Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 20.03.2015 N 707р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 20 марта 2015 г. N 707р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ УНИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ

Во исполнение пункта 7 раздела IV протокола сетевого совещания от 810 октября 2014 г. N ВМ-83пр:

1. Утвердить прилагаемую Методику унификации процессов (далее — Методика).

2. Начальникам департаментов и управлений, руководителям филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» руководствоваться Методикой при выполнении работ по унификации основных производственных и управленческих процессов в перевозочной деятельности (по состоянию «как есть»).

Вице-президент ОАО «РЖД»

В.В.Степов



УТВЕРЖДЕНА

распоряжением ОАО «РЖД»

от 20.03.2015 г. N 707р


МЕТОДИКА



УНИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ



Общие положения

1. Настоящая Методика определяет основные подходы к унификации основных производственных и управленческих процессов в перевозочной деятельности (по состоянию «как есть»).

2. Действие Методики распространяется на процессы, моделирование которых осуществляется в автоматизированной системе управления моделированием бизнес-процессов (АСУ БМ).

3. Методика предназначена для применения подразделениями аппарата управления, структурными подразделениями и филиалами ОАО «РЖД», а также сторонними организациями при привлечении их к выполнению работ, предусматривающих в т.ч. моделирование бизнес-процессов. Методика ориентирована на руководителей и специалистов, обладающих необходимыми знаниями и компетенциями в области бизнес-моделирования.



Термины и определения

4. В Методике используются следующие термины и определения:

АСУ БМ — комплекс программных продуктов, реализующий методологию ARIS и предназначенный для структурированного описания, анализа и совершенствования бизнес-процессов предприятия, подготовки к внедрению сложных информационных систем и контроллинга бизнес-процессов;

владелец процесса — роль руководителя, осуществляющего организацию и наблюдение за ходом реализации бизнес-процесса для обеспечения достижения поставленных целей, определения приоритетов и предоставление ресурсов и полномочий, необходимых для управления бизнес-процессом).

модель отдельного сценария процесса — модель типа «Событийная цепочка процесса» (ЕРС) в АСУ БМ, позволяющая отразить специфические черты выполнения сценария процесса;

модель сценариев процесса — модель типа «Диаграмма выбора процесса» (PSD) в АСУ БМ, которая позволяет отразить общие и отличительные черты различных сценариев процесса и представить их в удобном для анализа виде;

отличительные черты различных сценариев процесса и представить их в удобном для анализа виде;

референтная модель — модель типового процесса в конкретной предметной области (домене) типа «Событийная цепочка процесса» (ЕРС) в АСУ БМ ARIS, являющаяся шаблоном для разработки моделей отдельного сценария процесса;

сценарий процесса — один из возможных вариантов выполнения типового процесса в зависимости от специфических особенностей его выполнения (в зависимости от класса железнодорожной линии, типа и местных технических характеристик станции, типа отправки, классности и типа вокзала, типа вагона, оснащения рабочих мест информационно-управляющими и автоматизированными средствами и т.д.);

типовой процесс — процесс выполнения деятельности, однотипной с точки зрения общности целей, содержания и последовательности операций, квалификации исполнителей и их компетенций, параметров эффективности и рисков выполнения, результат которой обладает общими признаками (назначение, срок (периодичность) получения, потребитель, единые требования к качеству, конструктивные и технологические признаки и т.п.);

унификация процессов — приведение к единообразию процессов и документации одинакового назначения путем разработки, описания и тиражирования типовых процессов. Унификация процессов относится к группе процессов «Управление процессами» в домене «Развитие системы управления». Выделяется общесетевая/корпоративная унификация (возможность применения типовых процессов в сетевом масштабе), отраслевая унификация (типовые процессы, применимые в отдельном функциональном филиале), заводская унификация (типовые процессы для однотипных предприятий), территориальная унификация (типовые процессы уровня железных дорог одного типа), полигонная унификация (типовые процессы уровня полигона).



Нормативные документы

5. Методика разработана в соответствии со следующими нормативными документами ОАО «РЖД»:

5.1. Распоряжение ОАО «РЖД» от 11 января 2011 г. N 8р «Об утверждении нормативных документов в области моделирования процессов и бизнес-архитектуры ОАО «РЖД»;

5.2. Распоряжение ОАО «РЖД» от 12 сентября 2014 г. N 2174р «Об утверждении программы мероприятий по расширению применения процессного подхода в управлении и повышении эффективности деятельности ОАО «РЖД»;

5.3. Распоряжение ОАО «РЖД» от 12 сентября 2014 г. N 2172р «Об образовании экспертной группы по вопросам расширения применения процессного подхода в организации управления ОАО «РЖД».

Интересно почитать:   Приказ ОАО РЖД от 24.05.2011 N 71



Моделирование типового процесса «с нуля»



6. Моделирование типового процесса осуществляется рабочей группой, состав которой определяет владелец процесса. Состав рабочей группы формируется с учетом вариативности выполнения процесса, т.е. в ее состав должны войти специалисты по выполнению каждого сценария процесса с введением функциональных ролей: технолог, моделировщик.



7. Моделирование типового процесса начинается с разработки модели сценариев типового процесса (модель ARIS типа «Диаграмма выбора процесса» (PSD) в установленном порядке [5.1].

Диаграмма имеет матричную структуру и содержит два измерения — измерение «Главных процессов» (располагаются в заголовках строк диаграммы) и измерение «Сценариев» (располагаются в заголовках столбцов диаграммы).

Для целей данной Методики «Главные процессы» представляют собой этапы выполнения типового процесса и выделяются в соответствии с этапами жизненного цикла объекта управления, с которым взаимодействует процесс.

Таким образом, строка таблицы представляет информацию об особенностях выполнения этапа типового процесса в различных сценариях, а столбец — последовательность действий по конкретному сценарию в привязке к этапам типового процесса. Ячейка таблицы отражает специфику выполнения этапа типового процессов в конкретном сценарии.

Тем самым данная диаграмма позволяет отразить общие и отличительные черты различных сценариев процесса и представить их в удобном для анализа виде.

8. На основе модели PSD формируется паспорт типового процесса. Форма паспорта процесса приведена в приложении к Методике.

При формировании паспорта типового процесса следует придерживаться следующих правил:

Цель, входы и выходы, участники, документы, границы, информационные системы и показатели процесса, указываемые в паспорте типового процесса, должны быть едиными для всех его сценариев.

Для определения основных этапов типового процесса используются объекты типа «Главный процесс» на разработанной модели PSD.



9. Параллельно с паспортом типового процесса разрабатывается референтная модель. Референтная модель будет использоваться как шаблон при разработке моделей отдельных сценариев, потому содержать только общие для всех сценариев объекты.

Объекты референтной модели (обозначающие исполнителей, документы, функции, интерфейсы процесса, информационные системы) не должны содержать информацию, отличающуюся от информации, включенной в паспорт.

Дополнительно на модель могут быть вынесены события, логические операторы и связи между объектами.

10. Подготовленные паспорт и шаблон (референтная модель) типового процесса должны быть согласованы с владельцем процесса.

Границы и интерфейсы типового процесса должны быть согласованы с владельцами смежных процессов (процессов-потребителей и процессов- поставщиков).



11. Рабочая группа может сформировать дополнительные требования к сценариям и моделям отдельных сценариев типового процесса.

Модели отдельных сценариев процесса разрабатываются на основе референтной модели, с использованием информации, отраженной на модели PSD, и с учетом сформированных рабочей группой дополнительных требований.



Моделирование типового процесса на основе существующих моделей сценариев типового процесса

12. В данном разделе описан порядок действий по унификации процесса в случае, если отдельными подразделениями на момент унификации уже были проведены работы по моделированию (описанию) одного и того же процесса. В этом случае стоит задача «собрать» типовой процесс из созданных моделей (описаний), которые будут рассматриваться как рабочие версии моделей сценариев типового процесса.

Данный метод является итерационным и трудозатратным, поскольку проведение унификации процесса вызовет необходимость внесения изменений в уже созданные модели сценариев типового процесса, поэтому предпочтительным является использование метода, описанного в пп. 6-11 настоящей Методики.

13. Разработка типового процесса осуществляется рабочей группой, состоящей из представителей подразделений, участвовавших в работах по моделированию (описанию) процесса. Для каждого варианта описания процесса должен быть разработан паспорт по форме Приложения к настоящей Методике.

14. На основе анализа паспортов процесса члены рабочей группы выявляют и устраняют несоответствия в характеристиках процесса:

формулировке цели выполнения процесса;

входах и выходах процесса;

участниках (ролях) процесса;

перечне нормативных, методических, регламентных и организационно-распорядительных документов, необходимых для выполнения процесса;

основных этапах процесса;

границах процесса;

ресурсах процесса;

показателях процесса;

описании смежных процессов (процессов-поставщиков и процессов- потребителей).

15. Параллельно с анализом паспортов проводится работа по формированию модели сценариев типового процесса (PSD).

16. Выявленные несоответствия устраняются с учетом следующих принципов.

При несоответствии формулировок, не изменяющих смысловое значение рассматриваемой характеристики процесса, определяется формулировка, наиболее полно и непротиворечиво отражающая содержание характеристики процесса.

В случае, если расхождение отражает особенности, присущие конкретному варианту выполнения процесса (сценарию), но не затрагивает цели и логики типового процесса, то формируется единая для всех сценариев характеристика процесса, а выявленные особенности отражаются на модели PSD (описание модели приведено в п. 7 настоящей Методики).

В случае если несоответствие затрагивает содержательные вопросы, включающие цель, логику (этапы, входы и выходы, границы) процесса, члены рабочей группы вырабатывают согласованную формулировку характеристики процесса. При наличии большого числа таких существенных несоответствий рекомендуется начать заново разработку типового процесса в соответствии с пп. 6 — 11 настоящей Методики.

17. Решение по спорным вопросам в случае наличия неустранимых противоречий принимает владелец процесса. В случае, если разногласия затрагивают смежные процессы, решение по спорным вопросам принимает владелец соответствующего домена.

18. Результатом устранения несоответствий является единый согласованный паспорт типового процесса, а также рабочая версия модели сценариев процесса (PSD).

На данном этапе требуется проверка полноты отражения на модели PSD всех сценариев типового процесса, и при необходимости, доработка данной модели, что может потребовать, в свою очередь, доработки паспорта типового процесса. Порядок доработки определяет владелец процесса.

19. На основе согласованного паспорта типового процесса разрабатывается референтная модель (шаблон) типового процесса. Требования к референтной модели указаны в п. 9 настоящей Методики.

20. Референтная модель используется в дальнейшем при доработке (переработке) моделей отдельных сценариев типового процесса.

Интересно почитать:   ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНОГО КОМПЛЕКСА НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (часть 16) от 6 июля 2012 г. N 210



Приложение

к Методике унификации процессов

Форма паспорта процесса

Процесс: <указать наименование процесса>

Цель выполнения процесса: <указать цель, для достижения которой выполняется процесс>

Процессы-поставщики


N

п/п

Процесс-поставщик

Выходы процесса-поставщика

<1>

<указать        наименование

процесса-поставщика>

<привести   перечень   выходов   процесса-

поставщика,       являющихся       входами

описываемого процесса>

Процессы-потребители


N

п/п

Процесс-потребитель

Входы процесса-потребителя

<1>

<указать        наименование

процесса-потребителя>

<привести   перечень   входов    процесса-

потребителя,      являющихся      выходами

описываемого процесса>

Входы процесса: <привести перечень документов (нормативных, методологических, регламентных, организационно-распорядительных) и/или продуктов/услуг, необходимых для начала выполнения процесса>

Выходы процесса: <привести перечень документов (нормативных, методологических, регламентных, организационно-распорядительных) и/или продуктов/услуг, формируемых в процессе и составляющих ценность для потребителя>

Участники процесса: <привести перечень участников процесса (ролей) и их описание, а также примерное закрепление ролей за должностными лицами (организационными единицами)>

Документы:

1. <привести перечень документов (нормативных, методологических, регламентных, организационно-распорядительных) и/или продуктов/услуг, необходимых для начала выполнения процесса>

2. <привести перечень документов (нормативных, методологических, регламентных, организационно-распорядительных) и/или продуктов/услуг, формируемых в процессе и составляющих ценность для потребителя>

Основные этапы процесса: <указать перечень основных этапов процесса (видов деятельности в процессе)>

Границы процесса:

1. <указать инициирующее событие — событие, при наступлении которого начинается процесс>

2. <указать завершающее событие — событие, которым завершается процесс>

3. <привести перечень событий, которые прекращают выполнение процесса до наступления завершающего события>

4. <привести перечень событий, вызывающих выполнение смежных процессов (с указанием наименований смежных процессов)>

Информационные системы <указать используемые в процессе информационные системы>

Периодичность выполнения процесса: <указать периодичность выполнения процесса (ежегодно, ежемесячно, ежедневно и т.д.) или указать, что процесс не является периодическим>

Показатели процесса: <привести перечень показателей процесса, описание источников, порядка сбора данных и методик расчета показателей>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности