Колесно-моторный блок
— узел локомотива, состоящий из тягового электродвигателя, зубчатой передачи и колёсной пары и предназначенный для передачи тяговой мощности (крутящего момента) электродвигателя и весовой нагрузки локомотива на колёсную пару. Конструкция колесно-моторного блока зависит от типа подвешивания статора тягового электродвигателя и характера передачи весовой нагрузки локомотива на колёсную пару, от силы тяга, тормозной силы поезда, воздействия рельсового пути на колёсную пару и т. п. На грузовых локомотивах применяется опорно-осевое подвешивание (см. рис.), когда статор двигателя опирается через упругие элементы локомотивной тележки на раму или траверсу и через моторно-осевые подшипники — на ось колёсной пары.
Колёсно-моторный блок тепловоза с опорно-осевым подвешиванием: 1 — моторно-осевой подшипник; 2 — консольные шейки: 3 — ось колёсной пары; 4 — упругие элементы; 5 — шестерня зубчатого тягового редуктора; 6 — зубчатое колесо; 7 — разъёмный кожух; 8 — корпус буксы; 9 — цилиндрические винтовые пружины; 10 — поводок; 11 — колёсная пара; 12 — корпус; Fx — сила тяги;
Рв — весовая нагрузка.
Такую конструкцию колёсно-моторного блока используют на тепловозах серии ТЭЗ, 2ТЭ10Л и др., а также на электровозах ВЛ10, ВЛ80 (маятникового типа), ВЛ22, ВЛ23 и др. (траверсного типа). Крутящий момент передаётся зубчатыми колёсами. На пассажирских локомотивах применяют опорно-рамное подвешивание с полностью подрессоренным двигателем, что значительно снижает воздействие на двигатель неровностей пути. Такие конструкции имеют тепловозы ТЭП60, ТЭГ00, электровозы ЧС, моторные вагоны электропоездов.