СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 4) от 29 февраля 2012 г. N 421р
5 Требования к психологическому сопровождению процесса профессиональной подготовки
5.1 Общая организация психологического сопровождения процесса профессиональной подготовки
5.1.1 психологическое сопровождение проводится в два этапа:
— до начала обучения — социально-психологическое изучение, а также психологическое и психофизиологическое обследование поступающего в УТЦ контингента;
— во время обучения — оперативный контроль функционального состояния и работоспособности обучаемых.
5.1.2 Социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование проводится с каждым поступающим на обучение.
5.1.3 Методы, используемые при социально-психологическом изучении, психологическом и психофизиологическом обследовании обучаемых, применяются в следующей последовательности:
— анализ документов;
— анкетирование;
— психологическое и психофизиологическое сопровождение;
— индивидуальное собеседование.
5.1.4 В процессе изучения документов вырабатывается предварительное представление о каждом кандидате. Объектом анализа являются материалы личного дела: автобиография, характеристика копия документа об образовании, справка о составе семьи, результаты проведенных ранее психологических и психофизиологических обследований, а также другие необходимые документальные источники.
5.1.5 При анализе документов оцениваются сведения по следующим пунктам:
— особенности воспитания и развития личности;
— наличие эпизодов отклоняющегося поведения;
— образовательная и профессиональная подготовленность.
5.1.6 Анкетирование позволяет в сжатые сроки собрать начальные сведения, необходимые для формирования социально и, в случае изменения категории по результатам обследования и при наличии положительных рекомендаций и устойчивой мотивации на продолжение профессиональной деятельности они могут быть допущены к обучению (повышению квалификации). Заключение по результатам обследования каждого кандидата передаются в отдел кадров по месту работы.
5.2 Методы психологического обследования обучаемых
5.2.1 Психологическое и психофизиологическое обследование в зависимости от конкретных условий может проводиться как в составе группы (в количестве до 10-15 человек), так и индивидуально с каждым обследуемым. Требования к оборудованию помещений для проведения психологического и психофизиологического обследования определяются соответствующими нормативными и методическими документами.
5.2.2 Для психологического и психофизиологического обследования используются бланковые психодиагностические методики и технические средства (специальные аппаратно-программные комплексы и автоматизированные системы на основе персональных ЭВМ).
5.2.3 Используемые психодиагностические методики и технические средства должны удовлетворять следующим требованиям:
теоретическая и экономическая обоснованность;
— направленность на оценку индивидуальных качеств обследуемых;
— подтвержденные практическими испытаниями и результатами экспертизы надежность и достоверность получаемых результатов, при использовании методик и средств, валидность (соответствие назначению) и практическая приемлемость.
5.2.4 Перечень рекомендуемых для использования психодиагностических методик и технических средств определяется нормативными и методическими документами, принятыми к руководству в ОАО «РЖД». При этом могут оцениваться и профессионально-важные качества обследуемых работников локомотивных бригад.
В Приложении А приведены типовые эргономические требования к автоматизированной системе психофизиологической оценки степени готовности работников локомотивных бригад к работе на тренажерных комплексах.
5.2.5 Проведению психологического и психофизиологического обследования должна предшествовать ознакомительная беседа с группой обследуемых, проводимая психологом.
5.2.6 В процессе ознакомительной беседы реализуются следующие задачи:
— выяснение самочувствия обследуемых лиц, их готовность выполнить тестовые задания;
— создание у лиц, проходящих обследование, установки на максимально добросовестное и тщательное выполнение заданий;
— объяснение в общем виде задач предстоящего обследования;
— установление неформального контакта с обследуемыми лицами в целях более полного раскрытия индивидуальных особенностей, преодоления негативной установки на обследование.
5.2.7 Важную роль в организации обследования играет выработка у обследуемых лиц соревновательной мотивации — стремления выполнить задание быстрее и лучше, чем другие. Уверенное поведение руководителя обследования, ровное и доброжелательное отношение, умение создать деловую и серьезную обстановку и адекватно реагировать на ее изменения способствует созданию и поддержанию у кандидатов положительного отношения к обследованию, повышению достоверности его результатов.
5.2.8 В процессе обследования ведется наблюдение за поведением испытуемых, так как выполнение тестовых заданий является моделью деятельности, и поведение испытуемых во время выполнения заданий отражает их стиль деятельности, отношение к работе, стратегию ее выполнения. Отмечаются общие и вегетативные реакции на ситуацию обследования, время, затраченное на ознакомление с методиками, трудности, возникшие при выполнении заданий, прочие сведения, имеющие диагностическое значение.
Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение личности обследуемого на основе оценки его поведения в процессе психологического обследования и индивидуального собеседования.
При проведении психологического обследования следует обращать внимание на особенности поведения обследуемых, отражающие их интеллектуальное развитие и отношение к обследованию.
5.2.9 Индивидуальное собеседование проводится на заключительном этапе и является одним из наиболее действенных методов изучения обследуемых, требующим, однако, от проводящего собеседование специалиста достаточного опыта и соответствующей профессиональной подготовки, доброжелательности, соблюдения морально-этических норм и правил.
Целью индивидуального собеседования является обобщение и уточнение данных, полученных в результате анализа документов, анкетирования, а также подтверждения или опровержения наличия у обследуемого неблагоприятных индивидуально-психологических качеств, выявленных при психологическом обследовании.
Индивидуальное собеседование проводится в свободной форме заранее составленному плану. Перечень и порядок основных тем следующий:
— профессиональная направленность;
— образовательная и профессиональная подготовленность;
— особенности воспитания и развития личности;
— признаки нервно-психического напряжения (НПН) и затрудненного поведения.
Конкретное содержание обсуждаемых вопросов определяется объемом и характером сведений, полученных на всех предыдущих этапах обследования.
5.2.10 На основании результатов изучения документов, анкетирования, индивидуального собеседования и наблюдения выносится одно из следующих заключений по результатам психологического изучения кандидатов:
— «Отсутствие отрицательных данных» — неблагоприятные признаки не выявлены;
— «Единичные отрицательные данные» — выявлены некоторые из названных выше неблагоприятных признаков;
— «Выраженные отрицательно данные» — выявлены признаки, характеризующие крайне низкую профессиональную направленность, низкую профессиональную подготовленность, подтвержденные факты затрудненного поведения, признаки НПН.
5.2.11 По результатам социально-психологического изучения и психологического обследований выносится одно из следующих заключений:
а) «Допускается» с выделением:
— первой категории — относимые к этой категории обучаемые по уровню развития индивидуальных качеств полностью соответствуют требованиям к кандидату на обучение (повышения квалификации);
— второй категории — относимые к этой категории обучаемые по уровню развития индивидуальных качеств в основном соответствуют требованиям к кандидатам на обучение;
б) «Допускается условно» — относимые к этой категории по уровню развития индивидуальных качеств минимально соответствуют требованиям к кандидатам на обучение;
в) «Не допускается» — относимые к этой категории лица по уровню развития индивидуальных качеств не соответствуют требованиям к кандидатам на обучение.
5.2.12 Лица, отнесенные по результатам обследования к первой и второй категориям, могут быть допущены без ограничений к обучению (повышению квалификации)
5.2.13 Лица, отнесенные по результатам обследования к третьей категории, при недостатке кандидатов для обучения и неукомплектованности должностей могут быть допущены к обучению. Данные лица входят в «группу риска» нарушений профессиональной адаптации, в отношении их в последующем необходим повышенный контроль со стороны руководства и специалистов психологов.
5.2.14 Лица, отнесенные по результатам собеседования к четвертой категории не могут быть допущены к обучению. При необходимости они нуждаются в дополнительном углубленном обследовании или в проведении мероприятий функциональной реабилитации (психологической коррекции). При отсутствии устойчивых затруднений в деятельности, данные лица не ранее чем через 3 месяца могут повторно пройти обследование в полном объеме. В случае изменения категории по результатам обследования и, при наличии положительных рекомендаций, устойчивой мотивации на продолжение профессиональной деятельности, они могут быть допущены к обучению (повышению квалификации). Заключение по результатам обследования каждого кандидата передаются в отдел кадров по месту работы.
5.2.15 Результаты обследования работников Предприятий, допускаемых к обучению, заносятся в «Базу данных» конкретного предприятия и передаются в общую «Базу данных» ОАО «РЖД».
5.2.16 Проведение дополнительного компьютерного психодиагностического тестирования (КПТ) обучаемых работе по интенсивным технологиям
5.2.16.1 В процессе психологического обследования по указанию руководства учебно-тренировочного центра или лиц, направляющих на обучение работников локомотивных бригад, может проводиться дополнительное компьютерное психодиагностическое тестирование (КПТ) для прогнозирования готовности работников к действиям в нештатных ситуациях и экстренным действиям.
Для проведения КПТ целесообразно использовать методики, состав и содержание которых приведены в Приложении Б настоящего стандарта.
5.2.16.2 В соответствии с Приложением Б все прибывшие на обучение могут быть разделены на 4 категории: с высокой, средней, низкой и очень низкой вероятностью снижения готовности к экстренным действиям или действиям в нештатных ситуациях.
5.2.16.3 К обучению по интенсивным технологиям допускаются лица первой и второй категорий. Лица третьей и четвертой категории не допускаются к обучению работе по интенсивным технологиям.
Окончательное решение принимается руководством учебно-тренировочного центра.