмента: Часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.8].

3.14 технический анализ: Анализ нормальных и аномальных условий работы, включая запуски, остановки, техническое обслуживание оборудования, нештатные ситуации и аварии.

3.15 управление операциями: Процесс установления и поддержания документированных процедур для реализации экологической цели и соответствующих задач ОАО «РЖД».

3.16 филиал ОАО «РЖД»: Обособленное подразделение ОАО «РЖД», не являющееся юридическим лицом и осуществляющее деятельность от имени ОАО «РЖД».

3.17 центральный аппарат управления ОАО «РЖД»: Совокупность департаментов, управлений, дирекций центрального уровня, а так же должностных лиц, выполняющих функции управления в ОАО «РЖД» на центральном уровне.

3.18 экологическая задача: Детализированное требование к результативности, применимое к ОАО «РЖД» или его частям, вытекающее из экологических целей, которое следует установить и выполнить для достижения этих целей.

3.19 экологическая политика: Официальное заявление высшего руководства ОАО «РЖД» об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности.

3.20 экологическая результативность: Измеряемые ОАО «РЖД» результаты управления своими экологическими аспектами.

3.21 экологический риск: Вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

3.22 экологическая цель: Общая экологическая установка к действию, согласующаяся с экологической политикой, которую ОАО «РЖД» решило достигнуть.



4 Обозначения и сокращения

В настоящем СТО применены следующие обозначения и сокращения:

Высшее руководство ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды — старший вице-президент, начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля.

ОАО «РЖД» (Компания) — открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

ООС — охрана окружающей среды.

Подразделение по ООС — подразделение в составе филиала ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы природоохранной деятельности.

Президент — Президент ОАО «РЖД».

Представитель ОАО «РЖД» — должностное лицо, представляющее интересы Компании.

Руководство ОАО «РЖД» — начальник (заместитель начальника) дирекции центрального и регионального уровня, начальник (заместитель начальника) структурного подразделения линейного уровня, директор научно-производственного центра по охране окружающей среды.

Экологическая Политика — политика ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности.



5 Основные нормативные положения

Элементы Системы Управления ОАО «РЖД»:

— экологическая политика ОАО «РЖД»;

— планирование;

— внедрение и функционирование процессов;

— контроль;

— анализ со стороны руководства.

Элементы Системы Управления ОАО «РЖД» представлены на рисунке 1.

См. рисунок 1 — Основные элементы Системы управления ОАО «РЖД»

Руководители уровня центрального аппарата, регионального уровня и уровня структурного подразделения ОАО «РЖД», ведающие вопросами охраны окружающей среды, обеспечивают внедрение и функционирование Системы Управления ОАО «РЖД» и ее элементов в соответствии с настоящим стандартом.



6 Планирование

Планирование в области ООС в ОАО «РЖД» необходимо осуществлять на каждом уровне управления путем получения следующей информации:

— о природоохранной деятельности структурных подразделений;

— о располагаемых ресурсах;

— об актуальной правовой информации;

Результатом планирования являются стратегические показатели и/или плановые мероприятия, которые должны быть распределены по исполнителям и/или ответственным за выполнение планов.

6.1 Экологические цели и задачи, программы по их достижению

В ОАО «РЖД», в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001, на уровне Высшего руководства ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды, должны быть разработаны экологические цели и задачи, направленные на выполнение обязательств, установленных в экологической политике ОАО «РЖД» [1].

Главной экологической целью ОАО «РЖД» является забота о благополучии природной среды и здоровье людей.

На основании установленной главной экологической цели разрабатывают экологические цели и экологические задачи, которые детализируют главную экологическую цель для ее достижения.

На основании установленной главной экологической цели необходимо разрабатывать программу достижения экологических целей и задач, в соответствии с экологической стратегией ОАО «РЖД» <1>.

———————————

<1> В ОАО «РЖД» разработана экологическая стратегия на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года.

Установление экологических задач и разработку программ по их достижению осуществляют на каждом уровне управления.

Экологические задачи разрабатывают с учетом:

— экологической политики ОАО «РЖД» [1];

— технологических и финансовых возможностей;

— обязательств в деловой сфере и мнений заинтересованных сторон.

В программе достижения экологических целей и задач определяют обязанности, ответственность, процессы, ресурсы, сроки, приоритеты и действия, необходимые для достижения главной экологической цели и выполнения соответствующих задач. Реализация программы достижения экологических целей и выполнения соответствующих задач помогает ОАО «РЖД» повысить экологическую результативность.

Форма перечня экологических задач содержится в Приложении А.

Экологические цели и задачи доводят до работников ОАО «РЖД», деятельность которых непосредственно связана с достижением экологической цели и выполнения соответствующих задач.

Интересно почитать:   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ТРУДОЗАТРАТ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА (часть 2) от 23.04.2012 г. N 805р



7 Внедрение и функционирование



7.1 Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия

Руководство ОАО «РЖД» определяет и делает доступными соответствующие ресурсы для разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и улучшения Системы Управления ОАО «РЖД».

В ОАО «РЖД» определяют следующие ресурсы:

— инфраструктура ОАО «РЖД»;

— информационные системы;

— подготовка персонала;

— существующие технологии;

— финансовые ресурсы.

Руководство уровня центрального аппарата ОАО «РЖД» несет ответственность за выполнение следующих задач:

— разработка мероприятий, необходимых для реализации экологической политики ОАО «РЖД» [1];

— организация разработки, внедрения и развития Системы Управления ОАО «РЖД», поддержание ее в рабочем состоянии;

— обеспечение разработки экологических целей и задач, программы достижения экологических целей и задач, ее ресурсное обеспечение;

— анализ информации о деятельности подразделений в области ООС центрального и регионального уровней;

— обеспечение соблюдения структурными подразделениями ОАО «РЖД» федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых документов, а также выполнение решений органов исполнительной власти, предписаний органов государственного надзора;

— обеспечение проведения внутреннего аудита Системы Управления ОАО «РЖД»;

— оценка результативности функционирования Системы Управления ОАО «РЖД» и разработка предложений по ее развитию;

— информирование высшего руководства ОАО «РЖД» о состоянии Системы Управления ОАО «РЖД» и предложениях по ее развитию -подготовка отчетов о функционировании Системы Управления ОАО «РЖД».

В целях развития механизма постоянного участия высшего руководства ОАО «РЖД» в решении вопросов ООС в ОАО «РЖД» непрерывно функционирует Центральная комиссия по природоохранной деятельности.

Обязанности, ответственность и полномочия работников уровня центрального аппарата в Системе Управления ОАО «РЖД» распределены и отражены в положениях о Департаментах, Управлениях, дирекциях центрального уровня и в должностных инструкциях работников соответствующего уровня управления [2].

Руководство регионального уровня ОАО «РЖД» несет ответственность за выполнение следующих задач:

— реализация экологической политики ОАО «РЖД» на региональном уровне;

— определение роли, ответственность и обязанности по представлению отчетности в области ООС, а также по делегированию полномочий в области Системы Управления ОАО «РЖД»;

— анализ функционирования Системы Управления ОАО «РЖД» на региональном уровне и принятие решений по ее совершенствованию.

Роли, ответственность, обязанности по представлению отчетности в области охраны окружающей среды и полномочия должны быть документально оформлены и доведены руководством регионального уровня ОАО «РЖД» до сведения персонала. При составлении отчетности необходимо руководствоваться формами государственной статистической отчетности [3], [4], [5], расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду [6], корпоративной отчетности [7], в установленном в ОАО «РЖД» порядке.

Руководство линейного уровня ОАО «РЖД» несет ответственность за выполнение следующих задач:

— внедрение и поддержание в рабочем состоянии Системы Управления ОАО «РЖД» на линейном уровне.

— разработку документов Системы Управления ОАО «РЖД» на линейном уровне.

— доведение до сотрудников подразделений требований Системы Управления ОАО «РЖД» и разработанных документов Системы Управления ОАО «РЖД».

— подготовку материалов о функционировании Системы Управления ОАО «РЖД» на линейном уровне.

Обязанности, ответственность и полномочия работников линейного уровня в Системе Управления ОАО «РЖД» распределены и отражены в положениях о структурных подразделениях и в должностных инструкциях [2].



7.2 Компетентность, подготовка и осведомленность

Высшему руководству ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды следует обеспечивать, чтобы все лица, ответственные за ООС компании, были осведомлены о реализации экологической политики ОАО «РЖД» [1], о своих обязанностях и ответственности в рамках Системы Управления ОАО «РЖД», о выгоде повышения экологической результативности.

Требования к компетентности персонала в области ООС в ОАО «РЖД» определены в должностных инструкциях, включая образование, опыт работы, наличие специальной подготовки и навыков, а также подчиненность, права, обязанности и ответственность.

Для поддержания требуемой компетентности персонала в области ООС в ОАО «РЖД» проводят обучение в области ООС. При проведении обучения необходимо руководствоваться установленными документами [8], [9], [10].

Программа обучения в области Системы Управления ОАО «РЖД» включает в себя следующие задачи:

— идентификацию потребности обучения персонала;

— проектирование и разработку плана обучения в соответствии с потребностью;

— обучение целевых групп персонала;

— документирование и мониторинг процесса обучения;

— оценка результатов обучения на соответствие выявленным потребностям и требованиям.

Ответственным за осуществление деятельности по организации обучения (анализу рынка образовательных услуг и выбору организаций) является руководитель структурного подразделения филиала ОАО «РЖД» по работе с персоналом.



7.3 Обмен информацией

Целью информационного обмена является совершенствование функционирования Системы Управления ОАО «РЖД», вовлечения всех работников Компании и выполнение обязательств политики ОАО «РЖД».

7.3.1 Внутренний обмен информацией

Обмен информацией между уровнями управления ОАО «РЖД» является одним из главных факторов обеспечения результативности Системы Управления ОАО «РЖД».

Предоставление соответствующей информации работникам ОАО «РЖД» обеспечивает мотивацию их действий в отношении повышения экологической результативности, что помогает работникам выполнять ответственные функции, а Компании — достигать экологические цели и выполнять экологические задачи.

Для внутреннего обмена информацией, в ОАО «РЖД» устанавливают информационные стенды, регулярно проводят совещания, совместные комиссии.

7.3.2 Внешний обмен информацией

Обмен информацией с внешними заинтересованными сторонами (например, с федеральными органами исполнительной власти) является важным и эффективным инструментом Системы Управления ОАО «РЖД».

Методы внешнего обмена информацией могут включать в себя подготовку пресс-релизов, информационных программ, организацию пресс-конференций, интервью для распространения посредством СМИ, участие в совместных конференциях, симпозиумах, встречах, организуемых международными организациями и другими общественными организациями,



7.4 Документация

Документация Системы Управления ОАО «РЖД» включает 2 уровня документов: документы первого уровня — документы уровня центрального аппарата; документы второго уровня — документы регионального и линейного уровня управления (рисунок 2):

См. рисунок 2 — Уровни документов Системы Управления ОАО «РЖД»

К документам первого уровня относят:

а) Основополагающие документы Системы Управления ОАО «РЖД». Основополагающим документом является экологическая политика ОАО «РЖД» [1].

б) Организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД». Организационно-распорядительными документами являются приказы, планы контроля, обучения, мониторинга и другие документы, наличие которых требуют корпоративные процедуры Системы Управления ОАО «РЖД».

в) Записи Системы Управления ОАО «РЖД»:

1) записи по анализу программы достижения экологических целей и задач;

2) записи по проведению инструктажей;

3) записи по результатам производственного контроля, мониторинга и измерений;

4) записи о предпринятых корректирующих и предупреждающих действиях;

5) записи по результатам периодической оценки соответствия законодательным и другим требованиям;

6) записи по планированию и отчетности по результатам проведенных аудитов;

7) записи по анализу со стороны руководства.

К документам 2-го уровня относят:

а) Организационно-распорядительные документы регионального и линейного уровня управления ОАО «РЖД». Организационно- распорядительными документами являются приказы, планы контроля, обучения, мониторинга и другие документы, наличие которых требуют корпоративные процедуры Системы Управления ОАО «РЖД».

б) Записи Системы Управления ОАО «РЖД» регионального и линейного уровня управления ОАО «РЖД»:

1) записи по анализу программы достижения экологических задач;

2) записи по обучению;

3) записи по проведению инструктажей;

4) записи о предпринятых корректирующих и предупреждающих действиях;

5) записи по результатам периодической оценки соответствия законодательным и другим требованиям;

6) записи по планированию и отчетности по результатам проведенных аудитов.



7.5 Управление операциями

Управление операциями в ОАО «РЖД» осуществляют путем:

— разработки должностных инструкций, внесения в них требований по ООС;

— разработки технологических регламентов, технологических инструкций, других технологических документов, содержащих разделы по ООС;

— разработки инструкций, регламентов и других документов по конкретным природоохранным процессам (например, инструкция по обращению с отходами производства и потребления);

— указания в должностных инструкциях работников уровня центрального аппарата, регионального и линейного уровня обязанностей, ответственности и полномочий при выполнении операций;

— доведения до поставщиков и подрядчиков требований по ООС путем внесения этих требований в договоры;

— контроля выполнения операций работниками в соответствии с определенными (документированными) мерами управления с целью предотвращения аварий (при проведении производственного контроля).

Ответственность за контроль соблюдения работниками установленных требований при выполнении операций несут руководители подразделений, в которых выполняют данные операции.

Ответственность за контроль выполнения поставщиками и подрядчиками установленных требований по управлению операциями, несут руководители подразделений, курирующие деятельность поставщиков и подрядчиков.



7.6 Готовность к нештатным ситуациям, аварийным и ответные действия

В ОАО «РЖД» необходимо разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, устанавливающие подробный порядок идентификации возможных нештатных ситуаций и аварий, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также процедуры проведения ответных действий по смягчению и ликвидации последствий.

Процедуры идентификации нештатных ситуаций, аварий и ответных действий и методы управления ими включают в себя рассмотрение воздействий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водный объект и рельеф местности.



8 Контроль

Методы контроля включают в себя измерения, мониторинг и оценку экологической результативности ОАО «РЖД». Для идентификации и предупреждения возможных проблем до того, как они возникнут, предпринимают предупреждающие действия, включающие в себя идентификацию и устранение проблем в Системе Управления ОАО «РЖД».

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 02.04.2008 N 659р



8.1 Мониторинг и измерения

ОАО «РЖД» обеспечивает регулярный системный подход к проведению измерений и мониторинга экологической результативности.

Цели проведения мониторинга и измерений в Системе Управления ОАО «РЖД» включают следующее:

— отслеживание прогресса в соблюдении обязательств, содержащихся в экологической политике, в достижении экологической цели и выполнении экологических задач;

— мониторинг количества выбросов и сбросов для оценки соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;

— предоставление данных для поддерживания или оценки управления операциями;

— предоставление данных для оценки экологической результативности ОАО «РЖД»;

— предоставление данных для оценки функционирования Системы Управления ОАО «РЖД».

Измерения проводят в контролируемых условиях методами, обеспечивающими получение достоверных результатов таких измерений, как калибровка или поверка средств измерений и мониторинга, использование квалифицированного персонала.



8.2 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

К несоответствиям Системы Управления ОАО «РЖД» относят любое невыполнение требований:

— стандарта ГОСТ Р ИСО 14001;

— корпоративных процедур Системы Управления ОАО «РЖД»/ Филиала ОАО «РЖД»;

— нормативных правовых и иных документов в области ООС.

Несоответствия необходимо выявлять в отношении требований, относящихся, как к Системе Управления ОАО «РЖД» в целом, так и к ее отдельным элементам, в том числе документам Системы Управления ОАО «РЖД».

Несоответствия выявляют по результатам мониторинга и измерений, производственного контроля в области ООС, внутреннего аудита, внешних проверок, оценки соответствия требованиям законодательных и других требований по ООС, анализа обращений от внешних заинтересованных сторон, анализа со стороны руководства.

Общий порядок управления несоответствиями может включать следующие виды действий:

— регистрация несоответствия (Приложение Б);

— сообщение о выявленном несоответствии ответственным должностным лицам;

— выполнение коррекции (оперативного устранения);

— детальный анализ причин несоответствия;

— разработка корректирующих/предупреждающих действий для устранения причин несоответствия и предупреждения их повторения и оценка возможных материальных и финансовых затрат на их выполнение;

— выполнение корректирующих/предупреждающих действий;

— контроль выполнения и анализ эффективности предпринятых корректирующих/предупреждающих действий.

Ответственность за разработку и выполнение корректирующих/ предупреждающих действий несут руководители подразделений, в которых было выявлено несоответствие.

Разработанные корректирующие/предупреждающие действия согласовывают с ответственными лицами, выявившими несоответствие.

Оценку эффективности выполненных корректирующих/предупреждающих действий необходимо проводить в процессе внутреннего аудита, производственного контроля, мониторинга и измерений, но не ранее, чем через шесть месяцев с момента их выполнения. Корректирующие действия считают результативными, если в течение этого срока аналогичное несоответствие не было повторно зарегистрировано.

Предупреждающие действия результативны в том случае, если устранены причины потенциального несоответствия или если потенциальное несоответствие не превратилось в реальное.



8.3 Управление записями

Записи являются свидетельствами, подтверждающими функционирование и результативность Системы Управления ОАО «РЖД».

Ведение записей по Системе Управления ОАО «РЖД» осуществляют для обеспечения возможности:

— располагать достоверными данными о функционировании Системы Управления ОАО «РЖД»;

— выявлять и регистрировать причины несоответствий, анализировать, предупреждать их появление в дальнейшем;

— разрабатывать и реализовывать необходимые корректирующие и предупреждающие мероприятия;

— располагать необходимыми сведениями для оценки результативности проводимых корректирующих и предупреждающих мероприятий и оценки эффективности Системы Управления ОАО «РЖД» в целом.



8.4 Внутренний аудит

Целями проведения внутреннего аудита Системы Управления ОАО «РЖД» являются:

— оценка соответствия Системы Управления ОАО «РЖД» требованиям ГОСТ Р ИСО 14001;

— оценка результативности Системы Управления ОАО «РЖД» с точки зрения реализации экологической политики ОАО «РЖД» [1], достижения установленных экологической цели и соответствующих задач;

— проверка результативности корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение Системы Управления ОАО «РЖД».

Внутренний аудит Системы Управления ОАО «РЖД» организуют и проводят в виде плановых и внеплановых проверок.

Плановый внутренний аудит проводят в соответствии с утвержденным планом-графиком проведения внутреннего аудита Системы Управления ОАО «РЖД».

Внеплановый внутренний аудит проводят в следующих случаях:

— на основании предписаний (постановлений) органов государственной власти;

— по результатам анализа со стороны руководства;

— по результатам производственного контроля, мониторинга и измерений;

— по итогам оценки соответствия деятельности Компании законодательным и другим требованиям;

— при необходимости совершенствования документов Системы Управления ОАО «РЖД», вызванной внутренними (например, изменение организационной структуры) или внешними (изменение требований законодательства) причинами;

— при необходимости оценки внедрения вновь разработанных или скорректированных документов Системы Управления ОАО «РЖД».

Результаты внутреннего аудита Системы Управления ОАО «РЖД» представляют в виде отчета и используют для корректирования или предотвращения конкретных несоответствий, обеспечения полноты выполнения одной или большего числа целей программы аудита и получения входных данных для анализа со стороны руководства.



9 Анализ со стороны руководства

ОАО «РЖД» необходимо периодически анализировать и последовательно улучшать Систему Управления ОАО «РЖД» с целью повышения общей экологической результативности.



9.1 Анализ Системы Управления ОАО «РЖД»

Высшему руководству ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды через определенные интервалы времени следует проводить анализ Системы Управления ОАО «РЖД», чтобы оценить, сохраняется ли пригодность системы, ее адекватность и результативность.

Входными данными для анализа со стороны руководства могут быть:

— результаты внутренних аудитов и оценки соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые Компания обязалась выполнять;

— сообщения внешних заинтересованных сторон, включая претензии;

— экологическая результативность Компании;

— состояние выполнения корректирующих и предупреждающих действий;

— действия по результатам предыдущего анализа со стороны руководства.

Выходные данные анализа Системы Управления ОАО «РЖД» могут включать в себя следующие решения:

— о пригодности, адекватности и результативности Системы Управления ОАО «РЖД»;

— об изменениях физических, кадровых и финансовых ресурсов Системы Управления ОАО «РЖД»;

— о действиях, имеющих отношение к возможным изменениям политики ОАО «РЖД».

Ответственность за анализ функционирования Системы Управления ОАО «РЖД» со стороны руководства несут на уровне Центрального аппарата — начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», на уровне Филиала — руководитель филиала.

Анализ со стороны руководства документально оформлен (протоколами, распоряжениями, при необходимости, приказами). Решения, принятые по результатам анализа Системы Управления ОАО «РЖД» со стороны руководства, необходимо доводить до сведения всех заинтересованных лиц в установленном порядке.



9.2 Постоянное улучшение

Постоянное улучшение — ключевая характеристика эффективной Системы Управления ОАО «РЖД».

Постоянное улучшение необходимо осуществлять путем достижения экологической цели и выполнения соответствующих задач и общего совершенствования Системы Управления ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» следует постоянно оценивать свою экологическую результативность и результативность процессов Системы Управления ОАО «РЖД», чтобы идентифицировать возможности улучшения. Высшее руководство принимает непосредственное участие в этом процессе, осуществляя анализ со своей стороны.

Полезными источниками информации для обеспечения постоянного улучшения являются:

— опыт, полученный при выполнении корректирующих и предупреждающих действий;

— результаты аудитов Системы Управления ОАО «РЖД» и оценки соответствия;

— результаты мониторинга ключевых характеристик выполняемых операций;

— результаты оценки степени достижения экологической цели и выполнения экологических задач;

— мнения заинтересованных сторон, включая работников, потребителей.



Приложение А

(рекомендуемое)

Перечень экологических задач

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Филиала

_________________

«__»__________ 20 __г.

Экологические цели и соответствующие задачи на 20__ г.

N

Экологическая цель

Экологические задачи

Сроки

выполнения

Подразделение,

ответственное за

достижение

экологических задач

Согласовано                                          Представитель руководства Филиала




Приложение Б

(рекомендуемое)

Журнал регистрации несоответствий/ корректирующих и предупреждающих действий

N

Дата

Обнаруженное

несоответствие

Ф.И.О.,

выявившего

несоответствие

Корректирующее/

предупреждающее

действие

Ответственный

за проведение

мероприятия

Сроки

Результативность




Библиография



[1] Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности, одобрена решением Правления ОАО «РЖД» (протокол заседания правления ОАО «РЖД» от 10.10.2008 N 34 «О Политике ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности»)



[2] Положение об управлении природоохранной деятельностью в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги», утвержденное президентом ОАО «РЖД» Якуниным В.И. от 02.12.2007 N 1480



[3] Приказ Росстата от 09.08.2012 N 441 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»



[4] Приказ Росстата от 19.10.2009 N 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами Федерального статистического наблюдения об использовании воды»



[5] Приказ Росстата от 28.01.2011 N 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»



[6] Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в ред. Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182)



[7] Распоряжение ОАО «РЖД» от 12.11.2004 N 3570р «Об утверждении внутренней формы статистической отчетности 30-1 «Отчет о природоохранной деятельности структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД»



[8] Приказ Ростехнадзора от 20.11.2007 N 793 «О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности»



[9] Приказ Минприроды России от 18.12.2012 N 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами»



[10] Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Ключевые слова: аудит, задача, запись, корректирующие и предупреждающие действия, несоответствие, окружающая среда, политика, система управления, система экологического менеджмента

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности