Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 11.12.2014 N 2940р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 11 декабря 2014 г. N 2940р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО «РЖД» «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ РАБОТНИКОВ ОАО «РЖД». ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

С целью применения единых требований к организации и проведению технической учебы в фиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД»:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2015 г. СТО РЖД 08.020-2014 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения».

2. Руководителям причастных подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»:

организовать в установленном порядке изучение и выполнение требований стандарта, утвержденного настоящим распоряжением;

обеспечить пересмотр и внесение изменений в нормативные документы, регламентирующие проведение технической учебы в подведомственных подразделениях.

3. Признать утратившим силу с 1 марта 2015 г. распоряжение ОАО «РЖД» от 14 февраля 2008 г. N 300р «Об утверждении стандарта ОАО «РЖД» «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения».

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

В.А.Гапанович



СТО РЖД 08.020-2014


СТАНДАРТ ОАО «РЖД»


ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ РАБОТНИКОВ ОАО «РЖД»



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дата введения — 2015-03-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВПО ПГУПС)

2 ВНЕСЕН Департаментом технической политики ОАО «РЖД»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 11.12. 2014 г. N 2940р

4 ВЗАМЕН СТО РЖД 1.21.001-2007 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения», утвержденного ОАО «РЖД» 14 февраля 2008 г.



1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила организации технической учебы работников ОАО «РЖД».

Стандарт не распространяется на систему профессиональной подготовки кадров, курсы повышения квалификации, конкурсы профессионального мастерства и другие виды подготовки и переподготовки кадров.

Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД», иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».

Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».



2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 техническая учеба: Совокупность мероприятий, направленная на периодическое восстановление и непрерывное повышение уровня профессиональных знаний и навыков работников без отрыва от производства.

2.2 вагон-тренажер: Специально оборудованный макетами, тренажерами, образцами технических средств, наглядными пособиями, компьютерными средствами и др. вагон, предназначенный для проведения технической учебы, отработки практических приемов и проверки уровня профессиональных знаний и навыков у работников.

2.3 кабинет технической учебы: Помещение, предназначенное для проведения занятий по технической учебе, оснащенное необходимыми техническими средствами обучения (тренажерами, макетами, компьютерами с доступом к системе дистанционного обучения ОАО «РЖД»), наглядными средствами обучения (схемами, плакатами, альбомами и др.), видеоустановками для демонстрации технических фильмов, а также учебной и инструктивной литературой и нормативными документами. Допускается совмещение кабинетов технической учебы с кабинетами по охране труда без снижения требований к уровню технической оснащенности.

2.4 учебный класс: Помещение, предназначенное для проведения в основном теоретических занятий по технической учебе, оснащенное компьютерами с доступом к системе дистанционного обучения ОАО «РЖД», и минимально оснащенное плакатами, схемами, учебной литературой, инструкциями.

2.5 центр обучения: Образовательный комплекс, объединяющий несколько кабинетов технической учебы (учебных классов). В состав центра обучения могут входить необходимые санитарно-бытовые здания, помещения, сооружения.

2.6 учебный полигон: Участок железной дороги, другого филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД», используемый для проведения технической учебы.

2.7 учебная площадка: Территория для размещения оборудования, используемого для учебных целей.

2.8 дистанционное обучение: Взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии посредством информационных технологий, отражающее все присущие учебному процессу компоненты.

2.9 система дистанционного обучения: Программно-аппаратная среда, обеспечивающая управление электронными дистанционными курсами, их доставку до обучающихся посредством сетевых технологий и сбор различной статистической информации о процессе обучения.

Примечание — Под системой дистанционного обучения подразумевается система дистанционного обучения ОАО «РЖД», поддерживаемая главным вычислительным центром — филиалом ОАО «РЖД».

2.10 электронный дистанционный курс: Совокупность учебных материалов в электронном виде, позволяющем взаимодействовать с системой дистанционного обучения и передавать в нее данные о процессе обучения.

Примечание — Электронный дистанционный курс должен, как минимум, поддерживать стандартные функции обмена данными, реализуемые системой дистанционного обучения ОАО «РЖД».

2.11 вагон технической пропаганды: Специально оборудованный вагон, предназначенный для проведения занятий по технической учебе и проверке профессиональных знаний, в том числе с использованием системы дистанционного обучения, оборудованный современными техническими средствами обучения.

2.12 кабинет технической информации: Специально оснащенное помещение, предназначенное для оказания практической помощи структурным подразделениям в своевременном отборе и внедрении эффективных научно-технических достижений, инновационных технологий и передового производственного опыта, рационализаторских предложений.

2.13 региональный центр корпоративного управления: ключевой элемент системы корпоративного управления холдинга «РЖД», призванный обеспечивать корпоративную и технологическую координацию структурных подразделений филиалов и дочерних и зависимых обществ холдинга на региональном уровне.

2.14 структурное подразделение регионального уровня: структурное подразделение филиала ОАО «РЖД».

2.15 структурное подразделение линейного уровня: структурное подразделение структурного подразделения регионального уровня.

2.16 тестовый блок: обязательный элемент электронного дистанционного курса, содержащий проверочные вопросы для проверки усвоения темы занятия обучающимся.

2.17 предсменный (предрейсовый) инструктаж: элемент процесса технической учебы в ОАО «РЖД», в основном представляющий собой краткое (не более 15 минут) ознакомление работника с регламентирующими документами и инструкциями по действиям в нестандартных и чрезвычайных ситуациях, а также по охране труда. Также могут содержать иную тематику.

2.18 информационная аналитическая система онлайн мониторинга результатов технической учебы: элемент системы дистанционного обучения ОАО «РЖД», позволяющий просматривать и обрабатывать данные по результатам технической учебы в режиме реального времени.

2.19 технические средства обучения: тренажеры; тренажерные комплексы; обучающие и тестирующие программы; модели, макеты; узлов, устройств, оборудования и инструмента.

2.20 организационно-технические средства: компьютеры; организационная техника (принтеры, сканеры, МФУ и пр.); мультимедийное оборудование (проекторы, экраны, интерактивные доски и пр.); телевизоры, DVD.



3 Общие положения

3.1 Техническая учеба является неотъемлемым элементом деятельности ОАО «РЖД», его филиалов, иных структурных подразделений ОАО «РЖД».

3.2 Техническую учебу проводят в целях обеспечения постоянного соответствия уровня профессиональных знаний и навыков работников требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям, а также в целях получения работниками новых знаний и навыков, связанных, в том числе, с изменениями технологических процессов, вводом новых технических средств.

3.3 Техническая учеба проводится с работниками филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД».

3.4 Перечень категорий работников, подлежащих технической учебе, определяется нормативными документами по технической учебе филиалов.

3.5 Каждый работник, подлежащий технической учебе, несет персональную ответственность за поддержание соответствия уровня своих профессиональных знаний и навыков требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности, используя для этого возможности, предоставляемые ОАО «РЖД» в рамках технической учебы.

3.6 Перечень мест проведения технической учебы определяется приказом руководителя подразделения, работники которого подлежат технической учебе.

3.7 Проведение технической учебы на объектах территориально смежных структурных подразделений ОАО «РЖД» должно быть согласовано их руководителями, с определением порядка допуска обучаемых на объекты, обеспечения охраны труда и безопасности движения.

3.8 Проведение технической учебы на объектах территориально смежных структурных подразделений без разрешения руководителей этих подразделений не допускается.

3.9 Занятия по технической учебе могут проводить руководители, специалисты и работники филиалов ОАО «РЖД», структурных подразделений регионального и линейного уровней, преподаватели учебных заведений, другие специалисты. Список лиц, допущенных к проведению технических занятий, утверждается руководителем подразделения, работники которого подлежат технической учебе.



3.10 Лица, допущенные к проведению технических занятий, должны иметь высокий уровень практических навыков и теоретических знаний по темам занятий, обладать хорошими коммуникативными способностями. По темам теоретических занятий у лиц, допущенных к проведению технических занятий, должны быть подготовлены конспекты с указанием списка используемой литературы. При использовании технологий дистанционного обучения конспекты хранятся в системе дистанционного обучения в виде дистанционных курсов.

3.11 Разработка учебно-методических материалов и технических средств обучения для проведения технической учебы осуществляется силами структурных подразделений регионального, линейного уровней или с привлечением сторонних организаций на договорной основе.

3.12 Техническая учеба должна включать теоретические и практические занятия. При этом на проведение практических занятий должно отводиться не менее 30 % от общего времени занятий в год.

3.13 Формы и методы проведения занятий по технической учебе определяются видом занятий. Основными формами занятий являются: лекции, семинары, практические и индивидуальные занятия, консультации, тренинг с использованием различных видов тренажеров, включая компьютерные, а также аудио и видеоконференции, аудио и видеолекции, аудио и видеосеминары.



3.14. При проведении теоретических занятий по технической учебе рекомендуется использовать самоподготовку в форме дистанционного обучения в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД» в сочетании с проверкой знаний в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД». При использовании самоподготовки в форме дистанционного обучения в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД» и успешной сдаче контрольных испытаний работникам разрешается не посещать теоретические занятия по технической учебе.

3.15 Проведение практических занятий по технической учебе допускается только в очной форме.

3.16 Нормативные документы по технической учебе филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД» не должны противоречить данному стандарту, но могут включать необходимые дополнения, связанные со спецификой деятельности.



4 Организация технической учебы

4.1 Ответственность за организацию и проведение технической учебы несут руководители департаментов, филиалов ОАО «РЖД», структурных подразделений региональных и линейных уровней, региональных центров корпоративного управления (далее — РЦКУ).

4.2 Общая координация организации и проведения технической учебы в филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» осуществляется Департаментом технической политики ОАО «РЖД.

4.3 Контроль за деятельностью по технической учебе различных территориальных подразделений функциональных филиалов, находящихся в границах железных дорог, осуществляется службой технической политики РЦКУ. Также РЦКУ осуществляют работу по следующим вопросам:

— высшими учебными заведениями на предмет разработки компьютерных обучающих, экзаменующих программ и тренажеров по заявкам структурных подразделений, находящихся на территории железной дороги;

— организация работы лиц, допущенных к проведению технических занятий, в структурных подразделениях различных функциональных филиалов по взаимообмену;

— организация выезда дорожного вагона — тренажера на место проведения продолжительных «окон» для проведения технической учебы.

4.4 Методическое сопровождение технической учебы осуществляют департаменты, филиалы ОАО «РЖД», структурные подразделения регионального, линейного уровней, РЦКУ.

4.5 Центр научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ), дорожные ЦНТИБ, кабинеты технической информации осуществляют информационно-аналитическое обслуживание процесса технической учебы.

4.6 Руководители департаментов, филиалов ОАО «РЖД», структурных подразделений регионального и линейного уровней, РЦКУ (главные инженеры):

— осуществляют организационное руководство технической учебой работников;

— контролируют качество организации и проведения технической учебы, внедрение эффективных форм и методов проведения технической учебы;

— организовывают и обеспечивают создание и развитие учебно-производственной базы и учебно-методических материалов для проведения технической учебы;

— организует подбор специалистов для проведения технической учебы с работниками своих подразделения;

Кроме того, руководители филиалов ОАО «РЖД» организуют для каждой профессии, подлежащей технической учебе, разработку критериев соответствия знаний работников занимаемым ими должностям (систему компетенций).

4.7 Руководители структурных подразделений регионального и линейного уровней:

— организуют разработку годовых планов проведения технической учебы на основании рекомендаций от вышестоящих структурных единиц, структурные подразделения регионального уровня также формируют рекомендации по составлению годовых планов технической учебы для нижестоящих структурных единиц с учетом специфики работы в регионе;

— совершенствуют учебно-производственную базу проведения технической учебы, организуют разработку и изготовление (приобретение) учебно-методических материалов, технических средств обучения.

4.8 Технологические, технические, производственно-технические отделы структурных подразделений линейного уровня, а при отсутствии таких отделов в подразделении — специалист, назначенный приказом по структурному подразделению:

— разрабатывают годовые планы технической учебы с учетом специфики деятельности своих структурных подразделений;

— формируют потребность и график разработки учебно-методических материалов в формате электронных дистанционных курсов;

— согласуют с вышестоящими структурными единицами разрабатываемые планы технической учебы, а также потребность и графики разработки учебно-методических материалов в формате электронных дистанционных курсов.

4.9 Исполнителем работ по организации технической учебы в филиале ОАО «РЖД», структурном подразделении регионального, линейного уровней является специалист, назначенный приказом по соответствующему подразделению. У исполнителя работ по организации технической учебы должны храниться копии конспектов лекций разработанные лицами, допущенными к проведению технических занятий в соответствии с п. 3.10.

Разработка конспектов (технологических карт, планов проведения) учебного занятия специалистами структурных подразделений, проводящими техническую учебу, обязательна. Разработка конспектов для проведения технических занятий по дополнительной тематике, рекомендуемой указаниями руководства компании и территориальных филиалов, обязательна. Ведение конспектов по изученным темам работниками, подлежащими технической учебе, обязательно, при отсутствии конспекта работники не допускаются к сдаче зачета. Конспекты (технологических карт, планов проведения) учебного занятия, разрабатываемые специалистами структурных подразделений, проводящими техническую учебу, должны отвечать единым требованиям:

— разработаны в электронном виде (рукописный вариант, а также копии страниц, инструкций, учебников и другой литературы не допускается);

— отражать тематику технического занятия с учетом категории работ и профессий, цель учебного занятия, перечень оснащения, необходимого для проведения занятия, используемый метод обучения, содержать перечень литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения, контрольные вопросы, тесты для проверки степени усвоения изученного материала;

— утверждены главным инженером структурного подразделения или лицом, его замещающим;

— храниться у инженера по подготовке кадров в электронном виде и на бумажных носителях.

Допускается использование сборников типовых конспектов, разработанных службами или региональными дирекциями, а также функциональными филиалами.

Интересно почитать:   Протокол № 47 от 21.09.2020



5 Планирование технической учебы

5.1 Основным документом, регламентирующим порядок проведения технической учебы в текущем календарном году, является план проведения технической учебы (Приложение А).

5.2 План проведения технической учебы регламентирует количество, продолжительность, форму и тематику проведения занятий, а также контроль знаний для каждой категории работников, подлежащих технической учебе.

5.3 Филиалы ОАО «РЖД» направляют в свои структурные подразделения регионального уровня рекомендации по формированию плана проведения технической учебы на следующий календарный год не позднее 15 августа текущего календарного года. Рекомендации филиалов по формированию плана с учетом рекомендаций структурных подразделений регионального уровня направляются в структурные подразделения линейного уровня не позднее 1 сентября текущего календарного года. Рекомендации должны отражать результаты анализа состояния безопасности движения поездов, отказов технических средств, внедрения новой техники и технологии, внедрения передового опыта, выполнения требований охраны труда, а также изменения либо ввод новых нормативных документов.

5.4 План проведения технической учебы на следующий календарный год с учетом письменных рекомендаций вышестоящих органов формируется главным инженером и утверждается руководителем структурного подразделения линейного уровня до 20 сентября текущего календарного года.

5.5 Филиалы ОАО «РЖД» и региональные дирекции в течение календарного года доводят до структурных подразделений линейного уровня информацию по изменению технологии работы, вводу новой техники, вводу/изменению нормативных документов, случаев нарушения безопасности движения поездов и охраны труда для внесения изменений в план проведения технической учебы. Изменения в плане утверждаются руководителем структурного подразделения линейного уровня и доводятся до всех причастных работников.

5.6 Для реализации п. п. 3.14 данного стандарта на основании поступивших от нижестоящих структурных единиц потребностей филиалами ОАО «РЖД» определяется потребность и формируется график разработки (приобретения) и изменения учебно-методических материалов в формате электронных дистанционных курсов (Приложение Б), полностью покрывающих годовой план проведения технической учебы, для установки в систему дистанционного обучения ОАО «РЖД».

5.7 График должен учитывать временной интервал (не менее 90 календарных дней) между началом разработки электронных дистанционных курсов и началом обучения по темам электронных дистанционных курсов в соответствии с планом проведения технической учебы.

5.8 График разработки учебно-методических материалов в формате электронных дистанционных курсов на следующий календарный год утверждается руководителем структурного подразделения регионального уровня до 1 октября текущего года.



6 Проведение технической учебы

6.1 Темы технических занятий и объем изучаемых материалов регламентируется годовым планом проведения технической учебы (далее — План). Периодичность и продолжительность занятий по технической учебе устанавливается нормативными документами филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». Периодичность и продолжительность технических занятий для категорий работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов или повышенной опасностью труда, должны составлять не менее одного занятия продолжительностью 2 часа в месяц. Для остальных категорий работников, подлежащих технической учебе, периодичность и продолжительность занятий должны составлять не менее одного занятия продолжительностью 2 часа в квартал.

6.2 Для категорий работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов или повышенным уровнем опасности труда, при использовании самоподготовки в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД» допускается проводить практические занятия и очные контрольные мероприятия не реже одного раза в квартал.

6.3 Техническая учеба по утвержденному Плану проводится в рабочее время с сохранением обучаемым работникам установленного размера заработной платы, за исключением проведения технической учебы в форме самоподготовки. Когда проведение технической учебы в рабочее время невозможно, она проводится в свободное от работы время, с письменного согласия работника, оговоренного в трудовом договоре. Условия оплаты определяются действующим Коллективным договором.

6.4 Филиалы, иные структурные подразделения ОАО «РЖД» должны предоставлять работникам возможность получения теоретических знаний в форме самоподготовки. Возможность качественной самоподготовки работников должна обеспечиваться следующими мерами: заблаговременное информирование работника о темах технических занятий на предстоящий период (год, квартал, месяц), доступность электронных дистанционных курсов по темам Плана технической учебы текущего периода в системе дистанционного обучения, предоставление работникам доступа в свободное от работы время к компьютерным устройствам, позволяющим взаимодействовать с системой дистанционного обучения и находящимся в местах проведения технических занятий.

6.5 Выдача регистрационных данных работникам для доступа к системе дистанционного обучения осуществляется лицом, назначенным приказом по структурному подразделению, в котором проводится техническая учеба, в качестве исполнителя работ по организации и проведению технической учебы в данном структурном подразделении.

6.6 При организации технической учебы с использованием самоподготовки в системе дистанционного обучения оплата работникам производится только за время, фактически потраченное на очное посещение проверки знаний и практических занятий.

6.7 Для работников, отсутствующих на очередном занятии по уважительной причине, должны организовываться повторные занятия в группе или индивидуально.

6.8 Проверка усвоения темы занятий работниками проводится ежемесячно или ежеквартально, в зависимости от периодичности технических занятий, после изучения тем, перечисленных в плане проведения технической учебы за указанный период, либо определяется приказом (распоряжением) по соответствующему структурному подразделению с учетом местной специфики работы.

6.9 Работники, пропустившие контрольные мероприятия или не выдержавшие проверку, обязаны пройти проверку/повторную проверку знаний в течение не более 30 календарных дней после планового контрольного мероприятия или выхода на работу после отсутствия по уважительной причине.

6.10 Рекомендуемая форма контрольных мероприятий по проверке теоретических знаний — тестирование в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД». Контрольные мероприятия в системе дистанционного обучения должны проводиться под контролем лица, допущенного к проведению технических занятий (ответственного работника), обеспечивающего идентификацию личности испытуемого.

6.11 Оценка теоретических знаний в системе дистанционного обучения происходит по 100 балльной шкале, а в очной системе обучения по шкале «зачет», «не зачет».

6.12 Учет проведенных теоретических и практических занятий, посещаемость, результаты проверки знаний должны фиксироваться в журнале (Приложение В) и/или, при использовании системы дистанционного обучения, в электронном журнале, являющимся одним из элементов системы дистанционного обучения. Форма электронного журнала должна быть утверждена учебным центром главного вычислительного центра ОАО «РЖД».

6.13 При использовании системы дистанционного обучения и электронного журнала оценки за проверку теоретических знаний заносятся в электронный журнал автоматически.

6.14 При использовании системы дистанционного обучения и электронного журнала оценки за практические занятия заносятся в электронный журнал лицом, допущенным к проведению технических занятий, вручную, если тренажеры для практических занятий не позволяют это делать в автоматическом режиме.

6.15 Для всех работников, подлежащих технической учебе, не менее одного раза в неделю проводятся плановые предсменные (предрейсовые) инструктажи.

6.16 Ответственность за организацию проведения предсменных (предрейсовых) инструктажей (далее — Инструктаж) несут лица, ответственные за проведение технической учебы.

6.17 Время проведения одного Инструктажа, включая проверку знаний, составляет не более 15 минут. Инструктажи могут проводиться как в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД», так и в устной форме индивидуально или для группы работников.

6.18 У ответственного за проведение Инструктажей в подразделении должна хранится копия конспекта по темам Инструктажей. В случае использования системы дистанционного обучения — конспект хранится в системе дистанционного обучения.

6.19 Темы и порядок проведения Инструктажей, порядок фиксации факта проведения устанавливаются соответствующими нормативными документами филиала ОАО «РЖД».

6.20 Инструктажи в 3 и 30 недели календарного года должны в обязательном порядке содержать тематику по безопасности труда с описанием возможных опасных ситуаций (причин риска) при выполнении технологического процесса работниками и изучением мероприятий по недопущению травмирования работников на производстве.

6.21 Минимальное количество инструктажей по действиям в нестандартных ситуациях в календарном году — 25, общее количество — 50.



7 Содержание технической учебы

7.1 Занятия по технической учебе в обязательном порядке должны включать:

— изучение основных нормативных документов по технической безопасности и по безопасности движения;

— изучение нормативных документов, технологических карт и иных документов, регламентирующих работу филиалов ОАО «РЖД», структурных подразделений различных уровней;

— анализ состояния безопасности движения в ОАО «РЖД», причинно-следственных связей, установленных при расследовании случаев нарушения безопасности движения и отказов технических средств, чрезвычайных ситуаций и аварий, нарушений должностных инструкций, правил и инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, технологии производства работ;

— углубленное изучение конструкции, правил эксплуатации, технологии обслуживания и ремонта используемого (ремонтируемого) подвижного состава, объектов инфраструктуры, устройств, машин и механизмов;

— отработку практических навыков по действиям в нестандартных ситуациях, а также в условиях чрезвычайных и аварийных ситуаций;

— совершенствование навыков в своевременном выявлении и устранении неисправностей технических средств непосредственно на рабочих местах;

— изучение и освоение передовых методов безопасной работы, вопросов охраны труда, охраны окружающей среды, правил перевозок опасных грузов;

— изучение и практическое применение на своих рабочих местах методов бережливого производства, а также передовых приемов и методов повышения эффективности и обеспечения безопасности технологических процессов и организации профессиональной деятельности;

— изучение особенностей работы, связанных с сезонностью.

7.2 При использовании самоподготовки в системе дистанционного обучения все дистанционные электронные курсы должны сопровождаться блоками проверки знаний (тестами) для самопроверки и для проведения контрольных мероприятий.

7.3 Вопросы в тестовых блоках должны иметь однозначную принадлежность к той или иной компетенции работника в соответствии с системой компетенций, разработанной филиалом или иным структурным подразделением ОАО «РЖД» для конкретной должности.

7.4 Вопросы в тестовых блоках должны затрагивать только те темы, которые были изучены работником в текущем месяце/квартале.



8 Критерии оценки качества проведения технической учебы

8.1 Для оценки состояния технической учебы рассматриваются результаты контрольных проверок, технических ревизий, комиссионных осмотров, а также следующие показатели:

— процент охвата технической учебой работников структурного подразделения;

— степень оснащения кабинетов технической учебы.

8.2 При использовании системы дистанционного обучения для организации и проведения занятий по технической учебе также оцениваются следующие показатели:

— средний балл за теоретические знания работника, а также общий средний балл за теоретические знания по структурному подразделению регионального, линейного уровня, филиалу ОАО «РЖД»;

— средний балл за практические занятия работника, а также общий средний балл за теоретические знания по структурному подразделению регионального, линейного уровня, филиалу ОАО «РЖД» (при условии ведения электронной формы журнала по технической учебе в системе дистанционного обучения);

— фактический уровень компетенций работников и отклонение уровня компетенций от требуемого для данной должности.



9 Контроль качества организации и проведения технической учебы

9.1 Контроль качества организации и проведения технической учебы осуществляют руководители департаментов, филиалов ОАО «РЖД», РЦКУ, структурных подразделений регионального, линейного уровней.

9.2 При использовании системы дистанционного обучения для проведения занятий по технической учебе с работниками вышеуказанные руководители осуществляют контроль качества с помощью информационной аналитической системы онлайн мониторинга результатов технической учебы.

9.3 Для доступа к аналитической информации в системе мониторинга используется разграничение полномочий пользователей на основании ролей, выделенных главным вычислительным центром — филиалом ОАО «РЖД».

9.4 Контроль качества организации и проведения технической учебы должен включать, следующие мероприятия:

— массовая самопроверка обучающихся с использованием блоков проверки знаний (при использовании самоподготовки в системе дистанционного обучения);

— массовое проведение контрольных мероприятий в присутствии лица, ответственного за организацию и/или проведение технической учебы;

— выборочная контрольная проверка знаний на предприятиях полигона железной дороги, в том числе с использованием вагонов технической пропаганды, представителями ДЦНТИБ.

— контроль на соответствие документов по технической учебе структурных подразделений требованиям нормативным документам ОАО «РЖД», филиалов.



10 Учет и отчетность

10.1 Квартальный отчет по технической учебе должен входить в номенклатуру дел филиалов ОАО «РЖД», структурных подразделений регионального, линейного уровней.

10.2 Квартальный отчет о состоянии технической учебы должен предоставляться структурным подразделением регионального уровня в вышестоящую организационную единицу (филиал, РЦКУ) до 10-го числа следующего за отчетным кварталом.

10.3 Квартальный отчет о состоянии технической учебы должен предоставляться филиалом, структурным подразделением центрального подчинения в соответствующие департаменты один раз в квартал в виде отчета, отражающего показатели, указанные в разделе 8 настоящего стандарта, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 21.04.2014 N 966р



11 Материально-техническая база технической учебы

11.1 Места проведения занятий по технической учебе должны быть оборудованы в соответствии с перечнями необходимого оснащения, утверждаемыми ОАО «РЖД».

11.2 Структурные подразделения регионального уровня на основании потребностей своих предприятий должны ежегодно составлять план мероприятий по оснащению и дооснащению учебной базы техническими средствами обучения (в т.ч. персональными компьютерами) с указанием наименования оборудования, его количества и планируемых источников финансирования для приобретения и монтажа.

11.3 Планы должны учитывать применение технологий дистанционного обучения и обеспечивать оснащение мест проведения теоретических занятий персональными компьютерами с выходом в сеть передачи данных ОАО «РЖД» для обеспечения процесса самоподготовки и проведения контрольных мероприятий по технической учебе в системе дистанционного обучения с заданной периодичностью.

11.4 Филиалы ОАО «РЖД на основании потребностей нижестоящих организационных единиц должны ежегодно составлять и утверждать планы мероприятий по оснащению и дооснащению учебной базы техническими средствами обучения (в т.ч. персональными компьютерами) с указанием наименования оборудования, его количества и источников финансирования для приобретения и монтажа, и мест внедрения (структурных подразделений).

11.5 Филиалы ОАО «РЖД на основании потребностей нижестоящих организационных единиц должны ежегодно составлять и утверждать планы мероприятий по наполнению системы дистанционного обучения электронными курсами, с указанием перечня необходимых курсов и источников финансирования для их приобретения.

11.6 Филиалы ОАО «РЖД» на основании потребностей нижестоящих организационных единиц должны организовывать разработку и изготовление тренажеров и других технических средств для организации практических занятий по технической учебе в структурных подразделениях.



Приложение А

(рекомендуемое)

Форма годового плана проведения технической учебы

А.1 Форма первой страницы годового плана проведения технической учебы

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│      ___________________________________________________________          │

│            (полное наименование структурного подразделения)               │

│                                                                           │

│                                                                           │

│                                   УТВЕРЖДАЮ                               │

│                                   Руководитель структурного подразделения │

│                                                _____________ ____________ │

│                                                  (подпись)      (ФИО)     │

│                                                «______» __________20__ г. │

│                                                 (число)   (месяц)         │

│                                                                           │

│                                                                           │

│         ГОДОВОЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ НА 20___ ГОД            │

│                  _________________,_________________                      │

│                  (место разработки) (год разработки)                      │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

А.2 Форма второй страницы годового плана проведения технической учебы

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│    Годовой рабочий учебный план проведения технической учебы работников   │

│          ________________________________________________________         │

│                 (наименование структурного подразделения)                 │

│┌──────────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────┐ │

││  Наименование должности  │    Периодичность    │                       │ │

││       (профессии)        │технических занятий в│Количество часов в год │ │

││                          │         год         │                       │ │

│├──────────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │

││Должность (профессия) 1   │                     │                       │ │

│├──────────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │

││Должность (профессия) 2   │                     │                       │ │

│├──────────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │

││Должность (профессия) 3   │                     │                       │ │

│├──────────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │

││                          │                     │                       │ │

│├──────────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │

││                          │                     │                       │ │

│└──────────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────┘ │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

А.3 Форма третьей и последующих страниц годового плана проведения технической учебы

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Годовой рабочий тематический план проведения технической учебы работников   │

│ _________________________________________________________________________   │

│                 (наименование структурного подразделения)                   │

│                                                                             │

│┌─────────┬──────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐│

││    N    │   Месяц  │          Темы занятий по технической учебе           ││

││ занятия │          ├──────────────────────────────────────────────────────┤│

││         │          │         (наименование должности(профессии))          ││

││         │          ├──────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤│

││         │          │ Составляющая от  │ Составляющая от │ Составляющая от ││

││         │          │   центральной    │  региональной   │  структурного   ││

││         │          │     дирекции     │    дирекции     │  подразделения  ││

││         │          │                  │                 │линейного уровня ││

│├─────────┼──────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤│

││    1    │  Январь  │      Тема 1      │     Тема 2      │     Тема 3      ││

││         │          │  (теоретические  │ (теоретические  │ (теоретические  ││

││         │          │     занятия)     │    занятия)     │    занятия)     ││

│├─────────┤          ├──────────────────┴─────────────────┴─────────────────┤│

││    2    │          │            Тема 4 (практические занятия)             ││

│├─────────┤          ├──────────────────────────────────────────────────────┤│

││    3    │          │              Тема 5 (зачетное занятие)               ││

│├─────────┼──────────┼──────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤│

││    4    │  Февраль │      Тема 6      │     Тема 7      │     Тема 8      ││

││         │          │  (теоретические  │ (теоретические  │ (теоретические  ││

││         │          │     занятия)     │    занятия)     │    занятия)     ││

│├─────────┤          ├──────────────────┴─────────────────┴─────────────────┤│

││    5    │          │            Тема 9 (практические занятия)             ││

│├─────────┤          ├──────────────────────────────────────────────────────┤│

││    6    │          │              Тема 10 (зачетное занятие)              ││

│└─────────┴──────────┴──────────────────────────────────────────────────────┘│

│      Подписи   лиц,  ответственных  за  разработку  плана  и организацию    │

│технической учебы в подразделении                                            │

│      __________              _________ ___________________  ____________    │

│      (должность)             (подпись)        (ФИО)            (дата)       │

│                                                                             │

│      __________              _________ ___________________  ____________    │

│      (должность)             (подпись)        (ФИО)            (дата)       │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘



Приложение Б

(рекомендуемое)

Форма плана-графика разработки (приобретения) электронных дистанционных курсов

Б.1 Форма первой страницы плана-графика разработки (приобретения) электронных дистанционных курсов

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│              ________________________________________________               │

│                           (наименование филиала)                            │

│                                                                             │

│                                             УТВЕРЖДАЮ                       │

│                                             Руководитель филиала            │

│                                             _________________ _____________ │

│                                                  (подпись)       (ФИО)      │

│                                              «______» _____________ 20__ г. │

│                                               (число)    (месяц)            │

│                                                                             │

│               ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАЗРАБОТКИ (ПРИОБРЕТЕНИЯ)                 │

│                      ЭЛЕКТРОННЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ                       │

│                                НА 20___ ГОД                                 │

│                    __________________, ______________                       │

│                    (место разработки) (год разработки)                      │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Б.1 Форма второй и последующих страниц плана-графика разработки (приобретения) электронных дистанционных курсов

План-график разработки (приобретения) электронных дистанционных курсов

для _______________________________________________________

(наименование филиала)


N

п/п

N темы

Название

темы

Номер

занятия из

годового

плана, для

которого

предназна-

чен курс

Дата ввода в

эксплуатацию

Рекомендуемая

дата начала

разработки

Профиль

Объем,

не менее,

час.

1

1

Тема 1

1

01.01.2014

01.10.2013

Должность

(профессия)

2

2

Тема 2

3

Тема 3

2

6

Тема 6

4

01.02.2014

01.11.2013

Должность

(профессия)

2

7

Тема 7

8

Тема 8

Подписи  лиц,  ответственных  за  разработку  плана-графика  и организацию

технической учебы в подразделении

__________      _________ ___________________  ____________

(должность)     (подпись)        (ФИО)            (дата)

__________      _________ ___________________  ____________

(должность)     (подпись)        (ФИО)            (дата)



Приложение В

(рекомендуемое)

Форма журнала по технической учебе

В.1 Форма первой страницы журнала по технической учебе

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                   ______________________________________                    │

│                    (филиал, структурное подразделение)                      │

│                                                                             │

│                                                                             │

│                               ЖУРНАЛ                                        │

│   учета посещаемости занятий и успеваемости по технической учебе            │

│                                                                             │

│                                                                             │

│                                                                             │

│                     (цех, подразделение)                                    │

│                                                                             │

│              (структурное подразделение дирекции)                           │

│                                                                             │

│                                                                             │

│                                                        Начат _____ 20___ г. │

│                                                    Закончен _______ 20__ г. │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

В.2 Форма второй страницы журнала по технической учебе

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                           ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛА                             │

│                                                                               │

│    1.  Журнал  является  основным  документом  учета  посещаемости  занятий и │

│проверки  знаний  и  заполняется  лицом,  допущенным  к проведению технических │

│занятий, во время проведения занятия.                                          │

│    2.  Лицами,  допущенными  к  проведению технических занятий, проставляются │

│даты  проведения  занятий,  результаты  текущей успеваемости и проверки знаний │

│(«зачет»,  «не  зачет»),  отмечается  посещаемость  обучающихся,  записываются │

│наименование тем, количество затраченных часов.                                │

│    3.  Отсутствие  обучающихся на занятии отмечается в зависимости от причины │

│отсутствия следующими буквенными обозначениями:                                │

│    О — отпуск                               У — на учебе                      │

│    К — командировка                         Р — в рейсе (поездке)             │

│    А — с разрешения администрации           Б — по болезни                    │

│    Н — отсутствие по неизвестной причине                                      │

│    4. Присутствие обучающихся на занятии отмечается символом «+».             │

│    5. Все записи в журнале ведутся четко и аккуратно.                         │

│    6.  Контроль  ведения  журнала осуществляется специалистом, назначенным по │

│приказу ответственным в структурных подразделениях за организацию и проведение │

│технической учебы.                                                             │

│    7.  По  результатам проверок организации и проведения занятий производится │

│запись в журнале.                                                              │

│    8.  Страницы  журнала  должны быть пронумерованы, сам журнал прошнурован и │

│скреплен печатью предприятия.                                                  │

│    9.  Допускается электронная форма ведения журнала в системе дистанционного │

│обучения ОАО «РЖД».                                                            │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

В.3 Форма левой (четной) страницы журнала

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│   ________________________                                                                          │

│   (наименование профессии)                                                                          │

│   ________________________                                                                          │

│            (год)                                                                                    │

│┌───┬─────────┬─────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐│

││ N │   ФИО   │Доджность│                     Дата проведения занятий (зачетов)                     ││

││п/п│работника│         ├───────────────────┬───────────────────┬───────────────────┬─────┬─┬─────┬─┤│

││   │         │         │       02.09       │       20.09       │       10.10       │08.11│ │11.12│ ││

││   │         │         │                   │                   │                   │зачет│ │     │ ││

││   │         │         ├───────────────────┴───────────────────┴───────────────────┴─────┴─┴─────┴─┤│

││   │         │         │  Отметка о посещении занятия (результат проверки усвоения темы занятия)   ││

││   │         │         ├───────────┬───────┬───────────┬───────┬───────────┬───────┬─────┬─┬─────┬─┤│

││   │         │         │Присутствие│Подпись│Присутствие│Подпись│Присутствие│Подпись│     │ │     │ ││

││   │         │         │(результат)│       │(результат)│       │(результат)│       │     │ │     │ ││

│├───┼─────────┼─────────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼─────┼─┼─────┼─┤│

││ 1 │ Петров  │         │     +     │       │           │       │     +     │       │ зач │ │  +  │ ││

││   │  Н.Н.   │         │           │       │           │       │           │       │     │ │     │ ││

│├───┼─────────┼─────────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼─────┼─┼─────┼─┤│

││ 2 │ Новиков │         │     О     │       │     +     │       │     +     │       │ зач │ │  +  │ ││

││   │  А.И.   │         │           │       │           │       │           │       │     │ │     │ ││

│├───┼─────────┼─────────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼─────┼─┼─────┼─┤│

││ 3 │ Лазарев │         │     Б     │       │     +     │       │     +     │       │ зач │ │  +  │ ││

││   │  М.Т.   │         │           │       │           │       │           │       │     │ │     │ ││

│├───┼─────────┼─────────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼─────┼─┼─────┼─┤│

││ 4 │Кузнецов │         │     +     │       │           │       │     +     │       │ не  │ │ зач │ ││

││   │  А.А.   │         │           │       │           │       │           │       │зач. │ │     │ ││

│├───┼─────────┼─────────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼─────┼─┼─────┼─┤│

││   │         │         │           │       │           │       │           │       │     │ │     │ ││

│├───┼─────────┼─────────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼─────┼─┼─────┼─┤│

││   │         │         │           │       │           │       │           │       │     │ │     │ ││

│├───┼─────────┼─────────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼───────────┼───────┼─────┼─┼─────┼─┤│

││   │         │         │           │       │           │       │           │       │     │ │     │ ││

│└───┴─────────┴─────────┴───────────┴───────┴───────────┴───────┴───────────┴───────┴─────┴─┴─────┴─┘│

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

В.4 Форма правой (нечетной) страницы журнала

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                                                                                         │

│┌──────────────────────┬───────────┬──────────────────────────────┬─────────────────────┐│

││   Дата проведения    │Количество │    Тема занятия (зачета)     │  Лицо, допущенное к ││

││   занятия (зачета)   │   часов   │                              │      проведению     ││

││                      │           │                              │ технических занятий,││

││                      │           │                              │ или состав комиссии ││

││                      │           │                              │   (ФИО, должность,  ││

││                      │           │                              │       подпись)      ││

│├──────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────┼─────────────────────┤│

││        02.09         │           │        Название темы         │                     ││

│├──────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────┼─────────────────────┤│

││        20.09         │           │    Дублирующее занятие с     │                     ││

││                      │           │Новиковым и Лазаревым за 02.09│                     ││

│├──────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────┼─────────────────────┤│

││        10.10         │           │        Название темы         │                     ││

│├──────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────┼─────────────────────┤│

││        08.11         │           │        Зачет по теме _______ │                     ││

│├──────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────┼─────────────────────┤│

││        11.12         │           │   Название темы. Пересдача   │                     ││

││                      │           │    зачета Кузнецовым В.А.    │                     ││

│├──────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────┼─────────────────────┤│

││                      │           │                              │                     ││

│├──────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────┼─────────────────────┤│

││                      │           │                              │                     ││

│└──────────────────────┴───────────┴──────────────────────────────┴─────────────────────┘│

│                                                                                         │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

В.5 Форма последней страницы журнала

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│   Замечания и предложения по организации и качеству проведения занятий                       │

│┌─────┬─────────┬────────────────┬────────────┬───────────────────┬─────────────┬────────────┐│

││  N  │  Дата   │       ФИО      │  Подпись   │    Содержание     │ Отметка об  │  Подпись   ││

││ п/п │проверки │  проверяющего, │проверяющего│    замечаний и    │ устранении  │устраняющего││

││     │         │    должность   │            │ предложения по их │ замечания,  │ замечания  ││

││     │         │                │            │    устранению     │    дата     │            ││

││     │         │                │            │                   │ устранения, │            ││

││     │         │                │            │                   │    ФИО,     │            ││

││     │         │                │            │                   │  должность  │            ││

│├─────┼─────────┼────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────┼────────────┤│

││     │         │                │            │                   │             │            ││

│├─────┼─────────┼────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────┼────────────┤│

││     │         │                │            │                   │             │            ││

│├─────┼─────────┼────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────┼────────────┤│

││     │         │                │            │                   │             │            ││

│├─────┼─────────┼────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────┼────────────┤│

││     │         │                │            │                   │             │            ││

│├─────┼─────────┼────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────┼────────────┤│

││     │         │                │            │                   │             │            ││

│├─────┼─────────┼────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────┼────────────┤│

││     │         │                │            │                   │             │            ││

│├─────┼─────────┼────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────┼────────────┤│

││     │         │                │            │                   │             │            ││

│└─────┴─────────┴────────────────┴────────────┴───────────────────┴─────────────┴────────────┘│

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности