Рубрики
Приказы и распоряжения

от 28.10.2011 N 2326р


ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 октября 2011 г. N 2326р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО «РЖД»

«СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

В целях защиты экономических интересов ОАО «РЖД» от преступных посягательств, иных противоправных действий и недобросовестной конкуренции, а также оптимизации управленческой деятельности подразделений по обеспечению экономической безопасности холдинга утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2011 г. СТО РЖД 10.001-2011 «Система управления экономической безопасностью. Общие положения».

Первый вице-президент ОАО «РЖД»

В.Н.Морозов

СТО РЖД 10.001-2011



СТАНДАРТ ОАО «РЖД»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО «НИИАС»)

2 ВНЕСЕН Департаментом безопасности ОАО «РЖД»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением ОАО «РЖД» ОТ 28.10.2011 N 2326р

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает цели, задачи, принципы построения и функционирования системы управления экономической безопасностью ОАО «РЖД».

Настоящий стандарт разработан с учетом требований закона Российской Федерации «О безопасности» [1], Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [2], Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации [3].

Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления, филиалами и иными структурными подразделениями, а также дочерними и зависимыми обществами <*> ОАО «РЖД».

———————————

<*> В рамках заключенных с ОАО «РЖД» соглашений и подписанных регламентов о взаимодействии в области обеспечения корпоративной безопасности

Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

СТО РЖД 01.002-2010 Корпоративная система стандартизации открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Стандарты ОАО «РЖД». Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

СТО РЖД 01.003-2010 Корпоративная система стандартизации открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Стандарты ОАО «РЖД». Требования к обозначению

СТО РЖД 01.005-2010 Корпоративная система стандартизации открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Стандарты ОАО «РЖД». Правила построения, изложения и оформления

Примечание: при пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году, а также по единой информационной базе ОАО «РЖД». Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте используются следующие термины и определения:

3.1 внутренний аудит: Контрольная деятельность, осуществляемая специалистами ОАО «РЖД», направленная на обеспечение соответствия бизнес-процессов законодательству Российской Федерации, распорядительным документам ОАО «РЖД» и предоставление достоверной информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности объектов компании на основе систематизированного, последовательного подхода к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления.

3.2 внутренний контроль: Совокупность мероприятий, проводимых руководством и работниками ОАО «РЖД» на всех уровнях управления, направленных на обеспечение результативности финансово-хозяйственной деятельности и достоверности всех видов отчетности.

3.3 инвестиции: Денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

3.4 имущество: Материальные и нематериальные объекты, являющиеся предметами владения, пользования и распоряжения в ОАО «РЖД».

3.5 инструменты управления: Способы воздействия субъекта управления на объект, с помощью которых реализуются управленческие функции субъекта.

3.6 материальные ресурсы: Экономические ресурсы в материально-вещественной форме.

3.7 методы управления: Совокупность инструментов управления, используемых для достижения определенной экономической цели.

3.8 мониторинг: Организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов в ОАО «РЖД» с целью их оценки, контроля или прогноза.

3.9 объект системы управления: Хозяйствующий орган (подразделение) ОАО «РЖД», воспринимающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления, получающий команды управления и действующий в соответствии с ними.

3.10 претензия: Требования кредитора к должнику об устранении нарушения прав кредитора и добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением прав кредитора.

3.11 система управления экономической безопасностью ОАО «РЖД» (далее — система управления): Совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера и административных механизмов, реализуемых аппаратом управления ОАО «РЖД» в целях защиты производственной и финансово-хозяйственной деятельности от реальных или потенциальных действий физических и юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

3.12 субъект системы управления: Орган (подразделение, должностное лицо) ОАО «РЖД», реализующий свои функции посредством принятия решений, обязательных для исполнения остальными участниками системы управления.

3.13 управление: Выработка и осуществление системы целенаправленного воздействия на объект (систему), включающих сбор, обработку и передачу необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений.

