Динамико-прочностные испытания подвижного состава
— натурные испытания вагонов и локомотивов для определения их технического состояния В ходе испытаний вагонов оценивают кинематику основные несущих узлов и элементов их конструкции при нормативных и возникающих в процессе эксплуатации нагрузках с последующим сопоставлением результатов с допускаемыми расчётными. Нормативные нагрузки имитируют статическими нагружениями: продольные и вертикальные — на специальных стендах, распорные и местные — с помощью тарированных приспособлений. Нагрузки, возникающие в условиях эксплуатации, имитируют путём динамического испытаний, в цикл которых включают: поездки со скоростями, превышающими конструкционные на 5—10%, по путям различных конструкции и виду в плане, находящимся в разном технического состоянии; соударения вагонов, движущихся с заданными скоростями (обычно до 12 км/ч), которые проводят на стендах-горках; выполнение погрузочно-разгрузочных операций на механизированным устройствах (эстакадах, вагоноопрокидывателях, погрузочных комплексах и т. п.) с помощью кранов (для тяжеловесных штучных и штабельных грузов), а также с использованием самоходных грузов (автомобилей, тракторов и т.п.). При испытаниях измеряют напряжения с помощью тензорезисторов и соответствующих усилителей; нагрузки — тарированными автосцепками- динамометрами и тензорезисторами, размещаемыми по спец. схемам на несущих элементах конструкции, и т. п.; перемещения — прогибомерами; давления — мембранными датчиками, оборудованными тензорезисторами.
При испытаниях локомотивов определяют характер и уровень сил, которые возникают в элементах экипажа в статике и при движении его по железнодорожного пути различных конструкции и технического состояния, а также вид деформаций и уровень напряжений в несущих деталях конструкции под действием этих сил. Проводят статические, ходовые, ударные испытания, исследования кинематики, оценку напряжённого состояния. При статических испытаниях определяют прогибы в системе рессорного подвешивания и уровень напряжений в несущих элементах экипажной части от нагружения их собственным весом оборудования. К статическим относятся также нагрузки и напряжения, возникающие от приложения к экипажной части силы тяги. Сумма напряжений от статических нагрузок учитывается при определении сопротивления усталости конструкции. Ходовые испытания включают исследование кинематического качества конструкции, измерения сил и напряжений при движении экипажа в прямых и криволинейных участках пути в диапазоне скоростей, превышающих конструкционную на 20%. При ударных испытаниях устанавливают уровень напряжений в элементах конструкции экипажа в случае столкновения его с заторможенным составом или при наезде на него одиночно катящегося вагона при нормальной силе удара. Исследование кинематики, т. е. взаимных перемещений элементов экипажа (в ряде случаев положения гребней колёс относительно рельсов в горизонтальной плоскости и траектории движения колёс в вертикальной плоскости), позволяет определить общие закономерности в движении экипажа, достаточность выбранных свободных ходов и зазоров, а также характер возмущений, действующих на экипаж как колебательную систему. Силы, возникающие в экипажной части, измеряют с помощью динамометров или тарированных тензометрических схем, размещённых на деталях конструкции. При наличии упругих связей силы вычисляют как произведение деформаций этих связей, определяемых прогибомерами, на их жёсткость. Оценка напряжённого состояния несущих элементов экипажа и коэф. концентрации напряжений в деталях производится с помощью тензорезисторов.
Измеряемые величины при статических испытаниях записываются в журналы в соответствии с показаниями приборов или на перфоленту, при динамических — на фотоленту шлейфовых осциллографов или на ленту магнитографов. Применение перфолент и магнитных записей обеспечивает возможность обработки результатов испытаний на ЭВМ. Регистрация исследуемых процессов и частичная обработка получаемой информации выполняются комплексом аппаратуры, размещаемой в вагоне-лаборатории. Анализ материалов испытаний позволяет выявить соответствие экипажа критериям, установленным технического условиями и др. нормативными документами.
Рубрики