СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 45 — Приложение З) от 29 февраля 2012 г. N 421р
Приложение З
справочное
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД НА ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСАХ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
См. Приложение З
Приложение И
справочное
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ МАШИНИСТОВ.
Тренажерные комплексы для различных серий локомотивов предназначены для профессиональной подготовки и повышения квалификации локомотивных бригад в условиях, максимально приближенных к реальности.
Они могут применяться в эксплуатационных локомотивных депо, дорожных технических школах, высших учебных заведениях, колледжах и специальных учебных центрах. Их применение позволяет обучать рациональным способам вождения поезда, действиям в нештатных и аварийных ситуациях, управлению автоматическими тормозами, работе с современными локомотивными системами управления и безопасности, а также изучать электрические и пневматические схемы.
В состав тренажера входит рабочее место машиниста-инструктора, оборудование для учебного класса и система контроля регламента двусторонних переговоров.
Применение новых тренажеров в процессе обучения и подготовки локомотивных бригад позволяет реализовать на практике следующие задачи:
— выполнение должностных обязанностей локомотивной бригады при ведении поезда,
— обучение работе с краном машиниста при управлении автоматическими тормозами,
— обучение действиям в нештатных и аварийных ситуациях;
— обучение работе с современными локомотивными системами управления и безопасности;
— обучение рациональным режимам вождения поездов, экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов,
— выполнение регламента служебных переговоров,
— восстанавливать события по допущенным проездам запрещающих сигналов, крушениям, сходам и другим нарушениям безопасности движения для проведения детального анализа под руководством машиниста-инструктора с целью недопущения подобного.
Все поставляемые тренажеры оборудуются устройствами безопасности КЛУБ-У, или КПД-3П, САУТ-ЦМ, ТСКБ, пультами управления идентичными локомотивным.
Дооснащение учебных классов локомотивных депо, дорожно-технических школ создание крупных региональных учебных центров подготовки и повышения квалификации локомотивных бригад новыми тренажерами и программами обучения является жизненно необходимым в процессе обучения и подготовки машиниста.
Тренажеры нового поколения, разрабатываемые по заказу ОАО «РЖД».
Одним из приоритетных направлений ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» является изготовление и поставка на сеть железных дорог России локомотивных тренажеров машиниста.
Данные тренажеры выполнены на базе реальных пультов управления и обеспечивают моделирование работы всех систем локомотива, поезда и напольных устройств. Они позволяют обучать машинистов управлению тормозами локомотива и поезда, экономичным режимам ведения, действиям в нестандартных ситуациях. Достижение максимально приближенного обучения на тренажере к реальным условиям ведения поездом обеспечивается автоматическим анализом учебной поездки с выводом на печать скоростимерной ленты, справок о нарушении безопасности движения, расходе топливно-энергетических ресурсов, выполнении графика движения поездов. Тренажеры имеют видеосистему, основанную на оцифровке видеофильма реального участка пути. В разработанных тренажерах предусмотрена возможность изучения электрических и пневматических схем, а также тормозных устройств, для чего в состав тренажеров включено видеопроекционное оборудование.
Более подробно остановлюсь на классификации тренажеров нового поколения. Производимые тренажеры по сложности подразделяются на уровни в порядке возрастания: нулевой, первый, второй и третий.
Нулевой уровень — предназначаются для проведения машинистом-инструктором лекций для групп обучаемых. На большом экране демонстрируются обучающие программы по работе электрических и тормозных схем локомотивов различных серий, тормозных приборов, тормозных систем грузовых и пассажирских поездов, а также плакаты и обучающие фильмы. В состав тренажера входит компьютер и необходимое видеопроекционное оборудование.
Первый уровень — представляют собой чисто компьютерные тренажеры, в которых на дисплейных панелях дается изображение пульта машиниста и путевой обстановки. На одном тренажере могут работать модели нескольких серий локомотивов. Эти тренажеры объединяются в учебные классы с использованием рабочего места инструктора и могут использоваться для проведения экзаменов.
Второй уровень — это тренажеры с пультами машиниста, выполненные с реальным расположением органов управления и индикации. Эти тренажеры могут использоваться не только для получения знаний по управлению локомотивом, но и для формирования устойчивых навыков действий машинистов в нестандартных ситуациях.
Третий уровень — это тренажеры с максимально приближенными реальными условиями. В них используется не только пульт машиниста, но и вся кабина локомотива. Система воспроизведения изображения использует несколько видеопроекторов, формируя вид из бокового стекла. В этих тренажерах может использоваться система динамического воздействия на машиниста, т.е. передаваться колебания от неровности пути, покачивания при вписывании в кривой участок.
ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» разработало и поставляет на сеть компьютерные обучающие программы, которые позволяют изучать работу систем, узлов, агрегатов и схем ТПС как в режиме реального времени, так и в пошаговом режиме, в том числе и с разнообразными неисправностями. Данные программы могут работать с тренажерами и в компьютерных классах. Всего на сеть ж.д. поставлено более 1000 различных обучающих программ. Также ПКБ ЦТ поставило на сеть ж.д. 50 комплектов тренажеров 0 — уровня, содержащих компьютеры с обучающими программами и видеопроекционное оборудование. В данных тренажерах могут устанавливаться и экзаменационные программы, позволяющие проводить экзамены, в том числе и по удаленному доступу, т.е. дистанционно, что очень удобно для удаленных и малодеятельных участков обслуживания.
В 2009 г. в рамках работ по плану Научно-технических работ разработано и начато серийное производство тренажеров нового поколения электровозов ВЛ80с и тепловоз 2ТЭ10У на базе которых разрабатываются и тренажеры других серий локомотивов. В системе тренажеров нового поколения достигается более высокий уровень реального моделирования работы локомотива и окружающей обстановки, а также создается единая система обучения. Данные тренажеры оснащены системой речевых технологий.
Для управления процессом обучения на тренажере предусмотрено рабочее место инструктора, которое должно иметь возможность подключения к инфраструктуре тренажерного обучения, что, и позволяет подключать тренажер нулевого уровня и несколько тренажеров первого, второго или третьего уровней. Возможности тренажера позволяют моделировать нестандартные ситуации при ведении поезда, при управлении автоматическими тормозами, анализировать и разбирать допущенные машинистами нарушения по результатам расшифровки кассеты блока КПД-3, что также можно использовать и для обучения техников -расшифровщиков.
В 2007 г. ПКБ ЦТ совместно с ВНИИАС, НПО «САУТ», ЗАО НПЦ «Спектр», ЗАО «ЛЭС», ЗАО «Транзас», имеющим большой опыт в создании тренажеров для морского и авиационного транспорта, ЗАО «АВП-Технология», разрабатывающим системы управления для подвижного состава, разработали и изготовили выставочный образец тренажера нового поколения для Центра научно-технической информации. Данный тренажер выполнен с видеосистемой объемной 3D графики, реальной кабиной с пультом УНИКАМ и современными устройствами безопасности, автоведения и микропроцессорной системой управления движения локомотива. В тренажере предусмотрена возможность создания различных поездных ситуаций с автоматическим выявлением нарушений, допущенных машинистом с их бальной оценкой. В рамках этой работы так же разработано рабочее место машиниста-инструктора для создания ситуаций и контроля действий машиниста.
В системе тренажеров нового поколения достигается принципиально более высокий уровень реалистичности моделирования работы локомотива и окружающей обстановки, а также создается единая система обучения.
В них используется единая система математических моделей, включающая программные модели современных устройств безопасности, автоведения и управления локомотивом.
Для обеспечения реалистичности тренажеры машиниста поставляются с кабинами локомотива (рис. 1). Кабины являются разборными.
См. Рис. 1
Реальные пульты машиниста обеспечивают формирование навыков по управлению локомотивом.
Тренажеры поставляются с современными системами безопасности и управления (рис. 2).
См. Рис.2
В состав тренажера входит рабочее место машиниста-инструктора (рис.3), которое позволяет:
— управлять процессом обучения;
— вводить неисправности и нештатные ситуации;
— наблюдать с помощью видео камеры за действиями машиниста;
См. Рис.3
В составе тренажера поставляется оборудование для учебного класса, которое позволяет обучать аудиторию, анализируя действия машиниста и работу оборудования. В программном обеспечении предусмотрена остановка времени и работа в пошаговом режиме (рис.4).
См. Рис.4
Тренажер машиниста локомотива ЭП1М в Передвижном выставочно-лекционном комплексе (рис.5) и непосредственно в эксплуатации (рис.6).
См. Рис.5
См. Рис.6
Тренажер — это техническое средство, которое должно служить не менее 10 лет, для чего целесообразно заключение договоров на послегарантийное обслуживание с предприятием-изготовителем, либо в перспективе с Центром по обслуживанию тренажеров. Срок гарантийного обслуживания модернизированного тренажера должен быть не менее 12 мес. с момента окончания работ по модернизации и приемке тренажера в эксплуатацию.
ТРЕНАЖЕР МАШИНИСТА ВТОРОГО УРОВНЯ
РАБОЧЕЕ МЕСТО МАШИНИСТА-ИНСТРУКТОРА
См. Рис.
ТРЕНАЖЕР МАШИНИСТА ВТОРОГО УРОВНЯ
ПРОДОЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
См. Рис.
КОНТРОЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ РЕГЛАМЕНТА
СЛУЖЕБНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
См. Рис.
ТРЕНАЖЕР МАШИНИСТА ВТОРОГО УРОВНЯ
РАСШИФРОВКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
МАШИНИСТА ПО КАССЕТЕ КПД-3
См. Рис.
ТРЕНАЖЕР МАШИНИСТА ВТОРОГО УРОВНЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА
См. Схему
— Изучение принципов работы электрических схем
— Моделирование работы аппаратов электрических схем
— Управление электрической схемой
— Описание работы всех узлов схемы
— Отображение проводов и аппаратов, находящихся под напряжением
— Ввод различных неисправностей
— Возможность работы от пульта машиниста
— Экзамен
ТРЕНАЖЕР МАШИНИСТА ВТОРОГО УРОВНЯ
РАБОЕЕ МЕСТО ИНСТРУКТОРА (РМИ)
См. Рис.
ТРЕНАЖЕР МАШИНИСТА ВТОРОГО УРОВНЯ
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА
См. Схему
— Описание принципов работы тормозов
— Моделирование работы тормозных устройств
— Управление тормозной схемой
— Изображение движения воздуха в трубопроводах
— Измерение времени процессов
— Показ давления в любых точках схем
— Возможность проведения исследований на математических моделях тормозных устройств
— Экзамен
— Возможность работы от пульта машиниста