Резистор ослабления возбуждения ОПС-438
Назначение. Резистор ослабления возбуждения ОПС-438 (рис. 124, 125) предназначен для изменения частоты вращения якорей тяговых двигателей путем уменьшения тока в обмотках возбуждения тягового двигателя.
Рис. 124. Резистор ослабления возбуждения ОПС-438
Рис. 125. Принципиальная схема резистора ОПС-438
Конструкция. Резистор ослабления возбуждения (см рис. 124) для одного двигателя состоит из двух элементов ЛФ. Элемент выполнен из фехралевой жаропрочной ленты высокого активного сопротивления. Лента 2 изогнута зигзагообразно, в местах ее перегиба установлены стальные держатели 3, которыми лента укреплена на керамических изоляторах 1, набранных на шпильки. Для обеспечения температурной компенсации ленты в держателях предусмотрены овальные отверстия, позволяющие ленте перемещаться. Изоляция элементов рассчитана на 2000 В. Охлаждение естественное. Масса резистора 36 кг. Технические данные ступеней резистора (на один двигатель) приведены в табл.29.
Уход в эксплуатации. В эксплуатации необходимо следить за чистотой изоляции резистора и состоянием крепления всего блока, продувать сухим сжатым воздухом давлением не более 3,5 кгс/см2. Все гайки должны быть затянуты и законтрены.
Таблица 29
Ступень резистора |
Сопротивление, Ом. при 20° С |
Ток продолжительный, А |
||
наименьшее |
среднее |
наибольшее |
||
РО-РЗ |
0,28 |
0,294 |
0,308 |
210 |
Р1-Р2 |
0,0156 |
0,017 |
0,01785 |
325 |
Р2-РЗ |
0,0036 |
0,004 |
0,0012 |
В эксплуатации возможно замыкание витков резистора. При этом ленту или необходимо заменить, или предварительно подогреть до 500-700° С и выровнять. Вырывы и трещины на ленте недопустимы. Наименьший зазор в «свету» между витками должен быть 5 мм. Следует проверять свободный ход держателя, покачивая его в пазу изолятора. Если произошла поломка изолятора, его необходимо заменить. Значения сопротивлений проверять при текущем ремонте ТР-3.