ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ И МЕТОДАХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ, ХРАНЕНИИ И ОТПУСКЕ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА НА СКЛАДАХ ТОПЛИВА ОАО «РЖД» (часть 1)
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 августа 2012 г. N 1529р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ И МЕТОДАХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ, ХРАНЕНИИ И ОТПУСКЕ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА НА СКЛАДАХ ОАО «РЖД»
1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 2012 г. прилагаемую Инструкцию о порядке и методах измерений при поступлении, хранении и отпуске твердого топлива на складах ОАО «РЖД» (далее — инструкция).
2. Руководителям филиалов ОАО «РЖД довести инструкцию до сведения структурных подразделений филиалов и обеспечивать приемку, хранение и отпуск твердого топлива в соответствии с Инструкцией.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов Зверева А.В.
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович
УТВЕРЖДАЮ
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А. Гапанович
01.08.2012 г. N 1529р
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ И МЕТОДАХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ, ХРАНЕНИИ И ОТПУСКЕ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА НА СКЛАДАХ ТОПЛИВА ОАО «РЖД»
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок и методы измерений (оценки) количества твердого топлива при его поступлении, хранении и отпуске на складах топлива ОАО «РЖД» и разработана взамен Инструкции, утвержденной МПС СССР 27 июня 1990 г. N ЦТ-4807.
1.2. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для работников ОАО «РЖД», отвечающих за организацию, выполнение работ по приемке, хранению и отпуску твердого топлива, а также для работников, осуществляющих договорную и претензионную работу.
1.3. Измерение количества твердого топлива (далее — топливо) выполняют при учетно-расчетных операциях и оперативном контроле.
Примечание. Учетно-расчетные операции — определение количества топлива для последующих финансовых расчетов между поставщиком и потребителем. Оперативный контроль — определение количества топлива для внутреннего технологического учета движения топлива (поступление, хранение, отпуск) на складе.
1.4. Измерение количества топлива следует осуществлять:
каменных и бурых углей, антрацита, торфа — в единицах массы (тоннах (т);
дров — в единицах объема (плотных кубических метрах (пл. куб.м).
1.5. Документальная регистрация результатов измерений должна выполняться в соответствии с установленным на складах топлива хозяйственным регламентом.
Учет топлива при поступлении, хранении и отпуске должен осуществляться по формам первичной учетной документации ФМУ-5, М-17, М-11, М-15 и др.
1.6. Применяемые средства измерений должны быть утвержденного типа и поверены.
1.7. При выполнении измерений должны соблюдаться требования безопасности, действующие на складах топлива ОАО «РЖД», в том числе, «Отраслевые правила по охране труда на базах твердого топлива железных дорог» ПОТ РО-13153-ЦТ-926-02, утвержденные МПС РФ 25 ноября 2002 г. N ЦТ-926.
Соблюдение правил пожарной безопасности на складах топлива регламентируется отдельной местной инструкцией о мерах пожарной безопасности, которой должен быть обеспечен каждый склад.
1.8. Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в настоящей Инструкции, приведен в приложении N 1.
1.9. Ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции несет начальник склада топлива.
2. Термины и определения
В настоящей Инструкции применены термины по ГОСТ 17070-87, ГОСТ 17461-84, ГОСТ 17462-84, ГОСТ 21123-85, РМГ 29-99 и МИ 3115-2008, а также следующие термины с соответствующими определениями:
масса тары согласно трафарету на вагоне — значение массы железнодорожного вагона без груза, указанное непосредственно на кузове вагона;
норма естественной убыли массы — естественные потери массы груза, применяемые для определения допускаемой величины безвозвратных потерь груза при его погрузках (выгрузках) и транспортировке;
предельная погрешность результатов измерения массы топлива нетто на пунктах отправления и назначения — значение, выраженное в процентах, рассчитанное с учетом предельных погрешностей средств измерения массы груза на пунктах отправления и назначения; значения предельных погрешностей устанавливают исходя из метрологических характеристик средств измерения массы груза, используемых на пунктах отправления и назначения;
предельная погрешность (относительная погрешность) — значение, выраженное в процентах, рассчитанное делением наибольшей абсолютной погрешности средства измерения к действительному значению измеряемой величины;
штабель — ровно расположенные по высоте уголь, лесоматериалы и др.;
усеченная пирамида — часть пирамиды, заключенная между ее основанием, боковыми гранями и сечением этой пирамиды плоскостью, параллельной основанию;
поленница — штабель из круглых или колотых дров (поленьев);
круглые лесоматериалы — лесоматериалы, получаемые путем поперечного деления ствола поваленного дерева;
дрова — круглые или колотые лесоматериалы, которые по своим размерам или качеству могут использоваться только как топливо;
долготье — отрезок ствола поваленного дерева, имеющий длину, кратную длине получаемого лесоматериала с припуском на разделку;
погрузка лесоматериалов с «шапкой» — погрузка лесоматериалов в подвижной состав железных дорог с использованием верхней суженной части габарита погрузки (т.е. выше уровня бортов вагона, но в пределах габарита погрузки);
складочный объем (объем штабеля в складочной мере) — объем штабеля круглых лесоматериалов, вычисляемый по формуле прямоугольного параллелепипеда по габаритным размерам штабеля, включающий объем коры и объем пустот между бревнами;
плотный объем (объем штабеля в плотной мере) — объем штабеля круглых лесоматериалов, вычисляемый умножением складочного объема на переводной коэффициент (коэффициент полнодревесности), исключающий объем коры и объем пустот между бревнами;
диаметр круглых лесоматериалов — расстояние между двумя параллельными прямыми, касающимися бревна с противоположных сторон, измеренное под прямым углом к продольной оси бревна;
диаметр в верхнем торце — диаметр тонкого торца бревна (наименьший диаметр бревна);
длина круглых лесоматериалов — наименьшее расстояние между торцами бревна;
номинальная длина круглых лесоматериалов — установленная длина круглых лесоматериалов без учета припусков на поперечную распиловку;
припуск на поперечную распиловку — добавка к номинальной длине, компенсирующая потери длины при поперечной распиловке.
3. Порядок и методы измерений при поступлении твердого топлива
3.1. Порядок и методы измерений при поступлении каменных и бурых углей, антрацита, торфа.
3.1.1. Для измерения массы топлива поступающего на склад железнодорожным или иным видом транспорта следует использовать весовые устройства (весы вагонные, автомобильные, крановые и пр.) среднего класса точности (III) по ГОСТ Р 53228-2008 или ГОСТ 29329-92 (если весы выпущены по данному стандарту).
Допускается применять весы для взвешивания транспортных средств в движении согласно ГОСТ 30414-96.
Массу топлива, перевозимого железнодорожным транспортом, определяют согласно МИ 3115-2008 по результатам взвешивания на вагонных весах.
3.1.2. Взвешивают груженое транспортное средство и определяют массу транспортного средства брутто Мтб.
Взвешивают порожнее транспортное средство и определяют массу тары транспортного средства Мтт.
Массу тары транспортного средства следует определять с учетом находящейся в нем массы съемного или несъемного оборудования, которое не выдается грузополучателю на пункте назначения вместе с грузом, но не включено в массу тары транспортного средства.
Массу тары железнодорожного вагона допускается принимать согласно трафарету на вагоне, учитывая это при определении погрешности измерений.
Массу топлива нетто Мтн определяют по формуле:
Мтн = Мтб — Мтт, т. (1)
Примечание. В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы.
3.1.3. Предельное расхождение в результатах определения массы топлива нетто рассчитывают по формуле:
(Дельта)Мп = 0,01 · Мтн тн · (дельта)пр, т, (2)
где Мтн тн — масса топлива нетто согласно транспортной накладной (далее — накладная), т;
(дельта)пр — предельная погрешность, определяемая исходя из предельных погрешностей измерения массы топлива нетто соответственно на пунктах отправления (дельта)1 и назначения (дельта)2, %;
0,01 — коэффициент перевода величины (дельта)пр, выраженной в процентах.
а) При взвешивании на вагонных весах.
При разных весовых устройствах и методах определения массы, применяемых на пунктах отправления и назначения, предельную погрешность (дельта)пр определяют согласно таблице П2.1 приложения N 2. Значение предельной погрешности на пункте отправления (дельта)1 принимают согласно сведениям, указанным в накладной, в графе «Способ определения массы». Значение предельной погрешности на пункте назначения (дельта)2 определяют исходя из метрологических характеристик применяемых вагонных весов.
Если в накладной отсутствуют сведения о предельной погрешности определения массы груза нетто на пункте отправления, то значение (дельта)1 в таблице П2.1 приложения N 2 следует принимать равным:
при массе груза нетто по накладной:
— до 64 т включительно — 2,5 %;
— свыше 64 т — 2,0 %;
при указании в накладной сведений о применении вагонных весов для взвешивания в движении — 2,0 %.
При одинаковых весовых устройствах и методах определения массы, применяемых на пунктах отправления и назначения, предельную погрешность (дельта)пр определяют согласно таблице П2.2 приложения N 2.
б) При взвешивании на автомобильных и прочих весах.
Предельную погрешность (дельта)пр определяют согласно таблице П2.1 приложения N 2.
3.1.4. Нормы естественной убыли массы каменных и бурых углей, антрацита, брикетов из каменных и бурых углей, торфа при перевозках железнодорожным и автомобильным транспортом определяют согласно приложению N 3.
Примечание. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 г. N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 г. N 331) нормы естественной убыли должны разрабатываться федеральными органами исполнительной власти и утверждаться Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации…» разрешается применять нормы естественной убыли действующие до 12.11.2002 г.
3.1.5. Массу топлива нетто Мтн, определенную по формуле (1), считают правильной (т.е. соответствующей сведениям, указанным в накладной), если выполняется условие:
Мтн тн — Мтн <= (Дельта)Мп + 0,01 · Nу · Мтн тн, т, (3)
где (Дельта)МП — предельное расхождение в результатах определения массы топлива нетто, т;
Nу — норма естественной убыли массы топлива, в % от массы груза нетто по накладной.
В этом случае оприходованию для бухгалтерского учета на складе подлежит значение массы топлива нетто, указанное в накладной.
3.1.6. При отсутствии у грузополучателей и на железнодорожной станции назначения вагонных весов грузы, перевозимые навалом и насыпью и прибывшие без признаков недостачи, выдаются по соглашению сторон без проверки их массы.
При отсутствии у грузополучателей прочих весовых устройств, приемка топлива производится по массе груза, указанной в накладной.
3.1.7. Уголь на складе должен быть уложен в штабель, в виде насыпи в форме усеченной пирамиды с прямоугольным основанием. Формирование штабеля следует производить длинной стороной вдоль железнодорожных путей. В зависимости от свойств угля угол естественного откоса боковых граней штабеля должен быть близким к 45 °.
Предельная ширина основания штабеля не должна превышать 30 м, а предельная длина — 200 м. Предельная высота штабеля должна определяться технической возможностью механизмов, применяемых при закладке штабеля, склонностью углей к окислению (согласно приложению N 4) и составлять 4-5 м.
3.1.8. Угли, предназначенные для текущего расхода, должны укладываться в штабели отдельно от углей для длительного хранения.
Запрещается укладывать уголь в бесформенные кучи, так как это ведет к усиленному окислению угля, его выдуванию ветром и вымыванию атмосферными осадками, а также неправильному учету.
Каждый штабель должен иметь штабельную (информационную) доску с указанием номера штабеля, даты закладки, массы и марки угля.
Требования к территории склада и площадкам под штабели твердого топлива указаны в приложении N 5.