3.14 финансовые ресурсы (финансы): совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов ОАО «РЖД» как хозяйствующего субъекта, находящихся в его распоряжении, а также система их формирования, распределения и использования.

3.15 экономическая безопасность: Состояние защищенности ОАО «РЖД» на всех стадиях его функционирования от внешних и внутренних угроз нанесения экономического ущерба в ходе осуществления им хозяйственной деятельности, а также сохраняющее его целостным структурным образованием и юридическим лицом с устойчивыми растущими основными финансово-экономическими показателями.

Примечание редакции.

Нумерация пунктов дана в соответствии с оригиналом документа.

3.17 экономические ресурсы: Совокупность средств (источников) обеспечения производства. Делятся на трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), финансовые (денежный капитал), информационные ресурсы.

4. Система управления экономической безопасностью

4.1 Общие положения

4.1.1 Целью системы управления является своевременное и максимально точное прогнозирование угроз и определение мер по их локализации.

4.1.2 Классификация угроз экономической безопасности:

1) по источнику:

— внутренние — реализуются внутри холдинга ОАО «РЖД»;

— внешние — реализуются вне холдинга ОАО «РЖД»;

2) по природе возникновения:

— вызванные действиями, либо бездействием должностных лиц или работников ОАО «РЖД»;

— вызванные действиями, либо бездействием лиц, не являющихся работниками ОАО «РЖД», в том числе действиями недобросовестных конкурентов, контрагентов, сотрудников правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих контрольно-распорядительные функции;

3) по степени вероятности реализации:

— реальные — могут реализоваться в любой момент времени;

— потенциальные — могут реализоваться в случае наступления определенных условий или событий;

4) по отношению к человеческой деятельности:

— объективные — формируются независимо от целенаправленной деятельности, воли и сознания человека;

— субъективные — создаются сознательно;

5) по объекту посягательства — в соответствии с разделом 4.2 «Объекты системы управления»;

6) по возможности прогнозирования:

— прогнозируемые на уровне ОАО «РЖД» и его подразделений;

— не поддающиеся прогнозированию;

7) по последствиям:

— всеобщие — отражаются на всей структуре ОАО «РЖД»;

— локальные — затрагивают отдельные филиалы, структурные подразделения, дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД»;

8) по объему нанесенного (ожидаемого) ущерба:

— катастрофические — влекущие за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо уничтожение объекта железнодорожной транспортной системы;

— значительные — влекущие за собой существенные потери материальных ценностей;

— незначительные — влекущие за собой устранимые сбои в работе железнодорожного транспортного комплекса, отдельных его элементов.

4.1.3 В соответствии с данной классификацией выделяются приоритеты безопасности по защите интересов ОАО «РЖД» на определенный период времени. Указанные приоритеты не являются постоянными и могут претерпевать значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз.

4.1.4 Задачи системы управления экономической безопасностью:

1) прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

2) организация деятельности по предупреждению возможных угроз и возмещению финансовых потерь;

3) выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

4) принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

5) постоянное совершенствование системы управления с использованием новых технологий.

4.1.5 В основе системы управления лежит организация эффективного взаимодействия подразделений безопасности с подразделениями внутреннего контроля и аудита на основе следующих базовых функций:

1) обеспечения экономической безопасности при подготовке и реализации крупных инвестиционных проектов, контрактов, соглашений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

2) противодействия недобросовестной конкуренции, всестороннее изучение контрагентов, выявление несостоятельных деловых партнеров;

3) борьбы с коррупцией — злоупотреблениями сотрудниками ОАО «РЖД» служебным положением, нарушениями финансовой дисциплины, лоббированием интересов сторонних организаций.

4.1.6 Принципы организации и функционирования системы управления экономической безопасностью:

1) законность — разработка системы управления и осуществление защитных мероприятий в соответствии с действующим законодательством;

2) экономическая целесообразность — соответствие уровня затрат на обеспечение системы управления экономической безопасностью величине возможного ущерба;

3) сочетание мер по предотвращению угроз экономической безопасности (превентивные меры) и мер по минимизации или устранению возникшей угрозы и ее негативных последствий;

4) непрерывность — постоянное функционирование системы управления экономической безопасностью;

5) дифференцированность — выбор мер по преодолению возникших угроз в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации;

6) координация — обеспечение согласованной деятельности всех подразделений безопасности;

7) полная подконтрольность системы управления экономической безопасностью Департаменту безопасности ОАО «РЖД», вице-президенту по вопросам корпоративной безопасности и президенту ОАО «РЖД».

4.1.7 В соответствии с указанными принципами и задачами система управления включает следующие элементы:

1) оценка экономической ситуации с учетом роста производительности труда в зависимости от конкурентоспособности железнодорожного транспорта по отношению к другим видам транспорта, наличия достаточных мощностей и их технического уровня, способствующего увеличению объема перевозок без привлечения дополнительных трудовых ресурсов;

2) подготовка предупредительных (профилактических) мер — включает деятельность по изучению контрагентов, анализ условий договоров, а также конкурсных процедур (торгов), соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией, защиту компьютерных сетей и иные меры, осуществляемые регулярно и непрерывно;

3) мониторинг и выявление угроз экономической безопасности, включающий непрерывное наблюдение за производственной и финансово- хозяйственной деятельностью объектов экономической безопасности, анализ экономической деятельности указанных объектов, а также подготовку предложений для принятия управленческих решений;

4) анализ и оценка возникших угроз экономической безопасности, которые предполагают сопоставление фактических или прогнозных значений индикаторов с пороговыми величинами, выход за пределы которых дестабилизируют устойчивую работу железнодорожной отрасли;

5) определение пороговых значений экономической безопасности -набор определенных ключевых ресурсных и результирующих показателей-индикаторов стабильности железнодорожной транспортной системы, за пределами пороговых значений которых она теряет возможность воспроизводства, а затраты на ее поддержание в работоспособном состоянии многократно возрастают. Одним из основных показателей экономической безопасности, оценивающих устойчивость функционирования железнодорожного транспорта, является степень износа и старения основных производственных фондов;

6) определение мероприятий по нейтрализации угроз экономической безопасности;

7) деятельность по нейтрализации угроз экономической безопасности, состоящая в реализации определенных (запланированных) и подготовленных мероприятий.

4.1.8 Система управления экономической безопасностью подразделяется на управляемую (объекты системы управления) и управляющую (субъекты системы управления) подсистемы.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 27.02.2006 N 328р



4.2 Объекты системы управления

Объектами системы управления экономической безопасностью ОАО «РЖД» являются:

4.2.1 Персонал ОАО «РЖД».

4.2.2 Финансовые ресурсы:

1) кассовая наличность, депозиты в банках, вклады, чеки, страховые полисы;

2) обязательства других предприятий и организаций, а также частных лиц по выплате средств за оказанные услуги или поставленную продукцию (коммерческий кредит);

3) пакеты акций других предприятий;

4) паи в других предприятиях;

5) средства федерального бюджета, выделенные ОАО «РЖД» в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2.3 Материальные ресурсы:

1) имущественный комплекс — здания, сооружения, хранилища, помещения, земельные участки, подвижной состав, автотранспорт, техническое оборудование;

2) производственные запасы — сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, инструменты, другие средства производства;

3) незавершенное производство;

4) остатки готовой продукции.

4.2.4 Информационные ресурсы — содержащаяся в базах данных информация (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) и обеспечивающие ее обработку информационные технологии и технические средства.

4.2.5 Интеллектуальная собственность (в том числе сведения, составляющие коммерческую тайну), а также научно-исследовательская и проектно-конструкторская деятельность в области модернизации железнодорожного транспорта, его инфраструктуры, смежных с ними производств, инновационные проекты.

4.2.6 Инвестиционные проекты — экономические или социальные проекты, основывающиеся на вложении средств в объекты недвижимого имущества, предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

4.2.7 Рекламная деятельность — деятельность по производству, размещению и распространению рекламы в целях стимулирования реализации предлагаемых ОАО «РЖД» услуг (продукции).

