Распоряжение ОАО РЖД от 10.12.2014 N 2918р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. N 2918р
О ПРИМЕНЕНИИ ОТВЕТСТВЕННЫХ КОМАНД В СИСТЕМАХ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРИ НАХОЖДЕНИИ СТАНЦИЙ НА ДИСПЕТЧЕРСКОМ УПРАВЛЕНИИ
В целях повышения безопасности движения, пропускной способности участков железных дорог и обеспечения непрерывности перевозочного процесса при возникновении неисправностей в устройствах сигнализации, централизации и блокировки (далее — СЦБ):
1. Утвердить для применения на железных дорогах ОАО «РЖД» прилагаемую Временную инструкцию о порядке пользования ответственными командами при нахождении станций на диспетчерском управлении.
2. Начальникам дирекций инфраструктуры до 10 февраля 2015 г.:
а) в соответствии с требованиями пункта 22 приложения N 2 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации организовать внесение соответствующих изменений в местные инструкции о порядке пользования устройствами диспетчерской централизации;
б) провести обучение работников диспетчерского аппарата и оперативного персонала последовательности действий при реализации ответственных команд в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ.
3. Начальникам дирекций управления движением до 20 февраля 2015 г. организовать аттестацию работников диспетчерского аппарата, обслуживающего устройства диспетчерской централизации.
4. Начальникам Центральной дирекции инфраструктуры Супруну В.Н. и Центральной дирекции управления движением Иванову П.А. установить контроль за выполнением решений настоящего распоряжения.
Первый вице-президент ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 10.12.2014 г. N 2918р
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫМИ КОМАНДАМИ ПРИ НАХОЖДЕНИИ СТАНЦИЙ НА ДИСПЕТЧЕРСКОМ УПРАВЛЕНИИ
Настоящая Временная инструкция о порядке пользования ответственными командами при нахождении станций на диспетчерском управлении (далее — ВИ) устанавливает порядок использования ответственных команд при возникновении неисправностей устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее — СЦБ) диспетчерской централизации (далее — ДЦ) при нахождении станций на диспетчерском управлении (далее — ДУ). Разработана с целью обеспечения непрерывности перевозочного процесса при возникновении отдельных неисправностей в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики.
ВИ содержит положения о порядке реализации команд вспомогательного режима управления объектами путем передачи ответственных команд (далее — ОК) непосредственно с рабочего места диспетчера поездного (далее — ДНЦ).
2.1. Обо всех неисправностях устройств СЦБ на станциях, находящихся на ДУ, а также на прилегающих к ним перегонах, ДНЦ оформляет запись в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (далее — ДУ-46), оповещает диспетчера службы автоматики и телемеханики, работников, обслуживающих данные устройства, а также других работников, участвующих в выявлении и устранении причин данных неисправностей.
2.2. Для организации приема, отправления поездов и маневровой работы при возникновении неисправностей в устройствах СЦБ используются ОК телеуправления (вспомогательного режима).
2.3. К ОК, которые могут быть реализованы в системах ДЦ, относятся:
вспомогательная смена направления движения на пути перегона, оборудованного системой двухсторонней автоблокировки (автоблокировкой в одном направлении и автоматической локомотивной сигнализацией в другом), при его ложной занятости;
вспомогательный режим дачи сигнала прибытия поезда в полном составе на станцию на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой с устройством автоматического контроля свободности перегона, при ложной занятости перегона;
вспомогательный перевод стрелок при ложной занятости изолированного участка;
искусственное размыкание стрелок при разрешении движения поезда под запрещающее показание светофора;
искусственное размыкание замкнутых в маршруте изолированных участков;
вспомогательное открытие переезда, расположенного в пределах станции;
вспомогательное отключение устройства контроля схода подвижного состава (далее — УКСПС) из схемы включения разрешающего показания входного светофора при ложном срабатывании устройства;
вспомогательная отмена режима пропуска скоростного и высокоскоростного поезда;
вспомогательное размыкание блок-участков перегона, участков удаления;
принудительная остановка локомотива;
отмена принудительной остановки локомотива.
Список ОК может быть расширен и для каждой зоны управления должен быть определен проектом.
2.4. Передача команды телеуправления во вспомогательном режиме должна осуществляться с участием и под контролем диспетчера по управлению перевозками района управления. При этом перед посылкой таких команд необходимо убедиться в том, что ДНЦ располагает достаточной информацией для безопасного применения вспомогательного режима. ОК состоят из двух команд телеуправления (подготовительной и исполнительной) и передаются двумя лицами (ДНЦ и диспетчером по управлению перевозками района управления).
2.5. Применение ОК фиксируется автоматически устройствами ДЦ и хранится в архиве автоматизированного рабочего места ДНЦ.
2.6. В случае отсутствия технической возможности использования вспомогательного режима путем посылки ОК на станцию вызывается работник, на которого возложены обязанности, связанные с приготовлением маршрутов приема и отправления поездов. Станция передается на резервное управление.
3. Особенности применения различных ОК
3.1. Вспомогательная смена направления движения на перегоне применяется на участках, оборудованных:
двухсторонней автоблокировкой;
односторонней автоблокировкой с устройствами, позволяющими в неправильном направлении следовать по сигналам локомотивного светофора;
автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи (далее — АЛСО).
При возникновении неисправностей в устройствах СЦБ и невозможности смены направления движения в основном режиме ДНЦ устанавливает свободность перегона (пути перегона) имеющимися в его распоряжении средствами:
путем переговоров по радиосвязи с машинистом последнего поезда, отправленного на данный путь перегона, о следовании поезда в полном составе, отсутствии срабатывания автотормозов на перегоне по причине падения давления в тормозной магистрали и срабатывания датчика целостности тормозной магистрали;
путем переговоров по радиосвязи с дежурными по переездам, по станциям, с машинистами поездов, следующих по соседнему пути или стоящего на станционном пути, о наличии хвостового сигнала у последнего поезда, прибывшего с перегона.
В дальнейшем перед каждой сменой направления ДНЦ обязан убеждаться в прибытии поезда с перегона на станцию в полном составе.
Если изменить направление движения невозможно и с помощью устройств вспомогательного режима, то для отправления поезда (поездов) во встречном направлении ДНЦ закрывает действие автоблокировки или АЛСО и устанавливает движение по телефонной связи.
3.2. Искусственное размыкание изолированных участков применяется в случае, когда после прохода поезда или маневрового состава секции в маршруте остались замкнутыми (не произошло размыкание маршрута или части маршрута).
Перед применением искусственного размыкания путем посылки ответственных команд диспетчер поездной убеждается в полном использовании маршрута, т.е. освобождении поездом или маневровым составом изолированных участков (стрелочных и бесстрелочных), входящих в маршрут.
Информацию о свободности изолированных участков ДНЦ получает:
при наличии исправного контроля занятости или свободности изолированных участков по индикации на аппарате управления;
при ложной занятости или свободности изолированных участков по сообщению руководителя маневров, локомотивной бригады или других работников в соответствии с местной инструкцией о порядке пользования устройствами ДЦ.
3.3. Вспомогательное отключение УКСПС используется для получения возможности приема на станцию поездов по разрешающему показанию входного светофора.
Данную ОК ДНЦ должен использовать в следующих случаях:
если после осмотра локомотивной бригадой поезда, под составом которого сработало УКСПС, причина срабатывания выявлена и устранена, то для приема данного поезда на станцию и последующих поездов попутного направления необходимо открытие входного светофора (основание — доклад машиниста о результатах осмотра состояния подвижного состава);
если после осмотра локомотивной бригадой поезда, под составом которого сработало УКСПС, причина срабатывания не выявлена, то данный поезд принимается на станцию при запрещающем показании входного светофора, а для приема последующих поездов попутного направления необходимо открытие входного светофора (основание — доклад машиниста о результатах осмотра состояния подвижного состава);
если установлен факт ложного срабатывания УКСПС (при отсутствии поезда на участках приближения), то для приема поездов необходимо открытие входного светофора (основание — запись в ДУ-46 о самопроизвольном срабатывании УКСПС).
3.4. Вспомогательное открытие переезда.
На железнодорожных станциях с наличием переездов, расположенных в стрелочных горловинах или на участках удаления, ДНЦ в случае приема, отправления поезда или производства маневров при запрещающем показании светофоров до передачи машинисту поезда (маневрового локомотива) разрешения на движение закрывает переезд с помощью команды «Закрытие переезда». Открытие переезда осуществляется с помощью ответственной команды вспомогательного режима «Открытие переезда». Прежде чем воспользоваться данной ОК ДНЦ обязан убедиться в фактическом проследовании поездом (маневровым составом или локомотивом, производящим маневры, специальным самоходным подвижным составом (далее — ССПС)) данного переезда одним из следующих способов:
по индикации на аппарате управления;
при отсутствии (или неисправности) устройств контроля занятости переезда по докладу от машиниста локомотива, ССПС, руководителя маневров или других работников в соответствии с местной инструкцией о порядке пользования устройствами ДЦ.
3.5. Вспомогательный режим перевода стрелки используется при ложной занятости стрелочного изолированного участка.
Перед каждым использованием данной ОК ДНЦ в соответствии с положениями местной инструкции о порядке пользования устройствами ДЦ обязан убеждаться в свободности от железнодорожного подвижного состава стрелочного изолированного участка, показывающего занятость, а также в наличии прохода по смежным железнодорожным путям.
3.6. Вспомогательный режим подачи блокировочного сигнала прибытия применяется на перегонах, оборудованных полуавтоматической блокировкой в следующих случаях:
приборы автоматического контроля прибытия поезда на станцию не зафиксировали освобождение перегона;
поезд принят на станцию при запрещающем показании входного светофора.
Прежде чем воспользоваться данной ОК ДНЦ обязан убедиться в прибытии поезда с перегона в полном составе по докладу машиниста поезда о проверке показаний приборов, контролирующих целостность тормозной магистрали, номера хвостового вагона и наличия на нем хвостового сигнала.
3.7. Вспомогательное размыкание блок-участков и перегонов реализуется с помощью следующих ОК:
3.7.1. «Искусственное размыкание перегона». Данная ОК применяется на перегонах, оборудованных полуавтоматической блокировкой, в случае появления на аппарате управления индикации «замыкание перегона». ДНЦ перед использованием данной команды обязан убедиться в прибытии с перегона поезда в полном составе.
3.7.2. «Искусственное размыкание участка удаления». Данная ОК применяется на перегонах, оборудованных автоблокировкой с тональными рельсовыми цепями (далее — АБТЦ), в случае, когда после отправления поезда на перегон при запрещающем показании выходного светофора с применением команды «Замыкание участка удаления» участок удаления длительное время находится в замкнутом состоянии. Искусственное размыкание участка удаления с помощью ОК должно производиться при его фактической свободности независимо от занятости перегона.
3.7.3. «Искусственное разблокирование перегона». Данная ОК применяется на перегонах с АБТЦ в случае нарушения последовательности занятия и освобождения рельсовых цепей на перегоне, а также при отключении электропитания устройств СЦБ. Перед посылкой данной команды ДНЦ должен убедиться в свободности перегона от подвижного состава.
3.8. Вспомогательный режим размыкания стрелок применяется для перевода стрелок без установки маршрута и пропуска по ним подвижного состава (немаршрутизированного передвижения). ДНЦ производит замыкание стрелок нужного района станции. Вспомогательный режим размыкания таких стрелок используется после убеждения ДНЦ в отправлении, прибытии поезда или освобождении маневровым составом замкнутых стрелок.
3.9. Вспомогательная отмена режима пропуска скоростного и высокоскоростного поезда.
Данная ОК применяется, когда после проследования скоростного (высокоскоростного поезда) по станции сохраняется индикация включенного скоростного режима.
Перед применением данной ОК ДНЦ убеждается по индикации на аппарате управления в фактическом проследовании скоростного (высокоскоростного) поезда по всему маршруту пропуска по станции.
4. При невозможности использования ОК станция передается на резервное управление, а в случае невозможности смены направления автоблокировки во вспомогательном режиме осуществляется переход на телефонные средства связи.
5. Конкретный порядок действий ДНЦ в зависимости от типов устройств железнодорожной автоматики и телемеханики устанавливается в местных инструкциях о порядке пользования устройствами диспетчерской централизации.