Рубрики
Приказы и распоряжения

Инструкция ОАО РЖД от 27.11.2012 N ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-008-2012



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением ОАО «РЖД»

27 ноября 2012 г. N 2401р

СОГЛАСОВАНО

с Первичной профсоюзной

организацией ОАО «РЖД»,

постановление «Роспрофжел»

от 30 июля 2012 г. N 12/9




ИНСТРУКЦИЯ



ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ КРАНАМИ, УПРАВЛЯЕМЫМИ С ПОЛА


ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-008-2012



1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция предназначена для работников основных профессий (слесарей-ремонтников, слесарей по ремонту подвижного состава и т.д.) структурных подразделений вагонного хозяйства ОАО «РЖД», пользующихся грузоподъемными кранами, управляемыми с пола.

Инструкция разработана на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98, Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 марта 1998 г. N 16, ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности утвержденный Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 марта 1976 г. N 670, Типовой инструкции по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола ТИ Р М 006-2000, утвержденной Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 17 марта 2000 г. и других нормативных документов, содержащих требования охраны труда.

1.2. Требования настоящей Инструкции обязательны при эксплуатации электрических талей, мостовых, козловых и консольных кранов, управляемых с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, не подлежащих регистрации в территориальных органах Ростехнадзора.

1.3. К работе с грузоподъемными кранами, управляемыми с пола, и подвешиванию груза на крюк таких кранов допускаются работники основных профессий не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке:

медицинский осмотр;

обученные по специальной программе, инструктаж и проверку навыков по управлению грузоподъемным краном и строповке грузов;

обучение и проверку знаний по электробезопасности с присвоением группы не ниже II.

1.4. Допуск персонала к работе по управлению грузоподъемным краном, управляемым с пола, должен оформляться приказом (распоряжением) по подразделению.

1.5. Повторная проверка знаний работника, допускаемого к работе с грузоподъемным краном, управляемым с пола, проводится:

периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

при переходе работника на другое место работы;

по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

1.6. Повторные инструктажи работнику, допускаемому к работе с грузоподъемным краном, управляемым с пола, проводятся лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, не реже 1 раза в 3 месяца.

1.7. Работник, допущенный к работе с грузоподъемным краном, управляемым с пола, проходит периодическую проверку знаний по электробезопасности (1 раз в 12 месяцев).

1.8. Работник, допущенный к работе с грузоподъемным краном, управляемым с пола, обязан знать:

устройство и грузоподъемность грузоподъемных кранов, к управлению которыми он допущен, руководство завода-изготовителя по их эксплуатации, технологические инструкции и настоящую Инструкцию;

сроки и результаты проведения технического обслуживания грузоподъемного крана;

назначение и устройство съемных грузозахватных приспособлений и тары, уметь определять их пригодность к работе;

меры безопасности при работе с грузоподъемными кранами;

опасные и вредные производственные факторы и опасные зоны при работе грузоподъемных кранов;

безопасные способы строповки и зацепки грузов;

порядок складирования грузов;

расположение рубильника;

приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Работник, допущенный к работе с грузоподъемным краном, управляемым с пола, должен уметь:

отключать грузоподъемный кран от электрической сети;

подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей, длине и углу наклона ветвей стропа к вертикали) и другие съемные грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого груза;

производить правильную обвязку и подвеску груза на крюк крана.

1.9. При работе с грузоподъемными кранами, управляемыми с пола, на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

недостаточная освещенность рабочей зоны;

движущиеся машины и механизмы (железнодорожный подвижной состав, автомобильный и напольный колесный безрельсовый транспорт и др.);

подвижные части кранового оборудования;

поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т.д.;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях транспортируемого груза и оборудования, выступающие части оборудования;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

1.10. Для защиты от опасных и производственных факторов при работе с грузоподъемными кранами, управляемыми с пола, работник обязан использовать предоставляемые работодателем в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

При работе с грузоподъемными кранами, управляемыми с пола, работник должен носить защитную каску.

1.11. При работе с грузоподъемным краном, наряду с требованиями настоящей Инструкции, работник соблюдает требования:

правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98;

межотраслевых правил по охране труда погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 марта 1998 г. N 16;

проектов производства работ;

эксплуатационных документов;

технологических документов и других нормативных актов.

В процессе производственной деятельности работник, допущенный к работе с грузоподъемным краном, управляемым с пола, должен:

выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ;

поддерживать грузоподъемный кран, управляемый с пола, в технически исправном состоянии. Не допускать работу с неисправностями, при которых эксплуатация крана запрещена;

быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований охраны труда;

извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.12. В течение нормативного срока службы краны должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

частичному — не реже одного раза в 12 месяцев;

полному — не реже одного раза в 3 года.

При полном техническом освидетельствовании кран подвергается:

осмотру;

статическим испытаниям;

динамическим испытаниям.

Статические и динамические испытания крана проводятся только при полном техническом освидетельствовании.

При проведении статических испытаний краном на высоту 100 — 200 мм поднимается контрольный груз с массой, превышающей на 25% его паспортную грузоподъемность, и выдерживается в таком положении в течение 10 минут, после чего груз опускается и проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана.

Динамические испытания крана проводятся для проверки действия ее механизмов и тормозов грузом с массой, превышающей на 10% его паспортную грузоподъемность путем проведения многократных (не менее трех раз) подъема и опускания груза и проверки действия других механизмов при совмещении рабочих движений..

1.13. Находящиеся в работе грузоподъемные краны должны иметь таблички с обозначением номера, паспортной грузоподъемности и даты следующего полного и частичного технического освидетельствования.

Не допускается эксплуатировать неисправные грузоподъемные краны и краны с просроченным сроком технического освидетельствования.

1.14. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ должен быть вывешен утвержденный список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы и утвержденная схема строповки типовых грузов.

Схема строповки грузов должна быть изучена работником и выдана ему на руки под роспись.

При отсутствии схемы строповки грузов, работник, допущенный к работе с краном, управляемым с пола, должен обратиться за схемой к лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами или инженерно-техническому работнику по надзору за грузоподъемными кранами.

1.15. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться с использованием исправных съемных грузозахватных приспособлений и тары, предназначенных для перемещения определенного вида груза.

На таре должны быть указаны номер, надпись о ее назначении, собственной массе и предельной массе груза, для транспортировки которого она предназначена. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемного крана.

Стропы должны иметь маркировочные бирки с указанием номера, грузоподъемности и даты испытаний.

1.16. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны периодически осматриваться по инструкции, разработанной специализированной организацией, определяющей порядок и методы осмотра и браковочные показатели.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары производят в следующие сроки:

траверс, тары, клещей и других захватов — каждый месяц;

стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней.

Редко используемые съемные — грузозахватные приспособления осматривают перед их выдачей в работу.

Неисправные и немаркированные грузозахватные приспособления и тара не должны находиться в местах производства работ.

1.17. На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними.

Места складирования грузов должны быть оборудованы необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (стеллажами, подставками, подкладками и т.п.).

1.18. При эксплуатации грузоподъемного крана, управляемого с пола, по всему маршруту движения крана должен быть обеспечен свободный проход для работника, управляющего грузоподъемным краном.

1.19. В зоне работы грузоподъемных кранов не допускается нахождение посторонних лиц.

1.20. Работнику запрещается самостоятельно обслуживать и ремонтировать механизмы и электрооборудование крана.

Планово-предупредительный ремонт, техническое обслуживание, смазку узлов и наладку приборов безопасности грузоподъемных кранов проводит специально обученный ремонтный персонал, прошедший медицинский осмотр в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н, обучение и аттестацию на знание Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98, обучение и проверку знаний норм электробезопасности с присвоением группы по электробезопасности, соответствующей выполняемой работе.

1.21. В случае получения травмы работник должен прекратить работу, информировать лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, своего руководителя и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее лечебное учреждение.

При получении травмы другими работниками необходимо прекратить работу, освободить пострадавшего от травмирующего. фактора, оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами и руководителю производственного участка, на котором произошел несчастный случай и принять меры по доставке пострадавшего в лечебное учреждение.

1.22. Нарушение требований настоящей Инструкции является нарушением трудовой дисциплины и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы с грузоподъемным краном, управляемым с пола работник обязан:

получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике и мерах безопасности при выполнении работ;

надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты установленного образца;

ознакомиться с порядком, местом складирования и характером грузов, подлежащих перемещению (габариты, масса, опасные свойства и др.) и схемой строповки. Каждый груз тщательно осмотреть, проверить устройства для зацепки груза в соответствие со схемой строповки;

проверить наличие и исправность осветительных приборов в зоне работы грузоподъемного крана. При недостаточном или неравномерном освещении следует сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами;

осмотреть и убедиться в исправности основных деталей и механизмов грузоподъемного крана;

убедиться по имеющейся табличке в том, что срок очередного технического освидетельствования крана не просрочен;

проверить состояние крановых путей (у мостовых кранов);

проверить и убедиться в исправности съемных грузозахватных приспособлений и тары, наличии на них маркировки;

подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза;

проверить наличие и исправность ограждений токоведущих и движущихся частей;

проверить исправность электрооборудования грузоподъемного крана, наличие и исправность заземления, крепления защитного заземления (тросика) к корпусу кнопочного управления (пульту), убедиться в отсутствии оголенных и свисающих концов электропроводки, отсутствии заедания кнопок управления в гнездах;

проверить состояние стального каната и правильность его намотки на грузовой барабан;

проверить состояние крюка, его крепление в обойме и наличие замыкающего устройства на нем, отсутствие трещин, наличие шплинтовки гайки и легкость проворачивания крюка в крюковой подвеске.

2.2. Осмотр грузоподъемного крана проводить при отключенном рубильнике. Перед осмотром грузоподъемного крана на рубильник навесить плакат: «Не включать! Работают люди».

2.3. При осмотре грузоподъемного крана пользоваться переносной лампой напряжением не выше 42В, для осмотра кранов, работающих на открытом воздухе, использовать лампу напряжением не выше 12В.

2.4. После осмотра грузоподъемного крана перед его пуском в работу опробовать вхолостую его механизмы и проверить исправность:

механизмов крана и электрической аппаратуры;

тормозов механизма подъема и механизма передвижения;

приборов и устройств безопасности крана.

Исправность действия концевого выключателя механизма подъема проверяется путем подъема крюковой подвески без груза. При этом расстояние от подвески после ее остановки до упора должно быть не менее 200 мм.

2.5. Аппарат для управления грузоподъемным краном с пола должен иметь устройство для самовозврата в нулевое положение, механизмы должны работать только при непрерывном нажатии на кнопку или удержании рукоятки в рабочем положении.

Пульт управления должен быть подвешен на стальном тросике и располагаться на высоте 1000 — 1500 мм от пола, длина тросика должна позволять работнику находиться на безопасном расстоянии от поднимаемого груза..

2.6. Запрещается приступать к работе с грузоподъемным краном при наличии следующих неисправностей:

трещины или деформации в металлоконструкции крана;

дефекта механизма подъема груза;

повреждения деталей тормоза механизма подъема груза;

неисправно или отсутствует устройство, замыкающее зев крюка;

нарушено крепление крюка в обойме;

наличие на поверхности крюка трещины, износа или местных вмятин, уменьшающих площадь поперечного сечения на 10 %, остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера более чем на 5%;

гайка, крепящая крюк, не имеет устройства, предотвращающего ее самоотвинчивание;

блок крана не вращается вокруг своей оси, ось не закреплена запорными планками или другими запорными устройствами;

неисправен или отсутствует ограничитель высоты подъема крюка, ограничитель передвижения грузовой тележки, ограничитель грузоподъемности и т.д.;

отсутствует ограждение механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования;

отсутствует или повреждено заземление;

у соединительных муфт отсутствуют шпильки или гайки на шпильках, отсутствуют или изношены упругие кольца;

редукторы тормоза, тормозные шкивы, электродвигатель или другое оборудование крана не укреплены и смещаются при работе механизмов;

изоляция электропроводки повреждена, оборвана заземляющая проводка;

гибкие троллеи сильно провисают;

неисправны крановые пути, тупиковые упоры;

количество обрывов проволок или поверхностный износ грузового каната превышает установленную норму, канат имеет оборванную прядь или местные повреждения.

Браковка канатов грузоподъемных кранов проводится в соответствии с руководством по эксплуатации крана.

При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится в соответствии с требованиями Приложения 13 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98.

2.7. Перед началом работ с грузоподъемным краном работник должен осмотреть съемные грузозахватные приспособления и убедиться в их исправности и наличии маркировочной бирки.

2.7.1. Кольца, петли, подвески, обоймы, карабины и другие элементы грузозахватных приспособлений подлежат браковке:

при наличии трещин;

при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;

при остаточных деформациях, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%;

при повреждениях резьбовых и других креплений.

2.7.2. Канатные стропы бракуются при наличии следующих дефектов:

наличие дефектов, указанных в п. 2.7.1.;

деформация или износ коушей с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%;

трещины на опрессовочных втулках или изменение их размеров более чем на 10% от первоначального;

наличие признаков смещения каната в заплетке или втулках;

повреждение или отсутствие оплеток или других защитных элементов при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

отсутствие предохранительных замков на крюках;

разрыв пряди;

уменьшение диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более;

уменьшение диаметра каната в результате повреждения сердечника (внутреннего износа, обмятия, разрыва) на 3%;

уменьшение первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более;

уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

повреждение в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда;

число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице А1 Приложения А;

канат имеет деформации и повреждения, указанные в Приложении А: корзинообразная деформация (рисунок А1);

выдавливание сердечника (рисунок А2);

выдавливание проволок пряди (рисунок A3);

местное увеличение диаметра каната (рисунок А4);

местное уменьшение диаметра каната (рисунок А5);

раздавливание каната (рисунок А6);

перекручивание каната (рисунок А7);

залом каната (рисунок А8);

перегиб каната (рисунок А9).

2.7.3. Цепные стропы не допускаются к применению при следующих дефектах:

удлинение звена цепи более 3% от первоначального размера;

уменьшение диаметра сечения звена вследствие износа более 10%.

2.7.4. Не допускается применение текстильных строп, при осмотре которых выявлено одно из следующих повреждений ленты:

поверхностные или сквозные порезы, разрывы, потертости и т.п., расположенные параллельно продольной оси ленты стропа и составляющие более 10% общего количества нитей в продольном направлении, на участке ленты стропа длиной 1,5 м, который имеет наибольшее количество повреждений нитей;

порезы или разрывы ленты, расположенные параллельно продольной оси ленты стропа, суммарная длина которых превышает 10% длины ленты стропа;

местные расслоения ленты стропа, кроме места заделки краев ленты (разрыв трех продольных строчек шва) на длине более 0,5 м на каждой строчке шва ленты;

местные расслоения ленты стропа в месте заделки краев ленты (разрыв трех продольных строчек шва) на длине более 0,2 м на каждой строчке шва ленты.

2.7.5. При обнаружении у грузозахватного приспособления (каната, стропа и др.) поверхностного износа проволок, оборванных прядей или других признаков неисправности работник должен сообщить ответственному за безопасное производство работ кранами или инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и получить разрешение на выбраковку данного грузозахватного приспособления.

2.8. Перед погрузочно-разгрузочными работами с использованием тары работник обязан осмотреть ее и убедиться:

в отсутствии трещин, износа и искривления в захватных устройствах для строповки;

в исправности ее фиксирующих и запорных устройств;

в наличии на ней маркировки.

Выявленную в процессе осмотра неисправную и немаркированную тару необходимо изъять из работы.

2.9. При обнаружении неисправности грузоподъемного крана или грузозахватного приспособления, истечения срока очередного технического освидетельствования крана, загроможденности места производства работ и других нарушений требований охраны труда необходимо немедленно сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, и до устранения выявленных нарушений к работе не приступать.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 01.02.2013 N 304р



3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Требования охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах

3.1.1. При управлении грузоподъемным краном работник обязан соблюдать требования руководства по эксплуатации крана, проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами, быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и не отвлекать других.

3.1.2. При одновременном действии нескольких кранов на одном крановом пути во избежание их столкновения необходимо соблюдать меры безопасности, изложенные в проекте производства работ или технологической карте.

3.1.3. Не допускаются подъем и перемещение грузов, масса которых неизвестна или превышает паспортную грузоподъемность крана.

Перемещение груза, масса которого неизвестна, следует производить только после определения его фактической массы. Если работник не знает массы груза, то он должен получить сведения о ней у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

3.1.4. Обвязку и зацепку грузов необходимо производить в соответствии со схемами строповки. При отсутствии указанных схем строповка и перемещение данных грузов должны проводиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

3.1.5. Обвязку поднимаемого груза производить стропами, соответствующими массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона.

Угол между ветвями стропа не должен превышать 90 . Масса груза вместе с массой грузозахватных приспособлений и тары не должна превышать паспортную грузоподъемность крана.

3.1.6. При обвязке и зацепке груза канаты и цепи накладывать на основной массив (каркас, раму, станину) без узлов, перекруток и петель.

При подвешивании груза на двурогие крюки стропы накладывать таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.

Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа закреплять так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность их задевания за встречающиеся на пути предметы.

3.1.7. Не допускается применять для обвязки и зацепки груза приспособления (штыри, ломы, проволоку), не предусмотренные схемами строповки, соединять разорванные цепи проволокой или болтами, связывать канаты.

3.1.8. Соединения крюка грузоподъемного крана с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться замком крюка. Крюк в проушине устанавливать так, чтобы предохранительный замок исключал самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления.

3.1.9. При работе с грузоподъемным краном, управляемым с пола, работник должен:

обвязывать груз таким образом, чтобы во время его подъема и перемещения обеспечивалось его устойчивое положение, и исключалась возможность падения его частей (узлов, деталей, запчастей);

осмотреть груз перед подъемом и убедиться в отсутствии на нем инструментов, незакрепленных деталей или других предметов, которые могут упасть;

убедиться перед подъемом груза в отсутствии людей возле груза и крановых путей (для кранов мостового типа), между поднимаемым грузом и стенами, колоннами, штабелями, вагонами, станками или другим оборудованием;

поднимать и опускать груз, передвигать грузоподъемный кран плавно, не допуская рывков и толчков;

сопровождать груз при перемещении, не допуская, чтобы он перемещался над людьми или за что-либо зацепился.

Работнику допускается находиться возле груза во время его подъема, перемещения или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки, на которой находится работник.

3.1.10. Перемещение грузов в зоне, где работают люди, должно производиться только после получения письменного распоряжения руководства подразделения и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными кранами.

3.1.11. При внезапном прекращении электропитания или сильном падении напряжения, когда опустить груз не представляется возможным, необходимо отключить рубильник и оградить место под грузом. Не допускается присутствие людей в зоне подвешивания груза.

3.1.12. Не допускается по окончании работ или во время перерыва в работе оставлять груз в подвешенном состоянии.

Во время перерыва и по окончании работ выключатель, подающий напряжение на главные троллеи или гибкий кабель, должен быть отключен и заперт на замок.

3.1.13. Крюк подъемного механизма должен быть установлен так, чтобы при подъеме груза исключалось косое положение грузового каната.

3.1.14. При подъеме груза предварительно поднять его на высоту не более 200-300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, надежности крепления груза и исправности действия тормозов, после чего производить его подъем на нужную высоту.

Если в момент подъема груза произойдет отцепка или сдвиг стропа, немедленно прекратить подъем и опустить груз для повторной строповки.

3.1.15. Не допускается полное сматывание с барабанов канатов; на барабане должно оставаться не менее полутора витков, виток крепления каната не учитывается.

Работник обязан внимательно следить за канатами и приостановить работу грузоподъемного крана в случае сползания каната с барабана, образования петель и при обнаружении их повреждения.

3.1.16. Для горизонтального перемещения груз или грузозахватное приспособление необходимо предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

3.1.17. Работник обязан опустить груз, прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, в следующих случаях:

поломка узлов, механизмов или металлоконструкции крана;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

крюк, металлические конструкции или защитные ограждения механизмов и электрооборудования грузоподъемного крана находятся под напряжением;

возникли неисправности, указанные в п. 2.6.

3.1.18. При подъеме и перемещении оборудования необходимо соблюдать следующие требования:

знать вес оборудования, которое подлежит перемещению;

производить погрузочно-разгрузочные работы в темное время суток только при достаточном освещении;

немедленно прекращать подъем или перемещение груза в случае появления в зоне работы посторонних лиц;

подъем оборудования производить только в том случае, если зацепка оборудования произведена за все места, предназначенные для строповки, окрашенные краской, отличной от общего цвета оборудования и обозначенные знаком строповки;

при подъеме и перемещении оборудования, не имеющего обозначенных мест для строповки, для проверки правильности строповки необходимо сначала поднять груз на высоту 200-300 мм;

при снятии оборудования с фундаментных болтов следить, чтобы подъем производился с минимальной скоростью, без перекосов и заеданий.

3.1.19. Строповку крупногабаритных грузов необходимо производить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы груза. Места строповки, положение центра тяжести и масса груза указываются изготовителем продукции.

3.1.20. При подъеме и перемещении длинномерных грузов необходимо соблюдать следующие требования:

строповку груза производить не менее чем двумя стропами с учетом расположения центра тяжести груза с целью обеспечения равновесия;

строповку груза с гладкой поверхностью (труб и др.) производить с применением деревянных прокладок, предназначенных для предохранения от выскальзывания единичных грузов.

3.1.21. При переработке тарно-штучных грузов работник обязан:

применять захваты, соответствующие как виду перемещаемого груза, так и особенностям самого процесса;

подъем и перемещение тарно-штучных грузов производить в специальной инвентарной таре, при этом тара не должна загружаться более номинальной массы брутто, уложенный груз должен находиться ниже верхних кромок бортов тары не менее чем на 100 мм;

при подъеме грузов в виде пакетов применять приспособления, исключающие выпадение отдельных элементов из пакета.

3.1.22. Погрузку и разгрузку полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств необходимо производить без нарушения равновесия транспортных средств. Погрузка груза проводить таким образом, чтобы обеспечить удобную и безопасную строповку груза при разгрузке.

Не допускается нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове и кабине автомашины при подъеме или опускании груза грузоподъемным краном.

3.1.23. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

3.1.24. При перемещении грузов с острыми ребрами с непосредственной обвязкой их канатными стропами размещать подкладки, предохраняющие стропы от повреждений (рисунок Б1 Приложения Б).

При перемещении грузов с затяжкой петлей канатного стропа (рисунок Б2) его грузоподъемность снижать на 20%.

При регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, допускаемую нагрузку на ветви стропа снижать в соответствии с данными таблицы 1.

Рекомендуемое снижение допускаемой нагрузки на ветви стропа

Интересно почитать:   МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СТАНЦИЯХ (часть 3) от 25.06.2012 г. N 1254р М ЦД 2.10.009

Таблица 1


r/d

Снижение нагрузки, %

Менее 0,5

Не допускается

От 0,5 до 1,0

50

От 1,0 до 2,0

35

От 2,0 до 2,5

20

20  Свыше 2,5

0

Где:

r — радиус закругления груза, мм;

d — диаметр каната, мм.

3.1.25. При обвязке грузов цепными стропами не допускать изгиба звеньев на ребрах груза.

3.1.26. Перемещение опасных грузов т производить с соблюдением мер безопасности.

Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, неисправной тары, отсутствии на ней маркировки и предупредительных надписей.

3.1.27. При работе с грузоподъемным краном, управляемым с пола, работнику запрещается:

работать при отключенных или неисправных приборах и устройствах безопасности (ограничителя грузоподъемности, механизма подъема, хода механизма передвижения и др.) и тормозах;

допускать к управлению краном, обвязке и зацепке грузов посторонних лиц;

использовать поврежденные или немаркированные съемные грузозахватные приспособления и тару;

находиться под поднятым грузом и допускать нахождение людей под ним;

производить погрузочно-разгрузочные работы с грузами при отсутствии схем их правильной строповки;

поднимать груз, масса которого неизвестна, превышает грузоподъемность крана или съемного грузозахватного приспособления;

поднимать приваренный, примерзший, заложенный другими грузами, укрепленный болтами или залитый бетоном груз;

поправлять грузозахватные приспособления на поднимаемом грузе ударами молотка, кувалды или лома, забивать крюки стропов в монтажные петли грузов;

перемещать груз с находящимися на нем людьми;

перемещать груз волоком;

раскачивать груз;

освобождать грузоподъемным краном защемленные грузом стропы, канаты или цепи;

поднимать груз, находящийся в таре, заполненной выше бортов;

подтягивать и опускать груз на площадку при косом направлении грузовых канатов грузоподъемного крана;

перемещать груз, находящийся в неустойчивом положении или подвешенный за один рог двурогого крюка;

выравнивать перемещаемый груз руками, поправлять стропы на весу;

оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания;

передвигать грузоподъемный кран, если ширина между штабелями груза и выступающими частями грузоподъемного крана менее 700 мм;

передвигать с помощью грузоподъемного крана платформы, полувагоны, тележки и другие транспортные средства;

чистить и смазывать механизмы крана во время их работы;

укладывать груз на электрические кабели, трубопроводы, съемные грузозахватные приспособления и т.д.;

оставлять груз в подвешенном состоянии;

размещать груз в проходах и проездах.

3.1.28. Груз следует укладывать равномерно, без нарушения установленных для складирования габаритов.

При размещении грузов необходимо соблюдать размеры отступов:

от стен помещений — 0,7 м, от приборов отопления — не менее 0,2 м;

от источников освещения — 0,5 м;

от пола- 0,15 м;

между ящиками в штабеле — 0,02 м;

между поддонами и контейнерами в штабеле — 0,05 — 1 м.

3.1.29. При опускании груза работник обязан:

осмотреть место, на которое должен быть уложен груз, и убедиться в невозможности его сползания, падения или опрокидывания;

опускать груз на предназначенное и подготовленное для него место на прочные подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и удобство извлечения из-под него строп;

снимать стропы с груза или крюка только после того, как груз будет надежно установлен или уложен на место.

3.2. Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте грузоподъемного крана, управляемого с пола

3.2.1. Техническое освидетельствование, ремонт и обслуживание грузоподъемных кранов, управляемых с пола, должно проводиться в соответствии с требованиями руководства завода-изготовителя по эксплуатации крана.

3.2.2. Осмотр, ремонт, регулировка механизмов, электрооборудования и металлоконструкций крана должны проводиться при отключенном рубильнике.

При осмотре и регулировке механизмов, электрооборудования и приборов безопасности механизмы крана должны включаться по сигналу лица, производящего осмотр.

3.2.3. Смазку всех трущихся поверхностей механизмов грузоподъемного крана и каната необходимо производить в соответствии с инструкцией завода- изготовителя, при этом должны выполняться следующие требования:

количество смазочных и обтирочных материалов не должно превышать сменной потребности;

хранить смазочный материал в закрытой посуде (бидонах, шприцах, масленках), а обтирочный материал — в металлической посуде;

не смазывать детали во время работы грузоподъемного крана.

3.2.4. При обслуживании грузоподъемных кранов, управляемых с пола, работник обязан:

следить за исправным состоянием всех механизмов, исправным состоянием каната, механизма подъема груза, температурой нагрева электродвигателей тележки и тельфера, которая не должна превышать 45°С, за четкой работой тормозов механизма подъема и тележки;

осматривать и проверять ежесменно состояние всех болтовых соединений, стопорных устройств опорных тележек, смазочных устройств, каната и его крепления;

хранить инструмент в предназначенных для этой цели местах.

3.2.5. Вывод крана в ремонт должен производиться в соответствии с утвержденным графиком ремонта инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

Использование крана для работы во время его ремонта не допускается.

Ремонт грузоподъемных кранов должен проводить специально обученный ремонтный персонал (слесари, электромонтеры) по наряду-допуску.

В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ, в т.ч. меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути работающих кранов. Дата и время вывода грузоподъемного крана в ремонт, а также фамилия специалиста, ответственного за его проведение, указываются в наряде-допуске и вахтенном журнале.

Без наряда-допуска разрешается производить осмотр и техническое обслуживание крана, устранение неисправностей по вызову работника, управляющего краном.

При допуске к работе на одном кране или участке нескольких производителей работ (бригад рабочих) наряд-допуск должен быть выдан каждому производителю работ, подписывать эти наряды должен один ответственный руководитель, допускающий к работе по наряду — допуску.

Если до окончания работ изменились указанные в наряде-допуске меры безопасности или изменились условия работы, наряд — допуск должен быть оформлен заново.

При утере или отсутствии наряда — допуска производство ремонтных работ на кране следует немедленно прекратить. При продлении времени выполнении работ оформляется новый наряд-допуск, допуск к работе производится заново.

Контроль за выполнением указанных в наряде — допуске мер безопасности осуществляют лица, подписавшие наряд — допуск, и инженерно -технический работник, ответственный за содержание кранов в исправном состоянии.

После окончания работ производитель работ в наряде — допуске делает запись о завершении работ (закрыть наряд) и возвратить наряд — допуск ответственному руководителю, допускающему к работе по наряду — допуску. Срок хранения наряда — допуска — 1 месяц со дня закрытия.

3.2.6. Разрешение на пуск в работу крана после ремонта, в случаях, когда кран не подлежит регистрации в территориальных органах Ростехнадзора, выдается инженерно — техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, с записью в вахтенном журнале.

3.2.7. Приступать к работе с грузоподъемным краном после любого ремонта или технического обслуживания допускается только в присутствии лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, при наличии его письменного разрешения, зарегистрированного в вахтенном журнале.



4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Действия работника при возникновении аварийной ситуации:

4.1.1. Во время работы грузоподъемного крана, управляемого с пола, могут произойти следующие аварийные ситуации:

разрушение, излом или повреждения (изгиб, деформация) металлоконструкций грузоподъемного крана;

обрыв канатов грузоподъемного крана или грузозахватных приспособлений (стропа, захвата и др.);

возгорание, пожар.

4.1.2. При возникновении аварийной ситуации работник обязан:

приостановить подъем и перемещение груза;

опустить груз, а если это не представляется возможным — оградить место нахождения груза;

выключить рубильник;

информировать лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев и устранению возникшей аварийной ситуации.

4.1.3. При возгорании и пожаре работник обязан:

опустить груз;

отключить грузоподъемный кран и общий рубильник;

поставить в известность руководителя работ, вызвать пожарную охрану, сообщив точное место возникновения пожара;

оповестить окружающих и вывести людей из опасной зоны;

приступить к ликвидации пожара, используя имеющиеся средства пожаротушения.

4.1.4. При несчастном случае необходимо:

принять меры к освобождению пострадавшего от действия травмирующего фактора;

оказать пострадавшему первую доврачебную помощь в зависимости от вида травмы;

поставить в известность о случившемся лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, руководителя производственного участка и принять меры к эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение.



5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работ с грузоподъемным краном, управляемым с пола, работник должен:

освободить от груза крюк или другое грузозахватное приспособление;

поставить грузоподъемный кран в установленное для стоянки место и поднять крюк в верхнее положение.

краны, работающие на открытом воздухе, необходимо укрепить имеющимися противоугонными устройствами;

выключить рубильник;

убрать съемные грузозахватные приспособления на места хранения;

выполнить запись в вахтенном журнале о состоянии грузоподъемного крана и возникших в процессе работы неисправностях.

5.2. Доложить ответственному за безопасное производство работ кранами и сменщику о неисправностях в работе крана, имевших место за смену, в соответствии с записями в вахтенном журнале.

5.3. Вымыть лицо и руки или принять душ.



Приложение А (обязательное)

1. Нормы браковки канатов грузовых строп

Таблица А1

Стропы из

канатов

двойной

свивки

Число допустимых обрывов

проволок на участке

канатного стропа длиной, мм

3d

6d

30d

4

6

16

Где d — диаметр каната, мм.

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными таблицы А2.

Таблица А2

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра

проволок в

результате поверхностного

износа или

коррозии, %

Количество обрывов

проволок, % от норм,

указанных в табл. 1

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50

Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рисунок А1); выдавливания сердечника (рисунок А2); выдавливания или расслоения прядей (рисунок A3); местного увеличения диаметра каната (рисунок А4); местного уменьшения диаметра каната (рисунок А5); раздавленных участков (рисунок А6); перекручивания каната (рисунок А7); заломов каната (рисунок А8); перегибов каната (рисунок А9).

См. Рисунок А1 Корзинообразная деформация

См. Рисунок А2 Выдавливание сердечника

См. Рисунок А3 Выдавливание проволок пряди

См. Рисунок А4 Местное увеличение диаметр каната

См. Рисунок А5 Местное уменьшение диаметра каната не месте разрушения органического сердечника

См. Рисунок А6 Раздавливание каната

См. Рисунок А7 Перекручивание каната

См. Рисунок А8 Залом каната

См. Рисунок А9 Перегиб каната



Приложение Б

(обязательное)

1. Требования к перемещению грузов с помощью стропов

См. Рисунок Б1 Перемещение грузов, имеющих острые ребра с помощью канатных стропов

2. Перемещение грузов с непосредственной обвязкой их стропами.

См. Рисунок Б2 Строповка грузов с затяжной петлей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности