ЭЛЕКТРОПОЕЗД ЭД4М РУКОВОДСТВО ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТР-3 104.03.00680-2011РС (часть 53) от 10.02.2012 г. N 275р
6 Ремонт электрических машин
6.1 Общие требования
6.1.1 Тяговые электродвигатели и вспомогательные электрические машины подлежат снятию с электропоезда и ремонту: текущему ТР-3, среднему или капитальному, в зависимости от пробега электрических машин в эксплуатации и их технического состояния.
6.1.2 Ремонт электрических машин производить в соответствии с Руководством (п. 35 приложения А). Нормы допустимых размеров и технические характеристики электрических машин электропоезда ЭД4М приведены в приложениях Е и Ж, номинальное сопротивление обмоток — в приложении И.
6.1.3 При текущем ремонте ТР-3 электрических машин должны быть выполнены следующие обязательные работы:
— очистка электрической машины от эксплуатационных загрязнений;
— разборка электрической машины с извлечением якоря (ротора), выпрессовкой подшипников, демонтажом щеткодержателей и их кронштейнов;
— проверка электрической части магнитной системы, в том числе междукатушечных соединений и выводных проводов, правильности установки главных и добавочных полюсов, крепления полюсов и посадки катушек;
— проверка целостности обмотки якоря и коллектора;
— проверка обмотки статора и стержней ротора;
— пропитка обмоток якорей, полюсных катушек, статоров с последующим покрытием их электроизоляционной эмалью для обмоток машин, состояние которых требует замены бандажей, крепящих обмотку якорей, или сопротивление изоляции которых после сушки не восстанавливается и не соответствует установленным нормам. Обмотки якорей, полюсных катушек, статоров, не имеющие указанных дефектов, не пропитывать, а покрыть после сушки электроизоляционной эмалью;
— проверка и ремонт механической части магнитной системы, статора и их деталей;
— проверка и ремонт механической части якоря (ротора) с неразрушающим контролем открытых концов вала, внутренних колец подшипников. При снятии внутренних колец подшипников неразрушающему контролю подлежат также шейки вала под посадку этих колец;
— обточка, продорожка, снятие фасок и шлифовка коллектора;
— проверка и ремонт подшипниковых узлов, щеткодержателей и их кронштейнов, траверс и их деталей, крышек люков и крепежных деталей;
— сборка и проверка электрической машины;
— испытания и окраска электрической машины.
6.1.4 Перед разборкой электрической машины произвести ее осмотр для выявления видимых дефектов, а также измерить:
— сопротивление изоляции цепей обмоток с определением узлов с пониженной изоляцией;
— радиальные зазоры в подшипниках и осевой разбег якоря (ротора) для оценки состояния подшипниковых узлов.
6.2 Тяговые электродвигатели ТДЭ-235, ТЭД-2У1, ЭК-235
6.2.1 Разборку двигателя (рисунок 6.1) производить после очистки двигателя в сборе в следующей последовательности:
— снять защитные рукава с выводных проводов;
— снять крышки коллекторных люков (верхнюю, нижнюю и боковую), извлечь щетки из корпусов щеткодержателей;
— отвинтить болты, крепящие щеткодержатели и провода к кронштейнам, снять щеткодержатели;
— снять крышку подшипника 6 вместе с маслоподводящей трубкой, предварительно сняв скобу 2, крепящую трубку к подшипниковому щиту и отвинтив болты 7 крепления крышки;
— отвинтить три болта 4, снять стопорную и упорную шайбы 3, упорное кольцо подшипника 5. При вертикальной разборке двигателя установить и временно закрепить крышку подшипника на прежнем месте и повернуть двигатель в вертикальное положение, выступающим концом вала вверх;
— снять крышку подшипника 16 вместе с маслоподводящей трубкой;
— снять с вала якоря лабиринтную втулку 17;
— отвинтить болты 13, крепящие подшипниковый щит 14 и распрессовать его из горловины станины 12, завинчивая болты в резьбовые отверстия щита, снять щит вместе с блоком подшипника;
— извлечь якорь 11 и установить его горизонтально на стеллаж;
— отвинтить болты 1 и выпрессовать из горловины станины подшипниковый щит 8, завинчивая болты в резьбовые отверстия щита, снять щит вместе с блоком подшипника и крышкой;
— снять кронштейны щеткодержателей 10 и крышку подшипника 6;
— выпрессовать из подшипниковых щитов 8 и 14 блоки подшипников, не допуская ударов по подшипникам.
6.2.2 Продуть магнитную систему сухим сжатым воздухом давлением от 0,2 до 0,3 МПа (от 2 до 3 кгс/кв.см), удалить скопившуюся грязь и пыль. Протереть внутреннюю поверхность магнитной системы ветошью.
Произвести проверку станины. Проверить все посадочные и привалочные поверхности, убедиться в отсутствии трещин.
Проверить состояние и надежность крепления соединительных проводов, выводов, главных и добавочных полюсов, катушек полюсов и междукатушечных соединений. Изоляция проводов, выводов, междукатушечных соединений, наружные поверхности катушек главных и добавочных полюсов не должны иметь механических повреждений и ожогов. Проволоки жил проводов не должны иметь обрывов у наконечников более 5 % площади сечения.
Катушки должны плотно сидеть на сердечниках, полюсы должны быть надежно закреплены на станине болтами.
При выявлении дефектов произвести ремонт магнитной системы и контроль в соответствии с Руководством (п. 35 приложения А).
Местные повреждения изоляции проводов восстанавливать с применением ленты ЛЭТСАР КП-0,2-26/1 ТУ 38.103171-80. После удаления старой изоляции наложить один слой ленты ЛЭС 0,1×20 ГОСТ 5937 с перекрытием 1/2 ширины, четыре слоя ленты ЛЭТСАР КП-0,2-26/1 ТУ 38.103171-80 с перекрытием 1/2 ширины и один слой ленты ЛЭС с перекрытием 1/2 ширины.
Изоляцию накладывать на очищенную и обезжиренную поверхность с заходом на неповрежденные участки на длину от 20 до 30 мм. Изолированное место покрыть» электроизоляционной эмалью (например, ЭП-9111 ТУ 2312-025-05758799-2004).
Произвести сушку и покрытие электроизоляционной эмалью класса нагревостойкости F (например, ЭП-9111 ТУ 2312-025-05758799-2004) катушек полюсов без демонтажа их из станины в соответствии с Руководством (п. 31 приложения А). Температура сушки — не более 110 град.С.
Сопротивление изоляции обмоток магнитной системы в холодном состоянии должно быть не менее 20 МОм.
6.2.3 Очистить якорь от пыли и грязи. Удалить смазку, продуть сухим сжатым воздухом. Проверить состояние обмотки якоря, ее крепление бандажами и пазовыми клиньями. Проверить состояние коллектора, вылета нажимного конуса, качество пайки (сварки) обмотки в петушках, состояние вентилятора, затяжку коллекторных болтов.
Проверить открытые концы вала с неснятыми внутренними кольцами подшипников, провести неразрушающий контроль вала и колец магнитопорошковым методом согласно Инструкции (п. 14 приложения А). Проверить резьбовые отверстия и конус вала.
Проверку состояния внутренних колец подшипников, осмотр, измерения, ремонт и монтаж подшипников производить в соответствии с Инструкцией (п. 11 приложения А).
При удовлетворительном состоянии якоря произвести сушку обмотки и покрытие якоря электроизоляционной эмалью класса нагревостойкости F в соответствии с чертежом и Руководством (п. 31 приложения А). Допускается покрытие эмалью ЭП-9111 ТУ 2312-025-05758799-2004. Сопротивление изоляции обмотки якоря в холодном состоянии должно быть не менее 20 МОм.
Обточку рабочей части коллектора производить с минимальным снятием металла после проверки правильности установки якоря на станке относительно наружной поверхности внутренних колец подшипников или шеек вала под эти кольца. Радиальное биение не должно быть более норм приложения Е.
6.2.4 Проверить подшипниковые щиты и крышки подшипников, устранить выступание металла от задиров, забоин и заусенцы на привалочных и посадочных поверхностях. Убедиться в отсутствии трещин. При необходимости восстановить изношенные поверхности. Отверстия и трубки для смазки подшипников прочистить. Внутренние необработанные поверхности подшипниковых щитов покрыть электроизоляционной эмалью (например, ГФ-92ХС, серая, ГОСТ 9151).
6.2.5 Осмотреть кронштейны, измерить сопротивление изоляции, которое должно быть не менее 100 МОм. При необходимости кронштейны сушить.
Кронштейны, имеющие трещины, отколы, повреждение резьбовых отверстий, а также с пробоем изоляции корпуса заменить. Неисправную резьбу гребенки кронштейна площадью не более 20 % разрешается восстанавливать расчисткой впадин.
Изоляционный корпус кронштейна покрыть электроизоляционной дугостойкой эмалью (например, ГФ-92ХС, красно-коричневая, ГОСТ 9151).
Испытать кронштейны после ремонта на электрическую прочность изоляции переменным напряжением 10,5 кВ (для двигателя ТЭД-2У1 — 6,5 кВ), частоты 50 Гц в течение 1 мин.
6.2.6 Щеткодержатели разобрать, детали очистить и проверить. Разборку щеткодержателей двигателя ТЭД-2У1 производить только в случае необходимости его ремонта. Размеры окон под щетки должны соответствовать нормам.
Щеткодержатели собрать. Сборку щеткодержателей двигателя ТЭД-2У1 (с рулонными пружинами) производить в приспособлении. Необходимо учитывать, что при комплектовании щеткодержателей на двигатель ТЭД-2У1 применяются по два щеткодержателя с двумя исполнениями, отличающимися стойками.
После сборки проверить работу нажимного механизма щеткодержателей. Нажатие пальцев (рулонной пружины) на щетку должно соответствовать нормам.
Нажатие на щетку должно составлять: для двигателей ТЭД-235 — от 25,5 до 27,5 Н, браковочное — менее 25 Н; для ЭК-235 — от 20,6 до 30,4 Н, браковочное — менее 20 Н; для ТЭД-2У1 — от 24 до 26 Н, браковочное — менее 23,5 Н.
6.2.7 Собрать тяговый электродвигатель в следующей последовательности:
— навесить предварительно проверенные блоки подшипников на внутренние кольца, установленные на валу якоря, и измерить радиальные зазоры, которые должны быть от 0,09 до 0,23 мм. Разность радиальных зазоров — не более 0,12 мм;
— заложить смазку Буксол ТУ0254-107-01124328-2001 в лабиринтные канавки и внутренние камеры подобранных к горловинам станины подшипниковых щитов. Лабиринтные канавки заполнять полностью, камеры щитов — на 50 %;
— снять блоки подшипников и заложить смазку Буксол ТУ 0254-107-01124328-2001 в подшипники, заполняя полностью все свободные пространства, продавливая смазку между роликами и сепаратором, а также между буртами наружного кольца;
— запрессовать блоки подшипников в гнезда щитов до опорных поверхностей гнезд;
— установить в станину 12 магнитной системы (рисунок 6.1) и закрепить болтами подшипниковый щит 8 со стороны коллектора, временно установить крышку подшипника 6 (при вертикальной сборке);
См. рис. 6.1. — Электродвигатель тяговый ТЭД-2У1
— установить магнитную систему строго вертикально и ввести якорь 11;
— установить и закрепить болтами 13 подшипниковый щит 14 со стороны, противоположной коллектору;
— нагреть и установить на вал втулку 17, установить двигатель горизонтально;
— собрать стопорный узел, установив упорное кольцо подшипника 5, упорную шайбу 3, стопорную шайбу и закрепив тремя болтами 4;
— установить специальные монтажные крышки вместо крышек подшипников и измерить перекос (торцовое биение) наружных колец подшипников, который должен быть не более 0,15 мм в вертикальной и горизонтальной плоскостях, суммарная величина — не более 0,20 мм. При измерении методом поворота вала — не более 0,15 мм. Измерить радиальные зазоры подшипников в собранном двигателе, которые должны быть от 0,08 до 0,23 мм. Измерения производить согласно Инструкции (п. 11 приложения А);
— снять монтажные крышки и установить подобранные крышки подшипников 6 и 16, предварительно полностью заполнив смазкой Буксол ТУ 0254-107-01124328-2001 лабиринтные канавки крышки подшипника со стороны, противоположной коллектору, и на 50 % полости крышек. Трубки крышек должны быть заполнены смазкой полностью. Между крышкой подшипника и подшипниковым щитом должен быть зазор не менее 0,1 мм по всей длине окружности;
— закрепить трубки крышек скобами и болтами к подшипниковым щитам;
— установить и закрепить кронштейны щеткодержателей и щеткодержатели, отрегулировав положение щеткодержателей относительно коллектора в соответствии с нормами;
— установить щетки в окна корпусов щеткодержателей и закрепить их шунты. Проверить правильность установки щеток на нейтраль. Щетки притереть по окружности коллектора. На двигателе должны быть установлены щетки одной марки. Площадь прилегания щеток к коллектору после притирки должна быть не менее 75 %.
Марка и размеры щеток приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1- Марка и размеры применяемых щеток
Тип тягового |
Марка щеток |
Размеры щеток, |
ТДЭ-235 |
ЭГ-61А |
(2х10)х40х50 |
ЭК-235 |
ЭГ-61А |
(2х10)х40х50 |
ТЭД-2У1 |
ЭГ-61А или ЭГ-61АК |
(2х10)х40х64 |
Щетки должны свободно без заеданий и перекосов перемещаться в окнах корпусов щеткодержателей.
При опускании нажимного пальца (рулонной пружины) исключить возможность попадания под него шунтов щеток.
После притирки произвести продувку двигателя изнутри сухим сжатым воздухом давлением от 0,2 до 0,3 МПа (от 2 до 3 кгс/кв.см).
Сборку подшипниковых узлов, в том числе монтаж, при необходимости, внутренних колец подшипников и втулок, подбор и измерения деталей подшипникового узла, производить в соответствии с Инструкцией (п. 11 приложения А).
Проверить вращение якоря рукой. Якорь должен вращаться свободно и плавно, без помех.
Проверить собранный двигатель на соответствие нормам и провести приемо-сдаточные испытания. Приемо-сдаточные испытания должны выполняться по ГОСТ 2582 и Руководству (п. 35 приложения А).
6.2.8 Провести приемо-сдаточные испытания тягового двигателя по следующей программе:
— осмотр двигателя и контроль выполнения норм с обязательной проверкой радиального биения коллектора и свободного конца вала, осевого разбега якоря, правильности установки, притирки и марки щеток, усилия нажатия их на коллектор;
— проворачивание якоря вручную с проверкой плавности его вращения без задевания за невращающиеся узлы и детали двигателя;
— измерение сопротивления изоляции обмоток по отношению к корпусу и друг относительно друга в практически холодном состоянии (норма — не менее 20 МОм);
— измерение сопротивления обмоток постоянному току в практически холодном состоянии. Номинальные значения приведены в приложении И. Сопротивления, приведенные к температуре 20 °С, не должны отклоняться от номинальных более чем на +/- 10 %;
— опробование на холостом ходу при вращении в каждую сторону не менее 5 мин с проверкой работы щеточно-коллекторного узла и подшипников, а также правильности направления вращения при соответствующих соединениях выводных проводов;
— испытание тягового двигателя на нагревание в течение 1 ч. Испытание производить в номинальном режиме, параметры которого приведены в приложении Ж. Определить превышения температуры над температурой окружающего воздуха обмотки якоря, обмотки главных полюсов, обмотки добавочных полюсов, коллектора в конце испытаний. Превышения температуры обмоток определять по методу сопротивления, расчет производить по ГОСТ 11828. Измерение сопротивления обмотки якоря производить по ГОСТ 10159. Температуру коллектора определять непосредственным измерением контактным способом по поверхности рабочей части. Превышение температуры обмотки якоря не должно быть более 140 °С, обмоток главных и добавочных полюсов — не более 155 °С, коллектора — не более 95 °С;
— проверка частоты вращения при номинальном (часовом) режиме. Допустимое отклонение частоты вращения от номинальной, приведенной в приложении Ж, должно быть не более +/- 3 %. Разность между частотами вращения в одну и другую сторону, выраженная в процентах от среднего арифметического обеих частот вращения, должна быть не более 4 %;
— испытание двигателя на повышенную частоту вращения. Испытания производить на холостом ходу в течение 2 мин. После испытаний не должно быть изменений, влияющих на работу двигателя;
— испытание электрической прочности междувитковой изоляции. Изоляция между смежными витками должна выдерживать напряжение, превышающее на 30 % номинальное в течение 5 мин. Конкретное значение напряжения при испытании приведено в приложении Ж;
— проверка нагрева подшипников. Температура нагрева подшипниковых узлов не должна быть более 80 °С;
— проверка биения коллектора в нагретом состоянии. Радиальное биение рабочей поверхности коллектора должно быть не более 0,07 мм, для двигателя ТЭД-2У1 — не более 0,06 мм. Разница между величинами биения коллектора в холодном и нагретом состояниях должна быть не более 0,03 мм;
— проверка коммутации. Проверку коммутации производить в каждом из трех режимов, параметры которых приведены в приложении Ж. Оценку коммутации в каждом режиме производить по ГОСТ 183 в течение 30 с при вращении в каждую из сторон, степень искрения не должна превышать 1 1/2 балла;
— измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса двигателя и между обмотками в нагретом состоянии. Сопротивление изоляции обмоток должно быть не менее 3,0 МОм;
— испытание электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса двигателя и между обмотками. Испытание производить переменным напряжением 6000 В частоты 50 Гц в течение 1 мин.
6.2.9 Признанный годным по результатам приемо-сдаточных испытаний тяговый двигатель осмотреть, продуть сухим сжатым воздухом, очистить доступные поверхности внутри двигателя (коллектора, кронштейнов щеткодержателей, переднего лобового бандажа якоря, полюсных катушек, проводов, станины) от щеточной пыли и копоти. Поверхность коллектора протереть салфеткой, смоченной бензином или техническим спиртом.
Допрессовать смазку Буксол ТУ 0254-107-01124328-2001 в маслоподающие трубки в количестве от 0,04 до 0,05 кг на каждый подшипниковый узел.
Укомплектовать двигатель отремонтированными и проверенными узлами и деталями внешнего крепления (крышками коллекторных люков, заглушками вентиляционных окон, защитными рукавами выводных проводов). Произвести покрытие двигателя эмалью ПФ-115, черная, ГОСТ 6465 за исключением выводных проводов, выступающего конца вала, табличек и обработанных поверхностей, прилегающих к раме тележки. Допускается покрытие двигателя эмалью серого цвета в соответствии с утвержденной ОАО «РЖД» нормативной документацией.