Устройство переключения воздуха УПВ-5
Устройство переключения воздуха УПВ-5 (рис. 157) предназначено для изменения направления потока воздуха, поступающего от вентилятора к выпрямительной установке или к тормозным резисторам.
Технические данные
Номинальное давление сжатого воздуха п цилиндре привода………..•……….5 кгс/см2
Время переключения заслонки………..Не более 1,5 с
Номинальное напряжение постоянного тока кулачковых элементов блокировочного устройства …….. 110В
Номинальное напряжение постоянного тока катушек электромагнитных вентилей………….50 В
Устройство переключения воздуха состоит из металлического 1 и изоляционного 2 патрубков, составляющих единый корпус, внутри которого па валу установлена заслонка 3, изменяющая направление потока воздуха, и механизма поворота заслонки (привода) 4.
Механизм поворота заслонки смонтирован па металлическом патрубке и состоит из следующих основных узлов: электрической блокировки 6, зажимов контактных 7, фиксатора 8, электропневма-тнческого привода 10 и рычажного механизма 5, соединенного со штоком привода шарнирной тягой 9.
Рычажный механизм (рис. 158) состоит из поводка 4, насаженного на вал заслонки, и рычага 3, свободно надетого на поводке. Движение от привода па поводок и вал заслонки передается через специальные болты 1, закрепленные на рычаге гайками 2.
Электрическая блокировка 6 (см. рис. 157) выполнена из двух блоков кулачковых контакторов, установленных на общей боковине. Валики, вращающие кулачковые шайбы, при помощи шестерни и зубчатого сектора соединены с валом заслонки.
Выводы катушек электромагнитных вентилей и кулачковых контакторов соединены монтажными проводами и выведены на клеммы контактных зажимов 7, служащих для подключения проводов внешнего монтажа. Схема соединения проводов показана па рис. 159.
Для удержания заслонки в крайнем верхнем положении при отсутствии сжатого воздуха в приводе предусмотрен фиксатор # (см. рис. 157), состоящий из фигурного рычага с отжимной пружиной. Конструкция фиксатора представляет собой самостоятельный узел н монтируется на боковине патрубка с помощью болтов.
Электроппевматическпн привод (рис. 160) состоит из цилиндра 12, крышек 1 и 11, воздухораспределительной коробки 8, поршня 3, штока 15, тяги 16 и двух электромагнитных вентилей 9. Уплотнение штока и поршня выполнено резиновыми манжетами 5 и 13. Места соединения деталей привода уплотнены резиновыми кольцами 2, 6 и 7. Для смазки поверхностей цилиндра и штока в поршне 3 и крышке 11 установлены масленка и смазочные кольца 4 и 14. Дросселирующие втулки 10 , обеспечивают необходимое время переключения заслонки.
Корпус УПЗ-5 (рис. 161) имеет три прямоугольных окна. Боковое окно предназначено для входа охлаждающего воздуха от вентилятора, верхнее и нижнее окна являются выходными; через них воздух в зависимости от положения заслонки 2 может поступать в выпрямительную установку или в блок тормозных соединений. Заслонка закреплена на ва-
лу с помощью специального болта 1. Для выравнивания потока воздуха в корпусе установлены направляющие лопатки 3.
Кинематическая схема устройства переключения воздуха показана на рис. 162. При подаче напряжения на один из электромагнитных вентилей 2 сжатый воздух поступает в рабочий объем цилиндра привода 1. Поршень под действием сжатого воздуха через шарнирную тягу 8 и рычаг 3 создает вращающий момент на валу 4 заслонки 5, поворачивая последнюю в одно из крайних положений. Одновременно через зубчатый сектор 6 вращение вала 4 заслонки 5 передается на шестерни блокировочного устройства 7, которые поворачивают кулачковые шайбы контакторов, обеспечивая их переключение. В случае необходимости переключение аппарата можно производить вручную ключом 5=36 мм, используя гайку на конце вала заслонки.
Герметичность пневматического привода проверяется утечкой сжатого воздуха из резервуара емкостью 1 л.
Регулирование блокировочного устройства производите в следующем порядке: перед установкой блокировочного устройства
(рис. 163) на аппарат шестерни 2 введите в зацепление между собой так, чтобы контрольные отверстия А на боковине 3 и Б в шестернях соответственно совмещались, а пазы В на кулачковых валах блокировок располагались относительно меток Г на корпусе, как указано на рисунке. После этого блокировочное устройство введите в зацепление с зубчатым сектором в положении аппарата Тяга и проверьте диаграмму коммутационных положений блок-контактов согласно рис. 164. При несоответствии отрегулируйте, регулирование произведите изменением длины тяги 9 (см. рис. 157).
Если угол, указанный на диаграмме, окажется больше при замере, то шарнир, расположенный на конце тяги, вывинтите (тягу удлините); если же угол в результате замера окажется меньше, чем необходимо, то шарнир ввинтите (тягу укоротите). Один поворот шарнира на 180° вокруг своей оси соответствует двум градусам на диаграмме.
Зазоры между боковыми стенками патрубка и заслонкой должны быть равномерными.
Регулировку производите перемещением заслонки вдоль оси вала, предварительно отвернув гайку и выбив болт специальный 1 (см. рис. 161). В эксплуатации периодически производите проверку параметров технического состояния аппарата, перечень проверок приведен ниже.