СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 11) от 29 февраля 2012 г. N 421р
8.2.3 Второй этап тренажерной подготовки
8.2.3.1 На втором этапе подготовки — нормативном — система тренажерной подготовки характеризуется значениями основных показателей, выделенных в п. 8.2.1.2, представленными в п. п. 8.2.3.2-8.2.3.9.
8.2.3.2 Цель подготовки на втором этапе — приобретение знаний, формирование профессионально-важных качеств, отработка умений и навыков по управлению локомотивом в штатных ситуациях в соответствии с требованиями нормативной документации.
8.2.3.3 Формируемый уровень обученности на втором этапе — последовательное формирование функционально-нормативного, информационно-нормативного и алгоритмически-нормативного уровня обученности в соответствии со стандартом ОАО «РЖД» «Профессиональная подготовка работников локомотивных бригад на тренажерных комплексах к различным видам поездной работы. Общие требования»:
— на функционально-нормативном уровне у обучаемого должен сформироваться образ движения локомотива и реализовываться в качестве психического регулятора схемы выполнения необходимых задач и действий в штатных ситуациях, в том числе — действий по принятию и реализации решений, управляющих действий во всех штатных условиях вождения локомотива, действий по взаимодействию в бригаде и с внешними службами;
— на информационно-нормативном уровне у обучаемого должен сформироваться образ причинно-следственных связей между показаниями внутренних (внутри образца техники или кабины тренажера) и внешних (во внекабинном пространстве) средств отображения информации (СОИ) (включая СОИ автоматизированных систем контроля), и необходимыми управляющими действиями в штатных ситуациях в соответствии с нормативно-технической документацией (НТД);
— на алгоритмически-нормативном уровне у обучаемого должен сформироваться и реализовываться образ алгоритмов диагностики штатной ситуации и алгоритмов решения необходимых задач по управлению локомотивом в штатных ситуациях в соответствии с НТД.
8.2.3.4 В результате формирования перечисленных в п. 8.2.3.3 видов обученности корректируются следующие специальные профессионально-важные качества (ПВК): скорость реакции; эмоциональная устойчивость; готовность к экстренному действию; бдительность; монотонноустойчивость; устойчивость внимания; переключаемость внимания.
8.2.3.5 Формируемый на втором этапе уровень компетентности — формирование функционально-профессиональной компетентности у обучаемых, под которой понимается совокупность знаний, умений и навыков, определяющих способность работников локомотивных бригад действовать с высоким качеством в типовых ситуациях в соответствии с регламентом. Достижение данного уровня компетентности должно предусматривать, в частности, формирование следующих конкретных видов профессиональных знаний, умений и навыков:
— знания по маршрутной и технической эксплуатации локомотива в штатных ситуациях;
— знания алгоритмов использования внутрикабинного оборудования;
— знания о профилях конкретных участков дороги, о расположении на них постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков;
— знания алгоритмов взаимодействия в процессе прохождения маршрута в штатных условиях движения;
— умение выполнять порядок необходимых действий по подготовке локомотива к работе, включающие последовательность действий по проверке оборудования локомотива, подъема токоприемников и включения БВ и ГВ, работы электрических схем и вспомогательных машин, приборов безопасности и радиосвязи, тормозного оборудования системы подачи песка;
— умение выполнять необходимые действия при приведении поезда в движение, его разгоне (с предотвращением буксования) и торможения в зависимости от веса и длины подвижного состава, с соблюдением необходимого режима ведения поезда;
— умение выполнять необходимые действия при ведении поезда по перегону с соблюдением графика движения и обеспечением рационального использования мощности локомотива;
— умственные и двигательные навыки управления локомотивом;
— навыки самоконтроля готовности машиниста с точки зрения сформированности психологических механизмов регуляции деятельности;
— речевые навыки ведения переговоров по устройствам поездной радиосвязи (на основе знания регламента переговоров) с поездным диспетчером, дежурным по станции, машинистами локомотивов;
— навыки управления автотормозами, применения рекуперативного, реостатного и электропневматического торможения;
— навыки работы с устройствами безопасности;
— навыки соблюдения рациональных и энергосберегающих режимов вождения поездов разного веса и длины.
8.2.3.6 Уровень взаимодействия инструктора с обучаемым — на втором этапе такое взаимодействие целесообразно осуществлять на трех уровнях:
— индивидуальное обучение (непосредственно взаимодействие),
— бригадное обучение (групповое обучение),
— дистанционное обучение без инструктора.
8.2.3.7 Технологии процесса обучения, используемые на втором этапе:
— технологии формировании адекватных имитационных моделей средств деятельности и динамической обстановки;
— технологии управления процессом тренажерной подготовки;
— технологии контроля и оценки качества деятельности машинистов в процессе тренировки;
— технологии контроля и оценки функционального состояния машиниста в процессе тренировки, психофизиологической «цены» выполняемых действий и наличия психофизиологических резервов.
8.2.3.8 Используемые на втором этапе средства обучения зависят от используемого уровня взаимодействия инструктора с обучаемым:
— при индивидуальном или бригадном обучении могут использоваться средства II типа — автоматизированные обучающие системы (АОС), имеющие в своем составе имитационные модели пультов управления, динамической обстановки, команд (в том числе речевых), предписанных алгоритмов деятельности и контроля качества деятельности;
— при дистанционном обучении (ДО) используются средства III типа — компьютерные сети с банком тестовых задач, содержащих перечни ответов для выбора правильного ответа обучаемым.
8.2.3.9 На втором этапе подготовки используются следующие типы учебно-тренировочных центров:
— при использовании средств обучении II типа (для индивидуального или бригадного обучения), т.е. АОС, обучение целесообразно проводить в основном в дорожных учебных центрах;
— при дистанционном обучении и, соответственно, использовании средств III типа, выход в компьютерную сеть может производиться в любом учебном центре или с любого компьютера, подключенного к Интернет (в том числе — домашнего).