СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 7) от 29 февраля 2012 г. N 421р
7 Общие требования к профессиональному обучению работников локомотивных бригад
7.1 Общие положения
7.1.1 При профессиональном обучении работников локомотивных бригад должны выполняется общие требования:
— к организации процесса обучения;
— к управлению процессом обучения;
— к контролю и оценке уровня обученности;
— к условиям учебной деятельности;
— к оборудованию учебно-тренажерных классов (функциональных помещений).
7.1.2 Конкретные психолого-эргономические требования к профессиональному обучению работников локомотивных бригад с использованием автоматизированных обучающих систем приведены в разделах 9 и 10 настоящего стандарта.
7.2 Общие требования к организации процесса обучения
7.2.1 В процессе обучения условия среды обитания на рабочем месте обучаемого должны соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих значения факторов внешней среды.
7.2.2 В процессе обучения должны соблюдаться требования государственных стандартов по безопасности труда.
7.2.3 В ходе обучения должно быть обеспечено активное взаимодействие обучаемых и обучающего.
7.2.4 При организации обучения с использованием тренажеров должны учитываться:
— характеристики учебной информационной модели;
— уровень их соответствия реально отображаемым в ходе работы процессам;
— объем физически моделируемых внешних визуальных объектов и процессов, а также информационных моделей внешних и внутренних объектов и процессов;
— возможности физического моделирования перемещений органов управления и создаваемых на них усилий;
— порядок перехода от обучения на тренажерах к обучению на реальной технике.
7.2.5 Используемые в процессе обучения тренажеры должны обеспечивать эргономическую адекватность тренажерного комплекса в целом и всех его подсистем. Конкретные требования к эргономической адекватности тренажерного комплекса и его подсистем приведены в п.7.6.1-7.6.5.
7.3 Общие требования к управлению процессом обучения
7.3.1 Управление процессом обучения должно осуществляться на основе сравнения реальных значений показателей, характеризующих качество деятельности, с нормативными (требуемыми) значениями показателей.
Обучение может быть закончено, когда реальные значения показателей качества деятельности начинают устойчиво превышать нормативные (требуемые) значения.
7.3.2 Прогнозирование изменения качества деятельности в процессе обучения с целью определения потребного времени обучения должно осуществляться, как правило, с помощью моделей обучаемости, устанавливающих связь между индивидуальными характеристиками обучаемости работника, качеством деятельности, временем и условиями обучения. Методика оценки параметров математической модели обучаемости приведена в Приложении Г (справочном).
7.3.3 В процессе обучения обучающий на основе имеющейся информации о качестве деятельности обучаемых должен обеспечивать управление режимами подготовки, параметрами учебной информационной модели, сведениями для обучаемых о своевременности и правильности их действий, имитацией аварийных ситуаций.
7.3.4 Информация обучаемому о качестве его деятельности должна включать в себя:
— количественные значения показателей, характеризующих качество деятельности (быстродействие, точность и надежность деятельности);
— направление (знак) ошибки, допускаемой обучаемым [направление (знак) отклонения контролируемого параметра от номинального значения];
— инструктивные указания (сигнал-подсказка) обучающегося.
7.3.5 Использование по объему и времени информации обратной связи в процессе обучения должно уменьшаться по мере повышения уровня обученности обучаемых.
7.4 Общие требования к контролю и оценке уровня обученности
7.4.1 Контроль уровня обученности должен быть направлен на предотвращение неправильных и поощрение правильных действий обучаемых.
7.4.2 Контроль уровня обученности должен осуществляться оперативно по результатам объективных (зарегистрированных) данных. При отсутствии аппаратуры регистрации контроль проводится путем субъективного наблюдения обучающего с последующим анализом результатов действий обучаемого.
7.4.3 В процессе обучения необходимо контролировать:
— своевременность и правильность выполнения обучаемым необходимых операций и алгоритма деятельности в целом;
— функциональное состояние и работоспособность обучаемых;
— условия обитаемости на рабочих местах обучаемым.
7.4.4 Уровни обученности по точностным, временным и надежностным показателям качества деятельности оценивают следующими отметками: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или «зачет», «незачет».
7.5 Общие требования к условиям учебной деятельности
7.5.1 Учебные помещения, микроклимат, акустические шумы, освещение, организация и оборудование рабочих мест обучающего и обучаемых должны соответствовать санитарным правилам и нормам Госсанэпиднадзора России.
7.5.2 Дисплеи, применяемые в обучающих системах, должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ Р 50948.
7.5.3 Для обеспечения в учебных помещениях допустимых уровней низкочастотных электромагнитных полей, а также обеспечения устойчивой работы компьютеров в условиях электромагнитного фона, должны быть выполнены следующие дополнительные требования:
— учебное помещение не должно примыкать к помещениям с мощными источниками электромагнитных полей. Например: с мощными трансформаторами, энергетическими установками, электрическими распределительными щитами, кабелями питания с мощными энергопотребителями, радиопередающими устройствами и т.п. При отсутствии выбора должна быть проведена экспериментальная проверка устойчивости работы компьютера в различных точках помещения и измерены уровни низкочастотных электромагнитных полей на предмет их соответствия санитарным правилам и нормам Госсанэпиднадзора России:
— оконные металлические решетки (при наличии) должны быть заземлены (несоблюдение требования может привести к локальному повышению уровней полей в какой-либо точке помещения и сбоям в работе компьютера, размещенного в этой точке, или дрожанию растра на экране);
— электропроводка до щитков группового подключения компьютеров должна проходить по одной стенке, по центру пола помещения или параллельно по двум противоположным стенам, но не должна обходить помещение по всему периметру;
— должны быть заземлены компьютеры, периферийное оборудование, металлические оболочки (трубы) проводков и кабелей, различные металлические конструкции и щитки группового подключения компьютеров;
— к одному групповому щитку должно подключаться не более трех компьютеров.
Рекомендуется выполнять электропроводку до щитков группового подключения компьютеров проводом (кабелем) с экранирующей металлической оболочкой или в металлических трубах.