Текущий ремонт преобразователей проводится электромехаником и электромонтером тяговой подстанции 3-го разряда не реже одного раза в год для неуправляемых и одного раза в семь месяцев — для регулируемых преобразователей. Перед началом текущего ремонта преобразователь прогревают рабочим током в течение 15 — 20 мин, проверяют по термокраскам или термопленкам состояние контактов на вводах и выводах шкафов (в пределах доступности) и в местах соединения шинопроводов. После прогрева по возможности быстро разбирают схему, устанавливают заземления и на ощупь проверяют нагрев выводов анодных шин, контактных соединений, вентилей. С особым вниманием проверяют температуру шунтирующих резисторов и делителей защиты от пробоя вентилей: отсутствие их нагрева указывает либо на перегорание, либо на нарушение цепей (пайки, контактов). При обнаружении перегрева вентиля тщательно проверяют качество его «теплового» контакта с охладителем.
Затяжку вентилей проверяют с помощью тарированного ключа, отрегулированного предварительно на срыв при крутящем моменте 8 кг м. Если причиной перегрева вентиля явилось слабое резьбовое соединение, допускается уплотнение путем наложения одного-двух слоев медной фольги на резьбу с предварительной прокаткой ее через фольгу. Такие соединения можно эксплуатировать до ближайшего капитального ремонта, обращая внимание при всех последующих текущих ремонтах на отсутствие перегрева. Если перегревающийся вентиль хорошо затянут, следует щупом толщиной 0,03 — 0,05 мм проверить плотность его прилегания к поверхности радиатора. При обнаружении зазоров следует вывернуть вентиль, выяснить причину и завернуть его вновь. Если зазор отсутствует, а вентиль был перегрет, то его следует заменить новым того же класса и группы. Надежность контактных соединений хвостовиков вентилей с радиаторами проверяют пробной подтяжкой болтов. С помощью омметра (удобнее всего портативного типа Ц-39) проверяют целостность шунтирующих резисторов R цепочек RBCB, сопротивлений связи Rc.
Состояние реле и цепей защиты от пробоя вентилей проверяют визуально. Если по журналу учета или показаниям блинкеров установлено, что были случаи срабатывания защиты от пробоя вентилей, а проверкой определено, что цепи защиты и реле исправны, следует искать пробитые вентили только в «поврежденной фазе». На преобразователях, не оборудованных защитой от пробоя вентилей, проверяют целостность всех вентилей. Для этого в первую очередь используют простейший способ — проверку вентилей с помощью омметра. На исправных неуправляемых вентилях при одной полярности омметр будет показывать КЗ, при другой — «изоляцию», на пробитых вентилях — в обоих случаях либо КЗ, либо «изоляцию». В случае проверки тиристоров на исправных вентилях при любой полярности омметр покажет «изоляцию». Кроме того, следует измерить сопротивление между управляющим электродом и катодом при отсоединенной цепи управления — при исправном тиристоре оно должно быть в пределах от единицы до десятков Ом.
Обнаруженные неисправные вентили заменяют, обращая внимание на состояние контактной поверхности радиатора и плотность затяжки. Поврежденные охладители таблеточных вентилей (тепловые трубки) ремонту не подлежат и должны быть заменены исправными. При замене вентилей следует сделать запись в журнале учета, а также проверить, не заменялись ли во время предыдущих текущих ремонтов вентили в этой же полуфазе.
Без проверки токораспределения допускается замена только одного вентиля в плече выпрямителя, поэтому, если заменены два и более вентилей, то проверяют распределение тока и обратного напряжения.
После выполнения указанных работ очищают от пыли и грязи смотровые стекла аппаратуры и изоляцию шкафа выпрямителя, выпрямительные блоки продувают сжатым воздухом. Вентили и изоляторы очищают мягкой кистью, изолирующие панели, изоляторы шинопроводов — салфеткой, смоченной в бензине или уайт-спирите. Проверяют, очищают от пыли и грязи, протирают и подтягивают крепление ошиновки, анодных кабелей, проходных и опорных изоляторов и заземлений. Исправность цепей вторичной коммутации проверяют визуально, действия блокировок дверей — замыкая вручную, срабатывание защиты от пробоя вентилей — нажимая на якорь реле или подачей напряжения от постороннего источника на лампы фоторезисторов.
При работах в шкафу RC сначала очищают от пыли аппаратуру и изоляцию шкафа, зачищают контакты разъединителя и предохранителей. Проверяют целостность предохранителей, резисторов и конденсаторов RC. Неисправные элементы заменяют. Подтягивают все контактные соединения; проверяют заземления, блокировку дверей шкафа.
Разрядники осматривают, очищают от пыли их изоляцию, проверяют регистраторы срабатывания и их показания. Подтягивают контактные соединения и крепления, заземления. Проверяют сопротивления добавочных резисторов и заменяют неисправные.
Ремонт устройств вентиляции преобразователя начинают с очистки и продувки сжатым воздухом охладительных каналов шкафов, переходных фланцев, рукавов сборного короба и воздуховодов. Проверяют их герметичность, выполняют подтяжку уплотнений. Смазывают подшипники вентиляторов, опробывают движение заслонок воздуховодов и регулируют их положение. Автоматические выключатели и магнитные пускатели вскрывают, зачищают подгары на контактах стеклянной бумагой, подтягивают все болтовые соединения и очищают дугогасительные камеры. Затем проверяют работу вентиляции пробным включением с панели управления. При этом обращают внимание на срабатывание и отпускание ветрового реле, отсутствие подсосов воздуха, которое устраняют шпаклевкой или путем заклеивания щелей плотной парусиной.
Металлоконструкции шкафов выпрямителей, RC, а также панелей управления тщательно очищают от пыли и грязи, зачищают металлической щеткой ржавчину и окрашивают их вновь, с помощью трафарета наносят знаки высокого напряжения, диспетчерские обозначения и другие надписи; заводские таблички очищают от солидола и краски.
По окончании текущего ремонта производят опробование оперативных цепей, то есть включают и отключают выпрямитель в автоматическом и ручном режимах. Имитируя ненормальный режим работы (например, отключив вентиляцию или открыв дверцу ограждения, шкафа), проверяют работу защит и блокировок косвенным методом.
Капитальный ремонт производят в зависимости от результатов испытаний и общего состояния преобразователя. При этом производят разборку преобразователя, ремонт и замену неисправных элементов; испытания проводят в полном объеме.
Внеплановый ремонт производят после срабатывания защит преобразователя и его аварийного отключения, а также по результатам испытаний и после аварийного отключения инвертора.