Подвижной состав железных дорог оборудован воздухопроводом, который предназначен для обеспечения сжатым воздухом запасных резервуаров и тормозных цилиндров, расположенных на локомотивах и вагонах, и одновременно является основным элементом дистанционного управления тормозами путем изменения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали. При понижении в ней давления происходит торможение, при повышении отпуск тормозов.
К арматуре относятся соединительные рукава (резиновые), краны, пневматические и электропневматические клапана, маслоотделители, фильтры и пылеловки
Воздухопровод от источника сжатого воздуха (компрессора) до крана машиниста принято называть питательной магистралью, а за краном машиниста тормозной. Магистраль между кранами № 254 вспомогательного тормоза локомотива или от крана до тормозных цилиндров называется импульсной
На локомотивах, моторвагонном подвижном составе и на вагонах применяют стальные бесшовно холоднодеформированные трубы по ГОСТ 8733 — 87 или стальные усиленные оцинкованные — по ГОСТ 8262 — 75. В СССР с 1948 г. для тормозной магистрали применяют трубы диаметром 1, 25 с условным проходным сечением диаметром от 32 до 34 мм вместо ранее применявшегося воздухопровода диаметром 1″ (25,4 мм) Предельные отклонения по наружному диаметру и толщине стенки трубы приведены в табл. 97.
Условные обозначения резьб труб приняты следующие: трубная цилиндрическая — G1/2-В (ГОСТ 6357 -81); трубная коническая R1/2 или Rc1/2″ (ГОСТ 6211 — 81); коническая дюймовая с углом профиля 60° — К3/4 (ГОСТ 6111 52).
Для тормозной и питательной магистралей рекомендуются только усиленные оцинкованные трубы.
Соединительные части из ковкого чугуна с цилиндрической резьбой для трубопроводов применяют по ГОСТ 8943 — 75, ГОСТ 8944 — 75, ГОСТ 8946 — 75 — ГОСТ 8963 — 75. Соединение трубопровода с концевым краном рекомендуется по ГОСТ 21856 — 78.
Корпусные детали (штуцера, угольники, тройники, крестовины и заглушки) для соединения трубопроводов (резьбовые) применяют по ГОСТ 21856 — 78 ГОСТ 21873 — 78.
Шароконусные соединения труб для локомотивов приведены на рис. 150.
Рис. 150. Шаровоконусные соединения труб на локомотивах:
а — промежуточное; б -ввернутое с цилиндрической резьбой; в — ввернутое с конической peзьбой; г — ответвленное, приваренное к трубе; д — ответвленное, приваренное к плоскости
Т а б л и ц а 97. Отклонения труб по наружному диаметру и толщине стенки (ГОСТ 8734 — 75 и ГОСТ 9567 — 75), мм
Размеры стальных усиленных оцинкованных труб приведены в табл 98, а диаметры труб, допускаемых при оборудовании локомотивов, в табл. 99. Ориентировочная длина тормозной магистрали вагона и ее объем приведены в табл. 100, а объем I м трубы в табл. 101
Таблица 98. Размеры стальных усиленных оцинкованных труб (ГОСТ 3262 — 75)
Таблица 99. Диаметры труб, допускаемые при оборудовании локомотивов
Таблица 100. Длина и объем тормозной магистрали вагонов, электро-, дизель-поездов, электровозов, тепловозов
Примечания. I. Длина 10-вагонного электропоезда ЭР2 (ЭР9П) 201,5 м, 8-вагонного электропоезда ЭР22 — 200,45 м, дизель-поезда ДР1 — 103,2 м. 5-вагониой рефрижераторной секции Брянского завода — 108,5 м и завода Дессау — 93,5 м, 23-вагонного рефрижераторного поезда — 384 м и 12-вагонного — 225 м.
2. Длина тормозной магистрали больше длины вагона, определяемой между центрами головок автосцепа, у грузовых вагонов на 0,3-0,4 м, у пассажирских — на 0,5 м, у нагонов электросекций и электропоездов, кроме ЭР22 и ЭР200, — на 0,4 м, у вагонов рефрижераторных поездов — на 0,9 м.
3. На локомотивах и дизель-поездах длина тормозной магистрали значительно превышает длину по центрам автосцепок (до 10 м).
Таблица 101. Объем I м трубы