Рубрики
ВЛ80Т

Электровоз ВЛ 80Т — Электродвигатель П11М


Электродвигатель постоянного тока Г111М (рис. 42) предназначен для привода вспо.мо1 ательного компрессора подъема пантографа в случае отсутствия сжатого воздуха в пневматической системе электровоза.

Технические данные

Мощность . . … ….. 0,5 кВт

Напряжение……… . . . 50 В

Ток……………….. 14,8 Л

Режим работы……………. Кратковременный

Частота вращения………….. 2800 об/мин

Класс изоляции ………… В

Масса……………….. 18 кг

Исполнение двигателя защищенное, горизонтальное, на лапах, с малым фланцем со стороны свободного конца вала, на двух щитовых подшипниках качения, с одним свободным концом вала.

Станина стальная, сварная. В станине смонтированы два главных полюса и один добавочный. Сердечники главных и добавочных полюсов набраны из листов электротехнической стали толщиной 2 мм. Сердечник якоря набран из листов электротехнической стали Э-12 толщиной 0,5 мм. Обмотка якоря всыпная, закреплена в пазах клиньями.

Якорь п полюсные катушки пропитаны в лаке МЛ-92 и окрашены эмалью ПК.Э-22. Якорь балансируется грузами в двух плоскостях. Остаточный небаланс со стороны коллектора не более 34,5 гс-мм, со стороны вентилятора не более 45,7 гс-мм. Коллектор выполнен на пластмассе АГ-4-В. На валу со стороны, противоположной коллектору, расположен вентилятор.

Обмоточные данные полюсных катушек и якоря приведены в табл. 12, а схема соединения обмоток представлена на рис. 43.

86

Таблица 12

Силуминовые подшипниковые щиты армированы стальными кольцами для установки подшипников. Со стороны коллектора установлен шарикоподшипник 6-302, а со стороны свободного конца вала — 6-304. В электродвигателе предусмотрена возможность замены смазки подшипниковых узлов без их разборки.

Траверса силуминовая, новоротная, на ней при помощи изолированных пальцев закреплены две пары щеткодержателей. В окна щеткодержателей вставлены четыре щетки марки ЭГ-4 размером 8Х X10X25 мм. Нажатие щетки на коллектор 120- 160 гс. Положение щеток на коллекторе можно изменять поворотом траверсы и установкой прокладок между изолирующими шайбами и щеткодержателями.

Выводная панель изготовлена из прессмате-риала марки К-21-22, коробка выводов имеет шесть выводных болтов. При помощи установки перемычек достигается необходимое направление вращения двигателя.

Техническое обслуживание. Произведите внеш-


ний осмотр электродвигателя, проверьте крепление его к каркасу и состояние заземления.

Техническое обслуживание коллектора. Поверхность коллектора должна быть гладкой, отполированной и иметь красноватый цвет с фиолетовым оттенком. При загрязнении коллектор протирайте чистой, мягкой неволокнистой салфеткой, слегка смоченной в бензине или спирте.

Если на поверхности коллектора имеются значительные следы обгара, производите чистку стеклянной бумагой № 180-220, навернутой на деревянную колодку, хорошо пригнанную по окружности коллектора. Шлифование коллектора без колодки недопустимо. Шлифование можно производить при полных оборотах машины без нагрузки.

Если в результате износа коллектора поверхность меди сравнялась с межламельной миканитовой изоляцией, коллектор нродо-рожьте на глубину 1 -1,5 мм, после чего дорожку прочистите щеткой и коллектор прошлифуйте.

Интересно почитать:   Электровоз ВЛ 80Т - Резисторы балластные

Если путем шлифования коллектор невозможно привести в нормальное состояние, то его поверхность проточите и затем прошлифуйте. Проточку коллектора производите только в холодном состоянии острым резцом. Коллектор при проточке не должен иметь осевых перемещений. При шлифовке коллектора для предотвращения попадания внутрь машины медной пыли катушки и обмотку якоря оклейте бумагой, а по окончании шлифовки продуйте машину сжатым воздухом.

На торце коллектора имеется риска предельного износа, до которой можно протачивать коллектор.

Техническое обслуживание щеткодержателей и щеток. Износившиеся щетки заменяйте новыми. Вновь устанавливаемые щетки должны быть притерты к коллектору до полного их прилегания.

Щетки притираются мелкой стеклянной шкуркой зернистостью № 46-220.

Щетки должны свободно передвигаться вдоль обоймы (без заеданий) и в то же время не должны иметь люфт более допустимого. При замене щеток проверяйте: положение жгутика, он не должен препятствовать свободному перемещению щеток в обойме; крепление кабелей к щеткодержателям; положение траверсы (нормальное положение траверсы обозначено яркой красной полоской, нанесенной на щитке и на траверсе).

Характерные неисправности и методы их устранения приведены в табл. 13.

Текущий ремонт ТР-1 (ТР-2). Проверьте на слух в течение 3- 5 мин работу подшипников, обратите внимание, нет ли посторонних шумов и стуков. При обнаружении неисправностей замените электродвигатель.

Произведите внешний осмотр двигателя и очистите от пыли и грязи. Снимите крышки 11 и продуйте сжатым воздухом давлением 1,5-2 кгс/см2.

Таблица 13

Продолжение

Осмотрите заземление и проверьте качество контакта на зажигание лампочки напряжением 36 В.

Проверьте весь крепеж двигателя (доступной части), в том числе и крепление двигателя к каркасу, при необходимости подтяните его. Проверьте крепление шкива на валу двигателя.

Осмотрите коллектор, щетки и щеточный аппарат, проверьте закрепление траверсы. Удалите пыль на поверхности коллектора и с пальцев щеткодержателей чистой, мягкой, неволокнистой сухой салфеткой, слегка смоченной в бензине или спирте.

Сняв крышку выводной коробки, проверьте состояние наконечников на выводных кабелях, контактные соединения, при необходимости подтяните их. Протрите панель выводов сухой, чистой ветошью.

Проверьте сопротивление изоляции двигателя мегомметром на 500 В. При сопротивлении в нагретом состоянии менее 0,5 МОм, а в холодном (при 20°С) менее 16 МОм двигатель сушите.

Добавьте смазку в подшипники согласно карте смазки.

Замените при необходимости щетки.

В случае выработки коллектора свыше 0,5 мм при ТР-2 проточите коллектор и продорожьте его.

Проверьте нажатие щеток на коллектор. Негодные пружины замените.

Текущий ремонт ТР-3. Разберите двигатель, очистите его от грязи и пыли. Разборку ведите в следующей последовательности. Снимите крышку 11 (см. рис. 42), ослабьте гайки, крепящие траверсу 5, поднимите щетку 10 и отсоедините кабели от траверсы. Снимите болты, крепящие крышку 2, и болты, крепящие подшипниковые щиты 6 и 16 к станине 15.

Интересно почитать:   Электровоз ВЛ 80Т - Прекращение работы

Снимите подшипниковый щит 6, избегая перекосов.

Отожмите подшипниковый щит 16 от станины, используя отжимные болты; выньте якорь 13 с подшипниковым щитом 16 в сторону, противоположную коллектору. Коллектор предварительно оберните бумагой, чтобы избежать повреждения его поверхности.

Снимите при необходимости подшипниковый щит 16 с подшипника, предварительно отвернув болты, крепящие крышку 20; якорь положите па верстак, свесив вентилятор.

После разборки осмотрите и проверьте на соответствие чертежам все детали; если в деталях будут заметны трещины, то их заварите или замените детали новыми.

Проверьте состояние свободного конца вала и шпонки, забоины устраните.

Проверьте состояние изоляции и бандажей обмотки якоря, полюсных катушек, соединительных и выводных кабелей. При ослаблении бандажей или повреждении обмотки якоря, полюсных катушек их направьте в ремонт. Поврежденные кабели замените или занзолируйте одним слоем стеклолакотканевой ленты ЛСЭ 105/130 толщиной 0,2 мм ГОСТ 10156 70 и одним слоем стекло-ленты ЛЗС 0,1X20 мм ГОСТ 5937 -68 с последующим покрытием изоляционным лаком.

Проверьте качество пайки наконечников на кабелях и качество пайки обмотки к коллекторным пластинам.

Проверьте закрепление клиньев в пазах якоря, ослабленные клинья выбейте из пазов, подложите под них необходимое количество прокладок из стекломиканита толщиной 0,3 мм и установите вновь.

Покройте якорь и полюсные катушки эмалью ПКЭ-22 дважды, предварительно просушив их.

Проверьте состояние балансировочных грузов, при их ослаблении якорь балансируйте, грузы закрепите.

Проточите коллектор и продорожьте.

Проверьте состояние щеток и щеточного аппарата, нажатие щеток на коллектор, негодные пружины щеткодержателя замените.

Покройте текстолитовый штырь щеткодержателя лаком МЛ-92.

Проверьте состояние напели выводов.

Замените при необходимости резиновые втулки, армирующие отверстия для выводных кабелей, уплотняющие прокладки на крышке коробки выводов и коллекторных люков.

Промойте, в бензине и осмотрите подшипниковые узлы. При износе сверх допустимых размеров посадочные места под подшипники нрохромируйте и прошлифуйте до чертежных размеров. Замените при необходимости подшипники.

Проверьте сопротивление изоляции обмотки якоря и полюсных катушек мегомметром па 500 В, испытайте их электрическую прочность относительно корпуса и проверьте отсутствие межвит-ковых замыканий.

Окрасьте электродвигатель внутри и снаружи, место под заземление зачистите.

Соберите электродвигатель. Сборку ведите в последовательности, обратной разборке. Подшипники па вал устанавливайте подогретыми до температуры 80-90°С. Смазкой заполните все свободное пространство подшипников и подшипниковые камеры на 2/з объема (согласно карте смазки). Траверсу 5 устанавливайте в подшипниковый щит 6 по метке предприятия-изготовителя.

После сборки проверните якорь вручную, убедитесь в его свободном вращении и включите электродвигатель на 5-10 мин на пониженное напряжение для равномерного распределения смазки и прослушивания работы подшипников. Перед включением электродвигателя станину заземлите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности