Рубрики
Приказы и распоряжения

СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 32 — Приложение Б) от 29 февраля 2012 г. N 421р


4 Методика оценки выраженности акцентуаций характера

Для оценки выраженности акцентуаций характера и общей направленности личности применяется тест «Д», представляющий собой модифицированный вариант методики Лири.

Имеет 8 групп вопросов (октантов) направленности, которые позволяют характеризовать следующие психологические тенденции: 1) лидерство — властность — деспотичность; 2) уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность; 3) требовательность — непримиримость — жестокость; 4) скептицизм — упрямство — негативизм; 5) уступчивость — кротость — пассивную подчиняемость; 6) доверчивость — послушность — зависимость; 7) добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный конформизм; 8) отзывчивость — бескорыстие — жертвенность.

Общий вид стимульного поля на экране монитора приведен на рис. 3.

См. Рис. 3 — Общий вид стимульного поля теста «Д» на экране монитора

Инструкция испытуемому высвечивается на экране монитора.

Текст инструкции: «Вам будут поочередно предъявляться утверждения, отражающие наличие или отсутствие у Вас определенных качеств. Вам необходимо оценить степень согласия с каждым из предъявляемых утверждений в процентах по шкале в диапазоне от 0 до 100 процентов. Число 0% — означает полное отсутствие качества (т.е. Вы не согласны с утверждением), а число 100% — абсолютное преобладание у Вас данного качества (т.е. Вы полностью согласны с утверждением). Подведите курсор к делению шкалы, которое соответствует Вашему мнению и нажмите левую клавишу «мыши».

Стимульный материал к тесту «Д» определения выраженности акцентуаций характера

1. Я умею настоять на своем.

2. Я обладаю талантом руководителя.

3. Я люблю давать советы.

4. Я люблю нравиться товарищам.

5. Я уверен в себе.

6. Я человек практичный.

7. Я способен сам позаботиться о себе.

8. Я люблю участвовать в соревнованиях.

9. По характеру я строгий.

10. Я открытый и прямолинейный.

11. Я нетерпим к ошибкам окружающих.

12. Я язвительный и насмешливый.

13. Я не доверяю людям.

14. Я не терплю, чтобы мной командовали.

15. Я долго помню обиды.

16. Я сомневаюсь в честности людей.

17. Я человек уступчивый.

18. В незнакомой компании я смущаюсь.

19. Я человек безынициативный.

20. Я человек робкий.

21. Мне нравится выполнять приказы.

22. Я люблю, когда меня опекают.

23. Мне приятно доставлять другим радость.

24. Я человек доверчивый.

25. Я стремлюсь к сотрудничеству и взаимопониманию.

26. Я ценю мнение товарищей.

27. Многие люди мне нравятся.

28. У меня много друзей.

29. Я люблю помогать людям.

30. Я человек бескорыстный.

31. Я не замечаю недостатков товарищей.

32. Я добродушен.

33. Обычно я пользуюсь уважением у окружающих.

34. Я люблю брать ответственность на себя.

35. Я умею распоряжаться другими.

36. Я способен производить впечатление на окружающих.

37. Я вполне удовлетворен самим собою.

38. Я люблю прихвастнуть.

39. Я эгоистичный человек.

40. Меня интересуют люди с достатком и высоким положением.

41. Я критично отношусь к окружающим.

42. Меня легко вывести из себя.

43. По характеру я человек справедливый.

44. Я довольно безразличен к трудностям других людей.

45. Я часто разочаровываюсь в людях.

46. На меня трудно произвести впечатление.

47. Я никому не доверяю.

48. Я человек легко ранимый.

49. Я застенчивый человек.

50. Мне часто приходится оправдываться.

51. Я неуверенный в себе человек.

52. Я никогда не нарушаю правила.

53. Я стараюсь угодить другим.

54. Я легко даю себя обмануть.

55. Я часто нуждаюсь в помощи.

56. Я не люблю сам принимать решения.

57. Я человек общительный.

58. Я стараюсь избегать конфликтов.

59. Я стремлюсь снискать расположение каждого.

60. Я со всеми соглашаюсь.

61. Я люблю заботиться о других, даже себе в ущерб.

62. Я никогда не сержусь на других.

63. Я умею подбодрить человека.

64. Я всем все прощаю.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 07.07.2011 N 1486р

По результатам компьютерного обследования по тесту «Д» выдается 35 типов интерпретаций, из них 15 типов характерны для акцентуаций характера

1. Обособлен, замкнут, сверхчувствителен к критическим замечаниям в свой адрес, неудовлетворен своей позицией в микрогруппе. Мышление системное, опирающееся на конкретный опыт.

2. Обнаруживает высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения от мнения окружающих. Ведущей является потребность в привязанности и теплых отношениях.

3. Проявляет высокий уровень тревожности, эмоциональную неустойчивость, повышенную откликаемость на средовые воздействия, восприимчивость к эмоциональному настроению группы.

4. В характере преобладают такие черты, как независимость, самостоятельность, нетерпимость к критике, категоричность отстаивания собственного мнения, стремление занять особую ведущую позицию в группе, решительность в поступках, самоуверенность, властность. Уровень притязаний завышен.

5. В характере преобладают такие черты, как настойчивость в достижении цели, потребность командовать другими, подчинять людей своей воле, нетерпимость к критике, прямолинейность в высказываниях. Во взаимоотношениях с людьми может проявлять агрессивность, несдержанность. Отмечается завышенная самооценка при сниженной критичности в свой адрес.

6. Характеризуется независимостью мнений, упорством в достижении поставленной цели, нетерпимостью к критике, тенденцией к лидерству, склонностью к конфликтным проявлениям, завышенным уровнем притязаний. К окружающим относится настороженно, недоверчиво. Проявляет бунтарские наклонности.

7. В характере преобладают такие черты, как настойчивость в достижении цели, прямолинейность в высказываниях, умение дать отпор внешнему давлению, нетерпимость к критике, недружелюбие к окружающим и упрямство. В конфликтной ситуации ведет себя агрессивно, непримиримо. Категорично отстаивает свое мнение. Уровень притязаний завышенный.

8. Характеризуется независимостью мнений, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к доминированию, нетерпимостью к критике, склонностью к конфликтным проявлениям, слабой подчиняемостью. В группе держится обособленно. Недоброжелателен по отношению к окружающим.

9. Характеризуется наличием противоречивых тенденций, разнонаправленностью установок поведения. С одной стороны — это доброжелательное отношение к людям, альтруизм, коммуникабельность, ответственное отношение к делу, с другой — категоричность и настойчивость в отстаивании своего мнения, независимость поведения, тенденция к доминированию, что может приводить к появлению повышенной напряженности. Может быть склонен к психосоматическим заболеваниям.

10. Характеризуется независимостью суждений и поступков, негативным отношением к критике извне при тенденции к завышенной самооценке, обидчивостью, склонностью к критицизму, недовольству окружающими. Во взаимоотношениях с людьми проявляет конфликтность, агрессивность. Мало подчиняем.

11. Характеризуется как человек пассивный, застенчивый, но умеющий дать отпор и постоять за себя в сложной обстановке. Проявляет неустойчивость к критическим ситуациям. Может быть несдержан, вспыльчив, агрессивен. Работу выполняет аккуратно с высоким чувством ответственности. Обладает повышенным чувством справедливости. Легко раним.

12. Характеризуется наличием разнонаправленных установок поведения, противоречивостью тенденций. Постоянно происходит борьба мотивов самоутверждения и потребности в привязанности, доброжелательности, общности. Наблюдается конфликт между стремлением соответствовать мнениям окружающих и высоким уровнем побуждений к достижению цели, субъективизмом. Откликается на происходящее вокруг и настроение окружающих, при этом проявляет яркие эмоциональные реакции при отсутствии глубины переживаний. В стрессовых или иных сложных ситуациях не дает себя в обиду, становится прямолинейным и агрессивным.

13. Характеризуется как человек доброжелательный, ответственный, коммуникабельный, но в тоже время — категоричный и настойчивый, прямолинейный в высказываниях, умеющий дать отпор внешнему давлению. Проявляет повышенное чувство справедливости, потребность соответствовать социальным нормам поведения. В стрессовых ситуациях может проявить агрессивность. Склонен к психосоматическим заболеваниям.

14. Характеризуется как человек застенчивый, уступчивый, пассивный. Крайне обидчив, сверхчувствителен к критическим замечаниям в свой адрес, может проявлять конфликтность, «бунтарство», недоверчивость. В группе держится замкнуто, настороженно, стремится избегать широких контактов. Проявляет недовольство собой, неудовлетворенность своей позицией. Работу старается выполнять аккуратно с повышенным чувством ответственности.

15. Характеризуется выраженной противоречивостью черт характера, таких как: эмоциональная неустойчивость, чувствительность и неизменность поведения, гибкость в контактах, дружелюбность и конфликтность, неконформность суждений, подозрительность. С одной стороны, это человек готовый помогать окружающим, ответственный, стремящийся к признанию группой, с другой — недоверчивый, скептический, ориентирующийся только на свое собственное мнение. Для него характерна проблема подавленной враждебности. Эта проблема может привести к проявлению амбициозных и демонстративных черт в характере.

Значения показателя ах, оценка и соответствующая категория приведены в табл. 4

Интересно почитать:   Приказ ЦСС - филиал ОАО РЖД от 17.07.2009 N ЦСС-527

Шкала перевода значений показателя ах теста «Д» в стэны и их интерпретация

Таблица 4

Показа-

тель Ах,

балл

Значения показателя

3-6

5-8

9-11

12-16

17-19

20-23

24-28

29-30

31-32

33

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценка и

катего-

рия

1 категория.

Низкая степень

акцентуации

характера,

пассивное

поведение.

2 категория.

Средняя степень

акцентуации

характера,

адаптивное

поведение.

3 категория.

Высокая степень

акцентуации

характера,

экстремальное

поведение.

4 категория.

Чрезмерная

степень

акцентуаций

характера,

сверх-

экстремальное

поведение.

Кроме текста интерпретации в протоколе компьютерного обследования приводятся также расчетного значения показателя Ах в баллах.

Для расчета обобщенного показателя акцентуаций характера (ах) значения каждого из 8-ми октант, регистрируемые в процессе тестирования (например, 42%, 52%, 68%, 15%, 75%, 80%, 25%, 75%), вычитаются из среднего значения (50%), суммируются и делятся на 8.

При разработке рекомендаций по проведению психокоррекционных и психореабилитационных мероприятий психологу следует ориентироваться на текстовую интерпретацию полученного результата тестирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности