Применяемые на подвижном составе железных дорог тормозные цилиндры предназначены для передачи давления сжатого воздуха, поступающего в них при торможении и прижатии тормозных колодок к колесам Цилиндры обеспечивают работоспособность при температуре ±55 °С. Их герметичность проверяют при давлениях воздуха 0,5; 4,0 и 6,0 кгс/см
2
. Гарантийный срок работы 2 года со дня эксплуатации (со знаком качества 4 года).
Таблица 1. Характеристика и конструктивные особенности тормозных цилиндров
Номер цилиндра |
Диаметр цилиндра, дюйм/мм |
Конструкция соединения штока с поршнем |
Конструкция задней крышки |
Место установки |
10тцг |
10/254 |
Самоуста- |
Крышки нет, корпус с глухим дном |
На тепловозах |
430 |
12/305 |
Жесткая |
С кронштейном мертвой точки |
На паровозах и тендерах |
431 |
12/305 |
» |
С кронштейнами мертвой точки и для тройного клапана |
На электросекциях н пассажирских вагонах |
450 |
12/305 |
> |
С кронштейнами мертвой точки |
На электросекциях |
351 |
13/330 |
Самоуста- |
Крышки нет Корпус с глухим дном |
На паровозах (503Б с 1962 г.) |
435 |
14/356 |
Жесткая |
С кронштейном мертвой точки |
На паровозах, тендерах и четырехосных грузовых вагонах |
Номер |
Диаметр |
Конструкция соединения штока с поршнем |
Конструкция задней крышки |
Место установки |
436 |
14/356 |
Жесткая |
С кронштейнами мертвой точки и для тройного клапана |
На тендерах пассажирских паровозов, электросекциях и пассажирских вагонах |
455 |
14/356 |
Самоуста- |
С кронштейном мертвой точки |
На электровозах |
501, 501Б (рис. 1) |
14/356 |
Жесткая |
С кронштейнами мертвой точки и для тройного клапана |
На тендерах пассажирских паровозов, вагонах электропоездов и пассажирских вагонах (501Б с 1962 г.) |
502, 502Б |
14/356 |
Самоуста- |
С кронштейном мертвой точки |
На электровозах (502Б с 1962 г.) |
504, 504Б |
12/305 |
То же |
То же |
На паровозах и тендерах (504Б с 1962 г.) |
505, 505Б |
12/305 |
С кронштейном мертвой точки и для тройного клапана |
На пассажирских вагонах и вагонах электропоездов (505Б с 1962 г.) |
|
507, 507Б |
10/254 |
» |
Без кронштейна |
На тепловозах (507Б с 1962 г.) |
Рис. 1. Тормозной цилиндр № 501Б диаметром 14″ (356 мм)
Номер |
Диаметр |
Конструкция соединения штока с поршнем |
Конструкция задней крышки |
Место установки |
507В |
10/254 |
То же |
То же |
На электропоездах с регулятором выхода штока |
509, 509Б |
10/254 |
Самоуста |
С кронштейном мертвой точки и для тройного клапана |
На пассажирских вагонах (509Б с 1962 г.) |
510Б |
10/254 |
Самоуста- |
С кронштейном мертвой точки |
На грузовых вагонах (с 1962 г.) |
188, 188Б (рис. 2) |
14/356 |
Самоуста- |
То же |
На четырехосных грузовых вагонах (188Б с 1962 г.) и на электросекциях |
519Б |
16/400 |
То же |
На шести — и восьмиосных грузовых полувагонах и цистернах с 1962 г. |
|
ТЦР-3 |
8/203 |
Со встро- |
Сварной, штампо- |
На электропоездах |
(рис. 4, о) |
енным регулятором |
ванный |
с) Ρ??χ). Максимальный ход поршня 50 мм, рабочий — до 25 мм |
|
ТЦР-10 (рис. 4, б) |
10/254 |
То же |
То же |
На некоторых тепловозах |
45, 45А |
10/254 |
Шарнир |
На дизель-поездах ДР |
|
316-30-40 |
10/254 |
То же |
То же |
|
553 |
8/203 |
» |
» |
На тепловозах М62 с 1964 г. |
578 |
10/254 |
* |
» |
На электропоездах ЭР25 с 1968 г. (на экспорт) |
503Б |
12/305 |
Жесткая |
С кронштейном мертвой точки |
На электросекциях |
511Б |
3/203 |
» |
То же |
На промышленных локомотивах |
Примечания. 1. Тормозные цилиндры № ТЦР-10, 351 и от 425 до 455 с производства сняты.
- Тормозные цилиндры № 501 — 509 без индекса Б с производства сняты и заменены номерацией с индексом Б (с манжетами кольцевого типа).
- Новые тормозные цилиндры выпускают с канавками для выпуска влаги (конденсата).
- Штампованные тормозные цилиндры приведены в табл. 118а.
- Новые тормозные цилиндры должны отвечать требованиям ГОСТ 3036 — 69.
-
При давлении в тормозном цилиндре 0,5 кгс/см
2
в течение 1 мин и при давлении 4 — 6 кгс/см в течение 3 мин падения давления не должно быть более 0,1 кгс/см
2
. - Ресурс работы тормозного цилиндра 1,5 млн. двойных ходов. Наработка на отказ не менее 200 тыс. двойных ходов.
- Тормозные цилиндры со встроенным регулятором и для дисковых тормозов приведены на рис. 4 и 5.
- Тормозные цилиндры (рис. 6) применяются на вагонах постройки ПНР и СРР.
Рис. 2 Тормозной цилиндр № 188Б диаметром 14″ (356 мм)
Рис 3. Тормозной цилиндр № 519Б диаметром 16″ (400 мм)
Рис 4 Тормозной цилиндр ТЦР-3 со встроенным авторегулятором:
1 — штампованный корпус с приварным дном, 2 — поршень, 3 — стакан регулятора, 4 — пружины, 5 — привалочный фланец, 6 — винт с выходом 120 мм, 7 — сальник, 8 — предохранительный чехол, 9 — винт для регулировки зазора между накладкой и диском
Примечания 1 Максимальный ход поршня у всех тормозных цилиндров 240 мм
- Технические условия 24-95-801 — 83.
- Опытная партия выпущена в 1983 г белевским заводом «Трансмаш»
Таблица 118а Характеристика штампованных тормозных цилиндров
Таблица 119. Объем тормозного цилиндра при разных ходах поршня
Диаметр цилиндра, мм (дюйм) |
Площадь |
Объем вредного пространства, л |
Объем цилиндра, л, при ходе поршня мм (с учетом пространства между крышкой и поршнем) |
|||||
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
|||
203(8) |
324 |
0,7 |
3,13 |
3,84 |
4,75 |
5,56 |
6,37 |
7,18 |
254(10) |
506 |
1,0 |
4,80 |
6,06 |
7,32 |
8,60 |
9,86 |
11.12 |
305(12) |
730 |
1,7 |
7,17 |
9,00 |
10,83 |
12,64 |
14,47 |
16,30 |
330(13) |
855 |
2,0 |
8,41 |
10,55 |
12,69 |
24,82 |
16,96 |
19,10 |
354(14) |
994 |
2,2 |
9,65 |
12,14 |
14,63 |
17,10 |
19,59 |
22,08 |
400(16) |
1257 |
2,5 |
11,93 |
15,07 |
18,21 |
21,35 |
24,49 |
27,64 |
Рис. 5. Тормозной цилиндр № 45а диаметром 10″ (254 мм) для дисковых тормозов:
а — литой фланцевый; б — штампованный сварной
Рис. 6. Штампованный тормозной цилиндр диаметром 14″ (356 мм) на вагонах постройки ПНР и СРР (европейского типа)
Рис. 7. Штампованный тормозной цилиндр № 002 диаметром 14″ (356 мм)
Таблица 2. Давление, при котором перемещается поршень тормозного цилиндра
Номер цилиндра |
Перемещение от задней крышки на торможение, кгс/см |
Перемещение от передней крышки на отпуск, кгс/см |
||
в начале |
в конце |
в начале |
в конце |
|
553 |
0,3-0,5 |
0,5-0,8 |
0,4 — 0,65 |
0,15 — 0,25 |
507Б — 510Б, 007, 011 |
0,2 — 0,3 |
0,4 — 0,6 |
0,3-0,45 |
0,15-0,25 |
504 Б, 505Б |
0,15 — 0,3 |
0,3 — 0,5 |
0,3 — 0,45 |
0,1 — 0,2 |
503Б |
0,1 — 0,2 |
0,35 — 0,45 |
0.25 — 0,4 |
0,05 — 0,1 |
188, 501Б — 504Б, 002, 012 |
0,15-0,3 |
0,3 — 0,4 |
0,25-0,35 |
0,1 — 0,2 |
519 Б, 008 |
0,1 — 0,25 |
0,25 — 0,35 |
0,2 — 0,3 |
0,05 — 0,15 |
Примечание. При температуре -55°С указанные давления при перемещениях могут изменяться в пределах ±0,05 кгс/см
2
.
Таблица 122. Резиновые детали тормозных цилиндров
Таблица 123. Размеры резиновых бортовых воротников тормозных цилиндров
Таблица 124. Диаметр резиновых манжет кольцевого типа тормозных цилиндров и канавок на поршнях
Диаметр цилиндра, мм (дюйм) |
Номер |
Диаметр манжеты (рис. 1 96), мм |
Масса |
Диаметр канавки на поршне (высота канавки |
|||
наружный |
внутренний |
||||||
D |
D1 |
d |
d1 |
||||
203(8) |
511 — 06А |
205 |
191 |
157 |
163 |
220 |
170 |
254(10) |
508-12А |
256 |
242 |
208 |
214 |
260 |
221 |
305(12) |
504-07А |
303 |
293 |
259 |
265 |
312 |
272 |
330(13) |
503-11А |
332 |
318 |
284 |
290 |
340 |
297 |
356(14) |
188-22Б |
358 |
344 |
310 |
316 |
370 |
323 |
400(10) |
519-6 |
402 |
388 |
354 |
360 |
450 |
367 |
Примечания. 1. Манжеты изготавливают из резины марки 7.6659 по ТУ 38-105-1070-76 или марки 7130, группа I.
2 Цилиндр обрабатывают по седьмому классу шероховатости, а канавку под манжету — по пятому классу шероховатости.
Таблица 125. Диаметр резиновых прокладок задних крышек тормозных цилиндров
Диаметр цилиндра, мм (дюйм) |
Номер |
Диаметр, мм (±2,0) |
Масса 1 шт., г |
|
наружный |
внутренний |
|||
203 (8) |
511 — 09 |
217 |
197 |
15 |
254 (10) |
508-08 |
268 |
248 |
19 |
305 (12) |
504-08 |
319 |
299 |
23 |
330 (13) |
503-12 |
344 |
324 |
25 |
356 (14) |
188-23 |
370 |
350 |
27 |
400 (16) |
519-07 |
412 |
392 |
84 |
Примечание. Толщина прокладок (1,5±0,3) мм.
Рис. 195. Бортовой воротник тормозного цилиндра
Рис. 196. Манжета кольцевого типа тормозного цилиндра и ее расположение в цилиндре
Таблица 3. Характеристика пружин тормозных цилиндров