4.2.8 Спонсорская помощь (материальная поддержка) — помощь, оказываемая ОАО «РЖД» нуждающимся сотрудникам/работникам ОАО «РЖД» и иным физическим и юридическим лицам в денежной (вещественной) форме.

4.3 Субъекты системы управления

4.3.1 Исходя из особенностей и характеристик объектов системы управления выделяются следующие субъекты системы управления экономической безопасностью:

4.3.2 Органы управления, подразделения и должностные лица ОАО «РЖД», осуществляющие деятельность по обеспечению экономической безопасности:

1) совет директоров ОАО «РЖД»;

2) президент ОАО «РЖД»;

3) правление ОАО «РЖД»;

4) вице-президент ОАО «РЖД» по корпоративной безопасности;

5) Департамент безопасности ОАО «РЖД» — подразделение аппарата управления ОАО «РЖД», организующее в целом работы по обеспечению экономической безопасности ОАО «РЖД» и контроль за этой деятельностью;

6) региональные центры безопасности — структурные подразделения ОАО «РЖД» (РЦБ);

7) подразделения безопасности филиалов, других структурных подразделений, дочерних обществ, предприятий, учреждений и организаций ОАО «РЖД» (заводов, проектно-конструкторских бюро, негосударственных учреждений здравоохранения);

8) подразделения внутреннего финансового контроля ОАО «РЖД», филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД», а также иные подразделения, должностные лица и работники (сотрудники) ОАО «РЖД», обеспечивающие в пределах предоставленной компетенции и должностных полномочий экономическую безопасность в соответствующих структурах.

4.3.3 Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность участника предпринимательских отношений ОАО «РЖД». Они формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение. Их деятельность не может контролироваться самим хозяйствующим субъектом.

4.3.4 Организации и ведомства, обеспечивающие экономическую безопасность ОАО «РЖД» в рамках договорных отношений:

1) ведомственная охрана железнодорожного транспорта;

2) частные охранные организации (ЧОО);

3) МВД России;

4) иные специализированные организации, оказывающие услуги по защите предпринимательской деятельности.

4.3.5 Взаимодействие подразделений безопасности и подразделений внутреннего контроля и аудита включает в себя координацию действий при организации и проведении контрольных мероприятий, информационного обмена, а также совместно проводимую работу по профилактике, своевременному выявлению, предупреждению и локализации внутренних и внешних угроз в финансово-экономической сфере деятельности ОАО «РЖД».

4.3.6 Реализация взаимодействия осуществляется в рамках регламентированного плана действий, направленных на выявление признаков и установления фактов злоупотреблений и рисковых сделок, возникающих при противоправных действиях как со стороны сотрудников, так и деловых партнеров ОАО «РЖД».

4.3.7 Подразделения безопасности и подразделения внутреннего контроля и аудита осуществляют взаимодействие по профилактике, своевременному выявлению, предупреждению и локализации следующих внутренних и внешних угроз в финансово-экономической сфере деятельности ОАО «РЖД»:

1) возможности хищения имущества, оборудования, комплектующих, готовой продукции ОАО «РЖД» на этапах транспортировки, хранения, реализации;

2) наличие условий для неправомерного расходования материальных и финансовых средств, иных финансовых злоупотреблений;

3) нарушения установленных в ОАО «РЖД» правил эксплуатации и использования каналов связи для передачи информации, систем обработки и хранения различных данных;

4) действия отдельных работников по нанесению ущерба корпоративным интересам ОАО «РЖД» по мотивам корысти, мести и т.п.;

5) низкий профессионализм и недисциплинированность персонала, халатное отношение к выполнению своих должностных обязанностей;

6) манипуляция, фальсификация, изменение учетных записей или документов, на основании которых составляется финансовая (бухгалтерская) и/или управленческая отчетность;

7) незаконное присвоение активов, несвоевременное требование (невостребование) дебиторской задолженности;

8) ложное представление или преднамеренное непредставление в отчетности сведений о хозяйственных операциях;

9) неправильное применение учетной политики ОАО «РЖД».

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 27.08.2007 N 1612р

4.4 Инструменты управления системой

4.4.1 Нормативная правовая база — совокупность официальных документов установленной формы, принятых (изданных) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или должностного лица с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащих общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение, а также внутренние нормативные документы ОАО «РЖД», которые включают в себя исполнительно-распорядительные документы, принятые (изданные) в пределах компетенции его органов управления или должностных лиц.

4.4.2 Профилактика правонарушений экономической направленности -деятельность руководства и должностных лиц, а также профильных подразделений и общественных организаций ОАО «РЖД», направленная на выявление, устранение либо нейтрализацию причин и условий правонарушений и оказание соответствующего воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений, в целях недопущения последних.

4.4.3 Внутренний аудит обеспечивает содействие органам управления ОАО «РЖД» в поддержании на должном уровне системы внутреннего контроля посредством оценки ее эффективности, экономичности и постоянного совершенствования, оценивает адекватность и эффективность контрольных процедур в сфере корпоративного управления, хозяйственной деятельности и информационных систем ОАО «РЖД» в части:

1) оценки эффективности процедур внутреннего контроля и управления рисками и их соответствия требованиям законов, нормативных актов и договорных обязательств;

2) достоверности и полноты информации о финансово-хозяйственной деятельности;

3) эффективности и экономичности деятельности;

4) сохранности активов.

4.4.4 Внутренний контроль — система, представляющая собой совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых в целях упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, предотвращения, выявления и исправления ошибок и информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Система внутреннего контроля включает следующие элементы:

1) контрольная среда;

2) процесс проверки рисков контролирующим лицом;

3) информационные системы, в том числе система, связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) контрольные мероприятия;

5) оценка эффективности средств контроля.

4.4.5 Расследование (корпоративное расследование) — особая форма контроля, представляющая собой реализацию предоставленного права по собиранию, закреплению и исследованию доказательств, устанавливающих наличие нарушения, виновных в его совершении лиц, характер и размер некомпенсированных потерь, а также иные обстоятельства, негативно влияющих на производственную и финансово-хозяйственную деятельность ОАО «РЖД». Расследования проводятся только по конкретным событиям и установленным фактам нанесения ущерба.

4.4.6 Претензионно-исковая работа — совокупность действий по предъявлению и рассмотрению претензий, и по применению информации, полученной в результате этих действий.

Ее составляющими являются:

1) анализ создавшейся ситуации;

2) разработка позиции;

3) подготовка необходимых претензий и исков;

4) подготовка отзывов на претензии и иски в арбитражные суды, третейские суды и суды общей юрисдикции;

5) защита выработанной позиции в суде.

4.4.7 Информирование руководства ОАО «РЖД» (регулярное предоставление отчетности) о результатах деятельности по обеспечению экономической безопасности Компании и его заключение об эффективности работы системы обеспечения экономической безопасности.

4.5 Уровни управления системой

4.5.1 Управление системой экономической безопасности ОАО «РЖД» осуществляется на двух уровнях:

1) общий уровень — управление на этом уровне реализуется руководством ОАО «РЖД», всеми подразделениями и работниками в пределах своей компетенции и регулируются действующим законодательством Российской Федерации и организационно-распорядительными документами ОАО «РЖД»;

2) специальный уровень — управление осуществляется Департаментом безопасности ОАО «РЖД», региональными центрами безопасности — структурными подразделениями ОАО «РЖД» и соответствующими подразделениями (сотрудниками) безопасности филиалов, других структурных подразделений, дочерних обществ, предприятий, учреждений и организаций ОАО «РЖД» в пределах предоставленных им полномочий.

