Рубрики
Приказы и распоряжения

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СВЕДЕНИЯ ТОВАРНОГО БАЛАНСА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА СКЛАДЕ ТОПЛИВА ОАО «РЖД» от 2 августа 2012 г. N 1537р (часть 1)


ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 августа 2012 г. N 1537р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СВЕДЕНИЯ ТОВАРНОГО БАЛАНСА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА СКЛАДЕ ТОПЛИВА ОАО «РЖД»

В целях совершенствования учета расхода нефтепродуктов на складах топлива:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2012 г. прилагаемую Методику автоматизированного сведения товарного баланса нефтепродуктов на складе топлива ОАО «РЖД» (далее — Методика).

2. Директору Росжелдорснаба Горбунову Г.Б., начальнику Управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов Звереву А.В. организовать до 15 августа 2012 г. изучение Методики причастными работниками и обеспечить ее применение на топливных складах, где имеется система автоматизированного учета дизельного топлива (САУ ДТ).

3. И.о. генерального директора ЗАО «ОЦВ» Тимченко А.Ю. (по согласованию) откорректировать программное обеспечение САУ ДТ в части разработанного в Методике алгоритма сведения товарного баланса нефтепродуктов на складе топлива ОАО «РЖД» и обеспечить его внедрение в составе САУ ДТ.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

В.А.Гапанович

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением ОАО «РЖД»

от 2 августа 2012 г. N 1537р

МЕТОДИКА

АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СВЕДЕНИЯ ТОВАРНОГО БАЛАНСА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА СКЛАДЕ ТОПЛИВА ОАО «РЖД»

I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет способ и порядок выполнения измерений, позволяющий минимизировать в рамках ГОСТ Р8.595-2004 [1] погрешность при сведении товарного баланса нефтепродуктов в условиях неопределенности и неравноточности измерения их массы при приеме, хранении и отпуске.

Настоящая Методика конкретизирует методические указания [2] и распространяется учетно-расчетные операции и оперативный контроль количества нефтепродуктов в резервуарах [3].

Настоящая Методика, применительно к дизельному топливу, реализуется в рамках внедряемой в ОАО «РЖД» системы автоматизированного учета дизельного топлива.

2. В настоящей Методике следует принимать следующие сокращения:

НП — нефтепродукт(ы);

САУ ДТ — система автоматизированного учета дизельного топлива;

СИ — система измерения массы светлых НП в резервуарах с дискретно- непрерывным уровнемером;

ТРК — топливораздаточные колонки;

ПЭВМ — персональная электронно-вычислительная машина.

II. Средства измерений и вспомогательные устройства

3. При выполнении измерений должны быть применены следующие средства измерений и технические средства:

1) метршток с ценой наименьшего деления шкалы 1 мм;

2) ареометр с ценой деления шкалы плотности 0,5 кг/куб.м (типа АНТ-1) [4];

3) термометр с ценой деления шкалы 0,5°С (типа ТИН-3) [5];

4) рулетка с грузом 2-го или 3-го класса точности [6];

5) система измерения массы светлых НП в резервуарах с дискретно-непрерывным уровнемером;

6) резервуар горизонтальный с пределами основной погрешности определения вместимости +/- 0,65 %;

7) резервуар вертикальный РВС-1000 с пределами основной погрешности определения вместимости +/- 0,2 %;

8) резервуар вертикальный РВС-2000 с пределами основной погрешности определения вместимости +/-0,15 %;

9) САУ ДТ, включающая, в том числе, ТРК и ПЭВМ с соответствующим программным обеспечением, позволяющим реализовать настоящую методику;

10) мерник эталонный (образцовый) металлический вместимостью от 100 до 2000 л 2-го разряда (с пределом относительной погрешности +/- 0,1 %) или 1-го разряда (с пределом относительной погрешности +/- 0,05 %);

11) поточный измеритель плотности с относительной погрешностью +/- 0,1 % — для ТРК с объемным расходомером.

III. Методы измерений

4. Измерение массы светлых ПП в железнодорожных цистернах должны проводиться ручными или автоматизированными средствами измерений в соответствии с МИ 3115-2008.

5. Измерение массы светлых НП в резервуаре должны проводиться косвенным методом статических измерений.

Масса НП в этом случае определяется по результатам измерений:

а) уровня НП при помощи СИ;

б) уровня подтоварной воды и льда при помощи датчика подтоварной воды СИ;

в) средней плотности НП при помощи датчиков плотности СИ как среднеарифметическое показаний погруженных в НП датчиков плотности;

г) температуры НП при помощи датчиков температуры СИ;

д) объема НП по градуировочной таблице резервуара с использованием результатов измерения уровня и температуры НП.

Масса НП в резервуаре вычисляется как произведение объема НП на его среднюю плотность.

6. Массу светлых НП, отпускаемых в бак локомотивов или иных потребителей, определяют методом динамических измерений.

Вариант 1 — при использовании ТРК с массовым расходомером масса НП определяется по показаниям ТРК.

Вариант 2 — при использовании ТРК с объемным расходомером (счетчиком жидкости), масса НП определяется как произведение прошедшего через счетчик жидкости объема НП на его плотность по результатам измерений:

а) объема НП, определенного при помощи счетчика жидкости;

б) плотности НП, определенной при помощи поточного измерителя плотности или ручных измерений при помощи ареометра;

в) температуры НП, определенной при помощи датчика температуры, установленного в поточный измеритель плотности, или термометра.

Интересно почитать:   Приказ ОАО РЖД от 13.02.2007 N 13

IV. Метод автоматизированного сведения и контроля товарного баланса нефтепродуктов

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРИЕМА НЕФТЕПРОДУКТА

7. С помощью СИ измеряется фактическое значение массы НП в резервуаре до начала слива с погрешностью не более +/- 0,5 %.

8. В бухгалтерских документах и в ПЭВМ регистрируется масса НП, поступившего в железнодорожных цистернах на топливный склад при условии, что результаты фактических измерений массы, выполненные в соответствии с пунктом 5 настоящей методики, не отличаются от данных в товаротранспортных накладных, более чем на +/- 0,5 %.

ПРИЕМ НЕФТЕПРОДУКТА

9. Поступивший НП сливают в резервуар и определяют с погрешностью не более +/- 0,5 % фактическое значение массы НП в резервуаре после окончания слива НП. Бухгалтерский остаток НП в резервуаре после окончания слива вычисляют по формуле:

Мбк = Мбн + Мб, (1)

где Мбк — бухгалтерский остаток массы НП в резервуаре после окончания слива;

Мбн — бухгалтерский остаток массы НП в резервуаре до начала слива;

Мб — зарегистрированная в бухгалтерских документах масса НП, поступившего в железнодорожных цистернах на топливный склад.

10. Значение бухгалтерского остатка массы НП в резервуаре после окончания слива сравнивается с фактическим значением массы НП в резервуаре после окончания слива:

«Дельта»Мо = |Мбк — Мфк|   (2)

где «Дельта»Мо — разница между бухгалтерским остатком массы НП в резервуаре и фактическим значением массы НП — после окончания слива;

Мфк — фактическое значение массы НП в резервуаре после окончания слива НП.

При этом относительная погрешность измерения разности не должна превышать значения +/- 0,5 %, т.е.

«Дельта»Мо

«дельта» = ———- · 100% <= 0,5%            (3)

Мбк

где «дельта» — относительная погрешность разности между бухгалтерским остатком массы НП в резервуаре и фактическим значением массы НП — после окончания слива.

11. С помощью дискретно-непрерывного уровнемера, входящего в состав СИ, через каждые N mm (N — длина дискрета уровнемера) находящаяся в резервуаре масса НП условно разбивается на п равных долей:

Мфк

«Дельта»Мфк = —-                    (4)

n

где «Дельта»Мфк — находящаяся в резервуаре масса НП, объем которого ограничен длиной дискрета уровнемера;

n — число долей, соответствующих количеству дискрет в уровнемере.

12. Каждая доля находящейся в резервуаре массы НП, объем которого ограничен длиной дискрета уровнемера, условно соответствует значению массы НП, равной:

Мбк

«Дельта»Мбк = — <-> «Дельта»Мфк          (5)

n

где «Дельта»Мбк — значение массы НП по бухгалтерским документам, соответствующее находящейся в резервуаре массе НП, объем которого ограничен длиной дискрета уровнемера.

ОТПУСК НЕФТЕПРОДУКТА

13. НП из резервуара отпускают через одну, две или более ТРК, поочередно или одновременно. При этом суммарная, отпущенная через ТРК масса НП, регистрируется в ПЭВМ в момент достижения ею величины, равной:

Мбк

«Дельта»Мбк = ——                           (6)

n

14. Синхронно, с регистрацией в ПЭВМ отпущенного через ТРК НП, по показаниям СИ регистрируется значение массы НП, слитого из резервуара, для чего берутся результаты измерения уровня и датчика плотности, установленного в резервуаре напротив заборного трубопровода.

15. Вычисляется разница между массой отпущенного НП, измеренной узлом учета ТРК, и массой НП, слитого из резервуара:

«Дельта» = Мтрк — Мси,  (7)

где «Дельта» — разница между массой отпущенного НП,- измеренной узлом учета ТРК, и массой НП, слитого из резервуара;

Мтрк — масса отпущенного НП, измеренная узлом учета ТРК;

Мси — масса НП, слитого из резервуара,

а также определяется знак этой разницы; при вычислении массы НП, отпущенного из резервуара, значение плотности НП определяется по показаниям плотномера, расположенного на уровне заборного трубопровода резервуара.

16. Значение массы НП, отпущенного через ТРК, которое фиксируется в товаротранспортной накладной поступающей в бухгалтерию, уменьшается посредством имеющегося в ПЭВМ алгоритма на величину не более 0,443 %, если Мтрк > Мси, или увеличивается на величину не более 0,443 %, если Mтрк < Мси.

При этом значение Мтрк должно отображаться на индикаторном устройстве ТРК и записываться в ее суммарные счетчики.

17. При увеличении числа операций отпуска НП через задействованные ТРК, разность между массой НП, слитого из резервуара, и измеренной с помощью узла учета ТРК, будет асимптотически стремиться к нулю, т.е.:

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 25.07.2005 N 1137р

(Мси — Мтрк) · k -> 0, (8)

где k — числ операций отпуска НП через задействованные ТРК.

V. Алгоритм выполнения функций контроля и управления технологическим оборудованием

18. Программное обеспечение, входящее в состав СИ, автоматически выполняет непрерывный опрос датчиков уровня НП, уровня подтоварной воды, плотности и температуры по установленному протоколу. Коды этих датчиков пересчитываются в значения физических величин уровня НП, уровня подтоварной ВОДЫ, плотностей и температуры по установленному алгоритму. Вычисленные значения записываются в электронный журнал измерений базы данных.

19. В случае отказа какого-либо из датчиков (уровня, плотности, температуры), возврата неверного кода (за пределами установленных диапазонов) или отсутствия ответа от СИ, в журнал диагностики базы данных делается соответствующая запись, выводится диагностическое сообщение и по данному резервуару прекращается сведение товарного баланса до устранения неисправности.

20. ПЭВМ при отпуске НП управляет ТРК по установленному протоколу путем задания дозы отпуска, запуска и остановки насоса, запроса состояния ТРК и отпущенной дозы НП в режиме реального времени.

21. При возникновении нештатных ситуаций (неверные ответы от ТРК, отсутствие связи с ТРК, команда от оператора на аварийную остановку) посылается команда на остановку насоса и прекращение отпуска НП.

22. При использовании ТРК с измерением дозы НП по объему, также в режиме реального времени опрашивается соответствующий ей плотномер. Масса отпущенного НП рассчитывается как произведение объема, измеренного ТРК, и плотности, измеренной плотномером и пересчитанной по температуре в соответствии с [7].

23. Вся информация об отпущенных дозах НП (время, объем, температура, плотность, масса) заносится в электронный журнал отпуска базы данных. После отпуска НП формируется суточная ведомость отпуска НП, в том числе Суточная ведомость отпуска дизельного топлива на локомотивы по форме, установленной в ОАО «РЖД».

24. При отсутствии связи с ТРК или плотномером, а также в случае неверных от них ответов в электронном журнале диагностики делается соответствующая запись и на экран выводится диагностическое сообщение. ТРК при этом выводится из обращения до устранения неполадок.

25. При приеме НП в ПЭВМ вводится информация из железнодорожной накладной (номера накладных, вагонов, типы цистерн, объем, температура, плотность, масса принимаемого НП и др.), а также показания ручных измерений в железнодорожных цистернах. Вся информация сохраняется в электронном журнале приема базы данных. На основе этих данных формируется Акт о приемке топлива и нефтепродуктов по форме, установленной в ОАО «РЖД».

26. В конце смены на основе журналов приема и измерений формируется Журнал учета поступающего топлива и нефтепродуктов по форме, установленной в ОАО «РЖД», и Карточка учета материалов формы М-17, утвержденной Госкомстатом.

27. При инвентаризации на основе данных СИ формируется Ведомость учета остатков материалов на складе и Акт инвентаризации нефтепродуктов по форме, установленной в ОАО «РЖД».

28. При возникновении дебаланса, превышающего значение 0,5 %, производится соответствующая запись в электронном журнале диагностики базы данных, на экран выводится диагностическое сообщение, и по данному резервуару прекращается работа по автоматизированному сведению товарного баланса до приведения дебаланса в пределы 0,5 %. Для приведения дебаланса в пределы 0,5 % оформляется акт списания недостающих НП или оприходования излишков.

29. В режиме реального времени проводится сравнение объема НП, отпущенного из резервуара по данным СИ, и объема НП, отпущенного по данным ТРК. При разнице более чем 3 % считается, что либо ТРК, либо СИ вышли за пределы своих метрологических характеристик. В этом случае производится запись в электронном журнале диагностики, на экран выводится диагностическое сообщение. В соответствии с инструкцией по эксплуатации проверяют метрологические характеристики систем ТРК и СИ. До устранения неисправностей ТРК продолжает работать в штатном режиме, а учет НП по резервуарам осуществляется с применением ручных измерений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности