Блок сигнализации ЗВИП-913
Блок сигнализации ЗВИП-913 предназначен для сигнализации о пробое одиночных тиристоров в плечах одного преобразователя ВИП2-2200М. Технические данные блока следующие:
Номинальное напряжение, В……………… 1230+^д
Напряжение питания переменного тока частотой, 50 Гц, В. . . . 380+^20
Конструкция и принцип действия. Блок сигнализации ЗВИП-913 состоит из двух панелей (рис. 64, 65), на которых установлены трансформатор питания ТР1-{5); трансформаторы-датчики ТР2- ТР9; выпрямительные мосты Д9-Д36; Д1-Д4 (6); реле пробоя вентилей РВП-396 (12); тумблеры В1-В8; магнитный усилитель ТУМ(10), резисторы Я5-Р6, ЯВ-Я9, Р21-Р24. В верхней части панели имеются 13 шпилек для подсоединения проводов высокого напряжения, соединяющих блок с цепями преобразователя, в правой — рейка зажимов (13) для подсоединения низковольтных цепей сигнализации.
Блок сигнализации пробоя тиристоров работает следующим образом (см. рис. 65). Тиристоры и шунтирующие их резисторы (блоков БВН1 и БВН2) каждого плеча преобразователя и соответствующие резисторы блока сигнализации образуют измерительный мост, в диагональ которого включена первичная обмотка трансформатора-датчика. При нормальном состоянии тиристоров все мосты балансируются (с помощью регулируемых резисторов ЯЗ, Ю2, Р13, Я19, Я20, Я4, Р.25, Я26) так, чтобы ток в диагонали моста был равен нулю. Параметры резисторов в мостах блока учитывают как разное число последовательно включенных в плечах
Рис. 64. Панель сигнализации ЗВИП-913:
1,2 — панели; 3, 9 н 11 — резисторы; 4 — предохранитель; 5 — трансформатор; 6 — диоды; 7 — скоба с тумблерами; в — конденсатор; 10 — магнитный усилитель; 12 — реле РПВ-396; 13 — рейка зажимов
Рис. 65. Электрическая принципиальная схема блока сигнализации ЗВИП-913
тиристоров (два — в плечах 5, 6; три — в плечах 1-4, 7, 8) и возможные разбросы параметров самих тиристоров и резисторов блоков БВН преобразователя.
В случае пробоя тиристора в любом плече преобразователя (например, в плече 3) баланс напряжений в соответствующем мосте нарушается, и на обмотках трансформатора-датчика Тр2 появляется напряжение небаланса. Вторичные обмотки всех трансформаторов-датчиков включены на выпрямительные мосты (Д5-Д8, Д9-Д12, Д13-Д16, Д17-Д20, Д21-Д24, Д25-Д28, Д29-Д32, Д35-Д36), которые на стороне выпрямленного напряжения запа-раллелены и работают по схеме ИЛИ. Их общей нагрузкой являются соединенные последовательно обмотки управлений (ЗК-ЗН, 4К-4Н, 5К-5Н, 6К-6Н, 7К-7Н) магнитного усилителя ТУМ-ЗА-11, работающего в релейном режиме. Поэтому нарушениебаланса напряжений хотя бы в одном мосте приведет к протеканию тока в обмотках управления магнитного усилителя. После достижения током заданного значения магнитный усилитель намагничивается, ток в цепи его главных обмоток (Al-Xl, А2-Х2, У1-В1, У2-В2) и включенной последовательно с ними катушки реле Р типа РПВ-396 резко возрастает, реле срабатывает, замыкая блок-контактами цепь питания соответствующей (номеру преобразователя) сигнальной лампы на пульте машиниста.
Питание цепей главных обмоток магнитного усилителя и катушки реле Р осуществляется через трансформатор Tpl (380/36 В) и выпрямительный мост Д1-Д4. Регулировку тока срабатывания реле Р производят переменным резистором R7. Для исключения возможности появления опасных перенапряжений в цепях обмоток управления они шунтируются цепочкой R16-C.
Поскольку работа преобразователя ВИП2-2200М при одном пробитом тиристоре в плече допускается, то предусмотрена возможность отключения цепи любого трансформатора-датчика моста, включенного на плечо с поврежденными тиристорами. Поэтому после пробоя тиристора, например, в плече 1 должен быть отключен тумблер В1. В противном случае при пробое еще одного тиристора, но в другом плече этого же преобразователя, сигнализация не сработает, так как реле и сигнальная лампа уже будут находиться во включенном положении из-за наличия постоянного сигнала от трансформатора-датчика Тр2.