СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 42 — Приложение Ж) от 29 февраля 2012 г. N 421р
4. Требования к макету кабины локомотива с пультом управления
4.1. Внешний вид и габариты макета кабины локомотива должны соответствовать кабине реального локомотива.
4.2. Макет кабины локомотива должен обеспечивать размещение пульта управления, а также не входящих в пульт органов управления, приборов и индикаторов, по аналогии с реальной кабиной локомотива.
4.3. Макет кабины локомотива должен обеспечивать размещение кресла машиниста по аналогии с реальной кабиной локомотива.
4.4. Конструкция макета кабины должна быть сборной и обеспечивать монтаж в условиях помещения, предназначенного для ее установки.
4.5. В макете кабины локомотива должно быть обеспечено функционирование необходимых органов управления локомотивом, индикаторов и приборов.
4.6. Внешний вид и габариты пульта управления должны соответствовать реальному пульту управления локомотива, учитывая при этом адаптацию к размещению в макете кабины локомотива.
4.7. В качестве органов управления и устройств индикации допускается вместо штатных устройств использовать их модели. При этом должно обеспечиваться соответствие моделей функциональным и эргономическим характеристикам штатных устройств.
4.8. Макет кабины локомотива должен содержать органы управления и индикации штатных систем управления и устройств безопасности. Должно быть обеспечено прослушивание речевой информации при функционировании штатных систем управления и устройств безопасности. Макет кабины локомотива должен содержать устройства, позволяющие имитировать работу радиостанции для ведения переговоров и последующего автоматизированного анализа регламента переговоров.
4.9. В состав оборудования макета кабины локомотива должны входить дополнительные графические средства, предназначенные для демонстрации локомотивной бригаде работы электрических схем локомотива, пневматических схем локомотива и поезда, распределения по длине поезда продольных динамических сил и т.п.
4.10. Конструкция макета кабины должна быть сборной и обеспечивать монтаж в условиях помещения, предназначенного для установки тренажера.
5. Требования к РМИ с системой обучения
5.1. РМИ с системой обучения должно обеспечивать инструктору возможность управления системой обучения и работой тренажера (тренажерного комплекса).
5.2. Оборудование РМИ должно обеспечивать:
— отображение путевой обстановки;
— контроль состояния органов управления, показаний приборов и индикаторов в макете кабины локомотива (допускается условное изображение приборов и органов управления локомотива);
— управление процессом обучения, в том числе ввод неисправностей и нештатных ситуаций;
— визуальный контроль за машинистом;
— выполнение отдельных функций ДНЦ и ДСП в части формирования маршрута движения и имитации ведения переговоров с машинистом;
— проведение групповых занятий.
5.3. Для стандартизации процесса обучения локомотивной бригады действиям в нештатных ситуациях необходимо разработать и утвердить в ОАО «РЖД» «Перечень нештатных ситуаций для системы обучения на тренажерах».
5.4. Перечень неисправностей, характерный для конкретного типа локомотива, должен быть согласован с ОАО «РЖД».
5.5. Оборудование РМИ должно быть связано с системой моделирования по локальной сети.
5.6. Система обучения должна обеспечивать:
— управление процессом обучения;
— формирование задания на поездку и выдачу обучаемому соответствующих документов (справки о тормозах, предупреждения и др.);
— возможность ввода неисправностей и создания нештатных ситуаций;
— анализ действий обучаемого во время поездки с автоматическим выявлением нарушений;
— выставление балльных оценок;
— послерейсовый анализ поездки.
Дополнительно система обучения должна обеспечивать демонстрацию работы электрических схем локомотива, пневматических схем локомотива и поезда, распределения по длине поезда продольных динамических сил и т.п. (с помощью оборудования для проведения групповых занятий, а также дополнительных графических средств в макете кабины локомотива).