Корпоративные требования к квалификации работников Компании «Российские железные дороги» с высшим и средним профессиональным образованием
Корпоративные требования к квалификации работников Компании «Российские железные дороги» с высшим и средним профессиональным образованием
5. Паспорт компетенций (требований к квалификации) работника Компании и внутрикорпоративная оценка уровня квалификации
Работники Компании должны обладать компетенциями, обеспечивающими эффективное выполнение порученных им функций. В ситуациях, приведенных в п. 2, проводится диагностика уровня квалификации работника и определяется его суммарный рейтинг по дифференцированным оценкам компетенций. В таблице № 2 приведены компетенции работников Компании с ВПО и СПО ключевых должностей.
Таблица № 2
Компетенции работников Компании с ВПО и СПО
№ п/п | Наименование профессиональной деятельности и компетенции | Уровни оценки компетенции* | |||
---|---|---|---|---|---|
0 | 0,5 | 1 | |||
Организационно-управленческая деятельность | |||||
1 | Способен обеспечивать выполнение производственных заданий; организовывать своевременную подготовку производства, загрузку и бесперебойную работу оборудования; изыскивать резервы повышения производительности труда, снижения трудоемкости и себестоимости работ, анализировать результаты производственной деятельности. | ||||
2 | Способен осуществлять оперативный контроль за обеспечением производства материальными и энергетическими ресурсами, технически правильной эксплуатацией оборудования, экономным расходованием сырья, топлива, материалов;использовать методы оценки основных производственных ресурсов и технико-экономических показателей производства. | ||||
3 | Умеет организовывать работу коллективов исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации производства и труда, организовывать работу по повышению квалификации персонала, контролировать соблюдение работниками технологической, производственной, трудовой дисциплины, правил и инструкций по охране труда, санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. | ||||
4 | Способен контролировать качество выполнения ремонта, технического обслуживания подвижного состава (технических средств), их узлов, оборудования и др., изучать, распространять и внедрять передовые методы и приемы труда, рационализаторские и изобретательские предложения; оказывать методическую помощь специалистам и молодым специалистам. | ||||
5 | Способен выполнять правила технической эксплуатации железных дорог РФ, пользоваться основными положениями и инструкциями, распоряжениями, приказами и другими нормативными документами ОАО «РЖД» в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей. | ||||
6 | Готов выполнять правила внутреннего трудового распорядка, федеральные законы о железнодорожном транспорте, устав ОАО «РЖД». | ||||
7 | Способен оценить технический уровень подвижного состава (технических средств) и производства; определять производственную мощность и анализировать её использование; умеет применять компьютерные технологии. | ||||
8 | Ориентируется в технических характеристиках подвижного состава (технических средств) и их узлов, их конструктивных особенностях и правилах ремонта; готов применять технические условия и требования, предъявляемые к подвижному составу (техническим средствам) при выпуске из ремонта; умеет применять методы и средства автоматизации производственных процессов, определять показатели работы производственных подразделений хозяйства. | ||||
9 | Знает устройство железных дорог и организацию перевозок. | ||||
10 | Имеет стаж работы специалиста или руководителя (1 год, 2 года, 3 года) | ||||
Производственно-технологическая деятельность | |||||
1 | Способен проводить инструктаж и производственное обучение рабочих массовых профессий; осуществлять разбор и анализ состояния безопасности движения, ремонта, эксплуатации подвижного состава (технических средств), выявлять «узкие» места в ремонте и обслуживании подвижного состава и технических средств; анализировать технологические процессы производства, ремонта или технического обслуживания подвижного состава (технических средств); планировать учебную работу; осуществлять проведение приемки объектов после производства ремонта, контролировать качество ремонта и технического обслуживания подвижного состава (технических средств). | ||||
2 | Готов осуществлять производственное обучение всех рабочих по группам в системе непрерывного профессионального производственного образования, исходя из интересов структурного подразделения, контролировать выполнение правил, инструкций, технических указаний и технологических процессов по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию подвижного состава (технических средств), принимать меры к устранению выявленных нарушений. | ||||
3 | Владеет способами контроля наличия, состояния и применения исполнителями, бригадами контрольно-измерительных средств и шаблонов, испытательных стендов, а также соблюдения правил хранения материалов и запасных частей, предусмотренных для ремонта подвижного состава (технических средств), анализа дефектов, выявленных в процессе приемки. | ||||
4 | Умеет вести учет выполнения программ профессионального производственного и экономического образования, проводить анализ результатов обучения и успеваемости слушателей, оформлять в установленном порядке соответствующие уведомления, акты, учетные формы и книги ремонта подвижного состава (технических средств) и их оборудования, осуществлять контроль за своевременным предъявлением претензий другим структурам по рекламациям на подвижной состав (технические средства), за низкое качество получаемых материалов и запчастей. | ||||
5 | Владеет нормативными документами ОАО «РЖД» по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава (технических средств), основными положениями о структурных подразделениях. | ||||
6 | Понимает устройство и взаимодействие узлов и деталей подвижного состава (технических средств); владеет учебными программами и тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих, принципами и методами производственного обучения, нормативными документами о дисциплине работников ОАО «РЖД», правилами и инструкциями по охране труда и пожарной безопасности; владеет техническими условиями и требованиями, предъявляемыми к подвижному составу (техническим средствам) при выпуске после ремонта, технологией ремонта, нормами и ГОСТами, техническими регламентами, системами и методами технического контроля, контрольно-измерительными инструментами. | ||||
7 | Умеет различать типы подвижного состава (технических средств) и их узлы, определять требования к конструкции; владеет методами обеспечения безопасности движения поездов при отказе какого-либо оборудования подвижного состава (технических средств). | ||||
8 | Умеет обнаруживать неисправности подвижного состава (технических средств) в эксплуатации; способен применять методы и средства технических измерений, стандарты, технические регламенты и другие нормативные документы при технической диагностике подвижного состава (технических средств). | ||||
9 | Способен выявлять причины отказов, некачественного ремонта подвижного состава (технических средств) и их узлов, организовывать эксплуатацию и обосновывать систему технического обслуживания и ремонта подвижного состава (технических средств). | ||||
10 | Способен приобретать новые знания о подвижном составе (технических средствах), новых методах и средствах его технического обслуживания и ремонта, применять информационные технологии. | ||||
11 | Способен понимать сущность и значение информации, владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; имеет навыки работы с компьютером; владеет основными методами организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; способен использовать навыки проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний о методах метрологии, стандартизации и сертификации. | ||||
12 | Имеет стаж работы специалиста или руководителя (1 год, 2 года, 3 года) | ||||
Проектно-конструкторская деятельность | |||||
1 | Готов к организации проектирования объектов транспортной инфраструктуры, разработке технико-экономического обоснования проектов и выбору рационального технического решения, разработке технических заданий на проектирование, контролю качества проектной документации. | ||||
2 | Способен составлять планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывать транспортные мощности и загрузку оборудования | ||||
3 | Способен к расчету и анализу показателей качества | ||||
4 | Готов к разработке и применению методик проведения исследований, связанных с организацией перевозок, управлением и обеспечением безопасности движения, ремонтом и техническим обслуживание подвижного состава (технических средств) на транспорте, а также выполнением работ по техническому регулированию на транспорте, к рассмотрению и анализу различной технической документации | ||||
5 | Способен выполнять работы в области научно-технической деятельности по основам проектирования, информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей | ||||
6 | Способен изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы транспортных систем, проводить необходимые расчеты, используя современные технические средства | ||||
7 | Владеет Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, нормативными документами ОАО «РЖД», железной дороги, отделения железной дороги; инструкцией по движению поездов и маневровой работе, инструкцией по сигнализации на железных дорогах в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей; нормативными документами ОАО «РЖД» по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава (технических средств), основными положениями о структурном подразделении. | ||||
8 | Понимает устройство и взаимодействие узлов и деталей подвижного состава (технических средств); владеет учебными программами и тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих, принципами и методами производственного обучения, нормативными документами о дисциплине работников ОАО «РЖД», правилами и инструкциями по охране труда и пожарной безопасности; владеет техническими условиями и требованиями, предъявляемыми к подвижному составу (техническим средствам) при выпуске после ремонта, технологией ремонта, нормами и ГОСТами, техническими регламентами, системами и методами технического контроля, контрольно-измерительными инструментами. | ||||
9 | Умеет различать типы подвижного состава (технических средств) и их узлы, определять требования к конструкции; владеет методами обеспечения безопасности движения поездов при отказе какого-либо оборудования подвижного состава (технических средств). | ||||
10 | Способен приобретать новые знания о подвижном составе (технических средствах), новых методах и средствах его технического обслуживания и ремонта, применять информационные технологии. | ||||
11 | Способен понимать сущность и значение информации, владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; имеет навыки работы с компьютером; владеет основными методами организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; способен использовать навыки проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний о методах метрологии, стандартизации и сертификации. | ||||
12 | Имеет стаж работы специалиста или руководителя (1 год, 2 года, 3 года) | ||||
ИТОГО по производственным компетенциям |
n1 |
n2 |
n3 |
||
Общекультурные (личностные) компетенции | |||||
1 | Способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения. | ||||
2 | Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения. | ||||
3 | Готов к использованию одного из иностранных языков как средства делового общения на уровне не ниже разговорного. | ||||
4 | Способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, анализировать и оценивать исторические события и процессы. | ||||
5 | Способен находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность. | ||||
6 | Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. | ||||
7 | Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе | ||||
8 | Способность к личностному развитию и повышению профессионального мастерства. | ||||
9 | Способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности | ||||
10 | Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач. | ||||
11 | Способен к сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности | ||||
12 | Готов к самостоятельному, методически правильному использованию методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | ||||
13 | Владеет правилами делового этикета | ||||
ИТОГО по общекультурным (личностным) компетенциям |
n4 |
n5 |
n6 |
* 0 — работник (соискатель) не владеет данной компетенцией;
0,5 — работник (соискатель) владеет 50% данной компетенции;
1 — работник (соискатель) полностью владеет данной компетенцией;
n1, n4 — количество нулевых оценок;
n2, n5 — количество оценок «0,5»;
n3, n6 — количество оценок «1».
Суммарный рейтинг работника: РР = kпк ( 0,5n2 + n3) + kок (0,5n5 + n6),
где kпк — коэффициент весомости профессиональных компетенций (kпк = 1);
kок — коэффициент весомости общекультурных (личностных) компетенций (kок = 0,6).
При диагностике уровня квалификации работника заполняется таблица № 2 компетенций по видам деятельности: профессиональные (организационно-управленческим или производственно-технологические или проектно-конструкторские) и общекультурные (личностные). Результаты расчетов сводятся в таблице № 3.
В том случае, если определяется рекомендуемый вид деятельности работника (соискателя), оценка производится в 3 этапа (1 этап – по организационно-управленческим и общекультурным видам деятельности, 2 этап – по производственно-технологическим и общекультурным видам деятельности, 3 этап – по проектно-конструкторским и общекультурным видам деятельности). Затем принимается решение о предпочтительном виде деятельности.
Таблица № 3
Таблица рейтингов компетенций (квалификационной оценки работника)
Уровни квалификационной оценки | Нижний квалификационный, уровень | Средний квалификационный уровень | Высший квалификационный уровень |
---|---|---|---|
Численные значения суммарного рейтинга РР | 5 — 9 | 10 — 15 | 16 — 20 |
Суммарный рейтинг используется руководителем подразделения для принятия решений:
— о приеме на должность, на которую претендует соискатель, либо направлении его на обучение по компетенциям, оцененным по нижнему квалификационному уровню, либо предложении должности в иной сфере деятельности;
— переводе на другую вышестоящую должность;
— ротации кадров.
При необходимости может быть построен паспорт специализированных компетенций в зависимости от должности, на которую претендует соискатель, на основе квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих ОАО «РЖД» и должностных инструкций. В приложении № 1 приведены специализированные компетенции работников Компании с ВПО и СПО:
а) в области организационно-управленческой деятельности оперативных работников (организация поездной и маневровой работы и т.п.);
б) в области организационно-управленческой деятельности оперативных работников (организация грузовой и коммерческой работы);
в) в области производственно-технологической деятельности оперативных работников (организация пассажирских перевозок);
г) в области производственно-технологической деятельности инженера по: метрологии, организации и нормированию труда, охране труда, подготовке кадров, рационализации;
д) в области производственно-технологической деятельности инженера по эксплуатации технических средств;
е) в области производственно-технологической деятельности инструктора (всех наименований) или приемщика локомотивов, моторвагонного подвижного состава и вагонов в депо;
ж) в области производственно-технологической деятельности электромеханика хозяйства связи;
з) в области производственно-технологической деятельности электромеханика хозяйства автоматики и телемеханики.