На магистральных железных дорогах эксплуатация контактной сети проводится дистанциями контактной сети. Дистанция входит в состав участков энергоснабжения наравне с другими устройствами электроснабжения: тяговыми подстанциями, постами секционирования, пунктами параллельного соединения, линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и др.
На одну дистанцию контактной сети приходится в среднем развернутой длины контактной сети:
120 км — на двухпутных и многопутных участках при расположении дежурного пункта в середине обслуживаемой зоны; 70 км — на двухпутных и многопутных участках при расположении дежурного пункта в одном конце участка;
80 км — на однопутных участках при расположении дежурного пункта в середине зоны; 50 км — на однопутных участках при расположении дежурного пункта в одном конце участка; 200 км — на крупных узловых станциях.
Объем работ дистанции контактной сети зависит от произведения среднего за год числа пар электропоездов в сутки на развернутую длину контактной сети в километрах и определяет группу сложности (табл. 1).
Дистанции контактной сети, обслуживающие станции стыкования постоянного и переменного тока, относятся к первой группе.
Штат дистанции контактной сети находят на основании расхода трудовых затрат:
0,12 — 0,18 чел. на 1 км развернутой длины контактной сети на текущее содержание и ремонт; 4,2 чел.—на круглосуточное дежурство на дежурном пункте или 2,1 чел, — на круглосуточное дежурство при дежурстве на дому.
Таблица 1. Характеристика групп сложности обслуживания
Линия |
Группа сложности |
|||
I |
II |
III |
||
Двухпутная и многопутная, поездо-км Однопутная, поездо-км |
Более 8000 Более 2000 |
2000-8000 1000-2000 |
Менее Менее |
2000 1000 |
Дежурные пункты дистанций контактной сети строят по типовым проектам и размещают на одной территории с тяговой подстанцией или с конторой участка энергоснабжения. С дежурного пункта должен быть обеспечен быстрый и беспрепятственный выезд восстановительных автомотрисы и автолетучки. На дежурном пункте размещены помещения дежурного и обслуживающего персонажа, мастерские, гараж, складские помещения. При дистанции контактной сети имеется монтажно-восстановительная автомотриса и автодрезина, оборудованная изолированной вышкой, автолетучка и железнодорожная платформа. Также имеется неснижаемый запас материалов, оборудования и приспособлений для восстановительных работ, установленный перечнем, утвержденным МПС.
Примерный штат дистанции контактной сети
Старший электромеханик (при большом объеме работ) … 1
Начальник дистанции 1
Электромеханик 1—2
Дежурный электромеханик . . . 4 — 5
Техник (при большом объеме
работ) 1
Электромонтер:
6-го разряда 1—2
5-го разряда 2—4
4-го разряда 4 — 6
3-го разряда 4 — 6
Дежурный электромонтер (для
круглосуточного дежурства) 4—5 Дежурный водитель автомотрисы 4 — 5
Водитель автолетучки 1
Уборщица 1
Итого: общий штат меняется от 18 до 39 чел.
Автомотриса АТВ укомплектована прожекторами низкого напряжения, электросварочным аппаратом мощностью 12 кВ А радиостанцией, электромегафонами.
Дистанция контактной сети проводит следующие виды работ.
Текущие осмотры. Во время осмотров тщательно проверяют все устройства контактной сети. Выявленные неисправности и дефекты, которые могут привести к нарушению нормальной работы устройств, устраняют после осмотра. Остальные работы включают в объем текущего или капитального ремонта.
Технические данные монтажно-восстановительиой автомотрисы АТВ
Тип двигателя Дизель
УД6-250ТК
Мощность, кВт 170
Род передачи Гидромеханическая
Скорость, км/ч 80
Мощность электростанции,
кВт 50
Напряжение электростанции, В 380
Высота подьема вышки, м 7,6
Напряжение изоляции площадки, кВ 35
Вылет от осевой пути, м до 4
Грузоподъемность крана, т 3
Осмотр проводят как при обходах, осматривая контактную сеть из бинокля, так и при объездах, осматривая с помощью ЛТС или специального фонаря на крыше вагонов. Из последнего контролируют, как правило, качество токосъема. Осмотры и объезды проводят по утвержденным графикам.
Текущие ремонты проводятся бригадами в установленные правилами эксплуатации сроки и в случае необходимости, после выявления во время осмотров повреждений или отклонений от нормального состояния. Порядок работ определяется требованиями технологических и технолого-нормативных карт.
Капитальный ремонт проводится по отдельным указаниям энергоучастка. Объем и сроки капитального ремонта устанавливают в зависимости от степени износа отдельных элементов, которая определяется размером и скоростями движения электропоездов, климатическими условиями, наличием в атмосфере вредных примесей, типами и конструкцией оборудования и элементов контактной сети.
Обеспечение работы контактной сети в тяжелых метеорологических условиях. Контактная сеть подвержена воздействию ветра и гололеда.
Чтобы контактная сеть обеспечивала бесперебойность движения поездов в условиях большого ветра, необходимо соблюдать: нормативное натяжение проводов; проектные расстояния от контактного провода до расположенных под ним устройств; зигзаги у опор и выносы проводов в пролете.
Для борьбы с гололедом применяют: профилактический подогрев, электрическую плавку, механическую очистку, а также химическую очистку.
Для профилактического подогрева, а также электрической плавки гололеда собирают специальные схемы питания контактной сети от тяговых подстанций. Для этого контактная сеть оборудуется добавочными разъединителями.
Аварийно-восстановительный ремонт. При получении извещения об аварии на контактной сети на место аварии выезжает на автодрезине или летучке дежурная бригада. Восстановительный ремонт ведется в такой последовательности:
установление аварии и обеспечение безопасности для окружающего населения;
временное восстановление пути, проход поездов по инерции;
временное восстановление контактной сети, проход поездов с пониженной скоростью;
полное восстановление контактной сети, которое может быть произведено после пропуска поездов в специальное окно в графике движения.
Оценка работы дистанции контактной сети проводится по балльной системе, которая предусматривает проверку состояния контактной сети главных путей с записью на ленту, а также визуальную оценку основных параметров 1 раз в квартал. Отклонение от норм, а также брак в работе оцениваются штрафными баллами. Состояние контактной сети в пределах дистанции, участка электроснабжения оценивают средним баллом £ср, определяемым как
где Ϭ, — штрафной балл; L — длина приведенной контактной сети.
Устанавливают следующие оценки состояния контактной сети, баллы:
До 25 Отлично
25 — 50 …. Хорошо
50—100 . . . . Удовлетворительно
Более 100 . . . Неудовлетворительно
Отдельные нормативы по балльной оценке контактной сети приведены в табл. 2.
Таблица 2. Баллы оценки состояния контактной сети
Показатель |
Отклонение от нормативных параметров |
Баллы |
Зигзаги контактного провода в точках фиксации и выносы |
От -16 до -20 |
50 |
16-20 |
100 |
|
Более —20 |
100 |
|
Более 20 |
200 |
|
Более 50 |
200 |
|
Разность высот контактного провода под фиксаторами у соседних опор, см |
11-15 |
10 |
16-20 |
50 |
|
Более 20 |
200 |
|
Неудовлетворительный проход токоприемника под зажимами |
Один удар |
100 |
Разбитый изолятор |
Один изолятор |
50 |
Брак в работе контактной сети за квартал |
Один брак |
300 |
Прочие повреждения контактной сети за квартал, приведшие |
Одно повреждение |
200 |
Таблица 3. Значения коэффициента К1
Контактная сеть |
А», для |
||
трамвайной сети |
троллейбусной сети |
смешанной сети |
|
Простая поперечина: |
|||
на перегонах |
0,7 |
0,8 |
— |
на узлах |
1 |
1 |
1,4 |
на кронштейнах |
0,7 |
0,7 |
— |
Подвеска на цепных поперечинах: |
|||
на перегоне |
0,9 |
0,9 |
— |
на узле |
1 |
1 |
1,4 |
Цепная (эластичная) |
0,4 |
0,7 |
— |
На наклонных струнах |
0,6 |
0,6 |
— |
В туннелях (цепная) |
— |
1,2 |
— |
Депо и припарковые пути |
0,9 |
0,9 |
— |
Служебные пути |
0,5 |
0,5 |
— |
Подвеска на потолочных |
2 |
2 |
— |
подвесах |
Таблица 4. Значения коэффициента К2
Частота движения |
*2 |
До 10 поездов в час |
0,95 |
До 20 |
1 |
До 30 |
1,05 |
До 40 |
1,1 |
До 50 |
1,15 |
Более 60 |
1,2 |
Грузовые ветки и запасные пути |
0,8 |
Пути депо |
1,15 |
Таблица 5. Учет добавочной трудоемкости от спецчастей
Специальная часть контактной сети |
/пр, км |
Управляемая стрелка |
0,5 |
Сходная стрелка, пересечение проводов трамвая и троллейбуса, пере |
0,2 |
Дистанционно управляемый разъединитель |
0,4 |
Секционный изолятор |
0,05 |
Узел грузовой компенсации |
0,3 |
Таблица 6. Система ремонтов
№ ремонта |
Ремонт |
Периодичность |
0 |
Контрольный осмотр |
2 мес |
1 |
Профилактический ремонт |
1 мес |
1 |
Профилактический ремонт сети трамвая и троллейбуса |
6 мес |
2 |
Средний ремонт сети при цепной подвеске |
4 года |
2 |
Средний ремонт при других видах подвесок |
3 года |
3 |
Капитальный ремонт сети при цепной подвеске |
12 лет |
3 |
Капитальный ремонт при других видах подвесок |
9 лет |
На городском электрическом транспорте для эксплуатации контактной и кабельной сетей организуется структурное подразделение — служба контактной и кабельной сети. Служба подразделяется на участки и районы. Участки закрепляются за бригадами. За районами или участками закрепляется определенной длины контактная сеть в условных километрах.
Район имеет производственные помещения, монтажный транспорт, механизмы (автомашины-вышки, обычные автомашины, автокраны), приспособления и комплекты инструментов, запас материалов и спецчастей. Район выполняет все виды осмотров, профилактических и текущих ремонтов, регулировочные и измерительные работы, переустройство контактной сети. Для аварийно- восстановительного ремонта в специальных пунктах осуществляется круглосуточное дежурство бригад.
Исправное состояние контактной сети ГЭТ обеспечивается выполнением работ, предусмотренных системой ремонтов (табл. 6).