Ходовыми частями (тележками) называются устройства, которые обеспечивают безопасное движение вагона по рельсовому пути, с минимальным сопротивлением и необходимой плавностью хода.
Ходовые части грузовых вагонов конструктивно выполняются в виде тележек, которые устойчиво стоят на рельсовом пути, могут свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости относительно рамы, что очень важно при движении вагона по кривым малого радиуса и стрелочным переводам.
Тележки так соединяются с рамой вагона (через систему пятник-подпятник), что их можно быстро выкатить из-под кузова, осмотреть и отремонтировать.
Структуру ходовых частей рассмотрим на примере анализа конструкции наиболее распространенной тележки 18-100 (ЦНИИ-Х3), применяемой на грузовых вагонах Российской Федерации, стран СНГ и Балтии (рис. 1).
Обратите внимание на общий вид тележки 18-100 (ЦНИИ-Х3) (рис. 1 а).
Рис. 1. Тележка модели 18-100:
1 — колесная пара; 2 — боковая рама; 3 — фрикционный клин (гаситель колебаний); 4 — надрессорная балка; 5 — буксовый узел; 6 — тормозная передача; 7 — подпятник; 8— скользун
Видно, что тележка состоит из двух колесных пар с буксовыми узлами, на которые свободно устанавливаются литые боковые рамы с рессорными комплектами и литой надрессорной балкой.
Кузов вагона опирается на тележку через надрессорную балку, снабженную подпятником со шкворнем, а скользуны обеспечивают боковую устойчивость соединения. Кроме того, на боковых рамах тележки устанавливаются элементы тормозной передачи, обеспечивающей регулирование скорости движения и остановку вагона в заданном месте.
Таким образом, рама тележки является базовой частью, которая объединяет в единую систему: колесные пары с буксовыми узлами, рессорное подвешивание, надрессорную балку и навесное тормозное оборудование. Кроме того, надрессорная балка и боковые рамы перераспределяют нагрузку, передающуюся от кузова вагона на буксовые узлы колесных пар и на путь.
Таким образом, структура ходовых частей грузового вагона может быть представлена в виде, показанном на рис 2.
Названия основных составных частей тележки отражают следующее.
Колесной парой называется сборочная единица ходовых частей (тележки), состоящая из оси с напрессованными колесами на ее подступичные части.
Буксовым узлом называется устройство с подшипниками, обеспечивающее трансформацию вращательного движения колесной пары в поступательное перемещение вагона, с минимальным сопротивлением.
Рессорным подвешиванием (комплектом) называется устройство, состоящее из упругих элементов (например, пружин или других типов), гасителей колебаний (демпферов) и ограничителей перемещений, обеспечивающее необходимую плавность хода вагона.
Гасителем колебаний (демпфером) называется устройство, обеспечивающее уменьшение амплитуд колебаний (гашение) вагона, за счет преобразования кинетической энергии колебаний в тепловую энергию и рассеивания ее в окружающую среду.
Рамой тележки называется базовая часть, в данном случае, состоящая из двух боковых рам, которая объединяет в единую систему колесные пары с буксовыми узлами, рессорное подвешивание, надрессорную балку и навесное тормозное оборудование.
Надрессорной балкой называется несущий элемент тележки, выполненный в виде пустотелой литой балки, опирающийся на рессорные комплекты, и снабженной подпятником (опорное соединение) со шкворнем (стержень — предохранитель саморазборки) и скользунами, что обеспечивает перераспределение нагрузок от кузова вагона на рессорные комплекты.
Нагрузка от кузова через пятник на раме вагона передается на подпятник надрессорной балки и далее на рессорные комплекты, боковые рамы, буксовые узлы, колесные пары и на рельсовый путь (см. рис. 2).
Рис. 2. Структура ходовых частей (тележек) грузовых вагонов