СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 31 — Приложение Б) от 29 февраля 2012 г. N 421р
2 Методика оценки моральной и социальной ориентированности
Методика оценки моральной и социальной ориентированности представляет собой цветоассоциативный тест «МСО». В основу разработки цветоассоциативного теста положены идеи, связанные с особенностями эмоционального реагирования человека на значимые стимулы с определенным смысловым (семантическим) содержанием. Устойчивость и однородность цветоассоциаций у лиц с различными уровнями определенных психических состояний (деформацией нравственных и моральных норм, искажением мотивов, высокой тревожностью и т.п.) изменяется и тем больше, чем сильнее выражены у конкретного испытуемого признаки нарушения психоэмоционального восприятия смысловых (семантических) понятий, характеризующих эти состояния.
Данная проективная методика основана на выборе цветовых ассоциаций на предъявляемые слова с различным семантическим значением, что позволяет определить адекватность социальной и моральной ориентированности личности. По результатам выполнения автоматизированной методики рассчитывается значение показателя адекватности моральной и социальной ориентированности.
Полное соответствие цветовых ассоциаций со смысловыми понятиями следует считать нормативным, т.е. адекватным принятым в обществе моральным, этическим и ценностным представлениям об окружающей действительности. И наоборот, чем больше число несовпадений ассоциаций со смысловым стимулами, тем ниже моральная и социальная ориентированность (нормативность) данной личности. Общий вид стимульного поля на экране монитора приведен на рис. 1.
См. Рис. 1 — Общий вид стимульного поля теста «МСО» на экране монитора
Инструкция испытуемому высвечивается на экране монитора.
Тест инструкции: «На экране под цветовыми квадратами будут последовательно высвечиваться слова. К каждому слову подберите какой-либо цвет, который соответствует, по Вашему мнению, смыслу данного слова. Подведите к выбранному цветному квадрату курсор и выполните команду EN TER».
В протоколе компьютерного обследования приводятся значения полученного балла, оценка и соответствующая категория (таблица 2).
Шкала перевода значений МСО в стэны и ее интерпретация
Таблица 2
|
Значение показателя |
|||||||||
1-2 |
3-4 |
5-6 |
7-9 |
10-11 |
12-14 |
15-17 |
19-20 |
21-22 |
23-24 |
|
Стэны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Оценка |
Очень |
Средняя степень |
Низкая |
Очень низкая |
||||||
Категория |
1 категория |
2 категория |
3 категория |
4 категория |
3 Методика оценки ситуационной тревожности
Тест «СТ» представляет собой проективную методику, предназначенную для определения уровня ситуативной тревожности субъекта.
Тревожность определяется как индивидуальная психологическая особенность личности, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые по своей значимости к этому не располагают. Поведенческие проявления высокого уровня ситуативной тревожности заключаются в дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.
У личности с обычным, оптимальным уровнем тревожности, т.е. адекватным уровнем реагирования на соответствующую ситуацию, существует определенный оптимум различных вариантов цветоассоциаций (N ца) на разнообразные стимулы. При этом у лиц с нормальным уровнем тревожности при предъявлении понятий с положительным эмоциональным значением отмечается максимальное число вариантов цветоассоциаций. Например, при навязанном количестве выбираемых цветов, равном 8, и стимульном материале из 18 слов с различным смысловым содержанием число цветоассоциаций у данных лиц составляет более пяти (Nца-плюс > 5). И наоборот, на понятия с отрицательным эмоционально-смысловым значением лица с нормальным уровнем тревожности реагируют меньшим числом цветоассоциаций (например, на стимулы из 18 смысловых понятий Nца-минус < 5). Следовательно, уменьшение числа цветоассоциаций на положительные стимулы (Nца-плюс = 4,… 3, … 2, … 1) и возрастание на отрицательные стимулы (Nца-минус — = 4,…5 и т.д.) свидетельствует о повышении уровня тревожности у данной личности.
У лиц с различными уровнями тревожности, при одной и той же экспозиции стимулов, время восприятия смысловой информации также зависит от уровня ситуационной тревожности, а именно: время восприятия возрастает по мере увеличения степени тревожности и, наоборот — становится короче при снижении уровня тревожности.
Для проведения операций, связанных с вводом и обработкой тестовой информации, каждый из квадратов имеет свой порядков этих номеров 1 — синий, 2 — зеленый; 3 — красный; 4 — желтый; 5 — фиолетовый; 6 — коричневый; 7 — серый; 8 — черный. На экране порядковые номера квадратов не предъявляются. Общий вид стимульного поля на экране монитора приведен на рис. 2.
См. Рис. 2 — Общий вид стимульного поля теста «СТ» на экране монитора
Инструкция испытуемому при проведении тестирования по тесту «Тревожность» высвечивается на экране монитора.
Текст инструкции: «В верхней части экрана высвечиваются 8 цветных квадратов. Через 2 секунды на экране появится слово. Прочтите это слово и подведите курсор под тот квадрат, цвет которого, по-вашему мнению, наиболее соответствует смыслу данного слова, и нажмите левую клавишу «мыши». Проведите аналогичные операции с каждым последующим словом».
Предусматривается блокировка на изменение цвета, если испытуемый захочет его исправить после нажатия клавиши.
Оценки выставляются на основании учета трех частных показателей.
1) Nv1 — количество выбранных вариантов цветовых ассоциаций в ряду нечетных номеров слов (1, 3, 5,…, 15, 17);
2) Nv2 — количество выбранных вариантов цветовых ассоциаций в ряду четных номеров слов (2, 4, 6,…, 16, 18);
3) Тi% — относительная разность времен (в %), затраченных на воспроизведение цветоассоциаций в нечетном (tн) и четном (tч) рядах слов, определяемая по формуле (1):
Тi% = [(tч — tн)/tч]х100 (%) (1)
4) Критериальные значения частных показателей Nv1, Nv2 и T используются для расчета обобщенного показателя, т.е. на основе их комплексного учета выводится интегральный показатель тревожности Тр по формуле (2):
Тр = [16 — (Nv1 + Nv2) — (Nv1 — Nv2)] x Ti (2)
Тр < 2,60 Отсутствие повышенной тревожности (1 балл).
Тр = 2,60 — 4,10 Умеренное повышение уровня тревожности (2 балла).
Тр = 4.11- 6,20 Высокая степень тревожности (3 балла).
Тр > 6,20 Очень высокая степень тревожности. Угроза развития нервно-психического расстройства (4 балла).
Критериальные значения учитываемых параметров и их характеристика приведены в табл. 3. При выдаче рекомендаций должностным лицам учитывается текстовая интерпретация полученного результата.
Градации степеней тревожности по результатам теста «СТ»
Таблица 3
Критерии |
Оценка степени тревожности |
Nv1 = 5 — 8 |
Отсутствие повышенной тревожности (1 категория). Спокоен, |
Nv1 = 3 — 4 |
Умеренное повышение уровня тревожности (2 категория). В |
Nv1 = 2; |
Высокая степень тревожности (3 категория). Чувство |
Nv1 = 1 |
Чрезмерная степень тревожности (4 категория). Высокая |