КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ ХОЛДИНГА «РЖД» ЗА РУБЕЖОМ (часть 5) от 2 октября 2012 г. N 281
II. ОПИСАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РЫНКОВ ДЛЯ ХОЛДИНГА «РЖД»
1. Мировой рынок инфраструктурных проектов
По экспертным оценкам, годовой объем мирового рынка железнодорожных проектов в 2009 году составил порядка 136 млрд. евро.
См. Рисунок 2. — Динамика объема и структуры и рынка по основным регионам, млрд. евро.
В 2012-2016 гг. ежегодный темп роста рынка железнодорожных проектов ожидается на уровне 2,8%. К 2016 году объем рынка составит 160,6 млрд. евро, при этом ожидается, что структура рынка по регионам существенно не изменится.
Более 30% рынка приходится на страны Азии и Океании, в основном за счет масштабной программы развития железнодорожного транспорта в Китае. Западная Европа является вторым по объемам региональным рынком — более 27% от мирового рынка. Более 17% рынка приходится на страны NAFTA и более 11% — на страны СНГ.
Рынок, открытый для иностранных компаний, составляет примерно 70% от общего рынка и является доступным.
См. Рисунок 3. — Динамика объема и структуры доступного рынка по основным сегментам, млрд. евро.
Примерно 37% мирового доступного рынка приходится на проектирование и поставки подвижного состава, 27% на сектор услуг, 20% на проекты в сфере инфраструктуры и 10% на системы управления железнодорожным транспортом.
Предполагается, что доступный годовой объем рынка инфраструктуры составит к 2015-2016 гг. 21,5 млрд. евро.
2. Целевой рынок и критерии выбора проектов для реализации
На основе анализа мирового рынка были определены следующие целевые регионы для развития бизнеса холдинга «РЖД»: СНГ, страны Африки и Ближнего Востока, Восточной Европы и Азии.
Страны Западной Европы и NAFTA не рассматриваются как целевые ввиду высоких требований к подрядчикам, а также активности основных конкурентов. Страны Южной Америки в настоящее время не рассматриваются в качестве целевых в связи с большой удаленностью (значительные средства на мобилизацию) и сильным влиянием местных компаний.
Общий доступный объем рынка целевых регионов на 2015-2016 гг. составляет 49,2 млрд. евро или 44% от совокупного доступного объема рынка. Сегмент инфраструктуры занимает 13,6% доступного рынка целевых регионов и составляет 6,7 млрд. евро. В 2012-2016 гг. среднегодовой темп роста в сегменте инфраструктуры составит 1,3%.
См. Рисунок 4. — Прогноз объема целевого рынка на 2016 год, млрд. евро.
Объем доступного рынка инфраструктуры выбранных регионов составит 6,7 млрд. долл. к 2016 году.
См. Рисунок 5. — Прогноз структуры целевого рынка по регионам в 2016 году.
Потенциальную долю холдинга ОАО «РЖД» на целевых рынках возможно определить на этапе детальной проработки рынка целевых регионов в разрезе конкретных проектов.
Ниже приведены основные характеристики регионов, рассматриваемых в качестве целевых для холдинга «РЖД».
Азия и Океания:
— прогнозируемый рост рынка умеренный — 2,5% в год;
— рост в основном за счет программы развития высокоскоростного транспорта в КНР (20 ООО км до 2020 года);
— объем рынка инфраструктуры снижается, но остается одним из крупнейших в мире;
— высокая активность местных подрядчиков.
СНГ:
— активный рост рынка — 3,2% в год, достигаемый в основном за счет роста грузопотоков внутри региона и прогнозируемого роста объема перевозимых грузов в коридоре Китай — Европа;
— необходимость модернизации инфраструктуры;
— ожидаются дополнительные инвестиции в сегмент систем общественного транспорта.
Восточная Европа:
— среднегодовые темпы роста рынка — 2% в год;
— необходимость модернизации инфраструктуры, подвижного состава, систем управления движением;
— расширение магистральной железнодорожной сети для обеспечения растущего объема грузоперевозок.
Африка и Ближний Восток:
— высокие прогнозируемые темпы роста рынка — 4,1 % в год;
— необходимость создания магистральной железнодорожной инфраструктуры;
— необходимость создания пассажирских железнодорожных систем;
— высокие политические и экономические риски.
Основными критериями для выбора проектов, перспективных для проработки в рамках холдинга «РЖД», являются:
— положительный финансовый результат по итогам реализации проекта для холдинга «РЖД» (с учетом международного опыта по реализации подобных проектов);
— наличие необходимого финансирования для реализации проекта со стороны Заказчика;
— наличие соответствующих компетенций и опыта в холдинге «РЖД», необходимых для эффективной реализации проекта;
— возможность использования административного ресурса ОАО «РЖД» или Правительства Российской Федерации в стране реализации проекта;
— возможность обеспечения безопасности сотрудников, задействованных в реализации проекта;
— политическая ситуация в стране реализации проекта и уровень страновых рисков (рыночных, правовых, валютных, операционных, кредитных);
— наличие синергетического эффекта с проектами, реализуемыми холдингом «РЖД»;
— степень готовности проекта к реализации (наличие ТЭО, технической документации).