4.5.2 Формы управления:

1) вертикальная, при которой каждое подразделение или руководитель имеет сферу деятельности/контроля, за которую он отвечает, или некоторое число работников, которые ему подчинены. В этом случае распределение задач производится «сверху вниз»;

2) горизонтальная, при которой распределение специалистов/работников направлено на выполнение задач в конкретной функциональной области.

4.5.3 Иерархия управления:

4.5.3.1 Институциональный уровень — высшее звено управления, в котором осуществляется планирование на длительный период, принимаются жизненно важные решения, имеющие стратегический для ОАО «РЖД» характер, в том числе касающиеся взаимодействия с ее внешней средой — конкурентами, государством, общественными объединениями и т.д. К данному уровню управления относятся:

1) совет директоров ОАО «РЖД»;

2) президент ОАО «РЖД»;

3) правление ОАО «РЖД»;

4) первый вице-президент, старшие вице-президенты ОАО «РЖД»;

5) вице-президенты ОАО «РЖД».

4.5.3.2 Координационный уровень — среднее звено управления, в котором оказывается помощь руководителям высшего звена в принятии решений, осуществляются руководство и контроль деятельности руководителей низшего звена, а также посредничество между руководителями высшего звена и руководителями низшего звена. На данном уровне управления решения принимают:

1) начальник Департамента безопасности ОАО «РЖД»;

2) заместители начальника Департамента безопасности ОАО «РЖД»;

3) начальник Управления транспортной безопасности Департамента безопасности ОАО «РЖД» и его заместитель;

4) начальники отделов Департамента безопасности ОАО «РЖД»;

5) начальник регионального центра безопасности — структурного подразделения ОАО «РЖД»;

6) заместители начальника РЦБ.

4.5.3.3 Технический уровень — низшее звено, в котором выполняется повседневная работа по обеспечению экономической безопасности и осуществляется текущий контроль за состоянием и результатами этой работы.

Решения на этом уровне принимают:

1) начальники отделов (секторов) РЦБ;

2) руководители подразделений безопасности филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД», а также его дочерних обществ, предприятий, учреждений и организаций.

4.5.4 Алгоритм выработки управленческого решения:

1) постановка целей управления на определенный период и разработка механизмов достижения этих целей;

2) анализ состояния объекта, его реальных возможностей (ресурсов и потенциала), оценка альтернативных вариантов развития;

3) соотнесение цели (целей) и ресурсов (человеческих, материальных, финансовых, информационных и т.д.), корректировка цели с учетом ресурсов;

4) разработка способов достижения цели;

5) разработка целевой программы, календарного плана его реализации с указанием исполнителей и ответственных;

6) мониторинг ситуации;

7) механизмы корректировки планов и программ.

4.6 Показатели оценки эффективности системы управления

Эффективность системы управления экономической безопасностью достигается целостностью системы корпоративной безопасности ОАО «РЖД», единством управления на основе выработки согласованных и взаимосвязанных подходов к принятию управленческих решений на основе мониторинга складывающейся обстановки, регулярного обновления информации, непрерывностью процесса управления и определяется следующими основными показателями.

4.6.1 Показатели производства:

1) динамика объемов грузовых и пассажирских перевозок (рост, спад, стабильное состояние);

2) реальный уровень загрузки (производственных) мощностей;

3) темпы обновления основных производственных фондов (реновация);

4) стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного периода времени);

5) конкурентноспособность предоставляемых услуг и производимой продукции;

6) возрастная структура и технический ресурс парка подвижного состава, машин и оборудования.

4.6.2 Финансовые показатели:

1) объем «портфеля» заказов (общий объем предполагаемых продаж услуг, продукции);

2) фактический и необходимый объем инвестиций (для поддержания и развития имеющегося потенциала);

3) уровень инновационной активности (объем инвестиций в нововведения);

4) уровень рентабельности;

5) фондоотдача (капиталоемкость) производства;

6) просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская);

7) доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов, энергоносителей;

8) размер (сумма) предотвращенного, выявленного и возмещенного ущерба.

Библиография



[1] Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»



[2] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537)



[3] Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения (Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 N 608)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности